Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:14, аттестационная работа
Образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества». Главной целью образования как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности человека как личности, работника, гражданина.
Деятельность любого образовательного учреждения – это, в первую очередь, процесс предоставления образовательной услуги. Что скрывается за термином "образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг?
Введение…………………………………………………………….…………. 3
Образовательная услуга ………………………………………………………. 3
Конкурентоспособность образовательной услуги ……..……………..……. 18
Качество образовательной услуги (Total Quality Management)……………….19
Объекты маркетинга в образовании ……………………………………………22
Инструменты маркетингового анализа:
. Маркетинг – микс……………………………………………………….42
. SWOT-анализ …………………………………………………………..56
. PEST-анализ ……………………………………………………………60
. Модель Портера…………………………………………………………62
. GAP-анализ………………………………………………………………63
Заключение…………………………………………………………………….....75
Список литературы……………………………………………………………...78
Основными объектами исследований в маркетинге ОУ выступают:
Одним из ключевых понятий маркетинга является понятие окружающей маркетинговой среды (ОМС). ОМС представляет собой совокупность субъектов и сил(факторов), активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга. Принято различать макро- и микросреду. Макросреда включает в себя факторы широкого социального плана: политические, правовые, экономические, демографические, географические, национальные, социокультурные, научно-технические, технологические и др. Ни один из них не замыкается для субъекта маркетинга на одно или несколько юридических (и тем более - физических) лиц, а представляет собой факторы системного, общерыночного действия.
Образование имеет наиболее широкие, устойчивые и сильные обратные связи со своей макро-ОМС.
Микросреда представлена конкретными организациями и лицами. имеющими непосредственное отношение к данному субъекту маркетинга и его возможностям. Микросреда подразделяется на:
Конечной целью любого маркетингового исследования является формирование оптимальной стратегии и тактики действий с учетом реально сложившихся и вероятных в перспективе, с одной стороны - комплекса условий и факторов рынка, а с другой -возможностей, потенциала и претензий фирмы-субъекта рынка. Таким образом, совокупность объектов исследования в маркетинге состоит из конкретных рынков и фирм, заинтересованных в оптимизации своего рыночного поведения.
Исследование рынка включает в себя комплекс маркетинговых проблем и проблемных блоков, среди которых: структура, состояние и перспективы развития рынка в целом, а также его основных составляющих: спроса, предложения и механизмов их уравновешивания, балансирования. Среди этих механизмов - ценообразование, коммуникационная деятельность, товародвижение.
Исследователя рынка интересуют, как правило, конечные потребители и другие покупатели товаров и услуг, имеющиеся у них (сложившиеся) предпочтения и возможности, активность и потенциал конкурирующих фирм (производителей и посредников), других субъектов (элементов, факторов) инфраструктуры рынка и окружающей маркетинговой среды, включая действующие на рынке "правила игры".
Первой необходимой ступенью изучения рынка, является сегментация рынка. Это деятельность по классификации потенциальных (включая и реальных) потребителей производимой продукции (услуг) в соответствии с качественной структурой их спроса.
Сегментация рынка позволяет уточнить и дифференцировать спрос, структурировать его, а в конечном счете - выявить наиболее подходящие условия (границы сфер действия) для выбора оптимального варианта стратегии и тактики маркетинга.
Сегмент рынка - это совокупность потребителей, одинаковым образом реагирующих на демонстрируемые (обещаемые) свойства товара (услуги), на побудительные стимулы маркетинга. Сегменты рынка дифференцируются в зависимости от типов потребителей и соответствующих этим типам различиям в потребностях, характеристиках, поведении и мышлении потребителей.
Деятельность по сегментированию рынка включает в себя последовательно следующие процедуры:
Применительно
к образовательным услугам
Рынок,
на котором потребителями
Рынок, субъектами предъявления спроса на котором выступают фирмы (предприятия и организации), несомненно, является более профессиональным - ведь потребители здесь осуществляют свой выбор регулярно, в соответствии с принятыми стратегиями и планами действий. Поэтому и со стороны субъектов, представляющих предложение услуг, он также предполагает больший профессионализм; вместе с тем это упрощает целый ряд процедур.
Рынок предприятий легче поддается структуризации, сегментируется по отраслевому и другим признакам. Здесь меньше количество клиентов а их задачи более масштабны. Сказывается и географическая концентрированность этого рынка, по крайней мере в отношении ряда профилей и специальностей подготовки, со стороны территориально -производственных комплексов.
