Управление маркетингом образовательных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:14, аттестационная работа

Описание работы

Образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества». Главной целью образования как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности человека как личности, работника, гражданина.
Деятельность любого образовательного учреждения – это, в первую очередь, процесс предоставления образовательной услуги. Что скрывается за термином "образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг?

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………. 3

Образовательная услуга ………………………………………………………. 3

Конкурентоспособность образовательной услуги ……..……………..……. 18
Качество образовательной услуги (Total Quality Management)……………….19
Объекты маркетинга в образовании ……………………………………………22
Инструменты маркетингового анализа:
. Маркетинг – микс……………………………………………………….42
. SWOT-анализ …………………………………………………………..56
. PEST-анализ ……………………………………………………………60
. Модель Портера…………………………………………………………62
. GAP-анализ………………………………………………………………63
Заключение…………………………………………………………………….....75
Список литературы……………………………………………………………...78

Работа содержит 1 файл

переделка_ДИПЛОМ.doc

— 553.00 Кб (Скачать)

      Основными объектами исследований в маркетинге ОУ выступают:

  • характер рыночного обмена ОУ (конкретные объекты обмена в экономические отношения между его участниками) и количественные параметры спроса и предложен ОУ (границы рынка и его сегментов, их ёмкость, в т.ч. по количеству потенциальных обучающихся и с учётом длительности оказания ОУ), окружающая маркетинговая среда, тенденции изменения конъюнктуры ОУ на данном рынке, в сегменте рынка;
  • конкурентоспособность ОУ, включая общеобразовательные, профессиональные, дидактические, экономические и другие сравнительные качественные показатели, в т.ч. нормативные (заданные образовательными стандартами) и патентно-правовые;
  • действующие на рынке образовательного учреждения партнеры (поставщики и посредники), реальные и потенциальные потребители и конкуренты в отношении: вида их хозяйственной (трудовой) деятельности, правового положения, характера собственности и принадлежности капитала (инвестиций) контролю со стороны данного образовательного учреждения, величины задействованных и потенциальных ресурсов, сложившихся традиций, связей, стратегий поведения;
  • возможные стратегии маркетинга, различные варианты тактических решений конкретных, маркетинговых проблем и их взаимоувязки.

      Одним из ключевых понятий маркетинга является понятие окружающей маркетинговой среды (ОМС). ОМС представляет собой совокупность субъектов и сил(факторов), активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга. Принято различать макро- и микросреду. Макросреда включает в себя факторы широкого социального плана: политические, правовые, экономические, демографические, географические, национальные, социокультурные, научно-технические, технологические и др. Ни один из них не замыкается для субъекта маркетинга на одно или несколько юридических (и тем более - физических) лиц, а представляет собой факторы системного, общерыночного действия.

      Образование имеет наиболее широкие, устойчивые и сильные обратные связи со своей макро-ОМС.

      Микросреда  представлена конкретными организациями и лицами. имеющими непосредственное отношение к данному субъекту маркетинга и его возможностям. Микросреда подразделяется на:

  1. факторы, не контролируемые образовательным учреждением (включая конкретных поставщиков, контрагентов, потребителей, конкурентов);
  2. факторы, в определенной степени контролируемые руководством образовательного учреждения (выбор и коррекция сферы деятельности, определение целей учреждения, роль в нем маркетинга; общий уровень профессионализма и маркетинговой культуры персонала и др.) Степень контролируемости этих факторов коррелирует со степенью самостоятельности учреждения;
  3. факторы, подконтрольные службе маркетинга: выбор целевых рынков (сегментов), в т.ч. по размерам, особенностям и глубине разработки; цели маркетинговой деятельности, в т.ч. в отношении имиджа учреждения, путей продвижения ОУ, роли в конкуренции; тип организации маркетинговой службы; расстановка акцентов, выбор средств, внесение корректив в ходе выполнения маркетинговых действий, решения задач.
 

      Конечной целью любого маркетингового исследования является формирование оптимальной стратегии и тактики действий с учетом реально сложившихся и вероятных в перспективе, с одной стороны - комплекса условий и факторов рынка, а с другой -возможностей, потенциала и претензий фирмы-субъекта рынка. Таким образом, совокупность объектов исследования в маркетинге состоит из конкретных рынков и фирм, заинтересованных в оптимизации своего рыночного поведения.

