Сущность концепции стратегического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:21, курс лекций

Описание работы

Впервые методы стратегического менеджмента были разработаны в США в начале 1970-х гг. консультационной фирмой McKincey и применены на практике в 1972 г. в компаниях General Electric, IBM, Coca-Cola и др. В начале 1980-х гг. они уже использовались почти половиной крупных корпораций.

Работа содержит 1 файл

Конспект СтрМен.doc

— 681.00 Кб (Скачать)

Тема 1.1. Сущность концепции стратегического менеджмента

 

     Предпосылки возникновения стратегического  менеджмента

      Впервые методы стратегического менеджмента были разработаны в США в начале 1970-х гг. консультационной фирмой McKincey и применены на практике в 1972 г. в компаниях General Electric, IBM, Coca-Cola и др. В начале 1980-х гг. они уже использовались почти половиной крупных корпораций.

      Теоретическими  основами стратегического  менеджмента послужили  концепции:

       1) «корпорации, ориентированной на будущее»; она получила распространение в середине 1960-х гг. и рассматривала внутреннюю структуру фирмы и окружающую ее социально-экономическую и технологическую среду как единое целое. Первоначально акцент делался на гибкой адаптации компании к окружению, затем — на его активном изменении;

       2) «управления по целям»; предполагалось, что цели (например, подразделений) корректируются, исходя из реальных обстоятельств и возможностей персонала их реализовать;

       3) «ситуационного подхода»; в соответствии с ним управление есть реакция на воздействие обстоятельств. Он предполагает решение возникающих проблем с учетом взаимодействия внутренней и внешней среды (на чем делался акцент), существующих ограничений, квалификации менеджеров, принятого стиля руководства;

       4) «экологической школы», ставившей вопрос об органической взаимосвязи фирмы и среды и обеспечении выживаемости компании в ее рамках как главной задаче управленческой деятельности;

        5) «обслуживающих среду организаций»; в центре было положение о необходимости адаптации компании к окружению при его изменении путем перестройки целей;

       6)  «маркетинга», говорившая о том, что фирма должна не навязывать рынку свои товары, а исходить в своей деятельности из потребностей клиентов, перестраивать в соответствии с ними всю производственную систему;

       7) «стратегического планирования», она нацелена на выявление и анализ стратегических проблем, постановку целей, определение долгосрочных ориентиров развития, курса действий, перераспределение в соответствии с этим ресурсов.

       Как учебная дисциплина стратегический менеджмент начал формироваться после выхода книг Р. Румелта «Стратегия, структура и результат» (1974) и «Конкурентная стратегия» М. Портера (1980). 

       Этапы развития корпоративного планирования

       Появление приемов стратегического  менеджмента и их использование на практике легче всего понять в историческом контексте. Историки бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии корпоративного планирования: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование  и стратегический менеджмент.

       Бюджетирование. До второй мировой войны специальных служб планирования, особенно долгосрочного, в компаниях не создавалось. Высшие руководители корпораций регулярно обсуждали и намечали планы развития своего бизнеса, однако формальное планирование ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет – бюджетов по статьям расходов на разные цели. Особенностью бюджетно-финансовых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направленность, т.е. организация в этом случае рассматривается как закрытая система. При использовании лишь бюджетно-финансовых методов главной заботой менеджеров являются текущая прибыль и структура затрат. Выбор таких приоритетов создает угрозу долгосрочному развитию организации.

       Долгосрочное  планирование. В 1950-х - начале 1960-х гг. характерными условиями хозяйствования американских компаний являлись высокие темпы роста товарных рынков, относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального хозяйства. Эти факторы обусловили необходимость расширения горизонта планирования и создали условия для развития долгосрочного планирования. Основная идея метода – составление прогноза продаж фирмы на несколько лет вперед. При этом в связи с медленным нарастанием характеристик изменчивости внешней среды долгосрочное планирование основывалось на экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций развития фирмы. Главный показатель – прогноз продаж – базировался на экстраполяции продаж в предыдущие годы. Главная задача менеджеров состояла в выявлении финансовых проблем, лимитирующих рост фирмы.

