Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:11, курс лекций
Изучив данный материал, Вы должны знать:
- в чем проявляется специфика древнегреческого менеджмента;
- как афиняне вышли в мировые лидеры бизнес-менеджмента;
- в чем заключается принцип относительности Н.Макиавелли и как он применяется в современном менеджменте;
- пути развития экономических отношений в средневековой Европе;
- основные понятия, связанные с развитием менеджмента в данный период в Европе;
- влияние исследований античных деятелей на развитие современного менеджмента;
- политические и экономические реформы, оказавшие влияние на становление менеджмента;
- имена основных исследователей и основоположников менеджмента в античной Европе доиндустриального периода.
1. Греция. Децентрализация общественной и хозяйственной жизни. Поиск универсальных методов управления государством и хозяйственной организацией.
2. Рим. Предпринимательское начало в обществе. Реформы Октавиана как пример проведения изменений в управлении организацией.
3. Средневековая Европа. Воздействие идеологии на экономическую управленческую практику.
4. Николо Макиавелли и его теория лидерства и власти.
Идея лидерства.
Идеи относительности.
Идея круговорота форм управления.
В январе 27 г. до н. э. Октавиан на специально собранном заседании сената отказался от верховной власти, всех своих должностей, объявил о восстановлении традиционного республиканского управления и о желании уйти в частную жизнь. Отказ от власти был удачной и хорошо продуманной инсценировкой. Сенат и народ стали упрашивать его не отказываться от власти, не покидать Республику. Уступив приказу сената, Октавиан оформил свою верховную власть в духе староримских традиций, старательно избегая одиозных в обществе титулов. Основными слагаемыми власти Октавиана стал набор нескольких высших магистратур, привычных общественному сознанию, но в совокупности создающих верховную власть.
В период с 27 по 23 г. до н. э. Октавиан соединил в своих руках полномочия консула, народного трибуна, он был поставлен во главе сенатского списка и стал как бы председателем высшего органа Римской республики, постоянный титул императора закреплял его права как главнокомандующего вооруженных сил.
Традиционный орган республиканского строя – уверенное народное собрание било умело приспособлено к формирующимся монархическим институтам и стало их частью. Более сложными были правовые отношения между Октавианом и римским сенатом. Сенат являлся олицетворением республиканского строя как такового, и Октавиана проводил по отношению к нему очень осторожную политику постепенного сокращению его компетенции, внешне оставляя за ним большие права. Во времена правления Октавиана сенат получил дополнительные права, в частности судебную власть. Римский сенат при большой декларированной власти, которая была как бы равна власти Октавиана, фактически был включен в систему рождающихся монархических учреждений как его органическая часть, хотя Август проявлял большой такт по соблюдению внешних прерогатив сената.
Конечно, не все государственные, особенно сложные и трудные проблемы, можно было обсудить в сенате, состоящим из 600 человек. И Август стал собирать для обсуждения некоторых щекотливых дел узкие собрания из своих ближайших друзей, которые получили название совет принцепса. Совет принцепса при Августе не был официальным государственным органом, но в кругу близких советников Октавиана обсуждались многие государственные дела. Совет принцепса мог составить серьезную конкуренцию официальному римскому сенату как орган реальной власти в государстве.
Для управления императорскими провинциями Август назначил наместников, носивших звание императорских легатов. Им помогали так называемые прокураторы, ведающее, главным образом, финансовыми вопросами, но иногда управлявшие небольшими по размеру провинциальным областями, как, например, знаменитый Понтий Пилат, управлявший Палестиной во времена Иисуса Христа.
К
концу многолетнего правления Августу
удалось создать основы будущего
монархического строя, вошедшего в
мировую историю под названием
Римской империи. Эта форма монархии
вырастала на почве собственно римских
государственных структур, господствующих
идей, что придавало императорскому режиму,
так сказать, национальный характер, хотя
нельзя отрицать влияние на его формирование
эллинистических монархических институтов
или некоторых тиранических режимов Древней
Греции.
3.
Средневековая Европа.
Воздействие идеологии
на экономическую управленческую
практику.
По многим своим параметрам экономика феодального европейского общества довольно сильно отличается от предшествующего ей рабовладельческого периода, а также от современного ей Востока. В силе этого обстоятельства представляется интересным предварить рассмотрение организации хозяйственной жизни и управления экономикой некоторыми общими замечаниями.
