Сущность концепции стратегического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:21, курс лекций

Описание работы

Впервые методы стратегического менеджмента были разработаны в США в начале 1970-х гг. консультационной фирмой McKincey и применены на практике в 1972 г. в компаниях General Electric, IBM, Coca-Cola и др. В начале 1980-х гг. они уже использовались почти половиной крупных корпораций.

Работа содержит 1 файл

Конспект СтрМен.doc

— 681.00 Кб (Скачать)

      Видение оказывает мотивирующее воздействие, так  как ставит организацию  и ее членов перед  вызовом, заставляет стремиться к самосовершенствованию, помогает сплотить персонал, активизировать его стремление к будущим достижениям. В условиях высокой неопределенности будущего оно дает и некоторое наполнение реальности, в максимально возможной мере структурируя ее. Поэтому при формулировке стратегического видения необходимо консультироваться с работниками, ибо люди стремятся отождествить себя с компанией и высоко ценят внимание к себе.

      Иногда  видение специально усиливают некоторыми лозунгами – слоганами, если выражаться на профессиональном жаргоне.

      Ошибки, просчеты в работе над видением:

      1. чисто количественный подход (видение есть новое качественное состояние фирмы);
      2. прямое заимствование из литературы, рекламных щитов или буклетов других компаний – стандартные видения типа «стать лидером на рынке»;
      3. нереальные, идеализированные образы своего будущего;
      4. излишняя точность, которая невозможна для видения будущего: тем точнее видение, тем менее оно достижимо. Видение не выносит высокой точности, ибо рассчитано на постоянные изменения.

      Видение фирмы тесно связано  с определением миссии и целей организации.

      Миссия – это емкое, краткое и четкое определение основных направлений деятельности организации, которое характеризует положение фирмы в обществе и мотивирует ее сотрудников.

        В обобщенном виде  она отражает главное  предназначение фирмы;  ее место и роль  в отрасли и  на рынке; принципиальные  отличия от других; культуру и имидж;  философию бизнеса  (базовые взгляды,  ценности, предпочтения); совокупность важнейших  задач, выгод для клиента; социальную ответственность перед обществом и своими работниками; основные области деятельности и виды выпускаемой продукции; используемые технологии; концепцию управления.

      Считается, что формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия и отражать следующие аспекты:

    1. круг удовлетворяемых потребностей;
    2. характеристика продукции предприятия и ее конкурентных преимуществ;
    3. перспективы роста бизнеса.

      Миссия  объединяет людей, обеспечивает гармонию взаимодействия фирмы с внешней средой, помогает определить позиции и интересы в отношении разных социальных групп.

      Миссия  предопределяет производственный профиль фирмы, т. е. состав, структуру  и качественные характеристики ресурсов, которыми она располагает. Он характеризует возможности производственного аппарата длительное время выпускать соответствующий набор товаров и услуг, требующийся рынку, без существенных изменений в составе, структуре и качественных характеристиках основных ресурсов.

      Миссия  бизнеса имеет огромное значение для коммуникации внутри предприятия и вне его. Она позволяет сотрудникам фирмы лучше  понять  смысл своей деятельности, а руководителям – иметь долгосрочные ориентиры. Кроме того, миссия способствует доведению информации до акционеров, потребителей, поставщиков. В этом состоит двоякое предназначение миссии – указать персоналу, потребителям и собственникам определенное и понятное направление роста предприятия.

      На  практике миссия является основой постановки целей и задач  в области производства товаров и услуг, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечения устойчивости, конкурентоспособности, прибыльности, экономического роста, распределения ресурсов, формирования соответствующих стратегий, ориентации текущей деятельности с учетом внутренних и внешних условий. Поэтому миссия не может находиться на одном уровне со стратегическими целями. 
 

      Тема 2.2. Стратегические цели 
 

      Понятие цели

      Наиболее  употребляемо понимание  цели как планируемого результата.

      Цели  организации — конкретные конечные состояния системы или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе [51, с. 89]. Цель выступает как идеальное описание результата деятельности, стратегия — как средство или способ достижения цели. Аристотель говорил, что не цель бывает предметом решения, а средства к цели.

      В зависимости от изменения  условий, возможностей, достигнутых результатов  цели могут оставаться теми же, корректироваться или меняться. Новые  цели появляются также  в результате анализа  информации, прошлых  решений, т.е. на основе заключений, выводов.

      Обычно  перед руководством фирмы стоит проблема выбора из нескольких целей и задач  таких, как обеспечение  прибыльности компании, рост, стоимость капитала акционеров, удовлетворение потребностей потребителей и т.п. Как правило, выбор одной из целей приводит к тому, что руководство концентрируется на каком-то одном направлении и выполнении обязательств только перед одной заинтересованной в деятельности фирмы группой, а необходимо учитывать, по возможности, интересы всех заинтересованных групп (стейкхолдеров) (табл.1.1.).

      Таблица 1.1.

