Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:38, доклад
Понятие «европейская модель менеджмента» стало широко использоваться в связи с развитием Европейского союза. В понятие европейской модели включают совокупность общих черт менеджмента Германии, Франции, Испании, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Нидерландов и других стран Европы.
Европейская управленческая культура занимает промежуточную позицию между американской и японской культурами.
ЕВРОПЕЙСКАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Понятие «европейская модель
менеджмента» стало широко использоваться
в связи с развитием
Европейская управленческая культура занимает промежуточную позицию между американской и японской культурами. С одной стороны, имелись школы бизнеса и центры повышения квалификации по управлению, как у американцев, с другой – управление как вид деятельности находился не в перечне наиболее предпочтительных профессий. Так в Англии, например, не входил даже в первую десятку.
Бюрократизм как синоним управленческой деятельности испытала в полной мере Германия. Однако там педантизм и скрупулезность чиновников компенсировались определенными демократическими традициями.
Если в японской управленческой культуре доминирует ориентация на человеческий фактор, то в западной – на конечный результат.
Но каждое европейское государство имеет свои исторические, культурные и экономические пути развития. В соответствии с этими процессами развивались и закреплялись национальные черты менеджмента этих стран. (приложение, книга 8) В этой связи европейская модель представляется как совокупность национальных моделей. Особое влияние на эволюцию национальных моделей европейского менеджмента оказала Великобритания.
В России глубоко укоренился образ
чопорного, застегнутого на все пуговицы
английского джентльмена, лишенного
эмоций, любящего спорт, собак и лошадей.
Насколько этот несколько юмористический
образ соответствует
1. Прагматичность. Что безусловно роднит англичанина и американца, это их прагматичность, ориентация на дело и действие, жизненный здравый смысл. При всем этом в англичанах не наблюдается американской страсти к деньгам и увеличению дохода как к главному мерилу жизненных достижений. Скорее, англичанин относится к бизнесу как к игре и спорту: он, естественно, всячески заботится о прибылях и хорошем состоянии дела, но столь же важно для него и то, что называется спортивным азартом, получением интересного состязания и увлекательной игры.
2. Непринятие абстрактных
3. Чувство собственного
4. Уважение к традициям и
5. Скрытый, корректный
6. Умение вести дела в разных
странах, воспринимать и
Исторически сложилось так, что на протяжении почти двух веков Франция была ближе России, нежели другие европейские страны, и более того, в известном смысле, была для дореволюционной России своего рода шлюзом европейской культуры. По-видимому, что-то из этих прошлых времен осталось в «генетической памяти нашего народа который и сегодня воспринимает Францию как некую особую державу Европы, а Париж — как всемирную столицу моды и красоты. Франция вообще ассоциируется в представлении россиян с искусством, эстетикой, утонченностью1.
Таким образом, французский национальный стереотип включает в себя следующие черты:
1. Интеллектуализм, любовь
к искусству, гармонии и
2. Этой оборотной стороной
является своего рода робость
и нерешительность французов
в сфере реализации и
3. Склонность к конфликтам.
Еще одна очень интересная
черта национального характера
французов - нелюбовь к компромиссам
и большая, чем у других наций,
4. Эффект компенсаций.
Необходимость соблюдения
Немецкий менеджмент. На чем он основан? Педантичность, следование уставу, строгое соблюдение порядка. Откуда это? Это рождает качество, но с другой стороны и равнодушие. Здесь каждый делает только то, что ему поручено. Жесткий рационализм. Такая вот эффективная немецкая машина. Сплошной здравый смысл.
Теоретические истоки немецкой модели менеджмента относятся к началу прошлого столетия. Ее родоначальником следует считать выдающегося ученого, социолога и экономиста Маркса Вебера (1864-1920). М.Вебер был в первую очередь ученым-социологом, ряд его исследований имел прямое отношение к экономике, менеджменту и бизнесу.
Наиболее часто в
1. Стимулирование
Стимулирование роста профессионального мастерства играет важную роль в немецких фирмах. При этом оно не ограничивается только рабочими или ключевыми специалистами. Все рабочие и специалистов постоянно сталкиваются с новыми технологиями и оборудованием, новыми правилами и инструкциями. Адаптация к меняющимися или новым технологиям, продуктам и услугам происходит относительно быстро и безболезненно, а затраты на переподготовку кадров в связи с новыми требованиями клиентов или новой тактикой конкурентов оказываются сравнительно небольшими.
2. Техническая подготовленность менеджеров.
Для немецких менеджеров, мастеров и наставников более типично высшее техническое образование. До настоящего времени примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое образование, а половина из них - докторские степени (в немецкой научно-образовательной квалификации) в области права, экономики и технических наук в примерно одинаковом соотношении. Они намного меньше по сравнению с британскими менеджерами предпочитают говорить о менеджменте как таковом и рассматривают себя как технических экспертов и специалистов, к которым их подчиненные могли бы обращаться с производственными проблемами. Причем многие из них прошли через систему ученичества, через систему профессионально-технического образования. Профессиональные критерии (уровень профессиональных навыков и умений, производственный стаж) являются наиболее важными в продвижении на предприятии.
Вследствие высокого уровня
технического образования специалистов
и управленцев менеджмент в Германии
в меньшей степени отдален
от производственно-
3. Уважительное отношение к компетентности.
Профессионализм и компетентность
играют решающую роль в немецкой культуре,
требующей значительной самодисциплины
и самоконтроля. Немецкие менеджеры
ценят высокую квалификацию работников
и стремятся быть ближе к цехам
и производственным подразделениям.
Такое отношение создает
Немецкая система управления предполагает наличие тесных связей между инженерно-техническим и административно-управленческим персоналом, поддерживаемым высококвалифицированными рабочими.
4. Расширенный объем
Если линейный персонал обладает
высокой квалификацией, то он меньше
нуждается в контроле и помощи
со стороны административно-
5. Лояльность менеджеров.
Среди немецких менеджеров меньше распространена перемена мест работы и соответственно выше уровень корпоративной лояльности. Средний стаж работы на одном предприятии в Германии составляет 8 лет, в то время как в американских фирмах - 3 года. В исследовании Р.Стюарт 20 из30 обследованных немецких управленцев на одном предприятии были занять свыше 5 лет, а 6 из них - свыше 20 лет. С точки зрения британцев (как и американцев) столь длительный непрерывный стаж работы на одном предприятии имеет или будет иметь губительный эффект. Для немцев же длительный стаж работы на одном рабочем месте позволяет добиться необходимого уровня технической компетенции.
6. Качество и инновации.
Качество продукции, своевременная
ее доставка и послепродажное обслуживание
являются основной целью и конкурентным
преимуществом немецких компаний. Высокий
уровень доходов немецких потребителей,
позволяет им платить за высокое
качество. Стратегией, позволяющей
сохранить и укрепить свои конкурентные
позиции на рынке, было и остается
техническое совершенствование
и инновации. Такая стратегия
может реализовываться
7. Эффективные трудовые отношения.
Стабилизирующим фактором для немецкой экономики являются стабильные и устойчивые отношения между менеджерами и профсоюзами, а также рабочими советами. Для послевоенной Германии не свойственны те классовые антагонизмы, которые имели место в Великобритании, Франции и Италии. Немецкая культура менее индивидуалистична по сравнению с англосаксонской. Поэтому идея долгосрочного сотрудничества и партнерства собственников, управляющих и рабочих находит благодатную почву в немецком обществе.