Многие специалисты считают ранние столетия феодализма исключительно бедным и технически отсталым обществом, в котором практически не имели места изменения. Есть историки, которые полагают, что отсутствие изменений является следствием неверно определяемой продолжительности этого периода на самом деле, по их мнению, он был в 5-6 раз короче, что свидетельствует о неправильном летоисчислении. Отдельные специалисты считают, что ответственность за бедность и технический застой в ранние средние века нужно возложить на социальные структуры и ментальные установки. Феодальное общество представляется обществом ограниченных материальных возможностей и потребностей. По имеющимся данным в ХІІІ-ХV вв. в Англии баланс между расходами (пропитание, военное снаряжение, строительные работы, траты на предметы роскоши) и доходами самых богатых людей колебался в пределах 6-10% доходов.
Это период европейской истории может сравниться лишь с недавним прошлым социалистических стран по силе идеологического влияния на экономику. Здесь еще в большей мере, чем в прочих сферах, нововведение представлялось чудовищным грехом. Оно подвергало опасности экономическое, социальное и духовное равновесие. Новшества наталкивались на яростное или пассивное сопротивление масс.
Труд не имел целью экономический прогресс – ни индивидуальный, ни коллективный. Он предполагал, помимо религиозных и моральных устремлений (избежать праздности, которая прямиком ведет к дьяволу; искупить, трудясь в поте лица, первородный грех; смирить плоть), в качестве экономических целей обеспечение своего собственного существования и поддержку тех бедняков, которые не способны сами позаботиться о себе. Еще Св. Фома Аквинский сформулировал это мысль в своде богословия: Труд имеет четыре цели. Прежде всего, и в главном он должен дать пропитание, во-вторых, должен изгонять праздность, источник многих зол; в-третьих, должен обуздывать похоть, умерщвляя плоть; в-четвертых, он позволяет творить милостыни.
Экономическая цель средневекового запада - создание необходимого. Этот средневековый менталитет очень ярко проявляется и в менеджменте наиболее развитой и прогрессивной отраслью национальной экономики - ремесленном производстве. Рассмотрим цеховую организацию. Общество, не ставившие целью развития своей экономики эффективность и получение большого количества продукции, не могло удалять внимание развитию управленческой мысли и практики.
Самой распространенной формой организации в городе были цеха. Для средневековых ремесленных цехов характерно мелкое производство. Цех – это корпорация мелких товаропроизводителей. В условиях чрезвычайной узости рынка и относительной незначительности спроса цех всячески следим за тем, чтобы производство сохраняло мелкий характер, чтобы никто не имел возможности превратить свою мастерскую в более крупные предприятие и конкурировать с другими членами цеха. С этой целью цех ограничивал подмастеров и учеников, которых можно было держать одному мастеру. Существовали правила, не разрешавшие ремесленнику приобретать больше сырья, чем ему нужно было для производства. Если же он приобретал больше, то излишками он должен он поделиться со своими собратьями по цеху. Каждый мастер мог иметь только одну мастерскую. Было определено число станков , которые можно было иметь в мастерской. Цеховые ставы запрещали устраивать в окнах бьющие в глаза выставки товаров, запрещали называть покупателей и т.п. Существовала строгая регламентация в отношении то, каким инструментом и каким материалом нужно пользоваться. Точно определялось, какой ширины должна быть изготовлена ткань, сколько нитей должно быть в основе. Работа должна была производиться на виду у всех. Регламентировалось и количество часов, который должен был работать каждый член цеха. Ночная и сверхурочная работа запрещалась не только потому, что она ухудшала качество работы, но и в целях устранения коррупции между отдельными мастерами – членами цеха. Мелкое производство ремесленника ставило себе целью не получения прибыли и не расширенное производство, а лишь добывание средств к существованию.
Цех
как общественная организация. Цех
был не только производственным
объединением, но представлял собой
также организацию
Средние века дают нам еще один урок нарушения одного из основных принципов менеджмента – принципа единоначалия. Вскоре после тысячного года во главе запада как будто встали два персонажа – папа и император. Конфликт между ними на протяжении целого периода занял всю авансцену. В ходе этой борьбы папство уступило светскую власть монархов, но сохраняло свою религиозную организацию. Обеспечив власть над епископами, взяв в свои руки кодификацию канонического права и особенно использовал финансовые источники, церковь стала преобразовываться в сильную наднациональную монархию. Она не только выстояла, но и укрепила при этом свою власть.
