Теоретические и методологические аспекты реализации конкурентной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:16, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование организации оценки конкурентоспособности на предприятиях, осуществляющих ремонтные работы и разработка предложений по её повышению в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы теоретические и методические вопросы оценки конкурентной политики;
проанализирована практика организации оценки конкурентоспособности в ООО «Технологии ВФТ»;
разработаны предложения разработке маркетинговой стратегии и повышения конкурентоспособности фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………..6
1.1. Сущность, задачи и принципы конкурентной политики…………………..6
1.2. Конкурентная среда организации………………………………………….11
1.3. Стратегии конкуренции нефтяной отрасли в России……...……………..15
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО « ТЕХНОЛОГИИ ВФТ »….…….….25
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………..…25
2.2. Анализ основных результатов деятельности и финансовой
устойчивости предприятия……………………………………………………...27
2.3. Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности предприятия….37
2.4. Оценка эффективности существующей конкурентной политики предприятия…………………………………………………………………...…43
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО « ТЕХНОЛОГИИ ВФТ »…….………………………….....47
3.1. Программа мероприятий……………………………………………………47
3.2. Затраты на реализацию мероприятий………………………………...……62
3.3. Оценка эффективности мероприятий…………………………………...…68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….78

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 147.13 Кб (Скачать)

Можно выделить три основных стратегических подхода к ведению конкурентной борьбы:

- стремление иметь самые низкие  в отрасли издержки производства (стратегия руководящей роли в  области издержек производства);

- поиск путей дифференциации  производимой продукции от продукции  конкурентов (стратегия дифференциации);

- фокусирование на узкой части,  а не на всем рынке (стратегия  фокуса или ниши).

Рассмотрим данные стратегии более  подробно.

Низкие издержки производства как  вид конкурентных преимуществ.

Издержки никогда не должны определять цену, но они играют решающую роль в  формировании стратегии ценообразования. Ценовые решения неизбежно привязаны к решениям об объемах продаж, а продажи связаны с производственными, маркетинговыми и управленческими издержками. Верно то, что готовность покупателей заплатить ту или иную сумму не зависит от издержек производителя, но верно также и то, что решение продавца о том, какие товары и в каком количестве производить, зависит именно от стоимости производства этих товаров. Фирмы, эффективно устанавливающие цену, решают, что производить и кому это продавать, путем сравнения цен, которые они могут назначить, с издержками, которые они могут взять на себя. Таким образом, получается, что издержки влияют на назначение цен. Фирмы с низкими издержками могут устанавливать низкие цены и продавать больше, так как это привлекает большее количество покупателей. С другой стороны, фирмы с высокими издержками для привлечения большого количества покупателей не могут позволить предлагать товары по более низкой цене, чем фирмы с низкими издержками. Поэтому они должны привлечь тех покупателей, которые готовы платить более высокую цену.

Таким образом, изменения в издержках  вынуждают фирму изменять цены не потому, что это изменяет количество оплаченного товара, а потому, что  это изменяет количество товаров, которые  фирма может с выгодой предложить, и покупателей, которых она может  с выгодой обслужить.

Общепризнанно, что издержки - многофакторный процесс. Но по вопросу о том, как  подходить к анализу факторов и какие принимать решения, - взгляды  принципиально различаются. Согласно господствующим ныне в теории и практике представлениям издержки производства на уровне фирмы являются функцией только одного определяющего фактора - объема произведенной продукции. В  рамках подобной парадигмы анализ издержек осуществляется с позиции их влияния  на количественные и качественные показатели производства. Он включает в себя классификацию  видов издержек, сравнение постоянных издержек с переменными, средних  издержек с предельными, издержек в  краткосрочном и долгосрочном периодах. Другими словами, традиционный анализ в системе управления издержками ограничивается во многих случаях простыми моделями микроэкономики.

Что касается новых подходов к стратегии  управления издержками, то они не отвергают  необходимости анализа структуры  издержек внутри фирмы. Но исходная посылка  меняется. Суть в том, что анализ издержек производства и управление ими не могут ограничиваться рамками  фирмы. В противном случае руководители концентрируют свое внимание и энергию  на решении внутренних проблем, поверхностно изучая рыночные тенденции.                             При этом решение внешних проблем часто приносится в жертву рационализации внутренних процессов, что снижает конкурентоспособность фирмы. Требуется выход за пределы конкретной фирмы. Создание добавленной стоимости должно учитывать экономические связи с поставщиками, покупателями и другими факторами внешней среды.