Можно выделить следующие особенности рынка предприятий:
Рассмотрим
рынок личностей как конечных потребителей
образовательных услуг. Основные признаки,
которые могут быть использованы для его
сегментации, представлены в таблице в
виде факторов (переменных) и значений
(интервалов), которые могут характеризовать
различия между сегментами.
Основные
факторы сегментации рынка образовательных
услуг по группам потребителей и наиболее
распространенные варианты значений этих
факторов.
Факторы,
переменные |
Наиболее распространенные, рекомендуемые значения, интервалы для формирования сегментов рынка образовательных услуг |
ГЕОГРАФО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ | |
Регион | Дальневосточной. Северней, Восточно-Сибирский,. Западно-Сибирский, Уральский, Поволжский, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Северо-Западный, Центральный, города: Москва и Санкт - Петербург |
Административное деление | Республика, край, область, район, город |
Численность населения | В тыс. чел. : до 5; 5 - 20; 20 - 100; 100 – 500; 500 - 1000; свыше1000 |
Плотность населения | Промышленный и культурный центр, город, пригород, сельская местность, мала-насаленные территории |
Социально-демографические | |
Пол | Мужской, женский |
Возраст | Полных лет: до 3; 3-6; 7-11; 12-14; 15-17; 18-20; 2-35; 36-49;50-65; свыше 65 |
Размер семьи | Человек: 1; 2; 3 - 4; 5 и более |
Семейное положение с учетом возраста детей | Молодежь – одинокие; молодежь –семейные без детей; семейные с младшими детьми до 6 лет; семейные с детьми в возрасте от 6 до 13 лет; родители со взрослыми детьми; зрелые семьи, проживающие без детей, пожилые семьи без детей; одинокие пожилые люди |
Уровень дохода на семью, душевого дохода | 7-10 категорий в тыс. руб., минимальных заработных платах, прожиточных минимумах |
Уровень образования | Начальное, неполное среднее, среднее, среднее специальное и неполное высшее, высшее, ученая степень |
Виды занятий профессий | Научные работники
НИИ, инженерно технические |
Реальное использование факторов сегментации рынка происходит чаще всего таким образом, что факторы каждой группы (географические, демографические и др.) используются не сами по себе, а в комбинации с факторами других групп, дополняющими первоначально избранные.
Географические факторы сегментации являются наиболее постоянными, долгоживущими, и эта их особенность хорошо сочетается с длительностью цикла оказания образовательных услуг. К тому же географические факторы обуславливают относительную гомогенность контингента обучающихся по факторам культурно-исторических, языковых традиций, весьма значимых для образования.
Вместе с тем, учитывая особый статус личности как потребителя ОУ, одновременно выступающего и объектом, и субъектом (партнером) для производителя ОУ, на первый план активно выходят демографические факторы, тесно взаимодействующие, пересекающиеся с психографическими, в том числе с поведенческими факторами, и прежде всего - мотивационной, ценностно-ориентационной окраски.
Иной тип сегментации рынка - сегментация по параметрам, потребительским свойствам предлагаемых продуктов, услуг, В общих чертах - это фактически сегментация по типу и силе реакции потребителей на определенные параметры продукта. Она естественно связана с описанной выше сегментацией по группам потребителей, как и с рассматриваемой в дальнейшем сегментацией по конкурентам, по параметрам конкуренции.
Рынок ОУ сегментируется по таким параметрам ОУ, как уровень образования, профиль подготовки, уровни фундаментальности, широты образования и глубины специализации, формы обучения, его сроки (объемы), используемые методы и приемы.
Для маркетинговых исследований рынков признаки, характеризующие технологию производства продукта, являются нетипичными. Однако в маркетинге образовательных услуг они приобретают весьма существенную роль в силу специфики объекта образовательного воздействия. Обучаемый, являясь одновременно и субъектом образовательного процесса, и потребителем ОУ, демонстрирует неравнодушие, элективность именно в отношении применяемых технологий образования, форм, методов, приемов обучения.
Вслед за уровнем образования (дошкольное, школьное, вузовское и др.) главный параметр, по которому может производиться сегментация рынка ОУ,- это содержание, профили, группы специальностей подготовки.
Информация о работе Управление маркетингом образовательных услуг