Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:59, реферат
Предмет, объект, цели и задачи курса ПиП. Теоретическая база.
Система планов на предприятии и их взаимосвязь. Особенности планирования на Российских предприятиях.
Привлекаемая
информация должна быть максимально
достоверной, полной, точной и детализированной.
Иначе неминуемо возникает
Прежде чем приступить к планированию сбыта, тщательно изучают, исследуют его состояние с помощью методов сбора и анализа данных.
Методы сбора данных включают: первичный сбор (в том числе эксперимент, лабораторный эксперимент и полевой эксперимент) и вторичный сбор.
Формы изучения сбыта различны. Это может быть: исследование рынка, потребительских групп, конкуренции, тенденций экономического развития; распространенной формой изучения сбыта является расчет сбытовых издержек.
Рассмотрим названные формы изучения сбыта, которые имеют особое значение для его планирования.
1. Исследование рынка: проводится на основе общих подходов, изложенных при рассмотрении вопросов прогнозирования спроса.
2. Анализ потребительских групп: связан с процессом дальнейшей дифференциации пожеланий покупателей. Эта работа увязывается с выбором и обоснованием снабженческо-сбытовой политики фирмы и предусматривает: 1) соответствующую реакцию на среднесрочные изменения в запросах покупателей; 2) дифференцированную деятельность на рынке для удовлетворения гетерогенных пожеланий покупателей; 3) гибкость и адаптацию продукции к особым запросам.
Для учета дифференцированных пожеланий покупателей необходима информация об их индивидуальных потребностях, что предполагает разработку и осуществление эффективных вариантов изготовления 2-3 модификаций продукции в рамках одной производственной технологии.
3. Анализ конкуренции: определяется необходимостью усиления конкурентоспособности фирмы в условиях рынка. Однако, по мнению специалистов, на данном этапе развития рыночных отношений в России эта форма изучения рынка не актуальна. При анализе конкуренции изучают: наличие конкурентов, их планы и сильные и слабые стороны деятельности (в том числе в сфере: продуктово-рыночной стратегии, финансового положения, НИОКР, цен, рекламных кампаний, менеджмента, качества видов продукции и их особенностей и др.).
4. Анализ тенденций экономического развития: ставит задачу оценки тенденций рынка в будущем. Для этого используются, как правило, два метода.
Первый — метод сходства тенденций развития страны, отрасли и фирмы. Исходя из прогноза социально-экономического развития страны и общеэкономических темпов изменений прогнозируется и планируется динамика сбыта (продажи) конкретной фирмы. Но чаще всего использование данного метода приводит к непригодным результатам, так как лишь в лучшем случае можно ожидать совпадения тенденций общеэкономического и отраслевого развития. Планировать развитие конкретной фирмы в зависимости от отраслевого развития можно лишь в случае совпадения их тенденций, когда не ожидается изменения поведения потенциальных покупателей. Так, товаропроизводители отечественных автомашин в России не могут следовать ожидаемым тенденциям развития отрасли, если потребители по-прежнему будут предпочитать их продукции более надежные импортные модели машин.
Второй
— метод использования
Анализ тенденций экономического развития использует различные методы планирования, среди которых: экспертный, метод Дельфи, групповой дискуссии, разработки сценариев.
5. Расчет сбытовых издержек: выполняется с целью определения всех расходов по сбыту, а также издержкоемкости производства и продажи каждого вида продукции (товара). Традиционный в России суммарный учет издержек не позволяет выявить проблемные виды продукции. Поэтому их производство и сбыт усугубляют экономические трудности фирмы. Так, если работа с отдельным видом продукции является убыточной, то любое количество его производства и сбыта ведет к росту убытков фирмы. Знание истинного положения дел требует специальных расчетов издержкоемкости, что связано с необходимостью раздельного бухгалтерского учета статей издержек: а) по видам продукции, б) по подразделениям и цехам, в) по хранению и транспортировке и др. Такая обширная информация может быть создана только при наличии автоматизированной системы ее учета и обработки. Однако сложности отдельного учета окупаются преимуществами дифференцированных данных о наличии прибыльных и убыточных видов продукции. Существующие методы расчетов издержкоемкости изучаются соответствующими курсами экономики конкретных отраслей.
План сбыта, как правило,
1.
Наименование продукции —
2. Ценообразование, в том числе цена за единицу продукции;
3. Новые виды продукции, в том числе НИОКР;
Таблица 2
Наименование
продукции |
Фактический выпуск | Проект плана | |||||||
1 -й год | 2-й год | всего.
