Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:14, аттестационная работа
Образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества». Главной целью образования как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности человека как личности, работника, гражданина.
Деятельность любого образовательного учреждения – это, в первую очередь, процесс предоставления образовательной услуги. Что скрывается за термином "образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг?
Введение…………………………………………………………….…………. 3
Образовательная услуга ………………………………………………………. 3
Конкурентоспособность образовательной услуги ……..……………..……. 18
Качество образовательной услуги (Total Quality Management)……………….19
Объекты маркетинга в образовании ……………………………………………22
Инструменты маркетингового анализа:
. Маркетинг – микс……………………………………………………….42
. SWOT-анализ …………………………………………………………..56
. PEST-анализ ……………………………………………………………60
. Модель Портера…………………………………………………………62
. GAP-анализ………………………………………………………………63
Заключение…………………………………………………………………….....75
Список литературы……………………………………………………………...78
4. Степень удовлетворенности потребителей:
· высокая удовлетворенность потребителей (учащиеся, работодатели и др.) качеством образовательных услуг;
· высокая удовлетворенность преподавателей и сотрудников образовательного учреждения своей работой;
· высокая степень образованности членов общества.
Таким
образом, деятельность любого образовательного
учреждения – это, в первую очередь, процесс
предоставления образовательной услуги.
С учётом приведённой выше трактовки понятия
«образовательная услуга», как общественного
блага, и факторов, влияющих на качество
образовательной услуги, понятие «качество
образовательной услуги» должно составлять
совокупность свойств и характеристик
образовательного процесса, которая придаёт
ему способность удовлетворять ожидаемые
и неожидаемые образовательные потребности
конкретных потребителей.
II
Объекты маркетинга
в образовании
Традиционными объектами маркетинга являются товары и услуги, а так же идеи. В числе других объектов – организации, территории, а также отдельные люди. В наиболее широком смысле объектом маркетинга становится любой объект, который предлагается на рынке для обмена на определенное количество каких-либо благ и на этих условиях пользуется спросом.
Маркетинг в сфере образования имеет дело со всеми упомянутыми категориями его объектов. Для обучающихся имеет большое значение, где расположено образовательное учреждение и какими возможностями для их проживания оно располагает (в этой связи актуален маркетинг территорий). Особое значение имеет общественный престиж и статус самого образовательного учреждения (маркетинг организаций) и реноме его преподавателей (маркетинг личностей). Тек же, актуален маркетинг идей, как важнейшего компонента образовательного процесса; причем речь идет как об идеях по профилю подготовки, так и о педагогических идеях. Безусловно, в образовании широко применим и маркетинг товаров (материальных), куда входят не только товары, являющиеся для образования инвестиционными (учебное оборудование, аппаратура и т.п.), но и товары - продукты практической деятельности образовательного учреждения, его персонала и обучающихся. Каждая из этих разновидностей маркетинга по его объектам обладает своими особенностями, требует особых подходов.
Маркетинг в образовании - это преимущественно маркетинг образовательных услуг.
Образовательные услуги часто дополняются сопутствующими услугами, передачей материальных или материализованных продуктов, обладателями или производителями которых выступают учебные заведения. Это информационные, консультационные, экспертные, инжиниринговые услуги, лизинг (аренда техники, приборов и оборудования, каналов связи, а также помещений и территорий).
Вместе с образовательными услугами (или самостоятельно) реализуется интеллектуальная собственность работников и коллективов образовательных учреждений (изобретения, патенты, программы исследований, обучения и практических работ, другие инновационные услуги и продукты, а также товарная Символика производителей подобных услуг).
Маркетинг
образовательных услуг – это находящаяся
на стыке многих сфер знаний научно-практическая
дисциплина, изучающая и формирующая философию,
стратегию и тактику цивилизованного
мышления и действия, поведения и взаимоотношений
субъектов рынка образовательных услуг-
образовательных учреждений-организаций-
Маркетинг
ОУ в целевом отношении
Специфика маркетинга ОУ заключается в – “исключительности исходного" материала сферы образования - личности обучающегося, которая играет фактически определяющую роль в рыночном выборе ОУ, в т.ч. технологий и условий их оказания, активно участвует в самом процессе оказания образовательных услуг.
