Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:16, дипломная работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование организации оценки конкурентоспособности на предприятиях, осуществляющих ремонтные работы и разработка предложений по её повышению в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы теоретические и методические вопросы оценки конкурентной политики;
проанализирована практика организации оценки конкурентоспособности в ООО «Технологии ВФТ»;
разработаны предложения разработке маркетинговой стратегии и повышения конкурентоспособности фирмы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………..6
1.1. Сущность, задачи и принципы конкурентной политики…………………..6
1.2. Конкурентная среда организации………………………………………….11
1.3. Стратегии конкуренции нефтяной отрасли в России……...……………..15
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО « ТЕХНОЛОГИИ ВФТ »….…….….25
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………..…25
2.2. Анализ основных результатов деятельности и финансовой
устойчивости предприятия……………………………………………………...27
2.3. Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности предприятия….37
2.4. Оценка эффективности существующей конкурентной политики предприятия…………………………………………………………………...…43
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО « ТЕХНОЛОГИИ ВФТ »…….………………………….....47
3.1. Программа мероприятий……………………………………………………47
3.2. Затраты на реализацию мероприятий………………………………...……62
3.3. Оценка эффективности мероприятий…………………………………...…68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….78
1.2. Конкурентная среда предприятия.
Фатхутдинов Р.А. в своем издании описывает определение конкурентная среда: «Компания действует на рынке в постоянном соперничестве с конкурентами. Состояние конкурентной среды и действия конкурентов влияют на маркетинговые решения компании, ее планы и политику.»4
Выделяют три основных вида конкуренции:
• функциональную. Такая конкуренция
возникает между разными
• видовую. Этот вид
• предметную. Конкуренция между
товарами разных
Сбор информации о конкурентной среде обычно проводится с целью получения исходных данных для ответа на следующие вопросы:
• какие организации,
• какую долю рынка занимает каждый из конкурентов;
• какие маркетинговые
• как конкуренты реагируют
на маркетинговые действия
• на какой стадии жизненного
цикла находятся товары
• каково финансовое состояние
конкурентов, их
• какова стратегия
Как правило, большинство ответов на эти вопросы можно получить, производя кабинетные исследования. Результаты таких исследований используются при выработке маркетинговой стратегии. В частности, выбор стратегии зависит от конкурентной структуры рынка. Выделяют четыре основных типа структуры рынка:
• совершенная конкуренция. На
рынке действует большое
• монополистическая
• олигополистическая
• чистая монополия. На рынке
действует единственная
Изучение конкурентов не только дает компании представление о том, на каком рынке она работает, но и позволяет ей сравнить собственные показатели с показателями конкурентов. Такое сравнение весьма полезно, поскольку дает компании возможность определить, на каких направлениях она должна сосредоточить свои усилия и средства, чтобы добиться преимуществ перед конкурентами или ликвидировать свое отставание от них.
Анализ характеристик конкурентов и сравнение их с соответствующими характеристиками компании обычно проводят по пяти основным группам параметров:
• товары и услуги (качество, престиж торговой марки, упаковка, срок службы, гарантийный срок, уровень послепродажного обслуживания, технические характеристики, стиль, надежность, удобство в эксплуатации, универсальность, размеры);
• цена (прейскурантная цена, условия предоставления скидок, размер скидок, условия расчетов, сроки платежей);
• каналы распределения (
• продвижение (реклама, PR, стимулирование сбыта, личные продажи).
Достижение успеха компанией связано с постоянным поддержанием высокой конкурентоспособности. Конкурентоспособность не является абсолютной величиной. Она складывается из комплекса указанных выше параметров, каждый из которых берется в сравнении с аналогичными параметрами конкурентов. Высокая конкурентоспособность обеспечивается постоянным опережением конкурентов: в выводе на рынок новых товаров, в уровне обслуживания потребителей, снижении издержек производства, во внедрении новых маркетинговых приемов и т. п.
Для Интернет-компаний важно опережение конкурентов в таких областях, как удобство оплаты товара (применяемые платежные системы), скорость обработки заказа и доставки товаров, удобство навигации по сайту, дизайн сайта, разработка и внедрение новых приемов привлечения и удержания посетителей и др. Для этого компания должна постоянно быть в курсе состояния дел основных конкурентов.
Исследование конкурентной среды должно быть непрерывным и отражать не только текущее состояние дел, но и складывающиеся тенденции. Трендовый анализ данных, полученных в результате таких исследований, компания должна использовать для прогнозирования изменений в конкурентной среде и заблаговременно планировать ответные ходы на возможные неблагоприятные изменения ситуации.
1.3 Стратегии конкуренции нефтяной отрасли в России.
