Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:21, курс лекций
Впервые методы стратегического менеджмента были разработаны в США в начале 1970-х гг. консультационной фирмой McKincey и применены на практике в 1972 г. в компаниях General Electric, IBM, Coca-Cola и др. В начале 1980-х гг. они уже использовались почти половиной крупных корпораций.
Целесообразно
составить «портрет»
отрасли по этим характеристикам
и затем его
проанализировать. Для
этого в табл.3.2
приведены данные
по стратегической важности
отдельных экономических
характеристик.
Таблица 3.2
Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли
Характеристика | Стратегическое значение |
Размеры рынка | Малые рынки не имеют тенденции привлекать больших/новых конкурентов; большие рынки часто привлекают интересы корпораций, желающих приобрести компании с целью укрепления конкурентных позиций в притягательных отраслях |
Динамика размеров рынка | Быстрый рост вызывает новые вступления; замедление роста увеличивает соперничество и отсечку слабых конкурентов |
Избыток или дефицит производственных мощностей | Избыток повышает издержки и снижает уровень прибыли, недостаток ведет к противоположной тенденции по издержкам |
Прибыльность в отрасли | Высокоприбыльные отрасли привлекают новых конкурентов, условия депрессии стимулируют выход |
Барьеры входа или выхода | Высокие барьеры защищают позиции и прибыли существующих фирм, низкие делают их уязвимыми ко входу новых фирм |
Стандартизированные товары | Покупатели могут легко переключаться от продавца к продавцу |
Быстрые изменения технологии | Возрастает риск: инвестиции в технологию и оборудование могут не окупиться из-за устаревания последних |
Требования к капиталу | Большие требования делают решения об инвестициях критичными, важным становится момент инвестирования, растут барьеры входа и выхода |
Вертикальная интеграция | Растут требования к капиталу, часто растет конкурентная дифференциация и дифференциация стоимости между фирмами разной степени интеграции |
Экономия на масштабе | Увеличивает объем и размеры рынка, необходимые при ценовой конкуренции |
Быстрое обновление товара | Сокращение жизненного цикла товара, рост риска из-за возможности «чехарды изделий» |
Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли, включают:
Анализ конкурентных сил, действующих на фирму. Этот анализ делается с целью идентифицировать благоприятные возможности и опасности, с которыми может встретиться фирма в отрасли.
М. Портер предложил для этого модель пяти сил и аргументировал тем, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании.
Риск входа потенциальных конкурентов (первая сила Портера) создает опасность прибыльности компании. С другой стороны, если этот риск мал, компания может повышать цену и увеличивать доходы. Конкурентная сила этого фактора сильно зависит от высоты барьеров входа.
Второй конкурентной силой, по Портеру, является соперничество существующих в отрасли компаний. Здесь следует выявить влияние трех факторов: структуру отраслевой конкуренции, условия спроса, высоту барьеров выхода в отрасли.
Третьей конкурентной силой является возможность покупателей «торговаться». Покупатели наиболее сильны в следующих ситуациях:
Слабые покупатели допускают рост цен, а сильные оказывают давление и выбирают лучшие по цене, качеству и сервису товары.
Четвертой конкурентной силой выступает давление со стороны поставщиков. Оно заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль. Альтернативно слабые поставщики дают возможность снизить цены на их продукцию и требовать более высокого качества. Наиболее мощным является давление со стороны поставщиков в случаях:
Пятой конкурентной силой является угроза появления заменяющих продуктов. Существование полностью заменяющих продуктов составляет серьезную конкурентную угрозу, ограничивающую цены компании и ее прибыльность. Однако если продукты компании имеют немного полных заменителей, то компании имеют возможность повысить цены и получить дополнительную прибыль, и их стратегии должны использовать этот факт.
Оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний. Для изучения относительных конкурентных позиций фирм, действующих в отрасли, используется процедура построения позиционной карты стратегических групп конкурентов. Подробно процедура построения позиционной карты описана в разделе 4.
Ключевые
факторы успеха (КФУ)
— главные определители
финансового и конкурентного
успеха в данной отрасли.
Они определяют как
условия выхода на рынок,
так и условия успешного
функционирования на
конкретном сегменте
рынка. Их идентификация
— один из главных приоритетов
разработки стратегии.
Они могут служить краеугольными
камнями построения
стратегии, однако они
могут меняться от отрасли
к отрасли. Обычно для
отрасли характерны
три-четыре таких фактора,
а из них один - два наиболее
важны, и задачей анализа
является их выделение.
Подробнее ключевые
факторы успеха рассматриваются
в разделе 4.
Тема 3.3.
Управленческий анализ
Цели, принципы и методы управленческого анализа
При разработке стратегии предприятия менеджеры должны исследовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия.
Управленческий анализ — это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему предприятия.
Управленческий анализ является частью стратегического менеджмента, направленной на выявление и детальное понимание стратегически важных аспектов деятельности предприятия, стратегических проблем. В процессе такого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей предприятия стратегическим задачам обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ предприятия, задачам удовлетворения будущих потребностей рынка.
Следовательно, имея внутреннюю направленность по объекту (внутренняя деятельность предприятия), управленческий анализ, тем не менее, ориентирован на требования внешней среды. Нацеленность на перспективу, на соответствие внешним требованиям и стратегическим задачам предприятия отличает управленческий анализ от существовавшего в советский период анализа хозяйственной деятельности.
Необходимость проведения управленческого анализа определяется несколькими факторами:
• во-первых, он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла;
• во-вторых, он необходим для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах;
• в-третьих, управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.
По мнению Б. Карлофа, в результате проведения внутреннего анализа предприятия можно выявить ряд моментов:
• переоценивает или, наоборот, недооценивает себя предприятие;
• переоценивает или недооценивает оно своих конкурентов;
•
каким требованиям
рынка оно придает
чересчур большое
или, наоборот, слишком
малое значение.
Методы управленческого анализа
Выделяют следующие методы управленческого анализа:
• ситуационный анализ;
• портфельный анализ;
• кабинетные исследования: работа с бухгалтерскими документами, статистической и другой внутрифирменной информацией;
• наблюдения и опросы работников предприятия по специальным методикам (диагностические интервью);
• «мозговой штурм», конференции и другие методы коллективной работы;
• экспертные оценки;
•
математические методы
— анализ трендов,
факторный анализ,
расчет средних показателей,
специальных коэффициентов
и т. д.
Постановка проблем в рамках управленческого анализа
Под проблемой обычно понимается несоответствие состояния управляемого объекта целям, поставленным руководителем (управляющим субъектом). Другое определение: проблема есть противоречие в организации, требующее его управленческого решения.
Информация о работе Сущность концепции стратегического менеджмента