Для средней школы, роль и активность по предложению ОУ ограничена географическим (прилегающая территорий) и возрастным факторами. Решающим субъектом -заказчиком ОУ выступают личности не столько самих учащихся, сколько родителей; вместе с тем их выбор часто достаточно ограничен, выше степень монополизации каждого конкретного территориального сегмента рынка ОУ. Вместе с тем важна связка школы с учреждениями более высоких ступеней образования.
Маркетинг - это элемент устройства сознания участников цивилизованных рыночных отношений, соотносимый со стилем их жизни на рынке.
Для образовательных учреждений основные различия между «производственным» и «производственно-сбытовым» типами ориентации состоят в следующем:
При "производственной" ориентации:
5. Руководят образовательным учреждением, как правило, специалисты определенного профиля подготовки, чаще всего не имеющие потенциала, опыта и даже желания цивилизованно работать в рыночном русле.
Рыночная ориентация образовательного учреждения предполагает прямо противоположные установки и решения в отношении перечисленных аспектов его деятельности:
Суть маркетинга как философии рынка выражается для предпринимателя в том, что во главу угла ставятся запросы потребителя. Причем речь идет не о каком-то усредненном потребителе, а о конкретных целевых группах потребителей, о четко очерченных сегментах рынка с присущими им особыми запросами и возможностями в отношении спроса на товары и услуги.
В современном маркетинге декларируется подход, выразившийся в известном лозунге: "Мы продаем не услуги, а решения проблем потребителей".
Рассмотрим классификацию потребностей, составленную А. Маслоу.
1. Образование может быть необходимо для выживания, Для того, чтобы заработать, получить необходимые средства для удовлетворения физиологических потребностей личности.
2. Следующая ступень - получение гарантий безопасности, защищенности личности от возможных угроз в будущем, своеобразный образовательный "страховой полис".
3. Потребность принадлежать, быть принятым в члены какой-либо значимой для личности группы, круга людей
4. Группа потребностей в признании и уважении собственной компетентности со стороны окружающих, в самоуважении.
5. Вершиной в иерархии считается группа потребностей в реализации своих возможностей и росте как личности, что связано с необходимостью понять и познать себя, выйти на возможности саморазвития, управления собой в соответствии с некими приоритетами.
Чтобы удовлетворить эти потребности, образовательное учреждение может предоставить своим клиентам в результате оказания ОУ следующее: аттестат, диплом или сертификат; сумму знаний определенного профиля и широты, глубины; конкретные инструменты познания и действия; возможности для общения и взаимодействия с определенным кругом лиц профессионалов и др.
В маркетинге реализуются общенаучные методы, позволяющие:
• в соответствии с полученной информацией изменять практику планировать и корректировать маркетинговую деятельность, управлять учреждением, рыночным поведением, воздействовать на восприятие учреждения и его продукций другими субъектами рынка.
Маркетинг использует информацию и методы конкретных наук и научных дисциплин, таких как:
В маркетинге применяются также конкретные методы и группы методов генерирования новых идей (в отношении объектов маркетинга, обновления ассортимента, ценообразования и адаптации цен, содержания и организации коммуникаций, продвижения и продаж товаров и услуг на рынке), экспертного оценивания, контент - анализа (прежде всего средств массовой информации) и др.
Большая часть перечисленных методов - это методы, используемые непосредственно в ходе маркетинговых исследований. Исследования занимают весьма значительную часть всей маркетинговой деятельности и ее бюджета. Тем важнее правильно спланировать их.
Схема маркетингового исследования включает следующие основные этапы:
Информация о работе Управление маркетингом образовательных услуг