      Исследование  рынка включает в себя комплекс маркетинговых  проблем и проблемных блоков, среди которых: структура, состояние и перспективы развития рынка в целом, а также его основных составляющих: спроса, предложения и механизмов их уравновешивания, балансирования. Среди этих механизмов - ценообразование, коммуникационная деятельность, товародвижение.

      Исследователя рынка интересуют, как правило, конечные потребители и другие покупатели товаров и услуг, имеющиеся у  них (сложившиеся) предпочтения и возможности, активность и потенциал конкурирующих  фирм (производителей и посредников), других субъектов (элементов, факторов) инфраструктуры рынка и окружающей маркетинговой среды, включая действующие на рынке "правила игры".

      Первой  необходимой ступенью изучения рынка, является сегментация рынка. Это  деятельность по классификации потенциальных (включая и реальных) потребителей производимой продукции (услуг) в соответствии с качественной структурой их спроса.

      Сегментация рынка позволяет уточнить и дифференцировать спрос, структурировать его, а в  конечном счете - выявить наиболее подходящие условия (границы сфер действия) для выбора оптимального варианта стратегии и тактики маркетинга.

      Сегмент рынка - это совокупность потребителей, одинаковым образом реагирующих на демонстрируемые (обещаемые) свойства товара (услуги), на побудительные стимулы маркетинга. Сегменты рынка дифференцируются в зависимости от типов потребителей и соответствующих этим типам различиям в потребностях, характеристиках, поведении и мышлении потребителей.

      Деятельность  по сегментированию рынка включает в себя последовательно следующие процедуры:

  • определение принципов сегментации (типов, приоритетов в отношении признаков сегментации, критериев оценки сегментов);
  • составление профилей, диаграмм, матриц, т.е. проведение разбивки рынка в соответствии с определенной пространственной моделью отображения избранных принципов сегментации;
  • оценка степени привлекательности полученных сегментов с помощью избранных критериев оценки;
  • выбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами (услугами) и средствами их продвижения;
  • решение о позиционировании товара (услуги) в каждом из выбранных сегментов рынка, с учетом сравнительных данных и вероятных перспектив;
  • разработка общих черт и составляющих стратегии маркетинга для каждого целевого сегмента.

      Применительно к образовательным услугам существуют три основных типа потребителей, образующих соответствующие рынки: потребители-личности, потребители-предприятия и организации различных форм собственности, органы государственного и регионального, местного управления. Каждый из соответствующих типов рынков обладает своими особенностями, диктует особые требования в отношении маркетинга.

      Рынок, на котором потребителями выступают  личности, сегментируется в соответствии с социально-демографическими, экономическими и культурными критериями.

  1. Важнейшая особенность маркетинга здесь - необходимость иметь депо с широчайшим кругом различных по своим требованиям, вкусам, приоритетам и проблемам потребителей. Поэтому именно здесь сегментация рынка, особенно необходима.
  2. Другая особенность этого рынка - удлиненность, многозвенность и вытекающая отсюда трудная управляемость продвижения продукции. В образовании эта особенность существует в специфическом виде - не как множественность звеньев посредничества при продажах, а как множественность и неформальность источников информации, а также лиц, принимающих участие в принятии решения - родителей и других членов семьи, друзей, знакомых и т.п.
  3. Третья особенность этого рынка - личности, как субъекты принятия решений могут оказаться в наименьшей степени информированы, организованы, целенаправленны в процессе осуществления своего выбора.

      Рынок, субъектами предъявления спроса на котором  выступают фирмы (предприятия и  организации), несомненно, является более  профессиональным - ведь потребители здесь осуществляют свой выбор регулярно, в соответствии с принятыми стратегиями и планами действий. Поэтому и со стороны субъектов, представляющих предложение услуг, он также предполагает больший профессионализм; вместе с тем это упрощает целый ряд процедур.

      Рынок предприятий легче поддается  структуризации, сегментируется по отраслевому и другим признакам. Здесь меньше количество клиентов а их задачи более масштабны. Сказывается и географическая концентрированность этого рынка, по крайней мере в отношении ряда профилей и специальностей подготовки, со стороны территориально -производственных комплексов.

      Можно выделить следующие особенности  рынка предприятий:

  1. Предприятиям и организациям, в отличие от личностей, свойственна относительно низкая выраженность реагирования, эластичность спроса в зависимости от изменений цены на услуги.
  2. Однако действует и другая особенность их спроса: предприятия и организации куда энергичнее реагируют на структурные сдвиги в экономике, соответственно быстро изменяя спрос в отношении профилей и специальностей.
  3. Предприятия активнее, чем личности, взаимодействуют с посредническими структурами: службами занятости, агентствами, непосредственно с образовательными учреждениями и их объединениями, с органами управления образованием.

