Управление маркетингом образовательных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:14, аттестационная работа

Описание работы

Образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества». Главной целью образования как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности человека как личности, работника, гражданина.
Деятельность любого образовательного учреждения – это, в первую очередь, процесс предоставления образовательной услуги. Что скрывается за термином "образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг?

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………. 3

Образовательная услуга ………………………………………………………. 3

Конкурентоспособность образовательной услуги ……..……………..……. 18
Качество образовательной услуги (Total Quality Management)……………….19
Объекты маркетинга в образовании ……………………………………………22
Инструменты маркетингового анализа:
. Маркетинг – микс……………………………………………………….42
. SWOT-анализ …………………………………………………………..56
. PEST-анализ ……………………………………………………………60
. Модель Портера…………………………………………………………62
. GAP-анализ………………………………………………………………63
Заключение…………………………………………………………………….....75
Список литературы……………………………………………………………...78

Работа содержит 1 файл

переделка_ДИПЛОМ.doc

— 553.00 Кб (Скачать)

      1. Специфика образовательных услуг  заключается в том, что, по  мнению многих исследователей, они  относятся к категории "общественных  благ (товаров)".  Напомним, что  общественными благами называются  товары, работы и услуги, призванные удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок2. Предоставление общественных благ, а, следовательно, оплату и ответственность за их производство берет на себя государство. Но все же большинство специалистов относят данные услуги к категории "квазиобщественное благо"3. Например, С. Фишер подчеркивает, что забота государства о потреблении насущных благ не исключает сотрудничества со сферой бизнеса . Дж. Стиглиц относит часть образовательных услуг (начальное, среднее образование) к общественным, а другую часть (высшее, послевузовское, профессиональное) к квазиобщественным благам.

        Другими словами, структура продукции  современной образовательной системы  неоднородна и включает, по крайней мере, две неравные по объему части:

      1) общественный товар, предоставляемый  основной частью образовательных  учреждений;

       2) необщественный, индивидуально ориентированный  товар/услуги, существование которого  предусмотрено ст. 45-47 Закона РФ “Об образовании”.

      2. Своеобразной чертой услуг образования  является невозможность их непосредственного  денежного измерения. Ценовой  механизм часто не в состоянии  отразить всех затрат на производство  образовательных услуг. Если в  материальной сфере их сравнительно легко измерить количественно (в штуках или килограммах, например) на единицу продукции, то применительно к образовательным услугам это трудно осуществимо.  Полезный результат такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей.

      3. Еще один отличительный признак  образовательных услуг - многозначность целей, поставленных перед производителями этих услуг. Как правило, деятельность образовательного учреждения не направлена явно на достижение прибыли. Напомним, что под образованием в Законе “Об образовании” понимается “...целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства …». Но, с другой стороны, вышеупомянутые интересы связаны с ростом благосостояния, который предполагает получение прибыли, необходимой для обеспечения расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль не является изначально запретным ориентиром для учреждения образования, но, конечно, и не сводится только к нему.

      4. Особенность образовательных услуг  проявляется и в том, что  они оказываются, как правило,  в комплексе с созданием духовных  ценностей, преобразованием и  развитием личности обучающегося. Эти услуги обеспечивают реализацию  познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии, вносят вклад в создание условий для их самоопределения и самореализации, участвуют в формировании, сохранении и развитии разнообразных способностей человека к труду, в специализации, профессионализации и росте его квалификации. Таким образом, можно сказать, что образовательные услуги непосредственно участвуют в формировании человеческого капитала.

      5. А. Панкрухин главной особенностью  оказания образовательных услуг  называет сотворчество преподавателя и слушателя. В сфере образования, где преобразуется личность клиента, он, не являясь профессионалом, претендует на самую активную роль в процессе производства и оказания образовательных услуг. Важно также и то, что оказание услуг образования, предполагающее ярко выраженную открытость этой сферы для информационного, кадрового и другого обмена, задает приоритет сотрудничества и ограничивает эффективность конкуренции производителей образовательных услуг.

      6. И в заключение упомянем, что  образовательные услуги как никакой другой вид деятельности находится под пристальным общественным вниманием и внерыночным давлением. Это положение наиболее отчетливо проявляется в рамках политических компаний, в которых вопрос общественного образования обычно рассматривается как элемент обеспечения национальной безопасности, перспективы выживания и развития нации.

