Теоретические и методологические аспекты реализации конкурентной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:16, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование организации оценки конкурентоспособности на предприятиях, осуществляющих ремонтные работы и разработка предложений по её повышению в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы теоретические и методические вопросы оценки конкурентной политики;
проанализирована практика организации оценки конкурентоспособности в ООО «Технологии ВФТ»;
разработаны предложения разработке маркетинговой стратегии и повышения конкурентоспособности фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………..6
1.1. Сущность, задачи и принципы конкурентной политики…………………..6
1.2. Конкурентная среда организации………………………………………….11
1.3. Стратегии конкуренции нефтяной отрасли в России……...……………..15
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО « ТЕХНОЛОГИИ ВФТ »….…….….25
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………..…25
2.2. Анализ основных результатов деятельности и финансовой
устойчивости предприятия……………………………………………………...27
2.3. Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности предприятия….37
2.4. Оценка эффективности существующей конкурентной политики предприятия…………………………………………………………………...…43
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО « ТЕХНОЛОГИИ ВФТ »…….………………………….....47
3.1. Программа мероприятий……………………………………………………47
3.2. Затраты на реализацию мероприятий………………………………...……62
3.3. Оценка эффективности мероприятий…………………………………...…68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….78

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 147.13 Кб (Скачать)

Поскольку дополнительно привлеченные источники формирования оборотных  средств стали наиболее динамично  изменяющимися, то необходимо проанализировать их структуру в таблице 6.

                                                                                                    

 

 

 

                                                                                                   Таблица 6

Анализ структуры привлеченных источников оборотных средств в ООО «Технологии ВФТ» за 2009-2011 гг.

Наименование показателя

Абсолютное значение, тыс.руб.

Структура, %

2009г.

2010г.

20011г.

2009г.

2010г.

2011г.

Кредиторская задолженность поставщикам  и подрядчикам

22879

8094

6864

97

86

86

Авансы полученные

68

71

281

0

1

4

Задолженность перед персоналом организации

456

382

275

2

4

3

Задолженность перед государственными внебюджетными фондами

165

868

531

1

9

7

Общая сумма дополнительно привлеченных источников

23568

9415

7951

100

100

100


 

В целом за анализируемый период дополнительно привлеченные источники  оборотных средств формировались  за счет кредиторской задолженности  поставщикам и подрядчикам. Их доля составила 97% в 2009г. и 86% в 2010-2011гг. Задолженность перед персоналом организации колеблется в пределах 2-4%, что соответствует абсолютным значениям от 275 тыс.руб. до 456 тыс.руб. Также наблюдается тенденция увеличения задолженности перед государственными внебюджетными фондами с 165 тыс.руб. в 2009г. до 868 тыс.руб. в 2010г., а затем незначительное снижение в 2011г. до 531 тыс. руб., что соответствует 7%.

Оценить использование оборотных  средств предприятия с целью  выявления резервов повышения эффективности деятельности позволит таблице 7.

                                                                                                              

 

                                                                                                                Таблица 7

      Анализ эффективности использования оборотных средств

                в ООО «Технологии ВФТ» за 2009-2011 гг.

Наименование показателя

Абсолютное значение

Отклонение  абсолютных величин

2009г.

2010г.

2011г.

2010г.- 2009г.

2011г.- 2010г.

1. Выручка, тыс.руб.

351960

269292

319424

-82668

50132

2. Анализируемый период, дни

360

360

360

-

-

3. Средний остаток оборотных средств,  тыс. руб.

11270

9310

10697

-1960

1387

4. Продолжительность одного оборота,  дни

11,53

12,45

12,06

0,92

-0,39

5. Коэффициент оборачиваемости средств,  обороты

31

29

30

-2

1

6. Коэффициент загрузки средств  в обороте, коп.

0,0320

0,0346

0,0335

0,0026

-0,0011


 

Таким образом, наблюдается снижение скорости оборачиваемости оборотных  средств предприятия, о чем свидетельствует  увеличение продолжительности одного обороты в днях с 11,53 до 12,06. Эту  же тенденцию отражает коэффициент  оборачиваемости средств, снижение которого в целом за период составило 1. Коэффициент загрузки средств  в обороте показал снижение эффективности  использования  оборотных средств  с 0,0320 коп., до 0,0335 коп. Данные тенденции  требуют разработки мероприятий  по повышению эффективности использования  оборотных средств.

