Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:21, курс лекций
Впервые методы стратегического менеджмента были разработаны в США в начале 1970-х гг. консультационной фирмой McKincey и применены на практике в 1972 г. в компаниях General Electric, IBM, Coca-Cola и др. В начале 1980-х гг. они уже использовались почти половиной крупных корпораций.
Стратегия тесно связана с такими характеристиками фирмы, как ее структура, система управления, персонал. Она дает ответы на вопросы:
Таким образом, стратегия - не функция времени, а функция направления.
Она позволяет сосредоточиться на главных проблемах и отбросить второстепенные; определить и скоординировать действия по реализации миссии и основных целей фирмы, пути ее преобразования в новое состояние (какой бизнес прекратить, какой продать, в какой перейти, с каким объединиться), способы использования необходимых для этого ресурсов.
Она должна обеспечить фирме прочные конкурентные преимущества в сферах, где имеются наибольшие шансы на успех; помочь определить виды продукции, с помощью которых этого можно достичь; отыскать пути нейтрализации соперников.
При осуществлении миссии фирмы, достижении ее целей или коренном изменении ситуации она полностью обновляется, ибо перестают существовать те объективные внешние и внутренние условия, реакцией на которые стратегия была.
Таким образом, стратегия представляет собой фундамент практической деятельности компании, координации ее отдельных направлений, процесса адаптации к среде.
На среднем и низовом уровнях управления стратегия дополняется и конкретизируется тактикой (краткосрочная стратегия). Тактика представляет собой совокупность решений, отражающих наилучший вариант реализации стратегии в существующих условиях или с учетом новых и непредвиденных обстоятельств, требующих быстрых энергичных действий.
Реализация стратегии предполагает разработку вариантов действий при непредвиденных обстоятельствах, формирование организационной структуры, системы управления и контроля.
Критериями оценки эффективности стратегии могут служить:
Условиями успеха реализации стратегии считаются:
Проблемами,
связанными с реализацией
стратегии, являются:
несоответствие ее структуре
фирмы; высокий риск;
отсутствие навыков;
слабость информационных
систем; несовершенство
методов деятельности.
Факторы, влияющие на стратегию
Факторы, которые могут иметь для фирмы решающее значение в будущем, называются стратегическими. По мнению одного из ведущих западных специалистов, Б. Карлофа, они, влияя на стратегию любой организации, придают ей специфические свойства. К таким факторам относятся:
Кроме моментов, перечисляемых Б. Карлофом, на стратегию также влияют:
Виды стратегии
Стратегии можно классифицировать по многим основаниям, поэтому рассмотрим лишь основные.
Крупная фирма с дивизиональной структурой имеет, как правило, три уровня стратегических решений:
Корпоративная (портфельная) стратегия – это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, отражает способы осуществления миссии фирмы. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия.
Корпоративная стратегия предполагает:
На уровне бизнес-единицы разрабатывается деловая стратегия (бизнес-стратегия) – стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому именно и по каким ценам будет продавать свою продукцию, как будет ее рекламировать и т.д. Очевидно, что бизнес-стратегия для предприятий с одним видом деятельности будет совпадать с корпоративной стратегией.
Функциональные стратегии разрабатываются основными подразделениями на основе корпоративной и деловой стратегии (бизнес-стратегии). Они являются ресурсными программами, обеспечивающими развитие предприятий и стратегических подразделений, и определяют пути достижения специфических целей, стоящих перед ними в области производства, НИОКР, финансов, кадров, маркетинга, материально-технического обеспечения, создания альянсов, решения организационных вопросов и пр.
Конкурентные стратегии определяют, как фирма должна реагировать на изменение ситуации, и предусматривают в зависимости от ее состояния наступательные и оборонительные действия, краткосрочные тактические ходы и долгосрочные мероприятия, от которых зависит будущее компании. Конкурентные стратегии более узконаправленны, чем деловая.
По направленности выделяются:
Эффективная стратегия основывается на трех составляющих:
Раздел
2. Миссия и стратегические
цели фирмы
Тема
2.1. Формирование видения
и миссии фирмы
Значение целевого начала в управлении
Никакая
организация не может
успешно выжить в
конкурентной среде,
если она не имеет
четких ориентиров,
направлений, которые
определяют то, к
чему она стремится,
чего она хочет добиться
своей деятельностью.
Целевое начало в деятельности
организации возникает
потому, что организация
– это объединение людей,
преследующих определенные
цели. Люди участвуют
в организации для того,
чтобы получить определенный
результат. Люди из внешнего
окружения (покупатели,
общественность, деловые
партнеры и т.д.), преследуя
свои цели, при взаимодействии
с организацией, как
и те, кто является хозяевами
организации или работают
в ней, придают ее деятельности
определенную направленность
и тем самым развивают
целевое начало этой
деятельности.
Видение фирмы
Видение (vision) – это качественное изображение желаемого состояния на длительную перспективу, то есть это представление о желаемом состоянии фирмы в будущем.
Основные элементы видения: концептуальная основа и эмоциональный призыв. Оно должно быть простым, реалистичным, давать ориентиры действий, вдохновлять людей, служить основой выработки критериев преобразований.
Видение формируется на основе интуиции высших менеджеров и логического анализа тенденций развития ситуации. Работа над созданием общего видения может служить основой достижения консенсуса, особенно если среди руководства нет единства.
Информация о работе Сущность концепции стратегического менеджмента