д. ед. |
в том числе заказ
д. ед. |
в % к итогу |
в % ко 2-му году | ||||
д.ед. | % | д. ед. | % | в % к 1-му году | |||||
Станки
универсальные фрезерные |
506 | 16.6 | 398 | 12.9 | 78.7 | 400 | 380 | 12.4 | 100.5 |
Станки
координатно-расточные |
957 | 31.5 | 1115 | 36.1 | 116.5 | 1227 | 1000 | 38.1 | 110.0 |
Станки
координатно-шлифовальные |
325 | 10.7 | 338 | 11.0 | 104 | 35 2 | 300 | 10.9 | 104.1 |
Измерительные
машины |
71 | 2.3 | 70 | 2.3 | 98.6 | 70 | 65 | 2.2 | 100 |
Станки специальные | 348 | 1 1.5 | 350 | 11.3 | 100.6 | 350 | 300 | 10.9 | 100.0 |
Прочая
продукция |
833 | 27.4 | 814 | 26.4 | 97.7 | 821 | 400 | 25.5 | 100.9 |
Итого | 3040 | 100 | 3085 | 100 | 1 01.5 | 3220 | 2445 | 100 | 104.4 |
Проект плана сбыта по видам продукции в фирме «Демос» на планируемый год.
Раздел 1. Продукция, ее виды и объем сбыта по периодам. Планирование объема сбыта производится по видам продукции в натуральных, а затем, после обоснования цены, и в стоимостных единицах измерения. Учитывается сортамент продукции и доля каждого вида продукции, табл. 2.
Обоснование плана сбыта по периодам может происходить двумя путями: на основе тенденций прошлого (метод экстраполяции); на основе качественно нового состояния сбыта (моделирование).
Так, при учете в плане сбыта тенденций прошлого могут применяться расчеты, показанные в табл. 3, когда происходит изучение доли сбыта по периодам прошлого и ее экстраполяция на перспективу с учетом предполагаемых изменений.
Таблица 3
Проект плана сбыта фирмы «Демос» на кварталы планируемого года
Показатели сбыта | Фактическое выполнение | Ожидаемое выполнение | Проект плана | ||||
1-й год | 2-й год | % изменений | 3-й год | % ко 2-му году | год | % к 3-му году | |
I квартал
Всего, тыс. ед. В % |
13612 24.8 |
14028 24.7 |
103.0 |
14431 24.5 |
102.9 |
15055 24.6 |
104.3 |
II квартал
Всего, тыс. ед. В % |
13721 25.0 |
14199 25.0 |
103.5 |
14725 25.0 |
103.7 |
15300 25.0 |
103.9 |
III квартал
Всего, тыс.ед. В % |
13392 24.4 |
13858 24.4 |
103.5 |
14489 24.6 |
104.6 |
14995 24.5 |
103.5 |
IV квартал
Всего, тыс. ед. В % |
14160 25.8 |
14710 25.9 |
103.9 |
15255 25.9 |
103.7 |
15851 25.9 |
103.9 |
Год
Всего, тыс. ед. В % |
54885 100 |
56795 100 |
103.5 |
58900 100 |
103.7 |
61200 100 |
103.9 |
Раздел 2. Ценообразование. Все расчеты этого раздела проводятся в сопоставимых ценах. При определении цены используются следующие основные методы:
На ценообразование влияет множество факторов. К основным из них относятся:
Фирма в рамках плана маркетинга разрабатывает политику цен, т. е. систему стандартных правил определения цен для типовых сделок продажи товаров фирмы. Политика цен характеризует общие цели, которые фирма собирается достичь с помощью установления цены на свою продукцию.
К
типовым ценовым политикам
1) установление цены выше чем у конкурентов (премиальное ценообразование, или политика «снятия сливок»);
2)
установление цены примерно на
уровне цены конкурентов (
3)
установление цены ниже, чем у
конкурентов (политика
Для обоснования ценовой политики фирма может разработать свою стратегию обоснования цен. Стратегия ценообразования – это набор методов, с помощью которых фирма реализует выбранные принципы политики цен в долговременной перспективе.
Раздел 3. Новые виды продукции. Раздел во многом определяется НИОКР, т.е. разработкой и осуществлением научно-исследовательской работы по производству и сбыту новой продукции. Работа с новой продукцией может включать следующие типовые этапы:
Информация о работе Сущность планирования и прогнозирования в экономике