Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:11, курс лекций

Описание работы

Изучив данный материал, Вы должны знать:
- в чем проявляется специфика древнегреческого менеджмента;
- как афиняне вышли в мировые лидеры бизнес-менеджмента;
- в чем заключается принцип относительности Н.Макиавелли и как он применяется в современном менеджменте;
- пути развития экономических отношений в средневековой Европе;
- основные понятия, связанные с развитием менеджмента в данный период в Европе;
- влияние исследований античных деятелей на развитие современного менеджмента;
- политические и экономические реформы, оказавшие влияние на становление менеджмента;
- имена основных исследователей и основоположников менеджмента в античной Европе доиндустриального периода.

Содержание

1. Греция. Децентрализация общественной и хозяйственной жизни. Поиск универсальных методов управления государством и хозяйственной организацией.
2. Рим. Предпринимательское начало в обществе. Реформы Октавиана как пример проведения изменений в управлении организацией.
3. Средневековая Европа. Воздействие идеологии на экономическую управленческую практику.
4. Николо Макиавелли и его теория лидерства и власти.
Идея лидерства.
Идеи относительности.
Идея круговорота форм управления.

Работа содержит 1 файл

Тема 3 (рус).doc

— 174.00 Кб (Скачать)

     Определенные  экономические выгоды от пребывания в морском союзе извлекали  и союзники Афин. Он помогал греческим государствам преодолевать возникшее в условиях развития товарного производства затруднения, связанные с узостью местного полисного рынка и неизбежными при множестве государств столь же множественными границами и таможенными пошлинами. При помощи морского союза частично преодолевалась экономическая ограниченность полиса. Разбушевавшаяся стихия и пираты всегда угрожали купцам и мореходам. Морской союз решал и эту проблему, так как фактически захватил в свои руки контроль за торговлей в бассейне Эгейского моря и через проливы, усилил торговые связи с полисами Причерноморья. Все греческие полисы получили возможность пользоваться торговым флотом афинян и могли беспрепятственно торговать в зоне влияния союза.

     Еще одним важным периодом воздействия  на внешний мир, включая массовую эмиграцию греков, массовую колонизацию, является создание мировой державы Александром Македонским. Сегодня многими историками эллинизм рассматривается как греческий дар временно присоединенному миру. На развалинах державы Александра Македонского возникли государства, которые принято называть эллинистическими государствами. В истории средиземноморских народов эллинистические государства представляют прогрессивный этап общественного развития. В отношении политического строя эллинистические общества представляют соединение черт классического полиса с древневосточной монархией. Управление в эллинистических царствах по сравнению с полисом построено на началах большего централизма.

     Политические  деятели, философы и другие идеологи греческого общества искали выход из социального и политического тупика, в котором оказались греческие рабовладельческие классические полисы. Предлагались для этого различные пути: Платон и Аристотель занимались теоретической разработкой наилучшего общественного и государственного устройства, но как не различны были их построения, однако выйти за рамки представлений о государстве как полисе они не смогли.

     Сократ обнаружил, что управленческие способности могут переноситься  с общественных на частные дела. В своем раннем исследовании об универсализации  менеджмента, Сократ заметил, что менеджмент в частных делах отличается от общественных только величиной; оба случая имеют дело с управлением людьми и если кто-нибудь не мог управлять своими частными делами, он определенно не может управлять общественными. Однако, греки, возможно, слишком отступали от правил всеобщности Сократа. Военные и муниципальные лидеры регулярно менялись, создавая хаос в правительственных делах и создавая проблемы во время угроз со стороны лучше организованных, более профессиональных армий Спарты и Македонии.

     В своей работе “Политика” Аристотель писал: тот, кто никогда не учился подчинению, не может руководить. В его дискуссии об управлении домашним хозяйством он, как и Сократ, говорил о сходстве между искусством управления государством и домашним хозяйством. Оба связаны с управлением собственностью, рабами и свободными гражданами с одной только разницей в величине суммарных операций.

     Однако, греческая экономическая философия  в значительной степени была анти-деловой,  и торговая коммерция предполагались ниже достоинства греческого человека. Работы будучи неблагородной для греческого аристократа и философа, должны исполнятся рабами и неуважаемыми гражданами. Рабочие и торговцы были лишены гражданства в греческой демократии, из-за низкого уважения рабочим и торговым профессиям.  Но в отличии от иудейской традиции греки активно занимались финансово-кредитной деятельностью. Аттика и Афины стали самым важным торгово-ремесленным центром не только Балканской Греции, но и всего древнегреческого мира. Наиболее распространенной финансово-ростовщической операцией в приморских городах Греции были морские ссуды, т.е. отдача денег под залог товаров или под большие (морские) проценты судовладельцам (18% годовых в те времена  не считалось слишком высокой нормой). К этой основной операции присоединялась масса всевозможных мелких сделок и механизаций. Греки были не слишком законопослушными гражданами: обманы, подлоги, клевета и масса всевозможных кляуз и отдачи денег под доносов составляют содержание бесконечных мелких и крупных судейских тяжб, которыми так богата греческая литература в IV в. Из речей ораторов видно, что помимо отдачи денег под морские проценты спекулировали и на денежном курсе, что при множестве находившихся в обращении монет было весьма выгодным занятием. Развитие денежных операций приводило к расширению деятельности меняльных лавок (трапез), превращавшихся в своеобразные банкирские конторы.

