Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 01:39, дипломная работа
Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием и считается основным критерием его экономического успеха. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.
стр.
Введение
4
1.
Теоретические основы формирования и управления трудовым коллективом предприятия
6
1.1. Трудовой коллектив предприятия и процесс его формирования
6
1.2. Классификация и показатели оценки трудовых ресурсов предприятия
13
1.3. Система управления трудовым коллективом предприятия
21
2.
Анализ управления трудовым коллективом на ОДО «ЭЛБИПРЕСС»
31
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
31
2.2. Особенности управления трудовым коллективом на ОДО «ЭЛБИПРЕСС»
47
2.3. Анализ состава и структуры коллектива на ОДО «ЭЛБИПРЕСС»
55
3.
Предложения по совершенствованию управления трудовым коллективом на ОДО «ЭЛБИПРЕСС»
61
Заключение
73
Список использованных источников
75
Приложения
Если цели ясны и понятны членам трудового коллектива и становятся стремлением каждого его члена, то они сплачивают трудовой коллектив.
Разумеется, что
общность целей не устраняет некоторых
разногласий среди членов трудового
коллектива, так как люди различаются
уровнем образования, жизненным
опытом, особенностями характера
и другими индивидуальными
Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.
Итак, численность трудовых ресурсов (Т) можно определить следующим образом:
Т=Ртр-Ринв+Рпен+Рмол
где Ртр - численность населения в трудоспособном возрасте; Ринв - численность неработающего населения того же возраста, считающегося, согласно установленным государством, правовым нормам, нетрудоспособным (инвалиды 1-11 групп и лица льготных пенсионных возрастов); Рпен - работающие лица пенсионного возраста; Рмол- работающие подростки до 16 лет.
Персонал (от лат. personalis - личный) - это личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев. [1]
Основными признаками персонала являются:
- наличие его
трудовых взаимоотношений с
- обладание определенными
качественными характеристиками (профессией,
специальностью, квалификацией,
- целевая направленность
деятельности персонала,
Центральным звеном
в фирме является первичный трудовой
коллектив: бригада, участок, цех, бюро,
отдел и т.д. Ему выделяются определенные
материально-технические
В повседневной деятельности руководителю трудового коллектива важно уметь наблюдать поведение отдельных работников в труде, в общении, в познании, уметь сформировать, сплотить и воспитать коллектив.
Исходной социологической предпосылкой изучения трудового коллектива является представление о нем как о совокупности социальных ролей и совокупности людей, которые по-разному проявляют себя как личности при выполнении своих ролей [5, с 77].
При изучении трудового коллектива его следует представлять не только как совокупность личностей, а более укрупнено - как совокупность малых групп.
Малой группой принято считать такую общность людей, члены которой поддерживают между собой непосредственные контакты, и чья деятельность часто осуществляется на виду друг у друга.
Трудовой коллектив состоит из нескольких малых групп. Каждая группа выполняет определённые функции и занимает в технологическом процессе определенное место, она обладает некоторой обособленностью.
Значение малых групп в трудовом коллективе определяется для руководителя тем, что они являются непосредственными проводниками и исполнителями целей коллектива.
В процессе совместного
труда группы прямо или косвенно
связаны между собой. Поэтому
для практики управления важны не
только особенности группы, но ее связи
и отношения с другими
Состав и отношения малых групп образуют структуру трудового коллектива. Знание закономерностей формирования и развития структуры трудового коллектива облегчает управление им.
Отношения, как
и люди, характеризуются разнообразием.
Структуру трудового коллектива
можно рассматривать и
Наиболее часто
структура трудового коллектива
рассматривается с позиции
Выполняя свои
обязанности, работник вступает с другими
членами трудового коллектива в
официальные или формальные отношения,
которые отражают профессионально-трудовую
сторону жизни трудового
Группы, созданные
по воле руководителя для совершения
производственного процесса, являются
подразделениями фирмы и
На характер формальных
отношений большое влияние
Формальные группы и их отношения образуют структуру фирмы. Формальная или функциональная структура отражает сложившееся в трудовом коллективе разделение труда между отдельными группами или лицами в зависимости от деловых их других качеств.
Формальная структура
безлична. Она определяется служебными
положениями, инструкциями, приказами,
в которых определены права и
обязанности каждого члена
Весьма важно, чтобы каждый член формальной группы четко знал свою должностную роль и стремился ее выполнить полностью, качественно и вовремя.
На предприятии могут создаваться три типа формальных групп:
- группы руководителей (командные группы). Группа руководителей - это руководитель фирмы или ее подразделения и его штаб;
- группы исполнителей (рабочие группы). Рабочая группа - подразделения или группы, работающие над одним и тем же заданием и
имеющие определенную самостоятельность в своем труде;
- целевые группы
(целевые комитеты). Целевая группа
- комитет, который временно
Взаимозависимые группы и их отношения образуют систему, которая эффективно должна работать как единый слаженный механизм.
Чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа, и знает факторы ее эффективности, чем лучше он владеет искусством эффективного управления формальными группами, тем больше вероятность того, что он сможет повысить производительность труда своего подразделения и фирмы в целом.
Как только создан трудовой коллектив, он становиться также социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не только по предписаниям руководителей.
В силу разнообразия интересов работников трудового коллектива в нем независимо от формальной структуры образуются различные социальные группы, которые называют неформальными группами.
Неформальная группа - это общность людей, как правило, в пределах до 7 человек, которые вступают в регулярные взаимодействия для достижения определенных целей. Неформальные группы возникают в результате более или менее длительного общения, основанного на взаимодействии работающих как личностей.
Причины вступления в неформальную группу:
- принадлежность
– потребность в общении,
- помощь – дающих приобретает престиж, а получающий – конкретную инструкцию к действию или совет.
- защита –
необходимость социальной
- общение – обмен информацией.
- симпатия –
личностные характеристики
Причиной существования неформальной группы является общность целей, интересов и склонностей людей, их взглядов, привычек, устремлений. Они образуются как на производстве, так и вне производства. Но для образования неформальных групп особенно благоприятна трудовая среда, где люди обычно собираются каждый день многие годы.
Группы в 3-5 человек
можно наблюдать «
Причина: эмоциональный ресурс и объем внимания человека ограничены по величине и времени. Поэтому он не может поддерживать длительные контакты более чем с 5 людьми одновременно.
Неформальная
группа характеризуется определенной
социально-психологической
В спонтанно возникающих (эмерджентных) неформальных группах имеется своя иерархия, свои лидеры и задачи. В них вырабатываются определенные правила, нормы поведения, которые создают порядок и режим функционирования неформальных групп [3, с.76].
Групповые нормы и правила являются своеобразным регулятором внутригруппового поведения. Они нередко диктуют характер взаимоотношений подчиненных с руководителем, отношение к труду, участие в разных формах внегруппового общения. Неформальная группа может обладать огромным влиянием на своих членов (мнение, давление группы). Принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные для них, чем получаемая зарплата.
Как правило, в
неформальной группе выделяется лидер.
Лидером является лицо, которое ведет
членов группы за собой, потому что
обладает благоприятными для них
качествами. Лидер неформальной группы
не наделен административной властью,
то есть он не имеет формального
права распоряжаться и
Неформальная
или социально-психологическая
Неформальные отношения между отдельными группами складываются и существуют независимо от служебной субординации людей на основе общности интересов, сходства характеров, психологической близости, симпатий и антипатий, общественного признания, авторитета.
Неформальная
структура трудового коллектива
создается личными качествами его
членов. Часто неформальные объединения
оказывают сильное влияние на
качество деятельности трудового коллектива
и на его организационную
Чтобы успешно управлять трудовым коллективом, руководителю необходимо не только уметь анализировать межличностные отношения внутри группы, но также знать характер межгрупповых отношений (функциональных и личностных).
В своем развитии коллектив проходит три основные стадии, которые характеризуют его с качественной стороны.
Для управления конкретным коллективом руководитель должен определить на какой стадии развития находится коллектив в настоящий момент и выбрать стиль управления коллективом.
1 стадия - начальная.
Она характеризует процесс создания формальной внешней целостности коллектива. На этой стадии люди присматриваются друг к другу и к руководителю. Руководитель, в свою очередь, изучает личный состав коллектива.
В этот период начинается адаптация членов коллектива к условиям труда, друг к другу, к руководителю и его требованиям. В стиле управления руководителя преобладает волевая сторона. Руководитель знакомит коллектив с задачами подразделения, ближними и перспективными целями, распределяет обязанности с учетом подготовленности и личных склонностей сотрудников, определяет режим работы и организует его строгое выполнение.
Особое внимание в этот период руководитель должен уделять контролю за исполнением своих решений и заданий. Именно на этой стадии у членов коллектива формируется чувство ответственности, точность и аккуратность при выполнении работы.
Руководитель также изучает индивидуальные особенности сотрудников, привлекает наиболее сознательных и инициативных к решению общественных задач коллектива.
2 стадия - дифференцирование.
На этой стадии на основе общности интересов и склада характеров формируются малые группы, различные по своей ориентации к руководителю и к задачам коллектива. Из наиболее сознательных и деятельных людей формируется актив, который раньше других осознает общественную значимость задач коллектива, необходимость предъявляемых руководителем требований и оказывает ему поддержку.