Теоретические и методологические аспекты реализации конкурентной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:16, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование организации оценки конкурентоспособности на предприятиях, осуществляющих ремонтные работы и разработка предложений по её повышению в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы теоретические и методические вопросы оценки конкурентной политики;
проанализирована практика организации оценки конкурентоспособности в ООО «Технологии ВФТ»;
разработаны предложения разработке маркетинговой стратегии и повышения конкурентоспособности фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………..6
1.1. Сущность, задачи и принципы конкурентной политики…………………..6
1.2. Конкурентная среда организации………………………………………….11
1.3. Стратегии конкуренции нефтяной отрасли в России……...……………..15
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО « ТЕХНОЛОГИИ ВФТ »….…….….25
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………..…25
2.2. Анализ основных результатов деятельности и финансовой
устойчивости предприятия……………………………………………………...27
2.3. Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности предприятия….37
2.4. Оценка эффективности существующей конкурентной политики предприятия…………………………………………………………………...…43
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО « ТЕХНОЛОГИИ ВФТ »…….………………………….....47
3.1. Программа мероприятий……………………………………………………47
3.2. Затраты на реализацию мероприятий………………………………...……62
3.3. Оценка эффективности мероприятий…………………………………...…68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….78

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 147.13 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ НАЧИНАЯ С 4 СТР

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………..6

1.1. Сущность, задачи и принципы конкурентной  политики…………………..6

1.2. Конкурентная  среда организации………………………………………….11

1.3. Стратегии конкуренции нефтяной отрасли в России……...……………..15

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО « ТЕХНОЛОГИИ ВФТ »….…….….25

2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………..…25

2.2. Анализ  основных результатов деятельности  и финансовой 

устойчивости  предприятия……………………………………………………...27

2.3. Анализ  конкурентной среды и конкурентоспособности  предприятия….37

2.4. Оценка эффективности существующей конкурентной политики предприятия…………………………………………………………………...…43

3. МЕРОПРИЯТИЯ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ  ПОЛИТИКИ ООО « ТЕХНОЛОГИИ ВФТ »…….………………………….....47

3.1. Программа  мероприятий……………………………………………………47

3.2. Затраты  на реализацию мероприятий………………………………...……62

3.3. Оценка  эффективности мероприятий…………………………………...…68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….78

 

 

 

 

 

                                      

 

 

Введение.

          В настоящее время не существует единого определения понятия конкурентоспособности. Мазилкина Е.И. и Паничкина Т.Г дают следующее определение понятию конкурентоспособность: «Конкурентоспособность - это относительная характеристика, отражающая степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей, а также возможности и динамику приспособления организации к условиям рыночной конкуренции.»1

        В ходе изучения научной литературы по исследуемой проблеме было выявлено, что существует множество методик оценки конкурентоспособности деятельности предприятия, что позволило выявить рекомендуемые направления ее проведения: оценка конкурентоспособности продукции, эффективности маркетинговой деятельности и конкурентоспособности предприятия в целом.

Современное предприятие должно удовлетворять  условию гибкости, должно уметь быстро перестраивать как свою собственную  организационную структуру, так  и структуру выпускаемой продукции, работ услуг. Всё это требует  от менеджмента предприятия принятия быстрых и экономичных решений, которые не могут быть приняты  без обеспечения информацией. В  этом менеджеру помогает маркетинговая  стратегия. Она предоставляет ему  информацию о направлениях  работы предприятия и позволяет принимать  решения касающиеся ввода новых  и аннулирования старых продуктов  из ассортимента выпуска. Поэтому в настоящее время должно уделяться пристальное внимание вопросам организации оценки конкурентоспособности и разработки маркетингового плана, проводиться анализ и планирование деятельности с целью достижения поставленных задач.

Целью настоящей работы является комплексное исследование организации оценки конкурентоспособности на предприятиях, осуществляющих ремонтные работы и разработка предложений по её повышению в условиях рынка.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

  • исследованы теоретические и методические вопросы оценки конкурентной политики;
  • проанализирована практика организации оценки конкурентоспособности в ООО «Технологии ВФТ»;
  • разработаны предложения разработке маркетинговой стратегии и повышения конкурентоспособности фирмы.

