Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:11, курс лекций

Описание работы

Изучив данный материал, Вы должны знать:
- в чем проявляется специфика древнегреческого менеджмента;
- как афиняне вышли в мировые лидеры бизнес-менеджмента;
- в чем заключается принцип относительности Н.Макиавелли и как он применяется в современном менеджменте;
- пути развития экономических отношений в средневековой Европе;
- основные понятия, связанные с развитием менеджмента в данный период в Европе;
- влияние исследований античных деятелей на развитие современного менеджмента;
- политические и экономические реформы, оказавшие влияние на становление менеджмента;
- имена основных исследователей и основоположников менеджмента в античной Европе доиндустриального периода.

Содержание

1. Греция. Децентрализация общественной и хозяйственной жизни. Поиск универсальных методов управления государством и хозяйственной организацией.
2. Рим. Предпринимательское начало в обществе. Реформы Октавиана как пример проведения изменений в управлении организацией.
3. Средневековая Европа. Воздействие идеологии на экономическую управленческую практику.
4. Николо Макиавелли и его теория лидерства и власти.
Идея лидерства.
Идеи относительности.
Идея круговорота форм управления.

Работа содержит 1 файл

Тема 3 (рус).doc

— 174.00 Кб (Скачать)

     Тема 3. Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период) 

     Изучив  данный материал, Вы должны знать:

     -  в чем проявляется специфика  древнегреческого менеджмента;

     -  как афиняне вышли в мировые  лидеры бизнес-менеджмента;

     - в чем заключается принцип относительности Н.Макиавелли и как он применяется в современном менеджменте;

     -  пути развития экономических  отношений в средневековой Европе;

     -  основные понятия, связанные с  развитием менеджмента в данный  период в Европе;

     -  влияние исследований античных деятелей на развитие современного менеджмента;

     -  политические и экономические реформы, оказавшие влияние на становление менеджмента;

     -  имена основных исследователей  и основоположников менеджмента  в античной Европе доиндустриального периода. 

     На  основании приобретенных знаний, Вы должны уметь:

     - свободно оперировать понятиями, связанными с управленческими исследованиями;

     -  перечислить факторы, влияющие  на развитие менеджмента в  средневековой Европе;

     -  раскрывать суть управленческих идей  различных философов и исследователей;

     -  находить отличия между путями  развитием управленческих идей  в античной Европе и других  цивилизаций;

     -  находить применение принципам  развития управленческой системы известных философов.

                                                 

     План 

     1. Греция. Децентрализация общественной и хозяйственной жизни.                     Поиск универсальных методов управления государством и хозяйственной организацией. 

     2. Рим. Предпринимательское начало в обществе. Реформы Октавиана как пример проведения изменений в управлении организацией.

     3. Средневековая Европа. Воздействие идеологии на экономическую управленческую практику. 

     4. Николо Макиавелли и его теория лидерства и власти.

  1. Идея лидерства.
  2. Идеи относительности.
  3. Идея круговорота форм управления.

     Ключевые термины: реформа, полис, колонизация, эллинистическое государство, коммерция, работорговля, гильдия, форма правления, пекулий, рынок, сенат, монархия, управленческие идеи, цех, лидер, феодализм.  

     1. Греция. Децентрализация общественной и хозяйственной жизни. Поиск универсальных методов управления государством и   хозяйственной организацией. 

     С самого начала своего развития европейской  цивилизации показала ряд отличительных черт в управлении экономической  и общественной жизни общества. С точки зрения нашего курса древний период европейской культуры  интересен не только как наше прошлое, но и как становление многих существующих сегодня принципов, методов и традиций в области менеджмента. В Древней Греции 2,5 тысячи лет тому назад начинается становление современной европейской цивилизации. Основным хозяйствующим элементом греческого общества был мелкий собственник. Для Древней Греции характерно децентрализация общества и экономики. Она проявляется в первую очередь в множестве самых греческих государств-полисов, которых на небольшом полуострове и прилегающих островах было более 200. Греческие полисы отличаются друг от друга по ряду факторов, наибольшими крайностями которых явились демократическая и олигархическая формы организации, получившим классическое отражение соответственно в Афинах и Спарте. И  в том и другом полисе на лицо довольно большое количество негражданского населения, стоявшего в различных степенях зависимости от полисного  гражданского коллектива, но в каждом из них утвердились свои системы эксплуатации рабов.