      Рассмотрим  рынок личностей как конечных потребителей образовательных услуг. Основные признаки, которые могут быть использованы для его сегментации, представлены в таблице в виде факторов (переменных) и значений (интервалов), которые могут характеризовать различия между сегментами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Основные  факторы сегментации рынка образовательных услуг по группам потребителей и наиболее распространенные варианты значений этих факторов. 

Факторы,

переменные

Наиболее  распространенные, рекомендуемые  значения, интервалы  для формирования сегментов рынка  образовательных  услуг 
ГЕОГРАФО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ
Регион Дальневосточной.   Северней,   Восточно-Сибирский,.    Западно-Сибирский,   Уральский, Поволжский, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Северо-Западный,    Центральный,     города: Москва и Санкт - Петербург
Административное  деление Республика, край, область, район, город
Численность населения В тыс. чел. : до 5; 5 - 20; 20 - 100; 100 – 500; 500 - 1000; свыше1000
Плотность населения Промышленный  и культурный центр, город, пригород, сельская местность, мала-насаленные территории
Социально-демографические
Пол Мужской, женский
Возраст Полных лет: до 3; 3-6; 7-11; 12-14; 15-17; 18-20; 2-35; 36-49;50-65; свыше 65
Размер  семьи Человек: 1; 2; 3 - 4; 5 и более
Семейное  положение с учетом возраста детей Молодежь – одинокие; молодежь –семейные без детей; семейные с младшими детьми до 6 лет; семейные с детьми в возрасте от 6 до 13 лет; родители со взрослыми детьми; зрелые семьи, проживающие без детей, пожилые семьи без детей; одинокие пожилые люди
Уровень дохода на семью, душевого дохода 7-10 категорий в тыс. руб., минимальных заработных платах, прожиточных минимумах
Уровень образования Начальное, неполное среднее, среднее, среднее специальное  и неполное высшее, высшее, ученая степень
Виды  занятий профессий Научные работники  НИИ, инженерно технические работники  и рабочие крупных средних  и малых предприятий и организаций  различных форм собственности; работники  торговли и сферы обслуживания, работники сферы образования; руководители
 

      Реальное  использование факторов сегментации рынка происходит чаще всего таким образом, что факторы каждой группы (географические, демографические и др.) используются не сами по себе, а в комбинации с факторами других групп, дополняющими первоначально избранные.

      Географические  факторы сегментации являются наиболее постоянными, долгоживущими, и эта их особенность хорошо сочетается с длительностью цикла оказания образовательных услуг. К тому же географические факторы обуславливают относительную гомогенность контингента обучающихся по факторам культурно-исторических, языковых традиций, весьма значимых для образования.

      Вместе  с тем, учитывая особый статус личности как потребителя ОУ, одновременно выступающего и объектом, и субъектом (партнером) для производителя ОУ, на первый план активно выходят демографические факторы, тесно взаимодействующие, пересекающиеся с психографическими, в том числе с поведенческими факторами, и прежде всего - мотивационной, ценностно-ориентационной окраски.

      Иной  тип сегментации рынка - сегментация по параметрам, потребительским свойствам предлагаемых продуктов, услуг, В общих чертах - это фактически сегментация по типу и силе реакции потребителей на определенные параметры продукта. Она естественно связана с описанной выше сегментацией по группам потребителей, как и с рассматриваемой в дальнейшем сегментацией по конкурентам, по параметрам конкуренции.

      Рынок ОУ сегментируется по таким параметрам ОУ, как уровень образования, профиль  подготовки, уровни фундаментальности, широты образования и глубины  специализации, формы обучения, его сроки (объемы), используемые методы и приемы.

      Для маркетинговых исследований рынков признаки, характеризующие технологию производства продукта, являются нетипичными. Однако в маркетинге образовательных  услуг они приобретают весьма существенную роль в силу специфики объекта образовательного воздействия. Обучаемый, являясь одновременно и субъектом образовательного процесса, и потребителем ОУ, демонстрирует неравнодушие, элективность именно в отношении применяемых технологий образования, форм, методов, приемов обучения.

      Вслед за уровнем образования (дошкольное, школьное, вузовское и др.) главный  параметр, по которому может производиться  сегментация рынка ОУ,- это содержание, профили, группы специальностей подготовки.

Информация о работе Управление маркетингом образовательных услуг