Субъектом исследования выступает  ООО «Технологии ВФТ».

Теоретической и методической основой  послужили постановления правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам организации бухгалтерского учета.

При проведении исследования использовались отчетные материалы ООО «Технологии ВФТ». В работе применялись общие методы исследования: - системный подход, сопоставительный, экономический анализ, статистические группировки, а также выборочные статистические обследования.

Разработанные в дипломной работе предложения по повышению конкурентоспособности  позволят применительно к конкретным организационно-техническим условиям ООО «Технологии ВФТ» осуществить систему мер, направленных на повышение рентабельности, конкурентоспособности.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, содержит 3 рисунка, 15 таблиц. Объем работы составил 81 страница.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ     РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

1.1. Сущность, задачи и принципы конкурентной  политики.

      Известные авторы Фасхиев Х.А. и Попова Е.В. считают, что: «Конкурентная политика - это система государственных мероприятий правового, экономического и организационно-административного характера, которые направлены на формирование конкурентной среды, защиту и поддержку конкуренции.»2 Содействие и поощрение конкуренции - основа современной конкурентной политики.

        Конкурентная политика - направлена  на повышение эффективности и  конкурентоспособности российской  экономики, модернизацию предприятий  и, тем самым, на создание  условий для обеспечения потребностей  граждан Российской Федерации  в товарах и услугах экономически  эффективным образом. 

                                      Задачи конкурентной политики.

 

  1.       Недопустимость
    • монополизации рынков товаров и услуг
    • завышенных цен на товары и услуги
    • ограничения качества и ассортимента   товаров и услуг
    • ограничения инноваций
  2. Повышение конкуренции на рынке различных товаров

          «В соответствии с антимонопольным (конкурентным) законодательством запрещается злоупотребление доминирующим положением (например, в виде установления монопольных цен, навязывания условий договора, ограничения доступа на рынок), в том числе субъектам естественной монополии; запрещается также заключение антиконкурентных соглашений (осуществление согласованных действий); органам власти запрещается предоставление льгот и преимуществ отдельным компаниям. Устанавливаются конкурентные требования к торгам и аукционам при осуществлении госзакупок; запрещается недобросовестная конкуренция. В качестве превентивной меры ряд сделок по слияниям и поглощениям компаний может быть осуществлен после получения предварительного согласия антимонопольных органов.»3

      Задачи конкурентной политики требуют соблюдения определенных принципов при ее проведении:

      Сильный антимонопольный контроль  за соблюдением законодательства  о конкуренции, особенно в том,  что касается злоупотребления  доминирующим положением и сговора  между фирмами имеет исключительно  важное значение для обеспечения  темпов инновационного развития  экономики.

      Основное нарушение антимонопольного  законодательства – это установление  доминирующей компанией монопольно  высоких цен, обеспечивающих ее  сверхприбыль и разоряющих общество. Аналогичных результатов также  может достигнуть и группа  олигополистических компаний при  помощи как формального соглашения (картеля), так и «тайного сговора»  в ситуации коллективного доминирования.  В этой ситуации даже при  отсутствии контакта между фирмами  им будет выгоден «сознательный  параллелизм», ведущий к завышению  цен или другим злоупотреблениям.

        Такие соглашения прекращают  конкуренцию, останавливают инновационный  процесс, приводят к началу  неудач компаний на международных  рынках.

        Функция контроля за экономической концентрацией является важным направлением антимонопольной политики. Государственный контроль за концентрацией предназначен для недопущения ухудшения конкурентной среды и исключения возможности возникновения ситуации злоупотребления доминирующим положением. Поэтому наиболее крупные сделки по слияниям и поглощениям осуществляются в разрешительном порядке после согласования с антимонопольным органом.