     Несмотря  на то, что первые управленческие революции  произошли на Древнем востоке, именно в античной Греции две с половиной тысячи лет тому назад наметился коренной поворот к новой системе ценностей, сделавший возможным дальнейшее развитие менеджмента. Шумерские жрецы действительно явили миру новый тип деловых людей, а египетские чиновники показали образец высокоэффективного централизованного управления. Но только греки создали принципиально новый тип цивилизации – рыночную экономику, основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства и свободном развитии личности.

     В VIII-VII вв. до н. э. в Афинах сложилось демократическое государство. В 621 г. до н.э. в Афинах была впервые произведена запись действующих законов. Кодификацию можно рассматривать как серьезную уступку евпатридов демосу, чрезвычайно страдавшему от произвола архонтов, судивших по написанному  обычному праву. Дальнейшее изменение механизма управления афинским обществом связывается с именем Солона, которого античная историография рисует идеальным законодателем, стоявшего над классами и сословиями и имевшего целью их примирение.

     Опираясь  на народное собрание Солон провел ряд экономических и политических реформ. Наиболее важной экономической реформой была отмена долгов, освободившая массу рабов-должников и облегчившая положение крестьянства. Запрещалась гарантия долга личностью должника и продажа его в рабство за долги. Далее Солон ввел закон о свободе завещаний, утверждавший частную собственность и разрешавший дробить родовые владения, в то время как раньше земля наследовалась родом и не подлежала отчуждению. В результате реформ Солона в Аттике появляется слой мелких и средних свободных земельных собственников - неотъемлемая часть всякого города-государства античности, его социальная основа.

     Среди проведенных Солоном экономических  мероприятий, следует отметить закон, запрещавший вывоз хлеба из Аттики и поощрявший вывоз оливкового масла. На языке сегодняшнего времени это означает интенсификацию ведения хозяйства, более рациональное использование ресурсов. Поощряя разведение интенсивных культур – оливы, винограда и др. – Солон издал законы, регулирующие посадку деревьев, ирригацию, правила о совместном пользовании колодцами, ранее принадлежавшими отдельным родам или семьям, и т. д. Разведение интенсивных культур было доступно не только крупным землевладельцам, но и средним слоям демоса, в интересах которых и проводились эти законы. Мероприятия Солона способствовали превращению Аттики из страны хлебопашества в страну, в экономике которой главное место занимали высокоинтенсивные садово-огородные культуры, дававшие значительную товарную продукцию.

     В целях поощрения и развития торговли и ремесленного производства Солон ввел закон, по которому сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу. При Солоне в Афинах была проведена унификация единиц мер и веса.

     Таким образом, в отличии от Востока  здесь главным сектором был  мелкий частный. Экономическая независимость небольшой семьи, отдельной полноправной личности, то есть демократизация экономической жизни и наличие широкого слоя граждан – собственников (в соответствии с нынешней терминологией – среднего класса) должны были неизбежно вылиться в демократизацию всей общественной системы. Администрация полиса формировалась исключительно с помощью выборов при участии всех граждан.

     Для создания реальной возможности участия  в государственных учреждениях  и определения равнодушия к государственным делам Перикл ввел плату за отправление обязанностей присяжного в судах, в заседаниях. В 451  г. Перикл возобновил старый закон, ограничивавший права гражданства условием обязательного происхождения от обоих родителей афинских граждан. Закон гласил: афинянами могут быть только люди, происходящие от обоих афинян. Закон вызвал массу недоразумений и судебных процессов и всякого рода обманов и мошенничеств. Около 5 тысяч человек, уличенных в обмане, было продано в рабство. Полноправных же граждан оказалось всего-навсего немного больше 14 тысяч. (Аристотель упоминает цифру 20 тысяч, определяя количество афинских граждан-чиновников, которые содержались во многом благодаря взносам членов морского союза). Афинская демократия всегда оставалась демократией меньшинства. Периклу приписывается еще введение театральных денег, выдававшихся гражданам на покупку марки или билета на театральные представления, что являлось естественным продолжением и развитием оплат и за несение государственных обязанностей, в особенности за военную службу, установившихся во время греко-персидских войн. Состоятельная часть граждан несла всевозможные общественные повинности в виде оснащения военных судов, устройства зрелищ, оплаты хоров и отправления государственных должностей, связанных с большими тратами. Если сопоставить численность граждан с количеством должностей в Афинах, то можно предположить, что практически все граждане-горожане и значительная часть сельских жителей участвовали в непосредственном управлении государством. Интересно и другое сопоставление: 14 тысяч граждан и 230 тысяч жителей Афин.

