Европейская управленческая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:38, доклад

Описание работы

Понятие «европейская модель менеджмента» стало широко использоваться в связи с развитием Европейского союза. В понятие европейской модели включают совокупность общих черт менеджмента Германии, Франции, Испании, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Нидерландов и других стран Европы.
Европейская управленческая культура занимает промежуточную позицию между американской и японской культурами.

Работа содержит 1 файл

Европейская управленческая культура.docx

— 30.99 Кб (Скачать)

ЕВРОПЕЙСКАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Понятие «европейская модель менеджмента» стало широко использоваться в связи с развитием Европейского союза. В понятие европейской  модели включают совокупность общих  черт менеджмента Германии, Франции, Испании, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Нидерландов и других стран Европы.

Европейская управленческая культура занимает промежуточную позицию  между американской и японской культурами. С одной стороны, имелись школы  бизнеса и центры повышения квалификации по управлению, как у американцев, с другой – управление как вид  деятельности находился не в перечне  наиболее предпочтительных профессий. Так в Англии, например, не входил даже в первую десятку.

Бюрократизм как синоним  управленческой деятельности испытала в полной мере Германия. Однако там  педантизм и скрупулезность чиновников компенсировались определенными демократическими традициями.

Если в японской управленческой культуре доминирует ориентация на человеческий фактор, то в западной – на конечный результат.

Но каждое европейское  государство имеет свои исторические, культурные и экономические пути развития. В соответствии с этими  процессами развивались и закреплялись национальные черты менеджмента  этих стран. (приложение, книга 8) В этой связи европейская модель представляется как совокупность национальных моделей. Особое влияние на эволюцию национальных моделей европейского менеджмента оказала Великобритания.

 

    1. Английский национальный стереотип.

В России глубоко укоренился образ  чопорного, застегнутого на все пуговицы английского джентльмена, лишенного  эмоций, любящего спорт, собак и лошадей. Насколько этот несколько юмористический образ соответствует сегодняшнему англичанину [6]?

1. Прагматичность. Что безусловно роднит англичанина и американца, это их прагматичность, ориентация на дело и действие, жизненный здравый смысл. При всем этом в англичанах не наблюдается американской страсти к деньгам и увеличению дохода как к главному мерилу жизненных достижений. Скорее, англичанин относится к бизнесу как к игре и спорту: он, естественно, всячески заботится о прибылях и хорошем состоянии дела, но столь же важно для него и то, что называется спортивным азартом, получением интересного состязания и увлекательной игры.

2. Непринятие абстрактных проектов. Важное отличительное свойство  англичан  - нелюбовь к умозрительным  проектам, за которыми не стоит  реального дела. Они, скорее, готовы  додумать по ходу, но как можно  быстрее начать что-то делать  и практически решать возникающие  по ходу дела проблемы. Это  ведет к тому, что попытка убедить  англичанина посредством искусно  построенного плана и проекта, их детальной проработки на бумаге будет куда менее эффективна, нежели демонстрация деловых качеств партнера в действии.

3. Чувство собственного достоинства.  Важно отметить и отличительные  личностные национальные качества, в основе которых лежит глубоко  укоренившееся и укреплявшееся  в национальном сознании чувство  собственного достоинства: именно  оно естественно подводит англичанина  к осознанию необходимости соблюдения  этических норм и общепринятых  традиционных правил, даже если  эти нормы и правила не записаны  ни в каких законах.

4. Уважение к традициям и консерватизм. На особое место в характере  англичан следует поставить глубочайшее  уважение к традициям национальным, государственным, семейным и другим. Этот традиционализм также может  принимать разные формы и, в  частности, форму известного консерватизма,  проявляющегося в разных сторонах  образа жизни и мышления.

5. Скрытый, корректный этноцентризм, не проявляется в формах, которые унижают национальные чувства других людей.

6. Умение вести дела в разных  странах, воспринимать и адаптировать  чужую культуру в интересах  бизнеса, гармонично строить отношения  с местными властями и населением. Великобритания накопила огромный  опыт по управлению в своих  бывших колониях, что отразилось  на эффективности ее международного  менеджмента.

 

    1. Французский национальный стереотип.

