Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:21, курс лекций
Впервые методы стратегического менеджмента были разработаны в США в начале 1970-х гг. консультационной фирмой McKincey и применены на практике в 1972 г. в компаниях General Electric, IBM, Coca-Cola и др. В начале 1980-х гг. они уже использовались почти половиной крупных корпораций.
Для исследования стратегических групп часто используется позиционная карта. Она дает лучшее понимание конкурентов и показывает возможность перехода из одной группы в другую, помогает определить, какое им нужно уделить внимание, и выработать адекватную стратегию. Можно составить несколько карт и из них выбрать наиболее соответствующую ситуации.
Составление такой позиционной карты предполагает:
Чем ближе расположены различные стратегические группы, тем сильнее их конкурентное соперничество. Хотя фирмы в одних и тех же стратегических группах — ближайшие соперники, следующие ближайшие по рангу соперники — в ближайших группах. Существенным является изучение поведения ближайших конкурентов. Ошибочно ожидать внешних проявлений конкурентных действий соперников без знания их стратегии и предположений о следующих их ходах. Что делают и что собираются делать конкуренты — лучший ориентир для стратегических действий собственной компании, иначе она принуждена все время находиться в защитной позиции.
Результатом анализа стратегических групп может быть определение конкурентной позиции фирмы на рынке (например, с точки зрения объема продаж). Эта позиция может характеризоваться четырьмя типами стратегических ролей.
1. Лидер (доля рынка более 40%). Чувствует себя увереннее других, но, опасаясь конкуренции, проводит гибкую политику цен и стимулирования спроса.
Исходя из своих интересов, возможностей, ресурсов и ситуации, он может осуществлять следующие действия:
2. Претендент на лидерство (доля на рынке до 30%) ощущает себя уверенно, только если атакует первым. Его атака может иметь форму:
3. Последователь (доля на рынке до 20%) следует за лидером на значительном расстоянии от него, экономя средства. Это позволяет иметь меньшие маркетинговые затраты и использовать опыт первопроходцев в применении новейших разработок.
4. Окопавшийся
в рыночной нише (доля
на рынке 10%). Это фирмы-новички,
ищущие рыночную позицию,
обеспечивающую удовлетворительную
прибыльность.
Тема
4.2. Конкурентные преимущества
предприятия
Под конкурентными преимуществами понимаются факторы, использование которых в конкретной ситуации (на данном рынке, в определенный срок и пр.) позволяет фирме преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей. В разных секторах рынка требуются разные преимущества, достижение которых является главной целью конкурентной стратегии и стимулом к обновлению всех сторон деятельности компании.
Конкурентные преимущества должны быть существенными, динамичными, иметь в основе уникальные факторы, трансформироваться с учетом изменения запросов потребителей, национальной и глобальной ситуации. Стратегический менеджмент иногда определяют как управление конкурентными преимуществами.
В историческом аспекте теория конкурентных преимуществ, разработанная М. Портером, пришла на смену теории сравнительных преимуществ Д. Риккардо. Согласно этой теории сравнительные преимущества обусловлены использованием страной или отдельной фирмой находящихся в изобилии факторов производства - трудовых и сырьевых ресурсов, капитала и пр. Но НТР и глобализация бизнеса привели к тому, что преимущества на базе изобилия стали непрочны, а концентрация внимания на них тормозит научно-технический прогресс и внедрение его достижений.
Поэтому
на смену сравнительным
преимуществам пришла
новая парадигма
– конкурентные преимущества.
Это означает, во-первых,
то, что преимущества
перестали быть статичными,
они изменяются под
воздействием инновационного
процесса (изменяются
технологии производства,
методы управления,
способы доставки
и сбыта продукции и
т.д.). Поэтому для удержания
конкурентных преимуществ
требуется постоянное
внедрение нововведений.
Во-вторых, глобализация
бизнеса вынуждает компании
учитывать не только
национальные, но и международные
интересы.
Рассмотрим классификацию конкурентных преимуществ.
1. С точки зрения состояния в каждый данный момент они могут быть потенциальными и реальными (последние проявляются лишь с выходом на рынок, но обеспечивают фирме успех). Неудачники обычно не обладают преимуществами вовсе.
2.С точки зрения периода существования конкурентные преимущества могут быть стратегическими, сохраняющимися не менее двух-трех лет, и тактическими, обеспечивающими текущее превосходство на период до года.
4. С точки зрения источника различают преимущества высокого и низкого ранга.
Преимущества высокого ранга – связаны с наличием у предприятия хорошей репутации, квалифицированного персонала, патентов, ведением долговременных НИОКР, развитым маркетингом, современным менеджментом, долговременными связями с покупателями и т.д. Преимущества низкого ранга – связаны с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников сырья и т.д. Они менее устойчивы, т.к. могут быть скопированы конкурентами.
Конкурентные преимущества могут иметь разнообразные формы в зависимости от специфики отрасли, товара и рынка. При определении конкурентных преимуществ важно ориентироваться на запросы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые. Главное требование – отличие должно быть реальным, выразительным и существенным. Б. Карлоф отмечает, что, «к сожалению, слишком легко заявить о наличии у себя конкурентных преимуществ, не дав себе труда проверить, соответствуют ли эти предполагаемые преимущества потребностям клиентов… В результате появляются товары с вымышленными преимуществами». [6, с. 62]
Жизненный цикл конкурентного преимущества состоит из трех фаз: формирование; использование и развитие; разрушение.
Возможности сохранения конкурентных преимуществ зависят от ряда факторов:
Ключевые факторы успеха и стратегические способности
Конкурентные преимущества фирмы являются основой ключевых факторов успеха (КФУ), по которым она реально и бесспорно превосходит соперников в данный момент (табл. 4.2.). Концепция ключевых факторов успеха появилась в 1990-х гг.
Таблица 4.2.
Ранжированный
перечень КФУ продавца
При ориентации покупателя на качество | При ориентации покупателя на цену |
1. Качество, надежность | 1. Цена |
2. Оригинальность | 2. Финансирование |
3. Экономический эффект | 3. Сроки поставки |
4. Сервис | 4. Экономический эффект |
5. Цена | 5. Качество |
6. Финансирование | 6. Сервис |
7. Сроки поставки | 7. Оригинальность |
КФУ различны для разных отраслей и рынков, постоянно меняются, с трудом поддаются копированию, позволяют компании на деле быть прибыльной, конкурентоспособной, захватить рынок. По этой причине они кладутся в основу разработки ее стратегии, и их выбор становится важнейшей задачей ее руководства.
Как и конкурентные преимущества, ключевые факторы успеха бывают:
Тема
4.3. Конкурентоспособность
Конкурентоспособность — это совокупность качеств субъекта (объекта), обеспечивающих превосходство над аналогичными субъектами (объектами). Можно говорить о конкурентоспособности продукта, создавшей его производственной системы (фирмы, предприятия), каналов товародвижения и пр.
Конкурентоспособность продукта, по М. Портеру, определяется величиной достающейся потребителям даром части его ценности. Она характеризуется степенью его притягательности, обусловленной как привлекательностью свойств, высоким качеством, так и способностью обеспечивать экономию (за счет выгодных условий продажи, низких цен, эксплуатационных расходов, затрат на ремонт и утилизацию) в сравнении с лучшими образцами.
Информация о работе Сущность концепции стратегического менеджмента