Сущность планирования и прогнозирования в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:59, реферат

Описание работы

Предмет, объект, цели и задачи курса ПиП. Теоретическая база.
Система планов на предприятии и их взаимосвязь. Особенности планирования на Российских предприятиях.

Работа содержит 1 файл

планирование на предприятии.docx

— 183.76 Кб (Скачать)

     При планировании грузооборота рекомендуется  учитывать: во-первых, физический грузооборот, включающий вес товара и тары (брутто), и, во-вторых, транспортный грузооборот, учитывающий повторные перевозки, возникающие при перевалке с одного вида транспорта на другой, а также при вывозе с баз хранения. 

     Грузооборот транспортного предприятия определяется на основе сложившихся транспортных связей и грузопотоков. Средняя дальность перевозок может определяться: а) по фактическим данным прошлых лет исходя из грузооборота и объема доставленного груза; б) исходя из рациональных схем транспортных магистралей. При определении оптимальных транспортно-экономических связей и оптимального распределения перевозок между видами транспорта рекомендуется использовать экономико-математические методы, в частности метод транспортной задачи, который учитывает минимальные приведенные транспортные затраты.

     Плановый  грузооборот определяется исходя из планового объема груза для перевозки, средней дальности перевозок, а также существующих транспортных тарифов. Для автомобильного транспорта рекомендуется учитывать классность грузов.

     В капитальном строительстве  планируются следующие объемные показатели: объем капитальных вложений (инвестиций), в том числе строительно-монтажные работы; ввод в действие основных фондов, в том числе активной части основных фондов.

     В плане капитальных вложений указывается  распределение объемов деятельности по годам в соответствии с нормами продолжительности строительства. Задания по вводу в действие мощностей указываются в натуральных или стоимостных единицах измерения, соответствующих номенклатуре планируемых мощностей.

     При разработке плана капитальных вложений рекомендуется использовать нормативные или расчетные показатели удельных капитальных вложений на: единицу прироста производства продукции или на единицу вводимой мощности и на поддержание мощностей. Учитываются также показатели фондоотдачи и строительные заделы.

     Планирование  объема услуг бытового обслуживания происходит с учетом данных о фактическом объеме услуг на одного жителя в прошлом, а также потребности в таких услугах на одного жителя региона. По предприятиям бытового обслуживания необходим учет производственных мощностей (капитала). С этой целью учитывается производительность ведущего цеха (участка) или количество рабочих мест и имеющиеся нормативы выработки. Кроме того, при расчете производственной мощности должна учитываться цикличность технологического процесса, например, химической чистки или стирки белья.

     Таким образом, во всех отраслях экономики  план производства определяется на основе плана (прогноза) сбыта, потребности в производственных мощностях и соответственно капитальных вложений исходя из действующих нормативов выработки, расходов сырья, материалов, тарифов и других образующих показателей. 

     3.4. Методы определения экономического эффекта

     Любой план основан на идее. Идея, в которой  остро нуждается любое предприятие, представляет его самый надежный ресурс. Некоторые идеи бывают однозначными и не требуют детальной проработки результативности мер достижения. Однако по экономическому решению всегда желателен расчет экономического эффекта.

     Экономический эффект планового решения зависит, во-первых, от предпринимаемой направленности действий, во-вторых, от взаимосвязи присутствующих аспектов деятельности и, в-третьих, от предполагаемого изменения результата.

     Эффект  планового решения определяется различными методами, которые, как правило, обосновывают увеличение таких показателей, как объем деятельности (сбыта, товарооборота, товарной продукции и др.), прибыль и рентабельность. Но существуют типовые подходы, определяющие экономическую эффективность основных плановых решений. Рассмотрим их подробнее.

     1. Экономический эффект от привлечения к продаже дополнительной партии товаров определяется по формуле:

                     Ор = Оо(1 + ТН),                 (9)

                                  (10)

  где Ор — дополнительный розничный товарооборот;

     Оо — дополнительная партия товаров в покупных ценах;

     ТН  — применяемая средняя торговая надбавка;

     П — дополнительная прибыль;

     Р — сложившаяся рентабельность продажи товаров, %.

     Пример 9, Определить возможное увеличение розничного товарооборота и прибыли при реализации партии товаров. Фирма закупает дополнительную партию товаров на сумму 200 д. ед. Средняя торговая надбавка составляет 28%. Сложившаяся рентабельность продажи товаров составляет в среднем 2% к обороту.

     Расчет. Определяется:

     1) возможное увеличение розничного товарооборота:

     200 х (1 + 0,28) = 256 (д. ед.);

     2) возможное увеличение прибыли:

     256x0,02 = 5,1 (д. ед.).

     Вывод. При продаже дополнительной партии товаров фирма может получить увеличение розничного товарооборота на сумму 256 д. ед. и прибыли на сумму 5,1 д. ед.

     2. Экономический эффект при мерах по ускорению оборачиваемости капитала рассчитывается по формуле:

                         3 = о х т,                (11)

   где 3 — сумма высвобождаемых из оборота (или вовлекаемых в оборот при замедлении оборачиваемости) оборотных средств;

     о — среднедневной объем продажи (сбыта);

     т — изменение оборачиваемости в днях.

