Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:11, курс лекций
Изучив данный материал, Вы должны знать:
- в чем проявляется специфика древнегреческого менеджмента;
- как афиняне вышли в мировые лидеры бизнес-менеджмента;
- в чем заключается принцип относительности Н.Макиавелли и как он применяется в современном менеджменте;
- пути развития экономических отношений в средневековой Европе;
- основные понятия, связанные с развитием менеджмента в данный период в Европе;
- влияние исследований античных деятелей на развитие современного менеджмента;
- политические и экономические реформы, оказавшие влияние на становление менеджмента;
- имена основных исследователей и основоположников менеджмента в античной Европе доиндустриального периода.
1. Греция. Децентрализация общественной и хозяйственной жизни. Поиск универсальных методов управления государством и хозяйственной организацией.
2. Рим. Предпринимательское начало в обществе. Реформы Октавиана как пример проведения изменений в управлении организацией.
3. Средневековая Европа. Воздействие идеологии на экономическую управленческую практику.
4. Николо Макиавелли и его теория лидерства и власти.
Идея лидерства.
Идеи относительности.
Идея круговорота форм управления.
Достичь необходимой меры нетрудно, памятуя, что главное – не посягать на имущественные и личные права подданных, для пользы дела он может даже казнить кого-то из родственников бунтовщика, но только не посягать на имущество. Ведь люди обыкновенно прощают и забывают даже смерть родителей, но не потерю состояния.
О честности. Конечно, людям свойственно стремиться быть честнее, чем они есть на самом деле, как и казаться лучше, чем они есть. Но если правитель принимает желаемое за действительное, то он добровольно обманывается.
Между тем, как живут люди, и тем, как они должны жить, дистанция огромная. Чаще всего терпит крушение честный правитель, ибо он мерит людей на свой аршин, т.е. представляет их лучше, чем они есть. В отличие от него умный правитель изучает то, что есть в действительности.
Хотя честности в людях меньше, чем они думают, сама по себе честность ценится очень высоко, ибо человек склонен стремиться к тому, чего у него нет. Особенно, если такие качества пользуются уважеием и окружены почетом.
Людям свойственно обставлять себя видимыми символами, желаемыми благами, вымышленными доблестями. Если государь стремиться добиться власти, признания или лидерства, ему надо пользоваться символами, проистекающими из мотива любви. Но удержать власть можно, лишь полагаясь на мотив страха.
Существует только два способа достижения цели – путь закона и путь насилия. Первый присущ человеку, а второй – диким животным. Правителю не обязательно выбирать одно двух, ибо данная антиномия неразрешима. Он должен уметь пользоваться обоими способами.
О щедрости. Труден путь государя, его подстерегают опасности там, где он их не ждет. Вчерашний опыт, приведший к успеху, сегодня оборачивается провалом; благо, к которому он стремиться, ожидая, что и подчиненные почитают это благом, способно обернуться злом.
Государь может проявить самые лучшие лидерские качества, но они не принесут ему пользы. Поэтому правитель не может быть щедрым в такой степени, чтобы эта щедрость приносила ему ущерб. Но он не должен боятся также осуждения за те пороки, без которых невозможно сохранить за собой власть.
Умный лидер – это тот, кто взвешивает все обстоятельства и последствия своих поступков. круг анализируемых обстоятельств должен быть достаточно велик, чтобы ясно понять простую мысль: существуют добродетели, обладание которыми ведет к гибели, и есть пороки, усвоив которые, можно достичь безопасности и благополучия. Когда на чашу весов поставлено высшее социальное благо – порядок и стабильность, государь не должен бояться прослыть жестоким. Хуже, если он, желая заслужить расположение подданных, либо от избытка снисходительности, позволяет развиваться беспорядкам , грабежам и насилию.
Для острастки лучше казнить столько, сколько надо, ибо казни касаются все-таки отдельных лиц, а беспорядки – бедствие для всех.
4.2. Идеи относительности.
Все люди, независимо от того, нравственны они или нет, стремятся к одной и той же цели – к славе и богатству. Хотя каждый выбирает к ней свой путь: одни поступают осмотрительно, другие берут смелостью; одни прибегают к хитрости, другие к насилию; одни терпеливы, другие решительны; все они способны добиться успеха, несмотря на то, что образ их действий противоположен. Почему же это возможно? Поступают по-разному, но целей достигают в равной мере.
Причина кроется в том, что, несмотря на противоположность, и тот и другой образ действия соответствует конкретным обстоятельствам, данной минуте. То, что хорошо в одно время, может быть дурно в другое. В одних ситуациях нужна жесткость, а в других снисходительность.
