Сущность концепции стратегического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:21, курс лекций

Описание работы

Впервые методы стратегического менеджмента были разработаны в США в начале 1970-х гг. консультационной фирмой McKincey и применены на практике в 1972 г. в компаниях General Electric, IBM, Coca-Cola и др. В начале 1980-х гг. они уже использовались почти половиной крупных корпораций.

Работа содержит 1 файл

Конспект СтрМен.doc

— 681.00 Кб (Скачать)
    1. Реальность, предполагающая ее соответствие ситуации, целям, техническому и экономическому потенциалу фирмы, опыту и навыкам работников и менеджеров, культуре, существующей системе управления.
    2. Логичность, внутренняя целостность - непротиворечивость отдельных элементов, поддержка ими друг друга, порождающая синергетический эффект.
    3. Этичность, нравственность - реализация стратегии не должна предполагать противоречащие нормам морали и права действия.
    4. Совместимость со средой, обеспечивающая возможность взаимодействия с ней (стратегия находится под влиянием изменений в окружении фирмы и сама может формировать эти изменения).
    5. Оправданная рискованность.
    6. Направленность на формирование конкурентных преимуществ, достижение успеха.
    7. Учет интересов общества в целом, местных властей, акционеров, деловых партнеров, персонала, особенности отрасли и позиций фирмы в ней.
    8. Альтернативность - стратегия выбирается из нескольких вариантов.

      Стратегия тесно связана  с такими характеристиками фирмы, как ее структура, система управления, персонал. Она дает ответы на вопросы:

  1. Какой может быть компания в будущем, обычно в ближайшие 5-10 лет (видение)?
  2. В чем ее предназначение (миссия)?
  3. Чего конкретно нужно достичь (цели)?
  4. Что и как для этого необходимо сделать (задачи, правила, процедуры)?

      Таким образом, стратегия - не функция времени, а функция направления.

      Она позволяет сосредоточиться  на главных проблемах  и отбросить второстепенные; определить и скоординировать действия по реализации миссии и основных целей фирмы, пути ее преобразования в новое состояние (какой бизнес прекратить, какой продать, в какой перейти, с каким объединиться), способы использования необходимых для этого ресурсов.

      Она должна обеспечить фирме прочные конкурентные преимущества в сферах, где имеются наибольшие шансы на успех; помочь определить виды продукции, с помощью которых этого можно достичь; отыскать пути нейтрализации соперников.

      При осуществлении миссии фирмы, достижении ее целей или коренном изменении ситуации она полностью обновляется, ибо перестают существовать те объективные внешние и внутренние условия, реакцией на которые стратегия была.

      Таким образом, стратегия  представляет собой  фундамент практической деятельности компании, координации ее отдельных направлений, процесса адаптации к среде.

      На  среднем и низовом  уровнях управления стратегия дополняется  и конкретизируется тактикой (краткосрочная стратегия). Тактика представляет собой совокупность решений, отражающих наилучший вариант реализации стратегии в существующих условиях или с учетом новых и непредвиденных обстоятельств, требующих быстрых энергичных действий.

      Реализация  стратегии предполагает разработку вариантов  действий при непредвиденных обстоятельствах, формирование организационной структуры, системы управления и контроля.

      Критериями  оценки эффективности стратегии могут служить:

    • достижение более высокой производительности;
    • улучшение морально-психологического климата;
    • повышение качества продукции и услуг;
    • рост доходности;
    • увеличение доли рынка;
    • ускорение темпов освоения новой продукции.

      Условиями успеха реализации стратегии  считаются:

      • обеспечение соответствия стратегии среде;
      • уверенность персонала и менеджеров в своих способностях;
      • готовность фирмы к изменениям.

      Проблемами, связанными с реализацией  стратегии, являются: несоответствие ее структуре  фирмы; высокий риск; отсутствие навыков; слабость информационных систем; несовершенство методов деятельности. 

      Факторы, влияющие на стратегию

      Факторы, которые могут иметь для фирмы решающее значение в будущем, называются стратегическими. По мнению одного из ведущих западных специалистов, Б. Карлофа, они, влияя на стратегию любой организации, придают ей специфические свойства. К таким факторам относятся:

    1. миссия, отражающая философию фирмы, ее предназначение.
    2. конкурентные преимущества, которыми организация обладает в своей сфере деятельности по сравнению с соперниками или к которым стремится (считается, что они оказывают на стратегию наибольшее влияние).
    3. характер выпускаемой продукции, особенности ее сбыта, послепродажного обслуживания, рынки и их границы;
    4. организационные факторы, среди которых выделяется внутренняя структура компании и ее ожидаемые изменения, система управления, степень интеграции и дифференциации внутренних процессов;
    5. располагаемые ресурсы (материальные, финансовые, информационные, кадровые и пр.).
    6. потенциал развития организации, совершенствования ее деятельности, расширения масштабов, роста деловой активности, инноваций;
    7. культура, философия, этические воззрения и компетентность управленцев, уровень их притязаний и предприимчивости, способность к лидерству, внутренний климат в коллективе