В целом оценить деятельность фирмы  необходимо на основании показателей  деловой активности в таблице 8.

                                                                                                              

 

 

                                                                                                            Таблица 8

        Анализ деловой  активности ООО «Технологии ВФТ»

                                       за 2009-2011 гг.

Наименование показателя

Абсолютное значение

Отклонение  абсолютных величин

2009г.

2010г.

2011г.

2010г.- 2009г.

2011г.-2010г.

Рентабельность услуг

0,11

0,13

0,22

0,02

0,09

Рентабельность активов

0,84

0,66

1,49

-0,18

0,83

Рентабельность  внеоборотных активов

1,21

0,79

2,11

-0,42

1,32

Коэффициент  оборачиваемости активов

11,87

8,03

11,38

-3,84

3,35

Коэффициент финансовой независимости

-0,0041

0,0600

0,3062

0,06

0,25

Коэффициент текущей ликвидности

1,32

3,68

3,37

2,37

-0,32


 

В целом анализ показал повышение  эффективности деятельности предприятия, о чём свидетельствуют показатели рентабельности. Так, рентабельность увеличилась в 2 раза с 0,11 до 0,22. Рентабельность использования активов в целом повысилась с 0,84 до 1,49. Такой же тенденции подвержено и использование внеоборотных активов. Эффективность их использования возросла с 1,21 до 2,11. Но при этом снизилась эффективность использования оборотных средств. Коэффициент финансовой независимости свидетельствует о восстановлении независимости на предприятии в анализируемом периоде. Коэффициент текущей ликвидности показывает достаточную возможность покрытия текущих обязательств текущими активами.

 

 

 

 

 

2.3. Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности предприятия.

          ООО «Технологии ВФТ» осуществляет производственную деятельность на территории: Западная Сибирь (Тюменская и Новосибирская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО); Волго-Уральский регион (Оренбургская и Саратовская области, Республика Удмуртия); Восточная Сибирь (Иркутская область);

Основными конкурентами  ООО «Технологии ВФТ» являются: ООО «Евразия», ООО «Ремсервис».

Преимуществами ООО «Технологии ВФТ» являются:

  • более образованное и динамичное молодое руководство среднего звена;
  • активная роль маркетинга (большое внимание уделяется маркетингу в регионе с целью поиска заказчиков);
  • вопросы снабжения материалами и комплектующими решаются более профессионально;
  • более качественные материалы;
  • хорошая репутация у заказчиков.

           Недостатками  ООО «Технологии ВФТ» являются:

  • старое оборудование, необходимость частых ремонтов и проверки технического состояния оборудования;
  • дополнительные транспортные издержки (наличие удаленного склада материалов);
  • низкая прибыльность из - за высоких издержек.

Преимущество по заказам состоит в том, что ООО «Технологии ВФТ» стремится создать долговременные отношения, основанные на:

  • высоких стандартах производственной деятельности;
  • выполнении обязательств;
  • открытости и гибкости;
  • обмене опытом;
  • взаимной поддержке;
  • причастности всех сотрудников к успеху компании.

Потребителями услуг ООО «Технологии ВФТ» являются  компании группы ТНК-ВР: ОАО «Самотлорнефтегаз», ОАО «Нижневартовское НГДП», ОАО «Тюменьнефтегаз», ОАО «Оренбургнефть», ОАО «Оренбурггеология», ОАО «ТНК-Нягань», ЗАО «Корпорация Югранефть», ОАО «Новосибирскнефтегаз», ОАО «Саратовнефтегаз», ОАО «Варьеганнефтегаз», ОАО «ТНК-Нижневартовск», а также сторонние предприятия, не входящие в группу ТНК-ВР.

Анализируя организацию общего управления, было замечено, что организационная  структура фирмы соответствует  настоящему положению и существующим целям, в дальнейшем, при изменении  стратегии, организационную структуру  придется видоизменить.

Права и обязанности возложены  на сотрудников, несущих ответственность  за конкретную работу. Однако наблюдается  нарушение информационных потоков, проявляющиеся в нечеткости взаимодействия между подразделениями. В этом направлении  ведется работа, ведется изучение способов использования систематизированных  процедур и техники в процессе принятия решений.

           В организации отсутствует процедуры участия персонала в принятии какого-либо управленческого решения.