Выбор цели также зависит от обстоятельств: нельзя стремиться установить демократию в тираническом обществе, или, напротив, монархию – в свободолюбивом.
Цели следует сообразовывать со средствами, а средства – с обстоятельствами и результатами. Если ваша цель – ввести республику, то надо поступать одним способом, а если монархию, другим.
Итак,
принцип относительности
Многочисленные казни нельзя оправдать с точки зрения высших принципов, но это необходимо сделать с точки зрения целей или конкретной ситуации. Стало быть, с принципом относительности тесно связан принцип разграничения политики и морали: политику нельзя судить с нравственных позиций.
Политик
не может руководствоваться
Идея разделения властей (политической и религиозной) Макиавелли легла в основание классической доктрины буржуазного либерализма.
4.3.
Идея круговорота форм
До сих пор не потеряла актуальности макиавелливская концепция циклического развития государственных форм (демократия – олигархия – аристократия – монархия). Монархия легко обращается в тиранию, аристократия – в олигархию и т. д. Циклическое развитие форм управления напоминает идею кругооборота, взаимообращение добра и зла.
Политические перевороты как раз и свидетельствуют о непрочности даже самого прогрессивного режима: его свергают, и на смену приходит тирания.
В движении и кругообороте находится практически все – материальные объекты, формы правления, человеческие дела. Природа не позволяет ве5щам прибывать в покое. Достигнув предела совершенства, дальше которого двигаться уже невозможно, государства вступают на обратную дорогу.
Маятниковое движение «вверх-вниз-вверх» совершают государства, добро и зло, наши поступки. Человеческие дела то идут на подъем, то клонятся к упадку. Каждый человек, поступающий разумно, стремится только к успеху. Однако необходимость превыше разума, она ведет ко многим вещам, к каким не привел бы нас рассудок.
Кругооборот Макиавелли возможен в силу относительности противоположных состояний – добра и зла, низа и верха, упадка и подъема. Они легко превращаются друг в друга.
Согласно Макиавелли, существуют три «хороших», или основных формы управления (монархия, аристократия и демократия) и три «плохих», или извращенных (тирания, олигархия и анархия).
Вторые так похожи на первые, что легко переходят одна в другую: монархия – в тиранию, а демократия – в анархию. Основатель любой из трех «хороших» форм правления способен установить ее лишь на короткое время, ибо никакое средство не удержит ее от превращения в свою противоположность. Так и в человеческих делах: добродетель легко превращается в порок, а порок принимает обличье добродетели.
Кругооборот событий создает единую цепь взаимосвязи явлений в природе и обществе. Рассматривая человеческие дела, пишет Макиавелли в «Рассуждениях», мы все больше убеждаемся в непререкаемости закона: никогда нельзя устранить одно неудобство, чтобы из него не возникло другое.
Если хочешь сделать народ сильным и великим, то придется воспитать в нем такие качества, как, например, свободолюбие и независимость, благодаря которым уже нельзя будет управлять им по желанию.
Если народ оставить слабым и малочисленным, дабы иметь возможность удобно править им, то он сделается столь ничтожным, что не сумеет сохранить свое благосостояние и власть.
Принимая управленческие решения, лидер должен тщательно взвешивать, на стороне какого из них меньше неудобств, и брать его за основу, ибо совершенно безупречных решений не бывает.
Весьма
сомнительным представляется другой путь:
взвешивая альтернативы, выбираешь
то, которое сулит больше выгод
и удобств.
Вопросы
для самопроверки
Практические
задания
Тесты
а) Г.Форд,
б) Платон,
в) Н.Макиавелли,
г) Ф.Тейлор.
2. В каком году впервые в Афинах была произведена запись действующих законов?
а) 348 г. до н.э.
б) 621 г. до н.э.
в) 913 г. до н.э.
г) 140 н.э.
3. Где зарождаются первые ростки демократии, приход децентрализованного правительства?
а) Греция,
б) Рим,
в) Древний Восток,
г) Македония.
4. Какой из этих форм управления согласно Макиавелли считается хорошей?
а) Тирания,
б) олигархия,
в) Анархия,
г) монархия.
5. Где было создано специальный механизм по производству рабов?
а) В Афинах,
б) в Риме,
в) Спарте,
г) Аттике.
6. В какой период жил философ Николо Макиавелли?
а) XIII-XIV,
б) Х-ХІ,
в) XIV-XV?
г) XV-XVI.
7.
Кому удалось создать основы
будущего монархического строя,
а) Август,
б) Варрон,
в) Катон,
г) А.Македонский.
Список
литературы