Исторически сложилось так, что на протяжении почти двух веков  Франция была ближе России, нежели другие европейские страны, и более  того, в известном смысле, была для  дореволюционной России своего рода шлюзом европейской культуры. По-видимому, что-то из этих прошлых времен осталось в «генетической памяти нашего народа который и сегодня воспринимает Францию как некую особую державу Европы, а Париж — как всемирную столицу моды и красоты. Франция вообще ассоциируется в представлении россиян с искусством, эстетикой, утонченностью1.

Таким образом, французский  национальный стереотип включает в  себя следующие черты:

1. Интеллектуализм, любовь  к искусству, гармонии и красоте  - естественные свойства национального  характера французов -- очень интересно проявились в сфере деловой жизни. Практика показывает, что ни одна европейская нация не занимается построением высокосовершенных планов, проектов и программ так истово, как французы. Некоторые исследователи ставят вопрос шире и обращают внимание вообще на то, что сам процесс познания, выстраивания совершенной логической схемы, обработки ее деталей - все это своего рода стихия, в которой природный француз чувствует себя, что называется, в своей среде. Но у этой «медали» есть, естественно, и своя оборотная сторона.

2. Этой оборотной стороной  является своего рода робость  и нерешительность французов  в сфере реализации и практического  выполнения всего задуманного  на бумаге. И есть интересное  объяснение этого феномена: поскольку  действительность во многом алогична  и нередко иррациональна, плохо  укладывается в гармоничные логические  схемы и требует сиюминутных,  критичных по времени решений,  а все это категорически выпадает  из французского национального  характера, то такое отношение  к реализации планов и проектов  и есть естественная реакция  природного француза.

3. Склонность к конфликтам. Еще одна очень интересная  черта национального характера  французов - нелюбовь к компромиссам  и большая, чем у других наций,  склонность к конфликтам и  спору при решении разных проблем.  Любой поиск компромисса так или иначе нарушает первоначальную законченность плановой логичной схемы, которая, по замыслу автора, и должна была эффективно решить проблему. Когда же в столкновении с действительностью схема оказывается во многом негодной и требуется компромисс («неэлегантное» и «не строго логичное» решение), то реакция француза - конфликт и спор (хочется добиться, чтобы «красивая схема» победила!). Стремление французов создать законы на все случаи жизни негативно отражается на осуществлении бизнеса в условиях неопределенности внешней среды

4. Эффект компенсаций.  Необходимость соблюдения строгих  схем, законов и регламента в  деловой сфере компенсируется  стилем общения, поведением в  семье и частной жизни, которые  выражаются в раскрепощенности, свободы от условностей, живости характера, юморе, сообразительности. Стремление к красоте и эстетике может проявляться в шокирующих формах, которые сглаживаются изяществом, тактом и высокой культурой общения.

 

    1. Германский национальный стереотип.

Немецкий менеджмент. На чем он основан? Педантичность, следование уставу, строгое соблюдение порядка.  Откуда это?  Это рождает качество, но с другой стороны и равнодушие. Здесь каждый делает только то, что  ему поручено. Жесткий рационализм. Такая вот эффективная немецкая машина. Сплошной здравый смысл.

Теоретические истоки немецкой модели менеджмента относятся к  началу прошлого столетия. Ее родоначальником  следует считать выдающегося  ученого, социолога и экономиста Маркса Вебера (1864-1920). М.Вебер был  в первую очередь ученым-социологом, ряд его исследований имел прямое отношение к экономике, менеджменту  и бизнесу.

Наиболее часто в сравнительных  исследованиях выделяют следующие  особенности немецкой модели менеджмента [10]:

1. Стимулирование профессиональной  подготовки.

Стимулирование роста  профессионального мастерства играет важную роль в немецких фирмах. При  этом оно не ограничивается только рабочими или ключевыми специалистами. Все рабочие и специалистов постоянно  сталкиваются с новыми технологиями и оборудованием, новыми правилами  и инструкциями. Адаптация к меняющимися или новым технологиям, продуктам и услугам происходит относительно быстро и безболезненно, а затраты на переподготовку кадров в связи с новыми требованиями клиентов или новой тактикой конкурентов оказываются сравнительно небольшими.

2. Техническая подготовленность  менеджеров.

