Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:14, аттестационная работа
Образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества». Главной целью образования как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности человека как личности, работника, гражданина.
Деятельность любого образовательного учреждения – это, в первую очередь, процесс предоставления образовательной услуги. Что скрывается за термином "образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг?
Введение…………………………………………………………….…………. 3
Образовательная услуга ………………………………………………………. 3
Конкурентоспособность образовательной услуги ……..……………..……. 18
Качество образовательной услуги (Total Quality Management)……………….19
Объекты маркетинга в образовании ……………………………………………22
Инструменты маркетингового анализа:
. Маркетинг – микс……………………………………………………….42
. SWOT-анализ …………………………………………………………..56
. PEST-анализ ……………………………………………………………60
. Модель Портера…………………………………………………………62
. GAP-анализ………………………………………………………………63
Заключение…………………………………………………………………….....75
Список литературы……………………………………………………………...78
Ниже проиллюстрирован пример комбинированного использования методик при разработке плана маркетинга.
Маркетинг-микс - это комбинированное и координированное использование различных инструментов маркетинга, Он имеет целью выработать и реализовать гибкую, динамичную, многомерную маркетинговую стратегию, адекватную сложности и изменчивости рынка.
Традиционно
выделяются четыре основных блока в
структуре проблем “маркетинга – микс”.
Это комплексы проблем, определяющих политику
в отношении товара (услуги), цен, коммуникаций
и товародвижения (сбыта, продаж). В последнее
время специалисты выделяют пятый структурный
блок - комплекс проблем персонала, причем
он рассматривается как центральный, определяющий
качество реализации стратегии и тактики
в отношении всех остальных блоков проблем.
СХЕМА ОСНОВНЫХ СТРУКТУРНЫХ БЛОКОВ ПРОБЛЕМ МАРКЕТИНГА- МИКС И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
Ряд проблем общего маркетинга-микс не свойствен маркетингу собственно образовательных услуг. Здесь почти нечего хранить, да и демонстрация возможностей образовательного учреждения не всегда выглядит убедительно ("дни открытых дверей"). Вместе с тем здесь как нигде высока значимость благоприятного общественного мнения о потенциале образовательного учреждения, очень весомы личные контакты (в т.ч. мнения о бывших выпускниках и их собственные оценки полученных ОУ). Одну из ключевых ролей в маркетинге ОУ играет проблема качества "исходного материала", уровня подготовленности будущих учащихся, абитуриентов и соответственно связи со снежниками - другими звеньями системы образования, предшествующими данному. Крайне принципиальной является проблема сертификации образовательных услуг.
Маркетинг-микс не ставит задачу разграничения и обособления маркетинговых проблем друг от друга. Его цель – помочь субъекту рынка выработать и осуществить целостную стратегию, а не просто составить мозаику, калейдоскоп из множества частных вопросов. Проблема формирования четкой маркетинговой стратегии должна быть решена раньше чем то или иное образовательное учреждение выберет себе партнеров по рынку: ведь плодотворное партнерство невозможно без согласования стратегий, а для этого надо по крайней мере иметь то, что предстоит согласовать.
Цели
любой организации
К финансовым целям организации относятся значения, характеризующие объем продаж, скорость оборота капитала, величины процента прибыли с оборота и с вложенного капитала, массу чистой прибыли, параметры движения наличных денег и др. Выбор приоритетов при этом во многом определяется экономической окружающей маркетинговой средой.
Финансовые цели образовательных учреждений во многом определяются их "весовыми категориями" и степенью зависимости от бюджетного финансирования.
Выявленные цели финансовой политики образовательных учреждений не являются исключительной прерогативой того или иного уровня, ступени в системе образования. Еще в большей степени разнообразие, разноуровневость целей свойственна субъектам системы альтернативного образования. Наличие как долгосрочных (перспективных), так и средне- и краткосрочных целей -это управленческая норма.
На следующем уровне целеполагания необходимо определить рыночные (маркетинговые) цели, за ними - цели производства (оказания услуг), кадрового развития и др. Остановимся на маркетинговых целях.
Вывод. Большинство из названных целей может быть достигнуто только вместе с целями разработки и предложения, обновления ОУ, расширения и углубления их ассортимента. Эти цели формулируются как количество новых ОУ (или новых решений проблем потребителей) в единицу времени (год) или в процентах (удельная доля) к общему объему, к собственной доле на рынке в целом и в его отдельных сегментах - также в единицу времени или на определенный срок.
После того, как определены финансовые, и маркетинговые цели проанализированы имеющиеся возможности и выявлены наиболее общие качественные характеристики (предполагаемая типология) будущей стратегии, наступает этап ее содержательного формирования.
Чтобы сформировать и тем более оптимизировать стратегию конкретной фирмы, необходимо опираться на результаты анализа специфики этой фирмы, ее продукции, ее рыночной среды. Никакого общего, подходящего для всех варианта стратегии маркетинга нет, и не может быть.
Первым шагом формирования маркетинговой стратегии является: составление перечня тех элементов стратегии (проблем), которые собирается реализовать (разрешить) данное учреждение, выбрав определенный профиль деятельности, Второй шаг - выявление возможных вариантов решения каждой проблемы, отмеченной в перечне. В любом случае это будут проблемы выбора конкретных видов продукции (прежде всего характеристики качества ассортимента и сервиса), цен, коммуникаций, продвижения продукции, а также персонала - т.е. основные проблемные компоненты маркетинга-микс
Формируя свою стратегию, каждое образовательное учреждение принимает принципиальные решения в отношении персонала учреждения в целом, a в частности - еще и персонала, непосредственно реализующего маркетинговые функции.
