Сущность и виды управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в процессе управления принадлежит управленческому решению, Решение — это выбор альтернативы. Вместе с тем решение — это результат управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования предприятия. Решения, принимаемые в процессе управления, классифицируют по различным признакам: уровню управления; масштабу воздействия; содержанию; характеру; форме подготовки и принятия; частоте повторяемости и в зависимости от полноты и достоверности информации.

Содержание

I. Сущность и виды управленческих решений………………………………..…2

II. Требования, предъявляемые к управленческим решениям………………….3

III. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений…………………………………………………………………………….4

IV. Методы оптимизации управленческих решений……………………………6

V. Информационное обеспечение менеджмента………………………………...8

Выводы………………………………...……………………………………….....12

Список используемой литературы………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Сущность и виды управленческих решений.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

План 

    I. Сущность и виды управленческих решений………………………………..…2

    II. Требования, предъявляемые к управленческим решениям………………….3

    III. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений…………………………………………………………………………….4

    IV. Методы оптимизации управленческих решений……………………………6

    V. Информационное обеспечение менеджмента………………………………...8

    Выводы………………………………...……………………………………….....12

    Список  используемой литературы………………………………………………13 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Сущность  и виды управленческих решений
 

   Решение — это выбор альтернативы. Вместе с тем решение — это продукт управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования предприятия.

Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть классифицированы по различным признакам.

     По  уровню   управления  различают решения, принимаемые на уровне: заведующего секцией; начальника отдела; заместителя директора; директора;

министра.

     По  масштабу воздействия управленческие решения подразделяют на общие и частные (локальные).

     Общие решения затрагивают систему в целом, например решения о приватизации предприятий торговли.

     Частные (локальные) решения касаются отдельных! текущих вопросов работы производственной системы, например   выявления   и  устранения   причин   невыполнения заданий по объему товарооборота секцией магазина.

     По  содержанию выделяют научно-технические, экономические и организационные  решения. Примеры: научно-техническое решение — установка нового оборудования на предприятии; экономическое — премирование  работника; организационное — создание новой секции в  магазине.

     По  характеру принято различать  следующие решения.

     Оперативно-распорядительные решения принимаются на уровне секции, отдела. Они затрагивают различные стороны работы секции, отдела.

     Хозяйственно-руководящие  решения принимаются на уровне директора предприятия или министра. Они охватывают различные стороны деятельности предприятия или отрасли.

     Нормативные решения принимают центральные органы управления (Верховный Совет Российской Федерации или СМ республики).

     По  форме подготовки и принятия различают единоличные, коллегиальные и коллективные решения.

     Единоличные решения принимает руководитель предприятия, подразделения.

     Коллегиальные решения обычно подготавливает и принимает группа специалистов, что позволяет использовать совокупные знания и опыт, а также учитывать различные мнения при обосновании решений.

     Коллективные  решения принимает весь коллектив (чаще всего на собрании), они затрагивают наиболее общие проблемы развития коллектива (например, решение о распределении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).

     По частоте повторяемости ситуации могут быть выделены стандартные и творческие решения.

     Стандартные решения принимают в повторяющихся ситуациях, когда изменяются лишь количественные параметры (например, решение о приемке партии товаров). Необходимость принятия стандартных решений возникает часто, поэтому целесообразно разрабатывать типовые приемы их подготовки и реализации. Причем значительная часть разработки таких решений может быть формализована, а следовательно, механизирована и автоматизирована.

     Творческие  решения возникают в неординарных ситуациях и требуют творческого подхода (например, решение о расширении ассортимента товаров и выборе новых поставщиков). Принятию творческих решений предшествуют анализ ситуации, привлечение материалов специальных исследований, выполнение сложных расчетов и т. п. При принятии таких решений проявляются специальные знания, опыт и даже интуиция менеджера.

     В зависимости от степени полноты и достоверности информации различаются детерминированные и вероятностные решения.

     Детерминированные решения принимают при наличии полной и достоверной информации. Они обычно легко формализуются и могут быть приняты с помощью экономико-математических методов и ЭВМ.

Вероятностные решения приходится принимать в условиях недостаточной и неполной информации. Такие решения часто приходится принимать в торговле, что обусловлено колебаниями спроса, предложения и цен. Для обоснования таких решений широко применяются методы экспертных оценок, мозговой штурм, мнение жюри, теория игр и др.

     Классификация управленческих решений носит во многом условный характер. Однако набор  требований, предъявляемых к качеству управленческих решений, обычно постоянен. 

    1. Требования, предъявляемые к  управленческим решениям
 

   Существует  ряд общих требований, которым  должны соответствовать решения, принимаемые  в процессе управления. К таким требованиям можно отнести следующие:

   минимальное число корректировок;

   сбалансированность прав и обязанностей менеджера, принимающего решение (ответственность должна быть равна его полномочиям);

   единство  распорядительства, т. е. решение (или распоряжение) должно исходить от непосредственного руководителя, На практике это означает, что вышестоящий руководитель не должен отдавать распоряжения «через голову» нижестоящего руководителя;

   строгая ответственность, т.е. управленческие решения не должны противоречить  друг другу;

    обоснованность  — это означает, что управленческое решение должна быть принято на основе достоверной информации о состоянии объекта с учетом тенденций его развития;

   конкретность;

   полномочность — управленческое решение должно быть полномочным, т.е. должно быть принято  органом или лицом, имеющим право  принять его;

   своевременность — управленческое решение должно быть своевременным, ибо задержка решения резко снижает эффективность управления.