Если ранжировать нефтяные компании по производственным характеристикам, то первые три места займут "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС" и "Сургутнефтегаз". Однако на основании прямого сопоставления производственных показателей не всегда можно делать выводы о качестве или стиле руководства, об эффективности менеджерской политики и, следовательно, достоинствах конкурентного поведения того или иного предприятия. Дело в том, что все компании работают в разных горно-геологических условиях и разрабатывают месторождения с различной степенью выработанности запасов. Кроме того, следует учитывать, что конкуренция в нефтяной отрасли разворачивается не столько в нефтедобывающем секторе, сколько в борьбе за сырьевые ресурсы, за обладание нефтеперерабатывающими мощностями и на рынке нефти и нефтепродуктов. Учитывая то, что сегодня цены внутреннего рынка на светлые нефтепродукты имеют тенденцию к росту, особую актуальность для компаний приобретает вопрос расширения производства и сбыта этой группы товара, а также обретения дополнительных конкурентных преимуществ в этом секторе нефтяного бизнеса. По объему переработки нефти сегодня лидируют "ЛУКОЙЛ" (более 18% переработки по России), "ЮКОС" (12,6%) и "Сургутнефтегаз" (9,2%). При этом наиболее эффективными с точки зрения выхода светлых фракций являются "Сибнефть", "ЛУКОЙЛ" и ТНК. Нефтепродукты этих ВИНК наиболее конкурентоспособны на рынке по качественным.
Нефтяные компании для завоевания рынков сбыта используют такие инструменты, как более низкие цены, более широкий ассортимент и более высокое качество нефтепродуктов, ритмичность поставок и т.д. Например, в Центральном регионе находятся четыре крупных нефтеперерабатывающих завода: Московский НПЗ (Московская нефтяная компания), Рязанский НПЗ (ТНК), "Ярославнефтеоргсинтез" и "Ярославский завод им. Менделеева" (НК "Славнефть"). Отметим, что Центральный регион является дефицитным по обеспеченности бензином и авиакеросином (дефицит 20%) и избыточным по дизельному топливу и мазуту (около 50%). Ежегодное потребление моторных топлив в Центральном регионе составляет около 12 млн т. Это самый крупный рынок сбыта нефтепродуктов - более 29% от российского объема потребления. Поэтому уровень конкуренции здесь высок как на оптовом, так и на розничном рынках. Оптовые поставки бензина осуществляются почти всеми нефтяными компаниями страны. Однако более половины рынка принадлежит Московскому НПЗ. Основными поставщиками сырой нефти на завод являются "ЛУКОЙЛ" и "Татнефть". Вместе с тем, в Москве действует Московская топливная ассоциация, представляющая собой картельное соглашение крупных владельцев столичных бензоколонок. Несмотря на то, что ТНК и "Славнефть" имеют заводы в Центральном регионе, до конца 90-х они не были активными "игроками" на этом рынке. В последние два года обе компании успешно развивают свою дилерскую сеть. ТНК особенно активно реализует стратегию развития и хочет стать компанией номер один на бензиновом рынке Центральной России, а на московском рынке иметь не менее 100 АЗС с эмблемой ТНК и захватить не менее 20% самого платежеспособного столичного рынка. В основе стратегии захвата рынка лежит джобберская программа, в соответствии с которой нефтебазы и АЗС начинают работать только с ТНК и под флагом последней. ТНК привлекает джобберов (владельцев предприятий по реализации) надежностью и качеством поставок, более низкими, чем у конкурентов, оптовыми ценами. Компания увеличила загрузку Рязанского НПЗ в связи с тем, что уже более 500 АЗС, принадлежащих независимым владельцам в различных регионах России, работают под флагом ТНК. Ярким примером эффективности конкуренции является стратегия компании "ЛУКОЙЛ", которая реализует нефтепродукты в Московской области по ценам более низким, чем сложились в регионе. В последнее время широкомасштабное наступление на Московский рынок начала компания "Славнефть", у которой издержки на поставку нефтепродуктов ниже, чем у других, и есть возможность более эффективно реализовывать свои товары. "Славнефть" уже заставила значительную часть потребителей изменить их приверженность определенным товарным маркам. Только в феврале 2011 г. компания открыла в Санкт-Петербурге сразу два автозаправочных комплекса. В Северо-Западном регионе под флагом компании уже работают 30 автозаправочных станций и комплексов. Следует отметить, что там же расположен единственный НПЗ - Киришский, - который входит в НК "Сургутнефтегаз" и имеет 100-процентную загрузку. Он обеспечивает около 60 % потребностей Санкт-Петербурга в топливе. Причем, Северо-Запад является избыточным по производству нефтепродуктов (обеспеченность более 300%). Следующим по избыточности нефтепродуктов является Поволжский регион (более 250%). Нефтепереработка осуществляется тремя заводами в Самарской области ("ЮКОС"), заводом в Волгоградской области ("ЛУКОЙЛ"), Саратовским НПЗ "Крекинг" ("СИДАНКО") и "Нижнекамскнефтехимом" ("Татнефть"). Фактически рынок региона поделен между этими компаниями. Наиболее дефицитным по производству нефтепродуктов является Дальневосточный регион (50%), который в кратко- и среднесрочной перспективе может стать полем для конкуренции.
В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 г. будут освоены новые нефтеносные районы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Почти в три раза должна вырасти добыча нефти на севере европейской части России, включая Республику Коми и Архангельскую область.
Все перспективы наращивания
добычи нефти и конденсата
в Дальневосточном регионе