Определяются способы приглашения (поиска) и отбора сотрудников, режимы и содержание их обучения, формы и средства организации труда, управления им, включая стимулирование.
На
основе проведенной работы по отбору
маркетинговых проблем, задающих "поле
выбора", пространство для принятия
маркетинговых решений, а также по результатам
выявления основных вариантов (альтернатив)
решения каждой проблемы формируется
базовая матрица, позволяющая достаточно
наглядно выстраивать, анализировать
и сопоставлять различные цепочки вариантов
решений в комплексе, т.е. создавать модели
будущих стратегий.
МАТРИЦА ПРИНЯТИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ И ПОСТРОЕНИЯ ВАРИАНТОВ ЦЕЛОСТНОЙ СТРАТЕГИИ.
Маркетинговые проблемы | Варианты решений | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Тип услуги ОУ | Собственные ОУ | Образоват.продукты | Сопутст.интел.услуги | Др.объект.инт.собст | Сопут.соц.,инт.у-ги | Сдача в ар.осн.ф-д | Реклама, РR-услуги |
Уровень качества ОУ | Признанный международный | Высший отечественный | Стандартный государственный | Признание отдел.структурами | Предусм. уставом, договором | Соответсв. треб-ям личности | |
Широта ассортимента (степень фундам-ти) | Приоритет фундаментальности ОУ | Широкий профиль подготовки | Узкая специальная подготовка | Целевая подготовка по отдельным проблемам | |||
Глубина образования | базовое образование бакалавра | Дипломир. Инженер, | Магистр | Проф-л без академ. Степени | Академич. степень без проф.квалиф-и | ||
Объем услуг, программ обучения | 4-8 часов | Бакалавр | 41-100 часов | Свыше 2 недель – до 2 месяцев | 2-6 месяцев | 1-2 года | 3-4 года |
Разнообразие ассортимента | По профилям подготовки | 12-40 тыс. | По степени фундаментальности | По глубине образования | Узк. по большинству аспек. | Узкий по всем аспектам | |
Дополнительный сервис | Методический, информационн. | По специальности | Научное обслуживание | Инжиниринговые услуги | Культ.-быт. и соц. обслуживание | Несвязанные услуги | Отсутствие доп. услуг |
Сроки оказания сервиса | В течение всего периода обучения | Экспертизы, консультации | В период адаптации на работе | По условиям абоне- мент. обсл-я | |||
Приоритеты в отношении личности абитуриента | Демографические критерии | На завершающем этапе обучения | Профессиональные критерии | Уровень наличной образовательной подготовки | Медицинские, психологические критерии | Отсутствие огранич.условий | |
Приоритеты в отношении фирм-заказчиков | Тип собственности | Территориальные критерии (проживание) | Профиль, сфера, территория, цели деятельности | Финансовое положение | Наличие устойчивых деловых связей | Потенциальные возможности взаимодействия | |
Готовность к началу оказания услуг | Один раз в год, вначале учебного года | Юридический статус | В особо объявленные сроки | По заключению договора | |||
Место оказания услуг | Образовательное учреждение (центр) | 2-4 раза в год, по четкому графику | Территория заказчика | Предост. лично абитуриентам | |||
Цены на ОУ | Весьма высокая | Высокие | Стандартные | Врем.низкие | Пост. Низкие | ||
Условия и формы оплаты | Пред.оплата в полном объеме | Пред. оплата этапов работы | По завершению работы | По завершению работ в целом | Глубокая с учетом изменений | На компенс.основе | Безналичная форма |
Адаптация цен | Скидки за объм заказа | Скидки за постоянство | Скидки отдел.соц.слоям | Скидки по уровням подготовленности | С учетом участия в прибыли | Наценки за инд-цию ОУ | Наценки за интенсивность |
Адресаты рекламы и др. форм коммуникаций | Различные слои населения | Семьи, различия по демографич. и экологич.критериям | Учреждения предыдущего уровней образован. | Службы занятости, биржи труда | Руководство предприятий и организаций | Службы персонала на предприятии | |
Средства (носители рекламы) | Телевидение и радио | Массовая печать | Специальные профильные изд.-я | Рекламн.наружн. стационар.средства | Передвижные ср-ва рекламы | Проспеты, листовки, буклеты | Телефон и др.ср-ва связи |
Посредники при продвижении ОУ | Независимые посреднические фирмы | Службы занятости, биржи труда | Службы подготовки кадров на предприятии | Персонал данного образовательного учреждения | Бывшие выпускники | Сотрудники и службы др. образоват. учрежд. |
Вариантов решения маркетинговых проблем очень велико. Существуют определенные механизмы отбора решений.
После того, как определенное число цепочек решений, вариантов стратегии маркетинга сформировано и отобрано в результате первичного отсева, необходимо оценить и сопоставить эти варианты, окончательно отобрать и оптимизировать стратегии.
Учитывая разнопорядковость проблей, речь может идти только об экспертной балльной
(коэффициентной) оценке, а субъектом этой оценки может стать бригада (группа, команда) разнопрофильных специалистов.
Методика оценки: экспертам предстоит определиться по следующим вопросам:
Информация о работе Управление маркетингом образовательных услуг