         Наиболее опасны слияния на  рынках однородных товаров, где  одна из фирм - участников сделки  уже занимает ведущие позиции;  или вертикальные слияния с  участием компании, занимающей доминирующее  положение на смежном рынке.  Вертикально интегрированные фирмы  могут предотвратить вход на  выше- или нижележащий рынок путем  отказа в поставках новичку  или в закупках у него; препятствовать  доступу конкурентов к покупателям,  посредникам или поставщикам.

         Такие же стандарты в отношении слияний и поглощений применяются в отношении иностранных фирм: запрещаются сделки с участием крупных ТНК, угрожающие конкуренции внутри страны. В таких случаях иностранным фирмам целесообразнее создавать новые компании на территории Российской Федерации вместо приобретения существующих.

        Снижение барьеров для входа  фирм на рынок и создания  новых компаний является важной  задачей конкурентной политики. Возможность появления новых  продавцов является сдерживающим  фактором для проявлений монополизма  со стороны фирм, уже действующих  на рынке. Образование новых  фирм также является важным  элементом совершенствования конкурентоспособности. 

        На практике, всегда существуют  определенные рыночные барьеры:  «безвозвратные издержки» (расходы  на специализированные факторы  производства длительного пользования,  которые не могут быть использованы  на другие цели или не являются  ликвидными); обычная хозяйственная  практика действующих участников  рынка: реклама, сохранение избыточных  мощностей и т.д. Однако очень  часто барьеры входа связаны  с административным регулированием  или нарушениями конкурентного  законодательства со стороны  фирм могут быть устранены  антимонопольным регулированием.

        Отдельное направление составляет антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии. Экономический смысл естественной монополии заключается в существовании такого эффекта масштаба в отрасли, при котором на рынке может действовать только одна фирма. Это характерно для отраслей, требующих широкомасштабных инвестиций в распределительные сети, таких как электроснабжение, газо- и водоснабжение, телекоммуникации, железные дороги и т. п. Однако даже для таких отраслей существуют механизмы, позволяющие достигать конкурентных результатов:

          1) изъятие сверхприбыли регулирующим органом;

         2) проведение проверок ex post с наложением крупных штрафов при выявлении завышения фирмами своих затрат;

         3) установление тарифов как средних или наименьших издержек для группы аналогичных фирм;

          4) проведение аукционов для фирм на получение права выпуска продукции или оказания услуг в оговоренный период.

         Выделение конкурентных секторов и приватизация соответствующих государственных компаний обычно стимулируют конкуренцию. Однако для достижения желаемого эффекта от дерегулирования в отраслях естественной монополии, нужна сильная антимонопольная политика, поскольку велики риски нарушений со стороны компаний, остающихся де-факто монополиями и стремящимися сохранить это положение и получение монопольной ренты.

         Контроль в сфере размещения  государственных заказов является  важным элементом развития конкуренции.  Если такие закупки превращаются  в гарантированные для продавцов,  то снижается качество, завышаются  цены, прекращается конкурентное  развитие экономики. Для того  чтобы это не происходило разработаны  жесткие процедуры размещения  и контроль соблюдения этих  процедур – сфера конкурентной  политики.

        Государственные закупки могут  позитивно влиять на развитие  конкурентоспособности, если они  устанавливают жесткие стандарты  на товары (детальные спецификации), отдают предпочтение инновационным товарам, усложняют задания по сравнению с наиболее распространенными на рынке решениями; учитывают потребности, которые будут пользоваться спросом за рубежом. Это важно не только для государственных учреждений, но и для государственных предприятий, которые формируют значительный спрос в экономике.

        Оценка влияния на конкурентную  среду мер защиты от неблагоприятной  иностранной конкуренции подготавливается  российским антимонопольным органом  при принятии правительственных  решений по компенсационным, защитным  и антидемпинговым мерам.

        Конкуренция со стороны иностранных компаний может быть нечестной и наносить ущерб отечественному рынку, однако, как правило, иностранное давление создает необходимую систему стимулов даже при неинтенсивной внутренней конкуренции. Введение протекционистских мер оправдано только при наличии конкурентных условий на отечественном рынке и возможностей для развития отечественных фирм.

Информация о работе Теоретические и методологические аспекты реализации конкурентной политики предприятия