Церковь была не только духовным, но и более крупным экономическим центром раннесредневековой цивилизации. Она обладала огромными земельными владениями. Прочем, наиболее важными их составляющими были сельские, изолированные от городов монастыри. В своих мастерских монастырь сохранял прежние ремесла и искусства, в библиотеках он поддерживал интеллектуальную культуру, а благотворя своим земельным владениям, сельскохозяйственной технике и труду монахов и зависимых крестьян он был важным центром производства и образцовым хозяйством.
Католическая церковь была крупнейшим ростовщиком того времени. Церковные учреждения были едва ли не первыми банкирами в истории Европы. Имея накопления, церковь открыла кредит королям и сеньорам, причем не брезгала и мелкими ссудами. Официальная церковная догма запрещала взимание процентов. Церковь не взимала процентов, но брала в залог главным образом землю. В случае неуплаты ссуды она получила возможность захватить эту землю.
Католическая церковь обозначила и решила ряд организационных проблем. По мере распространения веры, роста новых сект теология обещала стать разветвленной. Во втором веке нашей эры, лидеры определили необходимость более четко определить цели, доктрину и управление христианской деятельностью, а также условия членства в ней. Лидеры определили необходимость определения новых библейских канонов (т.е. разделили писания на подлинные и инспирированные), доктрин (т.е. католическая или универсальная ортодоксальная вера), идей учреждения организации во главе с церковью. В современных терминах, лидеры католической церкви преследовали потребность институциализировать организации: т.е. выбрать политику, доктрину, власть. Проблема эта появляется вновь и сейчас: необходимость единодушия в цели, не смотря на дискретизацию локальных проблем и условий.
Феодализм породил крестовые походы и в свою очередь, погиб в результате их. Крестовые походы явились стимулом торговли, благодаря открытию новых торговых путей и богатств Востока в феодальной Европе. Крестовые походы ослабили христианскую веру. Отправляясь в походы с глубоким христианским чувством и убеждение в своей правоте, крестоносцы вернулись с ощущением того, что на Среднем Востоке манеры, мораль, торговля, промышленность и благосостояние превосходят их культуру. Результатом этой культурной конфронтации стало развитие секулярной жизни в Европе через ослабление религиозных основ. Возросший в походах интерес к исследованиям и новый дух торговли и коммерции заполнил землю феодализма. Новые рынки, новые идеи, рост городов, первые ростки среднего класса, свободная циркуляция денег и кредитных инструментов, изменение католического порядка подготовило почву для эпохи Ренессанса и Реформации.
Старые города были живлены торговлей, а новые рождались как центры торговли. Промышленный рост сопровождался укреплением торговли, а текстиль стол ведущим фактором производства. При этой системе торговец доставал сырье и передавал его рабочим или семьям, которые используя свое оборудование, производили вещи и поставляли их работодателю за заработную плату. На самом деле, домашняя система производства существует даже сейчас в производстве твидовой одежды в Ирландии и Шотландии. Недостатки надомного производства находятся в простых орудиях труда и технологии, небольшим желанием их усовершенствовать и в незначительном разделении труда. По мере роста объема торговли, домашняя система доказала свою неэффективность. Преимущества специализации труда, масштабного производства в одном месте неизбежно велик к становлению фабричной системы.
Рассматриваемый период представлен исключительно интересными работами Николо Макиавелли. По общепринятому мнению, он создает впечатление мастера обмана в межличностных отношениях. Предмет книги Макиавелли – это манипуляция как главное средство приобретения и сохранения контроля над другими. Идеи Макиавелли были очень интересны и в то же время долгие годы их критиковали. Психологи развивали серию инструментов, названных школой Мака с целью измерить ориентацию личности. Человек с высокой оценкой Мака склонен вести себя согласно идеям его теории. Исследования показали, что личность макиавеллистического типа характеризуется тенденцией оценивать ситуации логично и продуманно; способностью обманывать ради достижения личных целей. Они не очень сочетаются со справедливостью, законностью, дружбой, обещанием или мнением других, но, тем не менее, они могут влиять на других. Человек с высоким показателем по шкале Мака может хорошо осуществлять контроль и пытаться использовать плохо структурированные ситуации. Напротив, луди с низким показателем могут принимать указание других в таких ситуациях; они много работают на успех в хорошо структурированных ситуациях.