     Пример 10. Определить сумму высвобождаемых из оборота оборотных средств при ускорении оборачиваемости по сравнению с предшествующим периодом на 4 дня и при среднедневном объеме продажи на сумму 14,4 д. ед.

     Расчет. Сумма высвобождаемых из оборота оборотных средств может составить:

     14,4 х 4 = 57,6 (д. ед.).

     Вывод. При ускорении оборачиваемости капитала на 4 дня и среднедневном объеме продажи на сумму 14,4 д. ед. можно ожидать высвобождения из оборота 57,6 д. ед. оборотного капитала.

     3. Экономический эффект от влияния роста интенсивных факторов на объем деятельности. К таким факторам можно отнести: рост производительности труда, фондоотдачи, ускорение оборачиваемости и др. Эффект определяется по формуле:

                                    Ои =                         (12)

                                  Ои = du x О,                   (13)

  где du — доля прироста объема деятельности за счет интенсивного фактора, %;

     к — коэффициент прироста экстенсивного фактора;

     k — коэффициент прироста объема деятельности;

     О — весь прирост объема деятельности, д. ед.;

     Ои — прирост объема деятельности за счет увеличения интенсивного фактора, д. ед.

     Пример 11. Определить сумму прироста объема деятельности, которая может быть получена за счет прироста производительности труда.

     В фирме планируется увеличение объема деятельности на 200 д. ед., или на 5% к  предыдущему периоду, при росте  численности работников на 102%.

     Расчет. Определяется:

     1) удельный вес прироста объема  деятельности, полученный за счет  изменения интенсивного фактора  — роста производительности труда:

     

     2) прирост объема деятельности, полученный  за счет прироста производительности  труда:

     200 x 0,6 = 120 (д. ед.).

     Вывод. Прирост объема деятельности, полученный за счет увеличения интенсивного фактора — прироста производительности труда, составит 120 д. ед., или 60%.

     4. Экономический эффект от рекламных мероприятий определяется по формуле:

                         П = (О2- О1)Р - И .                        (14)

   где П — условно-годовая прибыль от рекламы, д. ед.;

     О — условно-годовой оборот до рекламных мероприятий, д. ед.;

     О2 — условно-годовой оборот после рекламных мероприятий, д. ед.;

     Р — сложившаяся рентабельность торговли до рекламы, %;

     И — издержки на рекламу, д. ед.

     Пример    12. Определить возможный эффект от рекламы в торговой фирме.

     В фирме условно-годовой товарооборот составляет 4000 д. ед. После проведения рекламы он может составить (исходя из аналогичных мер в прошлом) 4600 д. ед. Сложившаяся рентабельность до рекламы — 3% к обороту. Расходы на рекламу — 15 д. ед.

     Расчет. Определяется:

     1) экономический эффект в виде увеличения товарооборота:

     4600 - 4000 = 600 (д. ед.);

     2) прибыль от рекламы за год составит:

     600 х0.03 - 15 = 3 (д. ед.).

     Вывод. Реклама может принести экономический эффект в виде увеличения розничного товарооборота на сумму 600 д. ед., а также увеличения прибыли на сумму 3 д. ед.

     5. Эффект от достижения равномерной декадной поставки продукции определяется по формуле:

      ,                                            (15)

    где b  — темп изменения издержек по хранению запасов продукции, %;

     l — изменение доли декадной поставки по сравнению со средней долей декадной поставки, равной 33,3%.

     Пример 13. Определить возможную прибыль фирмы за счет достижения равномерности декадных поставок продукции. В фирме принимаются меры по достижению равномерности поставок продукции по декадам за счет совершенствования договорной работы. Если раньше доля поставки в третьей декаде составляла 50% объема поставок месяца, то после реализации определенных мер намечается ее снизить до 35%.

     Расчет. Определяется:

     1) прежнее превышение издержек  обращения по хранению продукции  против нормального уровня:

     

     2) новое превышение издержек по хранению против нормального уровня:

     

     3) уменьшение издержек по хранению запасов продукции:

     

     Вывод. Меры по достижению равномерности в декадной поставке продукции могут привести к экономии издержек на хранение запасов на 7,88%. Соответственно на эту величину можно ожидать увеличения прибыли.

     6. Экономический эффект от увеличения основного времени работы персонала и сокращения простоев в работе определяется по формуле:

                                          (16)

  где Т — изменение производительности труда, %;

     М — прежние потери рабочего времени, %;

     Н — уменьшение потерь рабочего времени, %.

     Пример 14. Определить возможный экономический эффект от управленческого решения по укреплению трудовой дисциплины в фирме, где намечается сокращение потерь рабочего времени с 25 до 15% фонда рабочего времени.

     Расчет. Возможный прирост производительности труда работников фирмы после принятия мер по укреплению трудовой дисциплины может составить:

     

     Вывод. Прирост производительности труда в фирме может составить 13,3%. Так, если раньше производительность труда работников составляла 20 д. ед., то после реализации мер по укреплению трудовой дисциплины она может составить при неизменности прочих факторов 22,7 д. ед., т. е. на 2,7 д. ед. больше. Исходя из сложившейся рентабельности и указанного решения можно определить величину увеличения товарооборота и прибыли.

Информация о работе Сущность планирования и прогнозирования в экономике