Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:21, курс лекций
Впервые методы стратегического менеджмента были разработаны в США в начале 1970-х гг. консультационной фирмой McKincey и применены на практике в 1972 г. в компаниях General Electric, IBM, Coca-Cola и др. В начале 1980-х гг. они уже использовались почти половиной крупных корпораций.
Быстрые изменения внешней среды также стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению на отечественных предприятиях. Если внешняя среда стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим менеджментом. Однако в настоящее время большинство российских предприятий работают в быстро меняющемся и трудно предсказуемом окружении, а, следовательно, остро нуждаются в методах стратегического менеджмента.
Необходимость становления системы стратегического менеджмента в отечественной практике обусловливается также происходящими интеграционными процессами. В российском бизнесе возникают финансово-промышленные группы, объединяющие технологически связанные предприятия. Даже малые предприятия в целях успешного функционирования объединяются в корпорации, которые называются малыми многопрофильными.
Следующей
важной предпосылкой
развития стратегического
менеджмента является
процесс глобализации
бизнеса, который
неизбежно затронул
и нашу страну. Крупные
компании рассматривают
мир как единое рыночное
пространство, где стираются
национальные различия
и предпочтения, происходит
стандартизация потребления.
Продукция таких компаний,
как Mars, Siemens, Sony, Procter&Gamble,
L’Oreal и многих
других продается во
всех странах мира и
является важным фактором
конкуренции на национальных
рынках. Противостоять
натиску товаров крупных
компаний можно, только
действуя аналогичными
методами, т.е. разрабатывая
стратегию работы в
конкурентной среде.
Тема1.2. Фирма как объект стратегического менеджмента
Современная экономическая теория не делает различий между понятиями «фирма», «компания», «предприятие», «поставщик». Все они рассматриваются как производственные единицы, преобразующие факторы производства (расхода) в обладающие более высокой ценностью промежуточные и конечные продукты.
Условиями существования любой фирмы считаются:
Основу фирмы составляет предприятие, или производственная система.
Производственная система – это обособившаяся в результате разделения труда в виде специализированной хозяйственной единицы часть производственного процесса, способная самостоятельно или совместно с другими частями удовлетворять запросы потребителей.
Границы
предприятия как
производственной системы
и фирмы как организационного
образования далеко
не всегда совпадают.
Крупная современная
фирма может иметь в
своем составе не одно,
а десятки и даже сотни
различных самостоятельных
предприятий и их филиалов (бизнес-единиц),
как и она, обладающих
правом юридического
лица.
Предприятие создается на базе системы ресурсов: пространственных, технических, технологических, кадровых, информационных, финансовых. В ее рамках каждый из них может раскрыть свой потенциал только в связи с другими. Состав, структура и качественные характеристики ресурсов отражают производственный профиль предприятия, выпускаемый им товарный ассортимент. Если последний велик, то профиль предприятия считается широким и, наоборот, при малом ассортименте — узким.
Признаками предприятия являются:
Основу производственно-технического единства составляет комплекс связанных и дополняющих друг друга видов производственной деятельности, образующих вместе неразрывное целое. Этот комплекс характеризуется общностью потребляемого сырья, материалов, технологических процессов.
Суть
организационно-
Хозяйственная обособленность означает, что предприятию принадлежит определенной величины капитал; оно выявляет окончательные финансовые результаты своей деятельности (доход или убытки); имеет возможность в установленных пределах распоряжаться финансовыми ресурсами (чистой прибылью, накопленной амортизацией, кредитами), обладает расчетным счетом в банке, целостной системой бухгалтерского учета и отчетности.
В работах Альфреда Чандлера были выделены три последовательные стадии структурного развития фирмы, при этом эволюция структуры рассматривалась как реакция на усложнение управленческих задач.
1) Простая структура. Первая стадия представляет собой образец предпринимателя, который основывает фирму для реализации какой-то идеи (товара или услуги). На этой стадии фирма имеет структуру, позволяющую предпринимателю непосредственно управлять деятельностью каждого служащего, принимать все важные решения и находиться в курсе всех событий в организации. Фирма на первой стадии характеризуется неформальной структурой, планирование обычно носит краткосрочный и реактивный характер. Сильная сторона предприятия заключается в его гибкости и динамичности, а его наиболее слабым местом является то, что предприниматель несет полную ответственность, как за выбор стратегии, так и за реализацию отдельных оперативных задач.
