Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:16, дипломная работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование организации оценки конкурентоспособности на предприятиях, осуществляющих ремонтные работы и разработка предложений по её повышению в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы теоретические и методические вопросы оценки конкурентной политики;
проанализирована практика организации оценки конкурентоспособности в ООО «Технологии ВФТ»;
разработаны предложения разработке маркетинговой стратегии и повышения конкурентоспособности фирмы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………..6
1.1. Сущность, задачи и принципы конкурентной политики…………………..6
1.2. Конкурентная среда организации………………………………………….11
1.3. Стратегии конкуренции нефтяной отрасли в России……...……………..15
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО « ТЕХНОЛОГИИ ВФТ »….…….….25
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………..…25
2.2. Анализ основных результатов деятельности и финансовой
устойчивости предприятия……………………………………………………...27
2.3. Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности предприятия….37
2.4. Оценка эффективности существующей конкурентной политики предприятия…………………………………………………………………...…43
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО « ТЕХНОЛОГИИ ВФТ »…….………………………….....47
3.1. Программа мероприятий……………………………………………………47
3.2. Затраты на реализацию мероприятий………………………………...……62
3.3. Оценка эффективности мероприятий…………………………………...…68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….78
После позиционирования угроз было выявлено, что:
- к критическому состоянию фирму могут привести либо выход в отрасль большого числа конкурентов и коренное изменение потребностей заказчиков;
- к разрушению компании или ее выходу из отрасли может привести ограничительная политика государственных органов: увеличение транспортных тарифов, увеличение налогового бремени в области прочих услуг, связанных с добычей нефти.
Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз.
Таким образом, рассмотрев возможности компании ООО «Технологии ВФТ» ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию фирмы, при этом опираясь на цели организации.
Основной целью маркетинговой стратегии ООО «Технологии ВФТ» является увеличение долгосрочной стоимости компании. Цель этих инвестиций — создать предпосылки для устойчивого роста и прибыльности в долгосрочной перспективе.
Ключевыми моментами стратегии являются:
Максимальное увеличение объемов работ и услуг. Целью предприятия должно стать достижение показателей роста выше среднего показателя по отрасли.
Увеличение рентабельности инвестиций посредством вложений в высокотехнологичное оборудование.
Инвестиции в технологии, необходимые для повышения эффективности работы всех сегментов бизнеса, и внедрение этих технологий по всем активам компании.
Применение технологий будет способствовать
повышению эффективности во
Целью компании в этой области является достижение наилучшего уровня сервисных услуг, предоставляемых в России, по всем основным направлениям технического обеспечения, включая бурение, текущий и капитальный ремонт скважин, гидроразрывы пластов и другие.
Стратегической целью компании в области нефтесервисов является:
- повышение конкурентоспособности на рынке сервисных услуг, обеспечивающего лучшие технологии и практики в разведке и добыче, повышение качества услуг и снижение их стоимости;
- создание потенциала, который необходим в разведке, добыче и системе снабжения для эффективного управления нефтесервисными подрядчиками (как собственными, так и сторонними).
2.4. Оценка эффективности существующей конкурентной
политики предприятия.
Для оценки конкурентоспособности ООО «Технологии ВФТ» будем использовать метод, основанный на теории эффективной конкуренции.
Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными
являются те предприятия, где наилучшим
образом организована работа всех подразделений
и служб. На эффективность деятельности
каждой из служб оказывает влияние
множество факторов - ресурсов фирмы.
Оценка эффективности работы каждого
из подразделений предполагает оценку
эффективности использования им
этих ресурсов. В основе метода лежит
оценка четырёх групповых показателей
или критериев
Таблица 10
Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия.
