Сущность планирования и прогнозирования в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:59, реферат

Описание работы

Предмет, объект, цели и задачи курса ПиП. Теоретическая база.
Система планов на предприятии и их взаимосвязь. Особенности планирования на Российских предприятиях.

Работа содержит 1 файл

планирование на предприятии.docx

— 183.76 Кб (Скачать)
  • появление идеи о новой продукции;
  • отбор идеи;
  • утверждение порядка оценки идеи;
  • проверка экономической а затем технической осуществимости; 
  • запрос об одобрении проекта и  одобрение проекта;
  • составление графика работы и сметы расходов;     
  • изучение рынка;
  • конструирование и разработка технологии;
  • запрос об одобрении прототипа или о пробном производстве;
  • одобрение и изготовление пробных образцов и разработка маркетинга; 
  • получение образца для испытания;
  • подготовка программы рыночных испытаний;
  • руководство рыночными испытаниями;
  • оценка результатов рыночных испытаний;
  • получение и оценка данных об издержках производства после испытаний;
  • подготовка подробного плана маркетинга, в том числе производства;
  • подготовка и представление руководству заявки о расходах;
  • выделение производственных мощностей и начало производства;
  • принятие ответственности за маркетинг и производство.

     Крупные фирмы могут выделять НИОКР в  отдельный раздел плана сбыта (маркетинга).

     Раздел 4. Каналы распределения  продукции. Этот раздел плана сбыта может включать несколько подразделов:

     ♦ наличие сети сбыта, в том числе: 

     а) собственная система сбыта (агенты, брокеры, отделы сбыта, филиалы, фирменные  магазины и автоматы, выставки, ярмарки и др.);

     б) посредники (дилеры, дистрибьюторы, система материально-технического снабжения, оптовые фирмы и др.);

     в) юридически самостоятельные организации сбыта (трейдеры, торговые представители, франчайзи, комиссионеры, маклеры и др.);

  • сбыт (продажа) по группам потребителей (сегменту рынка) и их прибыльность, в том числе по признакам — психографическому, географическому, поведенческому, демографическому, иному;
  • освоение новых, пробных рынков;
  • сбыт особенно значимых для фирмы видов продукции (товаров), в том числе новинок, так называемых "звезд" и "трудных детей";
  • сбыт по отношению к стране — на местном рынке, на внутреннем рынке, экспорт;
  • работа по проведению переговоров и заключению договоров с покупателями;
  • организация товародвижения, включающая транспортировку и складирование продукции, в том числе: обоснование схем и маршрутов товародвижения, выбор видов транспорта, обоснование нормативов запасов, управление запасами, обработку заказов;
  • приспособление продукции (товара), в том числе сортировка, монтаж и упаковка;
  • мотивация персонала по сбыту;
  • финансирование, в том числе за счет партнеров по бизнесу;
  • определение степени хозяйственного риска и разработка мер его снижения.

           Особого внимания требует  обоснование схемы товародвижения, качественное выполнение которой ведет к повышению экономической эффективности сбыта. Кроме того, требуется учет функций выравнивания запасов и движения продукции, в том числе по времени, количеству, объему и ассортименту.

           Пример выравнивания объемов  сбыта и производства в условиях их несовпадения показан в табл. 4.

     Приведенный в таблице объем сбыта обоснован заключенными контрактами и соглашениями, а также данными о сложившемся спросе на продукцию фирмы за прошлые годы. План производства учитывает оптимальную загрузку производственной мощности, число рабочих мест, сменность работы и иные условия труда, предусмотренные коллективным договором. Выравнивание объемов сбыта и производства происходит посредством определения запасов готовой продукции. Но полученные данные нормативов запасов по кварталам требуют проверки с точки зрения экономической целесообразности: наличия запасов для представительства, на складе, страховых и др.

     Таблица 4

Выравнивание  объемов сбыта и производства в фирме «Демос» на планируемый год (в тыс. ед.).