2) Функциональная структура. На второй стадии предприниматель заменяется или дополняется группой управляющих, имеющих функциональную специализацию: НИОКР, производство, маркетинг, финансы, персонал. Переход к этой фазе требует существенных изменений стиля управления высшего руководителя предприятия, особенно если он является основателем фирмы. Если этого не произойдет, то привлечение дополнительных специалистов может не принести существенной пользы предприятию.
3) Дивизиональная (филиальная) структура (от лат. divisio—разделяю). Предприятие на третьей стадии развития фокусирует внимание на управлении различными производственными линиями в нескольких отраслях (различными видами бизнеса). Такие предприятия растут, диверсифицируя выпуск продукции и расширяя географию своей деятельности. Эти предприятия развиваются в направлении к филиальной структуре с центральным штабом и децентрализованными оперативными подразделениями. Причем каждое подразделение, или единица бизнеса, является функционально организованной компанией во второй стадии развития. Таким образом, различные бизнес-единицы можно рассматривать как самостоятельные производственно-коммерческие подразделения, объединяющие все виды деятельности по производству и реализации какого-либо вида продукции и позволяющие руководителям развивать навыки работы на конкретном рынке.
Стратегическая единица бизнеса – это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Как показал опыт 1970-80-х гг., концепция стратегических бизнес-единиц оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому может рассматриваться как важнейший элемент стратегического менеджмента.
Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора, однако фирмой General Electric был сформулирован ряд критериев их выделения:
Совокупность бизнес-единиц, принадлежащая одному и тому же владельцу, в стратегическом менеджменте называется корпоративным портфелем. Обычно в этом случае головная компания формирует и перераспределяет находящийся в ее распоряжении централизованный фонд денежных средств, осуществляет процессы инвестирования. Иными словами, она осуществляет текущее и перспективное финансовое управление единым производственным комплексом.
Все большее число современных исследователей приходят к выводу, что следующая стадия в развитии организационных структур управления – это сетевая структура.
Сетевыми структурами называют «оболочечные» или «пустотелые» фирмы, в которых часть бизнес-функций, прежде всего, производство, передана на контрактной основе сторонним подрядчикам. Данная гипотеза основана на том факте, что глобальные сети типа Internet снижают время на переговоры и трансакционные издержки. Следовательно, купить бывает выгоднее, чем произвести какой-либо товар. Большую роль играют также электронные рынки, позволяющие анализировать, получать и оплачивать разнообразные коммерческие предложения, т.е. долгосрочные контракты заменяют необходимость сосредоточить все функции внутри компании. В чистом виде сетевая фирма представляет собой управляющую организацию, которая нанимает небольшое число менеджеров, координирующих по компьютерной сети как работу дочерних компаний, так и независимых организаций. При этом различные функции бизнеса могут быть рассеяны по всему свету.
Так, мировой лидер в производстве спортивной обуви фирма Nike Inc с момента создания в 1964 г. передавала производственные функции подрядчикам из развивающихся стран. Сегодня Nike рассматривает себя как организацию, занимающуюся разработкой и маркетингом продукции и связанную контрактами с производителями по всему миру.
Разновидностью сетевых структур является франчайзинговая система продажи товаров под торговой маркой «Довгань». Фирма «Довгань» сама ничего не производит, но она организовала сбыт продукции под своей торговой маркой.
Таким
образом, сетевая
структура предполагает
групповое ведение
бизнеса, обеспечивающее
гибкость и адаптивность
к изменениям спроса,
правилам международной
торговли и конкуренции.
Многие экономисты считают,
что «оболочечные» фирмы
станут типичной формой
организации бизнеса
в ряде отраслей промышленности.
Тема
1.3. Содержание стратегии
фирмы
Понятие стратегии
Основанная на прогнозе общая концепция того, как достигаются главные цели фирмы, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы, дополненная программой реальных действий, направленных на приобретение конкурентных преимуществ, достижение победы в конкурентной борьбе, получила название управленческой стратегии.
Известный канадский специалист в области стратегического управления Г. Минцберг предложил определение стратегии в рамках системы <5-П> (5-Р). По его мнению, она включает:
Задача стратегии состоит в создании фирме конкурентного преимущества, устранении негативного эффекта нестабильности окружающей среды, обеспечении доходности, уравновешении внешних требований и внутренних возможностей. Через ее призму должны рассматриваться все деловые ситуации, с которыми организация сталкивается в повседневной жизни.
К любой стратегии предъявляются следующие требования:
Информация о работе Сущность концепции стратегического менеджмента