Критерии и показатели конкурентоспособности |
Роль показателя в оценке |
Правило расчета показателя |
Эффективность производственной деятельности предприятия | ||
1.Издержки производства на |
Отражает эффективность затрат при выпуске продукции |
Валовые издержки / Объём выпуска продукции |
2.Фондоотдача, тыс. руб. |
Характеризует эффективность использования основных производственных фондов |
Объём выпуска продукции / среднегодовая стоимость основных производственных фондов |
3.Рентабельность товара, % |
Характеризует степень прибыльности производства товара |
Прибыль от реализации / Полная себестоимость продукции х 100 % |
4.Производительность труда, |
Отражает эффективность |
Объём выпуска продукции / Среднесписочная численность работников |
Финансовое положение | ||
1. Коэффициент автономии |
Характеризует независимость предприятия от заемных источников |
Собственные средства предприятия / Общая сумма источников финансирования |
2. Коэффициент платёжеспособности |
Отражает способность |
Собственный капитал / Общие обязательства |
3. Коэффициент абсолютной |
Отражает качественный состав средств, являющихся источниками покрытия текущих обязательств |
Денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги / Краткосрочные обязательства |
4. Коэффициент оборачиваемости |
Характеризует эффективность использования оборотных средств. Соответствует времени, в течение которого оборотные средства проходят все стадии производства и обращения |
Выручка от реализации продукции / Среднегодовой остаток оборотных средств |
Эффективность организации сбыта и продвижения услуг | ||
1.Рентабельность услуг, % |
Характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке, правильность установления цены товара |
Прибыль от реализации / Объём продаж х 100 %. |
3.Коэффициент загрузки |
Характеризует деловую активность предприятия, эффективность работы службы сбыта |
Объём услуг / Производственная мощность |
4.Коэффициент эффективности |
Характеризует экономическую эффективность
рекламы и средств |
Затраты на рекламу и стимулирование сбыта / Прирост прибыли от реализации |
Конкурентоспособность услуг | ||
1.Качество услуг |
Характеризует способность услуг удовлетворять потребности в соответствии с их назначением |
Комплексный метод |
2.Цена услуг |
- |
- |
В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.
Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.
В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.
И в четвёртую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.
В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия, экспертным путём были разработаны коэффициенты весомости критериев.
Расчет показателей конкурентоспособности предприятия приведен в таблице 11.
Показатели конкурентоспособности.
Показатели |
ООО «Технологии ВФТ» |
ООО «Ремсервис» |
Абсолютное отклонение |
Эффективность производственной деятельности предприятия | |||
1.Фондоотдача, тыс. руб. |
50,17 |
40,2 |
-9,97 |
2.Рентабельность деятельности, % |
13 |
12 |
-1 |
4.Производительность труда, |
285,96 |
159,53 |
-126,43 |
Финансовое положение | |||
1. Коэффициент текущей |
3,37 |
1,52 |
-1,85 |
2. Коэффициент оборачиваемости |
11,38 |
9,52 |
-1,86 |
Эффективность организации продвижения услуг | |||
1.Рентабельность услуг, % |
22 |
19 |
-3 |
2.Коэффициент эффективности |
0,38 |
0,46 |
0,083 |
Конкурентоспособность товара | |||
1.Качество услуг (по 5-бальной шкале) |
4,22 |
4,63 |
0,41 |
2.Цена услуг (по 5-бальной шкале |
4,42 |
3,98 |
-0,44 |
Расчет показателей
Расчет критериев и
Таблица 12
Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности.
Показатели |
ООО «Технологии ВФТ» |
ООО «Ремсервис» |
Абсолютное отклонение |
1. Критерий эффективности |
32,2376 |
38,1496 |
5,9121 |
2. Критерий финансового |
0,6933 |
1,1608 |
0,4674 |
3. Критерий эффективности |
12,6157 |
14,8455 |
2,2297 |
4. Показатель качества товара |
0,9547 |
1,1635 |
0,2088 |
5. Коэффициент конкурентоспособности предприятия |
8,2534 |
9,8575 |
1,6041 |
Критерий эффективности производственной деятельности предприятия у ООО «Ремсервис» ниже на 5,9121, критерий финансового положения предприятия ниже на 0,4674, критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара ниже на 2,2297, показатель качества товара ниже на 0,2088. Таким образом, коэффициент конкурентоспособности предприятия у ООО «Технологии ВФТ» выше на 1,6041.
Данная оценка конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.
3.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО
3.1. Программа мероприятий.
Рост эффективности
Для отдельной компании необходимо
различать потенциальную и
Еще одним фактором производительности может выступать концентрация производства, так называемая экономия на масштабах последнего. Но для того чтобы эта возможность была реализована на практике, управляющие компании должны увеличить инвестиции в новую технику, в станки и оборудование большей единичной мощности, произвести перестановку рабочей силы по новым схемам.
От правильного выбора системы
показателей производительности во
многом зависит успех мероприятий
по ее повышению. Проблема состоит в
том, что для целей управления
производительность должна измеряться
не одним, обобщающим, или несколькими
частными показателями, а системой
взаимосвязанных показателей. С
одной стороны, определение только
частных показателей
- повысить производительность
имеющихся в наличии
- создать необходимые