Из сказанного следует, что в  процессе стратегического управления издержками производства первостепенное значение в настоящее время имеет  не только и не столько анализ внутрифирменных  факторов, сколько анализ процессов, влияющих на издержки, которые действуют  за пределами фирмы, т.е. внешних  факторов. К наиболее значимым из них  относятся поставщики, потребители, конкуренты, посредники, правительственные  и законодательные институты.

Контроль затрат - это неотъемлемая функция управления любой успешно  действующей компании. Этот процесс  должен быть непрерывным, поскольку  все те, кто связан с компанией, не без оснований заинтересованы в том, чтобы определенные издержки росли. Сотрудники хотели бы, чтобы  увеличивалось число работников в их отделах или их счета расходов контролировались с меньшей тщательностью. Поставщики полагают, что оказываемые  ими услуги оправдывают немного  более высокую цену и что покупатели должны быть более сговорчивыми при  планировании графиков поставок и управлении запасами. Однако только контроль издержек как таковой редко способен приносить конкурентные преимущества в издержках в течение очень долгого времени. Хотя политика тугого затягивания поясов может приносить временные преимущества в затратах, эти преимущества скоро оказываются утраченными в связи с падением морального настроя сотрудников и доброй воли поставщиков или из-за товаров-имитаторов, выпускаемых конкурентами. Устойчивые преимущества в издержках достигаются не за счет постоянного затягивания поясов, а за счет эффективного использования ресурсов.

Существуют три разных способа, используя которые компания может  сократить свои затраты на единицу  продукции благодаря эффективной  организации своих внутренних операций: экономия за счет ассортимента, за счет масштаба и за счет накопленного опыта.

Экономия за счет ассортимента. Ассортимент - это величина "портфеля" товаров, выпускаемых фирмой. Многие фирмы  продают различные товары. Цель планирования выпуска продукции - в том, чтобы  подобрать синергетический "портфель" товаров. Один из важных источников синергии - это экономия, возникающая, когда  различные товары имеют общий  набор затрат. Фирма, которая тщательно  подбирает свой "портфель" товаров  для максимизации общих издержек, способна довести свои дополнительные затраты до более низкого уровня по сравнению с дополнительными  затратами конкурентов, имеющих  менее эффективные "портфели".

Экономия за счет масштаба. Масштаб - это размер фирмы, измеряемый как  ее долговременный устойчивый уровень  выпуска. Практически в любом  виде работ, начиная от закупок и  заканчивая производством, продвижением и сбытом, существует тенденция к  снижению величины затрат по мере роста  объемов производства. Существует целый  ряд предпосылок использования  экономии за счет масштаба:

- рост масштабов позволяет отдельным  работникам трудиться над решением  более специализированных задач,  повышая свой профессионализм  и снижая потери времени при  переходе от одной задачи к  другой;

- дополнительные постоянные издержки, связанные, например, с разработкой  продукции, ниже из расчета  на единицу продукции, если  их можно разделить на большее  количество таких единиц;

- более эффективные производственные  процессы (например, сборочные конвейеры)  оправданы только при больших  масштабах производства;

- возможно возведение более  крупных объектов капитального  оборудования, при котором затраты  растут не в прямой пропорции,  а медленнее.

Экономия за счет накопленного опыта. Экономия за счет опыта - это сокращение издержек, которое возникает с  ростом кумулятивных объемов производства, что отличает ее от экономии за счет масштаба, зависящей от текущего объема производства. Старая и молодая компании в том или ином году могут иметь  одинаковые объемы производства, добиваясь  одинаковой экономии за счет масштаба. Однако более старая компания с более  высоким кумулятивным объемом выпуска  за предшествующие годы может иметь  более низкие издержки благодаря  большей экономии за счет накопленного опыта. Экономия на издержках за счет накопленного опыта строится на обучении в процессе деятельности: чем больше компания производит, тем больше она  узнает о том, как сделать производство эффективным.

В дополнение к эффективности внутренних издержек компания также может снизить  издержки за счет правильного выбора и управления своими внешними контактами с клиентами и поставщиками. Она  может организовать это с помощью  маркетинговых мероприятий для  использования экономии от концентрации и организации закупочной деятельности (экономия от интеграции). При этом внешние  издержки могут быть минимизированы путем применения следующих стратегий.

Во-первых, это экономия от концентрации на покупателе. Компания часто может  значительно увеличить экономию путем сосредоточения маркетинговых  исследований на одном или двух продуктах  или рыночных сегментах. Один из очевидных  моментов экономии заключается в  издержках на продвижение и на рекламную деятельность. Например, некоторые поставщики в автомобильной  индустрии не имеют торговых агентов; при этом их менеджеры заключают  ежегодные контракты с несколькими  или одной автомобильными компаниями на продажу всего объема продукции. Такие тесные связи способствуют не только снижению торговых издержек, но и лучшему пониманию желаний  потребителя.