     Несмотря  на анти торговую философию, эпоха Греции иллюстрирует первые ростки демократии, приход децентрализованного правительства, первые попытки закрепить свободу индивидуума, начало научного метода решения проблем, а также, ранний, хотя поверхностный, взгляд на то что управление  различными организациями требуют одни и те же управленческие навыки.

     Почти все древнегреческие философы являлись математиками. Ими были Пифагор, Платон, Аристотель и те, кто развивал философию как учение о количественных характеристиках мира. Это учение называлось так же, как и сегодня, - одно из важнейших направлений менеджмента. Первый греческий философ Фалес не только написал серьезные астрономические труды, предсказывая солнечные затмения, но был и купцом, мореплавателем, строителем мостов, прекрасным инженером, создавшим ирригационные приспособления, государственным деятелем.

     Оказалось, что Фалесу нечужд и предпринимательский  подход. Согласно легенде, записанной Аристотелем, Фалес, вычислив по звездам  обильный урожай маслин на следующий  год, скупил на свои небольшие сбережения все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Арендовал он их за бесценок, так как никто не верил в богатый урожай, а когда пришла пора сбора урожая и спрос на них резко возрос, Фалес стал их  в наем втридорога, выручив огромную прибыль. Тем самым он на практике доказал, что философия – вещь сугубо практическая, если уметь ею пользоваться.

     Пример  Фалеса символичен и в другом смысле. Он свидетельствует о неразрывной  связи искусства мыслить и искусства действовать. Деловой успех зависит от компетентности и умения правильно выбирать стратегию поведения. Для грека в это было вполне очевидно, как очевидно это для американцев Ф.Тейлор, Г.Форд, А. Слоун, Д.Рокфеллер, Дж.Муни были не только крупнейшими практиками менеджмента, приведших свои компании к деловому успеху, но и крупными философами менеджмента, определявшими стратегию делового предпринимательства. Если кто-то считает, что менеджмент – совокупность конкретных приемов и методов управления, то он не понимает ни сущности  менеджмента, ни сущности бизнеса. Все дело в философии и стратегии управления. Первыми сумели доказать это древние греки.   

     2.  Рим. Предпринимательское начало в обществе. Реформы Октавиана как пример проведения изменений в управлении организацией.

      

     Римляне разработали квази-заводсую систему  производства вооружения для легионов, производства глиняной посуды для мирового рынка, и позже текстильных изделий, которые продавались на экспорт. Знаменитая римская дорожная система была построена, чтобы ускорить движение войск для завоевания колоний. Римляне наследовали пренебрежение греков к торговле и представляли занятие коммерцией греческим и восточным освобожденным рабам. Растущая внешняя торговля требовала коммерческой стандартизации, поэтому государство разработало систему мер, весов, денег. Первый прототип корпоративной организации проявился в форме совместных акционерных компаний, которые продавали акции, в целях выполнения правительственных контрактов, для поддержания военных действий. Высокоспециализированная рабочая сила, за некоторым исключением, преобладала в маленьких лавках в качестве независимых ремесленников, продававших изделия для рынка, а не для индивидуального покупателя. Свободные рабочие образовывали гильдии (коллегии), но они существовали для общественных целей и совместной прибыли, таких как оплата издержек на похороны, а не установления уровней заработной платы, часов и условий труда. Государство регулировало все аспекты римской экономической жизни: взимание тарифов на торговлю, наложение штрафов на монополистов, регулирование гильдий, и использование их доходов для участия в многочисленных войнах. Большие организации не могли существовать, т.к. государство запрещало совместные акционерные общества для любых целей, кроме как для исполнения правительственных контрактов.

     Римляне были гениальны в организации строя, военная автократия держала империю в железной руке. За авторитарной организационной структурой стояли две фундаментальные концепции – дисциплина и функциональность. Последняя осуществляла разделение работы между различными военными и правительственными учреждениями, первая формировала строгие рамки и иерархию власти для обеспечения выполнения функций.

     Вклад Рима в наше наследие лежит главным  образом в законе и формах правления, которые являлись решениями проблемы установления порядка. Римский закон стал моделью для более поздних цивилизаций, а римское разделение законодательной и исполнительной властей обеспечили модель системой баланса и контроля для конституционных форм правления.

     Во  ІІІ вв. до н. э. владельцы вилл  мастерских стремятся как к получению большего прибавочного продукта, так и к денежной его реализации. Стремление к получению большего прибавочного продукта приводило к: (1) росту предпринимательского начала в обществе, (2) усложнению внутренней структуры хозяйства, (3) усилению эксплуатации рабов.