Для немецких менеджеров, мастеров и наставников более типично  высшее техническое образование. До настоящего времени примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое образование, а половина из них - докторские степени (в немецкой научно-образовательной квалификации) в области права, экономики и технических наук в примерно одинаковом соотношении. Они намного меньше по сравнению с британскими менеджерами предпочитают говорить о менеджменте как таковом и рассматривают себя как технических экспертов и специалистов, к которым их подчиненные могли бы обращаться с производственными проблемами. Причем многие из них прошли через систему ученичества, через систему профессионально-технического образования. Профессиональные критерии (уровень профессиональных навыков и умений, производственный стаж) являются наиболее важными в продвижении на предприятии.

Вследствие высокого уровня технического образования специалистов и управленцев менеджмент в Германии в меньшей степени отдален  от производственно-технологического процесса, как это имеет место  в англосаксонских странах. Менеджеры  среднего звена рассматривают техническую  компетентность как наиболее важную составляющую своих властных полномочий.

3. Уважительное отношение  к компетентности.

Профессионализм и компетентность играют решающую роль в немецкой культуре, требующей значительной самодисциплины и самоконтроля. Немецкие менеджеры  ценят высокую квалификацию работников и стремятся быть ближе к цехам  и производственным подразделениям. Такое отношение создает потенциал  для взаимоприемлемых внутриорганизационных  отношений, эффективной коммуникации между штабными и линейными структурами  немецкой организации.

Немецкая система управления предполагает наличие тесных связей между инженерно-техническим и  административно-управленческим персоналом, поддерживаемым высококвалифицированными рабочими.

 

 

 

4. Расширенный объем ответственности  и полномочий.

Если линейный персонал обладает высокой квалификацией, то он меньше нуждается в контроле и помощи со стороны административно-управленческого  аппарата, удельный вес которого в  немецких фирмах меньше по сравнению  с аналогичными организациями в  Англии и Франции. При этом больше доля производственных управленцев. Г.Хофстеде пишет, что высококвалифицированными и ответственным немецким работникам не обязательно нужен для их «мотивации» менеджер американского типа («дженералист»). Они считают, что руководитель или мастер должен поручить им задания и выступать в качестве эксперта в решении технических проблем.

5. Лояльность менеджеров.

Среди немецких менеджеров меньше распространена перемена мест работы и соответственно выше уровень  корпоративной лояльности. Средний  стаж работы на одном предприятии  в Германии составляет 8 лет, в то время как в американских фирмах - 3 года. В исследовании Р.Стюарт 20 из30 обследованных немецких управленцев  на одном предприятии были занять свыше 5 лет, а 6 из них - свыше 20 лет. С  точки зрения британцев (как и  американцев) столь длительный непрерывный  стаж работы на одном предприятии  имеет или будет иметь губительный эффект. Для немцев же длительный стаж работы на одном рабочем месте позволяет добиться необходимого уровня технической компетенции.

6. Качество и инновации.

Качество продукции, своевременная  ее доставка и послепродажное обслуживание являются основной целью и конкурентным преимуществом немецких компаний. Высокий  уровень доходов немецких потребителей, позволяет им платить за высокое  качество. Стратегией, позволяющей  сохранить и укрепить свои конкурентные позиции на рынке, было и остается техническое совершенствование  и инновации. Такая стратегия  может реализовываться различным  путем: через слияния и поглощения, создание совместных предприятий, закупку  патентов и лицензий или инвестирование в НИОКР. Последний подход является наиболее распространенным в немецких компаниях, которые по сравнению  с фирмами других стран тратят существенно большую часть доходов на финансирование НИОКР. Причем считается, что в кризисные годы эта доля должна быть даже больше.

7. Эффективные трудовые  отношения.

Стабилизирующим фактором для  немецкой экономики являются стабильные и устойчивые отношения между  менеджерами и профсоюзами, а  также рабочими советами. Для послевоенной Германии не свойственны те классовые  антагонизмы, которые имели место  в Великобритании, Франции и Италии. Немецкая культура менее индивидуалистична по сравнению с англосаксонской. Поэтому идея долгосрочного сотрудничества и партнерства собственников, управляющих и рабочих находит благодатную почву в немецком обществе.

Информация о работе Европейская управленческая культура