Во-вторых, это экономия от интеграции материально-технического обеспечения (логистики). Компании во всем мире воздействуют на экономику посредством улучшения  координации своих действий в  отношениях с поставщиками и в  сфере сбыта. Улучшение взаимодействия с поставщиками может минимизировать стоимость товарно-материальных запасов, а лучшая координация спецификаций свести к минимуму потребность дальнейшей доработки продукции поставщика, более высокая координация в  ценообразовании может сделать  компанию и ее поставщиков более  конкурентоспособными и рентабельными. Экономия может быть достигнута на другом конце логистической цепочки - в процессе распространения. Различия в эффективности распространения  могут значительно повлиять на общее  ценовое преимущество компании. Высокие  издержки по хранению материальных запасов, контрастирующие с низкими издержками на нецентрализованный транспорт, дают возможность многим компаниям уменьшить  издержки распространения путем  централизации этих запасов. Деньги, сэкономленные за счет уменьшения капитала, связанного в децентрализованных материальных запасах, более чем компенсируют высокие издержки по их быстрой доставке грузовым или авиатранспортом.

      В-третьих, использование эффективного трансфертного ценообразования. Все компании в производственной цепи - поставщики сырья, те, кто производит детали, те, кто осуществляет сборку, и те, кто реализует изделие конечному потребителю, - получают выгоду, когда вся цепочка операций работает эффективно. Неэффективность одного из звеньев цепочки поднимет цену для конечного покупателя и тем самым приведет к снижению продаж для всех звеньев цепи. К сожалению, одним из наиболее часто неосознаваемых и в целом неправильно понимаемых источников неэффективности является способ, которым независимые компании и подразделения одной и той же фирмы устанавливают цены на товары, перемещающиеся между ними.

Стратегия управления издержками, включающая в себя учет многообразных экономических  связей фирмы, позволяет ей адаптироваться к постоянно меняющимся внешним  условиям и добиваться ощутимых конкурентных преимуществ. В связи с этим парадигма  управления издержками производства вполне применима к российским предприятиям и может быть эффективна при учете  следующих особенностей:

Во-первых, система управления издержками производства в условиях отсутствия равновесного состояния экономики  и совершенной рыночной инфраструктуры не может ориентироваться исключительно  на приоритет внешних факторов развития предприятия. Следует применять  комплексный подход, при котором  внутренние и внешние факторы  рассматриваются как равнозначные. В этом случае стратегия управления затратами включает в себя две  стратегии. Одна связана с совершенствованием технико-экономических и социально-экономических  процессов, протекающих внутри предприятия, другая учитывает воздействие внешних  факторов на величину издержек производства.

Во-вторых, комплексное управление издержками производства придает значение способам организации этой работы. Резервы снижения себестоимости имеются во всех направлениях работы предприятия. По оценкам специалистов, в снабжении они составляют 50%, в сбыте - 40%, в производстве - 10%. В реализации резервов снижения себестоимости на первом месте стоит грамотное планирование, на втором - маркетинговая деятельность.

В-третьих, особое значение в российских условиях управления издержками имеет  их воздействие на цену. Если мы исходим  из предпосылки о комплексном  подходе к использованию внутренних и внешних факторов снижения издержек, то очевидно, что все они прямо  или косвенно влияют на цены. Говоря о механизме взаимосвязи издержек производства и цен в российской экономике, следует обратить внимание на то, что ограничения, накладываемые нестабильной внешней средой, существенно сказываются на структуре издержек. Поскольку макроэкономические и институциональные условия функционирования в значительной степени одинаковы для всех предприятий, то можно говорить об общей линии по большинству аспектов экономической деятельности. Применительно к механизму "издержки производства - цена" эта линия заключается в том, что при определении уровня цены во многих случаях за основу берутся традиционные методы, применявшиеся в прежней системе экономики: учет структуры затрат, норм (нормативов) их расхода и цен на ресурсы. То есть речь идет о себестоимости. Между тем система рыночных отношений предполагает управление не только себестоимостью, но и всеми затратами предприятия. Соответственно и механизм влияния издержек на цены должен учитывать всю совокупность затрат. Эту функцию призваны выполнять центры управления затратами.

Информация о работе Теоретические и методологические аспекты реализации конкурентной политики предприятия