Исследуем ассортимент работ, услуг  ООО «Технологии ВФТ» с помощью матрицы БКГ на рисунок 3.

 

                              Рис. 3. Матрица БКГ

Согласно занимаемым позициям в  матрице БКГ следует применять  следующие стратегии:

          1) капитальный ремонт скважин: получение максимальной прибыли в развитие трудных детей и новых направлений деятельности  позиций.

2) пассажирские и грузоперевозки: произвести сравнение потенциалов  развития и выбрать наиболее  перспективный продукт для инвестиций.

3) ремонт нефтяного оборудования: не исключать из ассортимента, продолжая удовлетворять имеющийся  спрос.

В процессе выработки стратегии  необходимо учитывать, что возможности  и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для успешного  применения SWOT-анализа окружения  организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки  зрения того, сколь важным для организации  является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз  и возможностей.

          Для такой оценки чаще всего применяют метод позиционирования на матрицах возможностей и угроз, представленный в таблице 9.

Для компании ООО «Технологии ВФТ» после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными оказались возможности расширения доли рынка, расширение видов производимых работ и услуг.

                                                                                                                    Таблица 9

Матрица SWOT-анализа.

                 ВОЗМОЖНОСТИ:

                         УГРОЗЫ:

1. Развитие информационной отрасли;

2. Появление новых поставщиков;

3. Снижение цен на материалы,  услуги,     работы;

4. Снижение налогов и  пошлин;

5. Совершенствование менеджмента;

6. Снижение безработицы;

7. Разорение и уход  фирм-конкурентов;

8. Уменьшение императивных  норм законодательства;

9. Совершенствование технологий  и производства;

10. Неудачное поведение  конкурентов.

1. Изменение потребностей заказчиков;

2. Сбои в поставках  материалов;

3. Появление новой технологии  ремонта и обслуживания;

4. Рост темпов инфляции;

5. Ужесточение законодательства;

6. Изменение уровня цен;

7. Скачки курсов валют;

8. Усиление конкуренции;

9. Рост безработицы;

10. Появление новых фирм  на рынке.

              СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

1. Достоверный мониторинг рынка;

2. Отлаженные хозяйственные  связи;

3. Большое количество  осуществляемых работ, предоставляемых  услуг;

4. Высокий контроль качества;

5. Высокая рентабельность;

6. Рост оборотных средств;

7. Высокая квалификация  персонала;

8. Хорошая мотивация персонала.

              СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

1. Сбои в снабжении;

2.Средний уровень цен;

3. Низкий уровень сервиса;

4. Не полная загруженность

производственных мощностей;

5. Неучастие персонала  в принятии управленческих решений;

6. Недостаточный контроль  исполнения приказов и распоряжений.

        «СИЛА И ВОЗМОЖНОСТИ»

- выход на новые рынки,  увеличение количества предоставляемых  услуг и осуществляемых работ;

- добавление сопутствующих  услуг позволит увеличить поступление  финансовых средств;

- достаточная известность  будет способствовать выходу  на новые рынки;

- квалификация персонала,  контроль качества, неудачное поведение  конкурентов и развитие рекламных  технологий дадут возможность  успеть за ростом рынка;

- честная стратегия позволит  использовать все возможности.

    «СЛАБОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ»

- неучастие персонала  в принятии решений и недостаточный  контроль исполнения распоряжений  при снижении безработицы может  привести к саботажу;

- снижение уровня цен,  размеров налогов и пошлин  при сохранении среднего уровня  цен позволит получать сверхдоходы.

 

 

«СИЛА И УГРОЗЫ»

- усиление конкуренции,  политика государства, инфляция  рост налогов, изменение потребностей  заказчиков повлияют на проведение  стратегии;

- появление конкурентов  вызовет дополнительные расходы  финансовых ресурсов;

- известность защитит  от конкурентов и добавит преимуществ в конкуренции;

- достоверный мониторинг  уловит изменения потребностей  заказчиков.

             «СЛАБОСТЬ И УГРОЗЫ»

- появление новых конкурентов,  низкий уровень сервиса и средний  уровень цен ухудшит конкурентную  позицию;

- неблагоприятная политика  государства может привести к  выходу из отрасли;

- неполная загруженность  производственных мощностей при  росте темпов инфляции и скачков  валют может привести к банкротству  компании.

Информация о работе Теоретические и методологические аспекты реализации конкурентной политики предприятия