Квартал План сбыта План производства Норматив запасов  продукции
на начало квартала средний
     I      240      300      50      80
     II      245      275*      110      125
     III      280      150*      140      75
     IV      260      300      10      30

     * Объем производства учитывает  период массовых очередных отпусков  работников производства. 

     Раздел 5. Условия сбыта  продукции. Раздел плана сбыта предусматривает:

  • условия оплаты продукции, в том числе: за наличные деньги (в розничной сети), предоплатой (указывается ее соотношение), посредством продажи в кредит, по бартеру, ценными бумагами, иным способом;
  • систему скидок и надбавок;
  • систему хозяйственных связей, в том числе: разовые поставки, складывающиеся отношения партнерства, длительные договорные отношения.

     Раздел 6. Необходимый капитал  для сбыта. Раздел плана включает расчеты:

  • основного капитала (долговременных материальных и нематериальных активов);
  • оборотного капитала: в запасах сырья, материалов и полуфабрикатов, в денежных средствах, в запасах готовой продукции (товаров).

     Расчеты предполагают обоснование прироста норматива собственных оборотных средств и обоснование необходимых краткосрочных кредитов.

     Раздел 7. Издержки обращения. Расчет издержек обращения по сбыту может быть частью общего плана издержек обращения фирмы.

     Раздел 8. Организация сбыта, в том числе  сервис. Раздел составляется менеджерами отдела сбыта по согласованию с экономическими службами фирмы и включает:

  • продвижение продукции;
  • систему распространения продукции;
  • меры стимулирования сбыта;
  • обучение персонала по сбыту;
  • сервисные услуги.

     Сервисные услуги фирмы предусматриваются  на стадиях — до продажи и после продажи.

     Особого внимания требует сервис для инвестиционной продукции. Современная практика сбыта  считает необходимыми следующие виды сервиса:

     консультирование  по свойствам продукции; разработку альтернативных предложений по приобретению покупателем продукции, в том числе продукции фирмы; расчеты эффективности; установление обязательств по гарантиям.

     Составление плана сервисных услуг способствует увеличению объема сбыта, установлению долговременных хозяйственных связей. Для каждого вида сервисных услуг необходимо экономическое обоснование эффективности: возможные доходы и издержки по их осуществлению.

     Раздел 9. Качество продукции  и обслуживания. Раздел плана сбыта предусматривает соблюдение и контроль за оговоренными в контрактах стандартами продукции: их соответствие действующим стандартам, а также предусмотренным моделям, размерам, цвету, упаковке и др. Существующая система стандартов позволяет четко контролировать параметры качества продукции.

     В торговом обслуживании могут применяться  следующие параметры, определяющие уровень культуры:

  • устойчивость и широта ассортимента товаров;
  • внедрение прогрессивных методов продажи;
  • количество сервисных услуг, в том числе платных и бесплатных;
  • затраты времени на процесс купли-продажи при выборе и покупке;
  • завершенность процесса покупки;
  • оценка качества труда работников.

     Динамика  ежегодных планов сбыта фирмы  должна соответствовать руслу сбытовой политики. Сбытовая политика фирмы — это выбор системы сбыта и конкретных каналов продажи продукции. Сбытовая политика разрабатывается в рамках комплекса "маркетинговой смеси" и направлена на достижение стратегии маркетинга фирмы.

     Некоторые особенности имеет разработка плана  продажи (товарооборота) торговой фирмы. Планирование товарооборота рекомендуется осуществлять по показателям:

  • объем и ассортиментная структура товарооборота;
  • товарное обеспечение;
  • товарные запасы.

     При обосновании показателей товарооборота  необходимо учитывать:

  • среднедневной товарооборот;
  • товарооборот на одного работника, в том числе работника торгового зала;
  • товарооборот на 1 кв. м площади, в том числе торговой;
  • время обращения товаров в днях и по числу оборотов, в том числе в соответствии со сроком годности товара;
  • прибыльность продажи отдельных товаров согласно их фазе жизненного цикла, издержкоемкости и др.