     При развитой системе рабства происходил переход от мелкого производства (в земледелии и ремесле) к более  крупному, централизованному хозяйству, где получила применение простая  и отчасти сложная кооперация труда. Если при патриархальной системе господствующим типом хозяйства были мелкие участок или мастерская, где работали 3-5 человек, то в ІІІ вв. до н. э. они сменяются имениями в 100-250 югеров земли с рабочим персоналом в 1320 единиц. Римские агрономы Катон и Варрон не мыслили себе существование доходного хозяйства без рабского труда. Они рассчитывали, сколько рабов могут обработать то или иное количество земли. Чтобы раб постоянно трудился, землевладельцы ставили многочисленных начальников и контролеров, которые угрозой наказаний принуждали раба работать. С другой стороны, особо усердных рабов поощряли большим пайком, хорошей одеждой, даже небольшим имуществом (например, парой овец, утварью). Такое имущество называлось пекулием; господин имел право отобрать пекулий в любое время. Римские рабовладельцы выработали систему рабочих норм. Развитие рабовладения вело, таким образом, к отказу от мелкого хозяйства, переходу к более крупному производству и выливалось в общую интенсификацию экономики, что привело к рассвету римское сельское хозяйство, ремесло и строительство.

     По  сути дела, Рим создал специальный  механизм или целую отрасль по производству рабов. Потребность в  рабах в римском обществе была постоянной, но удовлетворялась она  из разных источников. Большое количество рабов давала война. При удачных военных действиях в руки победителей попадали массы пленных воинов, гражданского населения, к ним же переходило имущество последних, в том числе принадлежащие им рабы. Очень многие войны Рима ІІІ вв. до н. э. были удачными, и римляне выбрасывали на рынок громадное количество пленных. Захваченные пленные продавались с аукциона квестором; обычно их крупными партиями покупали работорговцы следовавшие за римским войском.

     Пополняли рынок рабов и морские пираты. Некоторое значение имело также и внутреннее воспроизводство рабской силы, т. е. воспитание рабов, рожденных рабынями, что поощрялось некоторыми рабовладельцами. Воспитание с малых лет в рабстве, они были обручены, послушны и высоко ценились. Но выращивание такого раба обходилось дороже (не менее чем в два раза), чем покупка взрослого, и в эпоху победоносных войн ІІІ вв. до н. э. было менее выгодным, чем приобретение рабов на рынке. Внутреннее воспроизводство рабов было затруднено также тем, что рабы жили на полуказарменном содержании, были лишены семьи.

     Развитие  рабовладения привело к появлению  нового элемента в национальном хозяйстве  – работорговле. Рынки рабов существовали в каждом город, где любой гражданин  мог купить или продать раба. Помимо таких местных рынков существовали более крупные рынки. Самыми крупными в Средиземноморье были рабские рынки на острове Делос (Эгейское море), в городах Аквилея (Северо-Восточная Италия), Танаис (устье реки Дона). На Делос свозили рабов со своего Восточного Средиземноморья, и однажды здесь продали за день 10 тыс. рабов. В город Аквилея сходились невольничьи караваны из-за Альп, из Галлии, германских и придунайских областей. Танаис был центром работорговли с сарматами, скифами и другими причерноморскими племенами. Из Танаиса, Аквилеи, Делоса рабы попадали на областные, а оттуда и на местные рынки. Раб продавался, как и всякий другой товар, раб проходил предпродажную подготовку: чтобы продать его подороже, владелец одевал его в новую одежду, завивал волосы. Цены на рабов колебались. Во время особо удачных войн раба иногда продавали за 4 денария, но обычная стоимость раба была 400-500 денариев. Высококвалифицированные рабы стоили несколько раз дороже.

     Подъем  сельского хозяйства и ремесла, установление товарных связей, способствовали оживлению торговли. Морская торговля считалась очень выгодным делом, и ею занимались даже нобили, которым не рекомендовалось участвовать в торговых операциях по закону Клавдия 218 г. до н. э. Нобили обходили закон, занимаясь морской торговлей через подставных лиц, обычно своих вольноотпущенников.

     Римский император Октавиан и его реформаторская деятельность видятся сегодня как  весьма интересный и исключительно  грамотный образец проведения изменений. Он сумел практически полностью  изменить систему управления страной, не вызвав при этом сопротивления. Вернувшись в Италию в 29 г. до н. э. Октавиан пересмотрел состав римского сената, который был пополнен верными людьми, а его общий список сокращен с 1000 до 600 членов. В том же году в торжественной обстановке с раздачей больших подарков населению Рима были отпразднованы несколько триумфов Октавиана в честь его многочисленных побед, что снискало ему популярность у многих простых граждан. Реформированный сенат и благодарны народ декретировал новому правителю ряд почестей, и прежде всего ему был присвоен в качестве постоянного титул императора, который рассматривался как часть личного имени (теперь новый правитель назывался официально император Гай Юлий Цезарь Октавиан).

Информация о работе Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период)