     Наиболее  типичной формой организации хозяйственной деятельности в ремесле и в обрабатывающей промышленности был эргастерий. Для Аттики и Афин периода пятидесятилетия было характерно существование рабского  и свободного труда в ремесле. Мастерские  ремесленников, работавших лично или с помощью одного-двух рабов, были мелкими предприятиями, существовавшими при наличии больших и даже очень больших мастерских – своего рода рабских мануфактур древности.

     Но  в целом при Перикле чисто  искусственными мерами поддерживался  свободный труд и устанавливалась  норма применения рабского труда: число  рабов, работавших на крупных общественных постройках, было сокращено приблизительно до четверти общего числа работников.

     Доходность  эргастериев была очень велика: стоимость  квалифицированного раба в VI вв. до н. э. полностью окупалась за 2-3 года  его работы в ремесленной мастерской. Из этого следует, что доход рабских мастерских был весьма значителен, с излишком покрывал как стоимость рабочей силы, так и все расходы, связанные с организацией эргастерия. Эргастерий приносили не меньший доход, чем морская торговля, т. Е. самая прибыльная статья античной коммерции.

     Греческая история помогает понять многие теоретические положения и практику управления межгосударственными экономическими отношениями. Согласно теории развития национального хозяйства оно на определенном этапе своего развития достигает оптимального состояния. Говоря языком менеджмента, оптимальное состояние – это состояние наибольшей эффективности деятельности национального хозяйства. Оптимальное состояние – это состояние равновесия и стабильности (относительной). Национальное хозяйство в своем оптимальном состоянии обладает исключительно мощной энергетикой, то есть способностью преобразовать внешнюю среду, которой для нее является вся жизнь данного государства и окружающие ее другие национальные хозяйства. Это преобразующее действие проявляется через экспансию. Последняя может выступать в различных формах.

     Греческая преобразующая сила в одном случае реализовалась как греческая мирная колонизация. Среди ее причин следует отметить возникновение относительного перенаселения вследствие недостаточного развития производственных сил, стремление торговцев закрепиться на путях в иноземные страны и обосноваться там, а также политическая борьба в метрополиях, часто сопровождавшаяся диким террором. Греческая колонизация распространялась на различные территории региона Средиземного и Черного морей.

     Колонии достаточно быстро становились самостоятельным полисом. Хотя колонии и метрополии обычно не образовывали союзов и не имели общего гражданства, но прибывшие в колонию жители метрополии становились ее гражданами, а вернувшиеся к старому очагу колонисты без труда восстанавливали свое гражданство. В колонизации приняли участие различные области, районы и города Эллады: и более отсталые, и более развитые. В соответствии с этим и в колониальной экспансии преобладал либо аграрный, либо торгово-ремесленный аспект. Взаимоотношения греческих колонистов и местного варварского населения складывались различно. Но они всегда оказывали влияние друг на друга. Эллинское воздействие, несомненно, ускорило ход экономического, социального и культурного развития варваров.

     Значительно и влияние колонизации на метрополию. Из периферийных районов идут в Грецию золото, серебро, олово, продукты питания (рыба, хлеб), рабы. Значение последнего вида товаров все более возрастает. Это ускорило социальные процессы, протекавшие в городах балканской, островной, малоазиатской Греции, повлияло и на политическую борьбу.

     Меру  воздействия оптимального состояния  экономики на окружающий мир очень  легко проиллюстрировать и на примере делосской симмахии или  афинской архэ – морского союза  греческих государств(5 век до христианской эпохи). В состав союза входило около двухсот неодинаковой величины и значения государств. Число жителей всей территории, подвластной Афинам, доходило до 1015 миллионов, что в 45-60 раз превышало население собственного Афинского государства. Право распоряжаться этими, а также поступавшими за счет взимания торговых пошлин значительными суммами позволили Афинам стать и экономическим лидером в регионе.

Информация о работе Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период)