     Ассортиментную  структуру товарооборота при  сложившемся спросе можно определять на основе тенденций прошлого (табл. 5). В этом случае определяется сложившаяся доля (в сопоставимых ценах) товарной группы и предполагаемые изменения в плановом периоде в продаже данного товара.

     Таблица 5

Товарная  группа 
Фактическое выполнение Средне-годовой

прирост, % 

     
Прирост на планируемым

год, % 

     
Проект плана 
1-й  год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Колбасные изделия:

Всего, д. ед.

В % к предыдущему

году

 
217
 
224 103.3
 
235 104.8
 
247 105.1
 
260

105.3

 
 
4.65
 
 
5.0
 
273
Овощные консервы:

Всего, д. ед.

В % к предыдущему

году

 
8.6
 
9.0 104.7
 
9.5 105.6
 
10,0 105.3
 
10.5 105.0
 
 
5.15
 
 
5.2
 
11.0
Водка и ликероводочные изделия:

Всего, д. ед.

В % к предыдущему году

 
 
 
215,7
 
 
 
228,5 105.9
 
 
 
241,0 105.5
 
 
 
253.6 105.2
 
 
 
266.3 105.0
 
 
 
 
5.4
 
 
 
 
5.0
 
 
 
280.0
Итого по всем

товарным  группам

Всего, д. ед.

В % к предыдущему

году

 
 
583,5
 
 
612.6 105.0
 
 
646.3

105.5

 
 
 682.1 105.5
 
 
720.0 105.6
 
 
 
5.4
 
 
 
5.6
 
 
760

Проект плана  продажи товарных групп в фирме  «Демос» на планируемый год

     Распределение объема товарооборота по товарным группам  может происходить разными методами, в том числе методом скользящей средней, когда сначала находятся средние данные для трех периодов:

      (К, + К2 + Кя) : 3;                                             (1)

       + К + К ) : 3;                  (2)

       + К + К ) : 3;                  (3)

     Полученный  выровненный ряд скользящих средних позволяет определить среднее изменение

                                                          (4)

где   — завершающий показатель в ряду выровненных средних,

       — 1-й показатель в ряду  выровненных средних;

     (n- 1) — количество показателей выровненного ряда.

     Для определения проектного значения необходимо полученное удвоенное среднее изменение добавить к завершающему показателю в ряду выровненных средних.

       Пример 8. Определить проект плана товарооборота по товарным группам в торговой фирме на планируемый год. Исходная информация приведена в табл. 6.

     Расчет. Используем метод скользящей средней для разработки проекта плана продажи по товарным группам. Для этого определим среднее значение доли продажи товарной группы по каждым трем годам. Например, для товарной группы "мясо и птица" данные составят:

      = (8,2 + 8,7 + 8,4): 3 = 8,4; 

       = (8,7 + 8,4 + 8,6) : 3 = 8,6;

      = (8,4 + 8,6 + 8,5) : 3 = 8,5;

      = (8,5 - 8,4) : 2 = 0,05;

       k = 8,5 + 2x0,05 = 8,6

     Таблица 6

Проект плана  товарооборота по товарным группам  в фирме «Демос» на планируемый год

Товарная  группа 
Фактическая доля товарной группы, % Проект плана
1-й

год

2-й

год

3-й

год

4-й

год

5-й год % Всего,

д. ед.

Мясо  и птица

Рыба

Масло животное

Хлеб и хлебобулочные изд.

Макаронные изделия

8,2

2,0

3,5

7.9

0,6

8,7

2,1

3,3

7,8

0,6

8,4

2,1

3,3

7,6

0.7

8,6

2,1

3,4

7,3

0,6

8,5

2,2

3.4

7,1

0.6

8.6

2.2

3.4

6,9

0,6

30 444

7 788

12 036

24 426

2 124

Итого продовольственных товаров 100 100 100 100 100 100 354 000

Информация о работе Сущность планирования и прогнозирования в экономике