      Кроме моментов, перечисляемых  Б. Карлофом, на стратегию  также влияют:

    1. степень рискованности деятельности. Склонные к риску фирмы предпочитают краткосрочные стратегии, приносящие высокие текущие прибыли; не склонные — долгосрочные с не столь высоким, но гарантированным доходом;
    2. зависимость организации от ранее принятых на себя обязательств;
    3. уровень подготовки персонала, наличие опыта в соответствующей сфере деятельности.
    4. привлекательность отрасли и условия конкуренции в ней;
    5. характер внешних возможностей и угроз. С помощью стратегии используются возможности и нейтрализуются угрозы;
    6. национальные особенности и традиции предпринимательства. В Японии стратегии ориентированы на перспективу, захват рынков, упрочение положения фирмы на них; в США - на получение быстрой выгоды;
    7. интересы контактных групп, к которым относятся: акционеры, поставщики, правительство, потребители, работники, кредиторы, местные власти.
 

      Виды  стратегии

      Стратегии можно классифицировать по многим основаниям, поэтому рассмотрим лишь основные.

      Крупная фирма с дивизиональной структурой имеет, как правило, три уровня стратегических решений:

      1. корпоративный;
      2. деловой;
      3. функциональный.

      Корпоративная (портфельная) стратегия – это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, отражает способы осуществления миссии фирмы. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия.

      Корпоративная стратегия предполагает:

    1. распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа;
    2. решения о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии;
    3. изменение структуры корпорации;
    4. решения о слиянии, приобретении, вхождении в ФПГ или другие интеграционные структуры;
    5. единую стратегическую ориентацию подразделений.

      На  уровне бизнес-единицы  разрабатывается деловая стратегия (бизнес-стратегия) – стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах   и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому именно и по каким ценам будет продавать свою продукцию, как будет ее рекламировать и т.д. Очевидно, что бизнес-стратегия для предприятий с одним видом деятельности будет совпадать с корпоративной стратегией.

      Функциональные стратегии разрабатываются основными подразделениями на основе корпоративной и деловой стратегии (бизнес-стратегии). Они являются ресурсными программами, обеспечивающими развитие предприятий и стратегических подразделений, и определяют пути достижения специфических целей, стоящих перед ними в области производства, НИОКР, финансов, кадров, маркетинга, материально-технического обеспечения, создания альянсов, решения организационных вопросов и пр.

      Конкурентные  стратегии определяют, как фирма должна реагировать на изменение ситуации, и предусматривают в зависимости от ее состояния наступательные и оборонительные действия, краткосрочные тактические ходы и долгосрочные мероприятия, от которых зависит будущее компании. Конкурентные стратегии более узконаправленны, чем деловая.

      По  направленности выделяются:

    1. стратегии рационалистического типа, или производственные, мобилизующие внутренний потенциал (технологические, социальные, кадровые, организационные и пр.);
    2. стратегии предпринимательского типа, или рыночные, ориентированные на использование внешних возможностей (финансовые, инвестиционные, маркетинговые и пр.).
 

      Эффективная стратегия основывается на трех составляющих:

    1. правильно выбранных долгосрочных целях;
    2. глубоком понимании конкурентного окружения;
    3. реальной оценке собственных ресурсов и возможностей.
 
 
 
 

      Раздел 2. Миссия и стратегические цели фирмы 

      Тема 2.1. Формирование видения  и миссии фирмы 

      Значение  целевого начала в  управлении

      Никакая организация не может  успешно выжить в  конкурентной среде, если она не имеет  четких ориентиров, направлений, которые  определяют то, к  чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью. Целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация – это объединение людей, преследующих определенные цели. Люди участвуют в организации для того, чтобы получить определенный результат. Люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.д.), преследуя свои цели, при взаимодействии с организацией, как и те, кто является хозяевами организации или работают в ней, придают ее деятельности определенную направленность и  тем самым развивают целевое начало этой деятельности. 

      Видение фирмы

      Видение (vision) – это качественное изображение желаемого состояния на длительную перспективу, то есть это  представление о желаемом состоянии фирмы в будущем. 

      Основные  элементы видения: концептуальная основа и эмоциональный призыв. Оно должно быть простым, реалистичным, давать ориентиры действий, вдохновлять людей, служить основой выработки критериев преобразований.

      Видение формируется на основе интуиции высших менеджеров и логического  анализа тенденций развития ситуации. Работа над созданием общего видения может служить основой достижения консенсуса, особенно если среди руководства нет единства.

Информация о работе Сущность концепции стратегического менеджмента