      Кроме того, отметим еще ряд специфических  особенностей образовательных услуг, отличающих их от других видов услуг:

      -  сезонность;

      - высокая стоимость (образовательные услуги обладают  высокой потребительной стоимостью, т.к. наращивают потенциал личности, специалиста,  а на развитых рынках это выражается в признании высокой стоимости, правомерности высоких цен на них); 

      - относительная длительность  оказания (так,  например,  в  нашей стране получение первого высшего  профессионального  образования по различным специальностям может занимать от 4 до 6 лет);

      - отсроченность выявления результативности;

      - зависимость результатов от условий будущей работы и жизни обучившегося;

      - необходимость дальнейшего сопровождения услуг;

      - зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся;

      - невозможность перепродажи;

      - необходимость лицензирования (п. 6 ст. 33 Закона  РФ «Об образовании» гласит: «Право на ведение образовательной деятельности … возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения)»);

      - конкурсный характер (этот  признак в основном  проявляется в большинстве государственных высших учебных заведений);

      - относительно  молодой  возраст  потребителей  образовательных услуг и другие.

      Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются  на рынке, который понимается как  совокупность существующих и потенциальных  покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо  производителей  и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.

      Кроме того, отличительная особенность  рынка образовательных услуг  заключается в значительной роли государства и его органов управления. В частности к их специфическим функциям в сфере образования относятся:

  • создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения, позитивного имиджа образовательных институтов;
  • гарантирование гуманистичности образования, единства федерального культурного и образовательного пространства, общедоступности и адаптивности образования, его светского характера, свободы и плюрализма, демократизма управления и автономности образовательных учреждений;
  • финансирование образования и предоставление гарантий для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;
  • применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка в целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, образования в целом;
  • лицензирование и аттестация образовательных учреждений и программ по ассортименту и качеству услуг;
  • информационное обеспечение образовательных учреждений и др.

Классификация образовательных  услуг.

      По  причине отсутствия в литературных источниках общепризнанной классификации образовательных услуг, попытаюсь выделить их основные виды, воспользовавшись Законом Российской Федерации «Об образовании» и комментариями к нему.

      Вышеупомянутый  Закон в качестве одной из компонент  системы образования называет образовательную программу, которая, как уже было сказано в предыдущем параграфе, по мнению некоторых исследователей,  является комплексом образовательных услуг, которые в виде специфического товара предлагаются на рынке.

      Все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и дополнительную программу.

  • общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
  • профессиональные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

      Изучение  всего объема  предметов основной программы является обязательным, а  дополнительные программы создаются, как правило, по факультативным дисциплинам  и отражают особенности данного образовательного учреждения или региона. Кроме того, у дополнительных образовательных программ, в отличие от основных, нет стандартов. Их задачей является «более полное удовлетворение разнообразных образовательных запросов общества» .

      К первой группе относят следующие виды программ:

    • дошкольного образования;
    • начального общего образования;
    • основного общего образования;
    • среднего (полного) общего образования.

      Важно отметить, что Закон РФ «Об образовании» указывает на возможность общеобразовательных  учреждений «по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности» (ст. 19).

      Вторую  группу образовательных программ составляют:

    • программы начального профессионального образования – имеют целью подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования; наиболее часто осуществляются профессиональными училищами и профессиональными лицеями;
    • программы среднего профессионального образования предназначены для подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования; осуществляется техникумами, колледжами, техникумами-предприятиями;
    • программы высшего профессионального образования, освоение которых необходимо для выполнения высококвалифицированного, преимущественно умственного труда в различных сферах. Данные программы реализуются в высших учебных заведениях: университетах, академиях и институтах;
    • программы послевузовского профессионального образования предоставляют возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации после окончания вуза в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре.

      Образовательные программы могут предоставляться  образовательными учреждениями в следующих  формах:

    • очной,
    • очно-заочной (вечерней),
    • заочной.

      Допускается также сочетание различных форм получения образования. Стоит отметить, что получение ряда профессий и специальностей в вечерней и  заочной формах не разрешается (например, стоматология, актерское искусство, ветеринария, пожарная безопасность).

      Помимо  классификации, данной в Законе РФ «Об образовании», можно выделить следующие виды образовательных услуг.

      По  длительности предоставления:

  • долгосрочные (обучение в общеобразовательной школе, вузе и т.п.);
  • среднесрочные (повышение квалификации, переподготовка кадров и т.п.);
  • краткосрочные (например, отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи).

      По  используемым методам обучения:

  • традиционные,
  • программы проблемного обучения,
  • программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п.

Информация о работе Управление маркетингом образовательных услуг