      Основные  заинтересованные группы и их ожидания, определяющие постановку целей  организации 

Заинтересованная  группа Ожидания  заинтересованной группы
Акционеры Дивиденды, рост капитала, надежность инвестиций
Менеджмент  фирмы Денежное  вознаграждение, престиж, власть
Потребители Качество  продукции, обслуживание, ценность
Сотрудники Гарантия  занятости, денежное вознаграждение, удовлетворение в работе
Кредиторы Проценты, гарантии выплаты, суммы кредита
 

      Цели  фирмы определяются после получения  формулировки миссии, т.е. миссия, с одной  стороны, дает возможность  установить, какие  цели необходимо поставить, чтобы деятельность фирмы соответствовала  его миссии, а с  другой — «отсекает» часть возможных целей. 

      Установление  целей переводит стратегическое видение и направление развития фирмы в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы.

      Процесс установления целей  предполагает прохождение  четырех фаз.

      1. Выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются во внешней среде фирмы.

      2. Установление целей для организации в целом.

      3. Построение иерархии целей.

      4. Установление индивидуальных  целей.  

      Виды  целей

      Существуют  различные классификации  целей. Различают  стратегические и тактические цели.

      К основным стратегическим целям относятся следующие:

    • расширение сегмента рынка, охватываемого деятельностью фирмы;
    • поиск и ускоренное заполнение новых рыночных ниш;
    • существенное повышение уровня обслуживания покупателей;
    • рост суммы прибыли и уровня рентабельности деятельности
    • снижение уровня хозяйственных рисков;
    • рост суммы собственного капитала и повышение рыночной стоимости фирмы.

      Тактические цели — это те промежуточные состояния, через которые достигаются долгосрочные цели. Тактические цели должны быть количественно определены, реалистичны, последовательны и расположены по приоритетам. Цели организации делят также на экономические и неэкономические.

      К неэкономическим можно отнести социальные цели, например улучшение условий труда. Экономические цели организации, выраженные в показателях хозяйственной деятельности, можно разделить на количественные и качественные. Пример количественной цели — увеличение доли рынка фирмы до 10% к 2010 г. Пример качественной цели — достижение фирмой технологического превосходства в отрасли.

      Классификация по времени, на которое  устанавливаются  цели, обычно включает долгосрочные и краткосрочные  цели [2], [3]. Такое  разделение целей  имеет принципиальное значение, так как  эти цели существенно  различаются по содержанию. Краткосрочные цели обязательно имеют конкретное содержание и четко очерченные временные и количественные границы. Для краткосрочных целей характерна большая конкретизация и детализация, чем для долгосрочных. Иногда между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются промежуточные цели, их называют среднесрочными.

      Долгосрочные  цели не имеют, как правило, четко выраженных количественных характеристик, они больше связаны с миссией фирмы. 

      Требования  к целям:

    1. приемлемостью для участников процесса их достижения - цели должны быть рассчитаны на приемлемый уровень усилий работников;
    2. измеримостью: любую, даже качественную, цель целесообразно переводить в количественное измерение. Если цель нельзя измерить, то это свидетельствует о неверно сформулированной или даже о ложной цели;
    3. определенностью во времени, сроках достижения: к какому моменту времени планируется достижение той или иной цели. Если цель не ориентирована во времени, то это то же самое, что ее отсутствие;
    4. достижимостью: цель должна быть реальной. Если цели недостижимы, то страдает мотивация сотрудников;
    5. гибкостью: наличием пространства для их корректировок в связи с непредвиденными изменениями;
    6. сопоставимостью;
    7. взаимной поддержкой: следует стремиться к тому, чтобы разные цели дополняли друг друга и «работали» друг на друга. Нельзя допускать, чтобы различные цели вступали друг с другом в конфликт.
 

      Раздел 3. Стратегический анализ 

      Тема 3.1. Стратегический анализ внешней среды  фирмы 

      Анализ  среды фирмы как  важнейший этап стратегического менеджмента

      Анализ  среды обычно считается  исходным процессом  стратегического  управления, так как  он обеспечивает как  базу для определения  миссии и целей  фирмы, так и для  выработки стратегии  поведения, позволяющей  фирме осуществить  свою миссию и достичь своих целей.

      Анализ  внешней и внутренней среды в любой  форме должен проводиться  постоянно в различных  формах. Он является основой для принятия любых решений  о деятельности фирмы.

      Внешняя среда признается большинством современных  теорий управления главной характеристикой фирмы. Она представляет совокупность внешних факторов (условий), с которыми та взаимодействует.

      Внешняя среда фирмы характеризуется:

  1. многообразием и взаимосвязанностью элементов, число которых постоянно растет;
  2. сложностью, иерархичностью;
  3. степенью привычности происходящих событий (привычные; непривычные, но имеющие аналоги в прошлом; новые и пр.);
  4. динамизмом, изменчивостью (более медленной, соответствующей или опережающей скорость реакции фирмы);
  5. уровнем неопределенности; предсказуемости (частично или полностью);
  6. характером (враждебностью, нейтральностью и т. п.).

Информация о работе Сущность концепции стратегического менеджмента