Сущность планирования и прогнозирования в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:59, реферат

Описание работы

Предмет, объект, цели и задачи курса ПиП. Теоретическая база.
Система планов на предприятии и их взаимосвязь. Особенности планирования на Российских предприятиях.

Работа содержит 1 файл

планирование на предприятии.docx

— 183.76 Кб (Скачать)

     Тема: Сущность планирования и прогнозирования  в экономике.

    1. Предмет, объект, цели и задачи курса ПиП. Теоретическая база.
    2. Система планов на предприятии и их взаимосвязь. Особенности планирования на Российских предприятиях.
 

    1.1.

     Планирование  это функция менеджмента, заключающаяся  в научном обосновании предстоящих  экономических целей развития предприятия  и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления  на основе наиболее полного выявления, требуемых рынком видах, объемов  и сроков выпуска товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также  установление таких показателей  их производства распределения и  потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

     Планирование  на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

     Объектом  планирования является внутренняя и  внешняя среда предприятия.

     Предмет планирования – это ресурсы компании, распределение и эффективно-рациональное использование которых позволит достичь основной цели коммерческого предприятия – получение прибыли.

     Основная  цель планирования на предприятии –  осуществление высокодоходной деятельности, при максимальном удовлетворении общественных потребностей, поэтому в рамках такой  общей цели предприятия могут  ставить перед собой и частные:

    • Увеличение объемов выпуска или производства.
    • Снижение затрат на выпуск и производство.
    • Завоевание определенного сегмента рынка и др.

Задачами планирования являются:

  1. Формулирование состава предстоящих плановых проблем. Определение системы ожидаемых рисков и угроз или предполагаемых возможностей развития предприятия.
  2. Обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач планируемых к осуществлению предприятием, как в краткосрочном периоде, так и в среднесрочном и долгосрочном периодах.
  3. Планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому результату.
  4. Определение потребности в ресурсах, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов, сроков их поступления.
  5. Проектирование, внедрение разработанных планов и контроль за их выполнением.

   Планирование  тесно связано с прогнозированием, поэтому принято различать следующие формы экономического предвидения:

  1. Прогнозирование – форма экономического предвидения, опережающее отображение действительности.
  2. Планирование  выражает наиболее оптимальный вариант развития, ориентирует на получение заранее известного результата.
  3. Программирование – процесс разработки алгоритма действии по достижению плановых показателей.

           Прогноз – результат предвидения развития событий во времени, констатирующий вероятность события, явления. Прогноз в большей степени имеет информационный характер, не содержит обязательных показателей, никому не адресуется, не предполагает принятие обязательных решений, действий или ответственности за их осуществление.

     План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. План отражает определенные, детерминированные условия. Он носит функциональный характер, ему предшествует обоснование целей, выделяемых ресурсов, разработка исходных нормативов, точных норм. План имеет не познавательное или рекомендательное, а обязательное директивное значение.

     План  содержит такие этапы, как: цели и  задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание  пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию  выполнения плана и контроль. 

     Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных  принципов, экономических положений, современных требований рынка и  признанных передовой практикой  методов разработки планов.

     Методика  планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии  методов, способов и приемов обоснования  конкретных плановых показателей, а  также содержание, форму, структуру  и порядок разработки плана.

     Конечным  результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень  достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и  фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии. 
 

     1.2. Система планов  на предприятии  и их взаимосвязь.  Особенности планирования  на российских  предприятиях 

      Система планов на предприятии  и их взаимосвязь 

      В хозяйственной практике отечественных  предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.

      Технико-экономическое  планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия.

      В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию  и услуги, выбираются необходимые  производственные ресурсы и устанавливаются  рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические  показатели и т.п.

      Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.

      Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:

      1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;

      2) по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;

      3) по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;

      4) по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);

      5) по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;

      6) по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;

      7) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;

      8) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.

      Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).

      Стратегическое  планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.

      Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.

      В зарубежной науке и практике в  планировании будущего корпорации принято  выделять четыре основных вида ориентации или технологии составления планов.

      По  классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.

      Реактивное  планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.

      Инактивное  планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.

      Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.

      Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.

Информация о работе Сущность планирования и прогнозирования в экономике