   Таковы  основные требования, предъявляемые  к качеству управленческих решений. Эти-требования следует в полной мере учитывать в процессе подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений. 

    1. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений
 

   Процесс решения включает три основные фазы: подготовку, принятие и организацию выполнения. Каждая из этих фаз подразделяется на определенные этапы.

   Фаза  подготовки управленческого  решения подразделяется на следующие этапы: уяснение проблемs, анализ исходной ситуации, постановка задачи, разработка вариантов решения.

   На  этапе уяснения проблемы нео6ходимо четко представить желаемую ситуацию и трудности, которые связаны с ее достижением. При этом важно ясно определить, что можно сделать для решения проблемы внутри системы и что и в какой степени зависит от окружающей среды.

   Следующий этап предполагает анализ исходной ситуации. На этом этапе анализируют потенциал организации и состояние окружающей среды на момент принятия решения с точки зрения возможности достижения поставленной цели или получения желаемого результата.

   Постановка  задачи— это этап, в ходе которого конечную цель подразделяют на этапы ее достижения, а на каждом этапе намечают конкретные задачи, увязанные с конечной целью. При этом особенно важно, чтобы задачи имели количественную определенность и определенную последовательность решения.

   Разработка вариантов решения — заключительный этап фазы подготовки управленческого решения. Основное содержание этого этапа заключается в предложении различных вариантов решения поставленных задач. К разработке вариантов решения привлекают специалистов. Количество предлагаемых вариантов может быть различным, но каждый вариант должен содержать четкую формулировку задачи, основные этапы ее решения по времени и данные о необходимых ресурсах {материальных, трудовых, финансовых), а также возможные последствия осуществления данного варианта.

   Фаза  принятия решения  включает анализ предлагаемых вариантов и выбор оптимального варианта.

   Анализ  предлагаемых вариантов  решения осуществляется обычно руководителем совместно со специалистами и предполагает: во-первых, выбор критериев для сравнения вариантов и расчет эффекта от реализации каждого варианта и, во-вторых, сопоставление принятых критериальных  показателей   с  аналогичными   показателями   по каждому варианту.

   Выбор оптимального варианта осуществляется обычно руководителем по результатам анализа предложенных вариантов. Оптимальный вариант —это наилучший вариант в данных условиях по заданному критерию. Однако на характике любой из вариантов может иметь не одну, а несколько целей, каждой из которых соответствуют свои  критерии оптимальности.

   Обязательным  условием выбора варианта решения является комплексный учет его возможных положительных и отрицательных последствий.

   Выбор оптимального варианта решения утверждает руководитель. Решение формулируется  и документально оформляется, фиксируется (т. е. подписывается) руководителем, после чего задания доводятся до непосредственных исполнителей, т. е. осуществляется организация исполнения.

   Заключительная  фаза принятия управленческого решения _ организация выполнения. Эта фаза включает доведение заданий до исполнителей, формирование и исполнение организационного плана и организацию контроля.

   Доведение заданий до исполнителей предполагает, что смысл принятого решения должен быть разъяснен всем исполнителям и перед каждым из них должны быть поставлены конкретные задачи и определены их права, обязанности и функции в исполнении решения.

   Этап  формирования организационного плана предусматривает четкое определение объема работ по каждой задаче и определение приоритетов, ресурсов и сроков выполнения заданий каждым исполнителем.

   Организация контроля за исполнением решения — заключительный этап исполнения решения, который включает текущий и заключительный контроль. Текущий контроль осуществляется на протяжении всей работы по исполнению решения, а заключительный проводится по результатам исполнения и позволяет, с одной стороны, соизмерять цели и результаты, а с другой — осуществлять вознаграждения по результатам исполнения.

   Процесс подготовки, принятия и организации  выполнения управленческих решений подразделяется на ряд операций и процедур.

   Операция  это законченное действие.

   Процедура - набор операций, направленных на решение каких-либо управленческих задач.

   Процедура подготовки, принятия и организации  выполнения управленческого решения может быть представлена так: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Последовательность  и характер операции Исполнитель
Постановка  задачи

Уяснение  задач

Сбор   и   обработка   необходимой  информации, изучение и оценка ситуации

Выработка вариантов решения

Анализ,    обсуждение    и    оценка вариантов решения

Выбор   окончательного    варианта решения

Формулировка  решения

Документальное            оформление решения

фиксация       решения       (подпись  документа)

Доведение           заданий           до исполнителей

формирование      и      реализация организационного плана

Организация контроля

Вышестоящий руководитель (орган управления),   трудовой   коллектив

Нижестоящий руководитель (руководитель)

Руководитель (в необходимых случаях   с   привлечением   специалистов)

Специалисты Руководитель и специалисты

Руководитель

Руководитель (с участием специалистов)

Технические исполнители

Руководитель  или лицо, им уполномоченное

Руководитель  или лицо, им уполномоченное

Все работники  аппарата управления организации

Руководитель   или   уполномоченные им лица

Информация о работе Сущность и виды управленческих решений