       Стратегическое  планирование. В конце 1960-х годов экономическая обстановка во многих промышленно развитых странах существенно изменилась. По мере нарастания кризисных явлений и усиления международной конкуренции прогнозы на основе экстраполяции стали все более расходиться с реальными цифрами. Таким образом, оказалось, что долгосрочное планирование не работает в условиях динамично изменяющейся внешней среды и жесткой конкуренции. В системе  стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого,  и отвергается предпосылка о возможности изучения будущего методом экстраполяции. В различном понимании менеджерами роли внешних факторов и заключается основное отличие долгосрочного планирования от стратегического. Во главу угла стратегического планирования поставлен анализ, как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации. Таким образом, можно сказать, что цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции предприятия на динамику и поведение конкурентов.

       Стратегический  менеджмент. К 1990-м годам большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.

       Таким образом,  стратегический менеджмент является действенно ориентированной системой, которая включает процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем, осуществление стратегии – это ключевая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизмов реализации стратегический план остается лишь фантазией. 

       Сущность, предмет и задачи стратегического менеджмента

       Стратегический  менеджмент представляет собой деятельность, которая состоит  в выборе сферы  и системы действий по достижению долгосрочных целей организации  в постоянно меняющихся условиях внешней  среды.

       Это область деятельности высшего руководства фирмы, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений развития организации, постановке основополагающих целей, оптимальном распределении ресурсов, использовании всего того, что дает организации конкурентные преимущества.

       Стратегический  менеджмент выступает  как процесс, посредством  которого осуществляется взаимодействие организации  с ее окружением. В то же время стратегический менеджмент – это  область знаний о  приемах, инструментах, методологии принятия стратегических решений и способах их практической реализации. Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации, а также с поддержанием взаимоотношений между организацией и окружением, которые помогают добиваться ей своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к изменениям внешней среды.

        

       Стратегический  менеджмент решает задачи:

       - преодоления кризисного  состояния фирмы,  вызванного расхождением  ее возможностей и требований среды занятия лидирующего положения на рынке (в отрасли) в перспективе;

       - обеспечения жизнеспособности  в любой самой  неожиданной ситуации;

       - создания условий  долгосрочного развития  с учетом внешних  и внутренних возможностей.

       Основными принципами стратегического управления являются:

       1) Предположение о  единстве компании  и окружающей среды,  используемое при  постановке основных  целей и задач,  создании программы  их осуществления.

       2) Ориентация на  реализацию видения  будущего, миссии  фирмы, ее глобальных качественных целей, достижение конкурентоспособности.

       3) Учет при формировании  и выборе стратегий  особенностей рынков, на которых та  действует, ее  стратегического  потенциала. 

       На  сегодняшний день выявилось два подхода к стратегическому управлению.

       Традиционный  подход предполагает, что фирмы используют свои сильные стороны для стратегического прорыва в существующей конкурентной среде, тех возможностей, которые перед ними открываются.

       Современный подход состоит в том, что компании, манипулируя своими ресурсами, сами формируют для себя такое внешнее окружение, запросы которого они могут удовлетворить с наибольшей выгодой для себя. Например, монополии, сокращая предложение производимой ими продукции и создавая искусственный дефицит, имеют возможность завышать цены и извлекать сверхприбыль.

       Иными словами, акценты  постепенно смещаются  от действий, связанных  с подготовкой  к будущему, к действиям  по его целенаправленному  формированию. Опора  при этом делается на персонал как ценнейший  ресурс фирмы, информационные системы, постоянные структурные перестройки.

       Предметом  стратегического  менеджмента является стратегический процесс, который включает следующие этапы:

       1) исследование внутренней  и внешней среды  фирмы, в рамках  которой она действует  (стратегический анализ);

       2) определение миссии, постановка целей,  формулирование стратегий  и рассмотрение  альтернатив и  окончательный выбор  и составление  соответствующих  планов (стратегическое  планирование);

       3) разработка новой  организационной  структуры и системы  управления, практическая деятельность по достижению поставленных целей, в том числе в непредвиденных ситуациях, преобразованию фирмы в новое состояние, оценка ее результатов, корректировка дальнейших шагов (управление реализацией стратегий и планов, или стратегическое управление в узком смысле). 

      Стратегические  решения

      В основе стратегического  менеджмента лежат  стратегические решения.

      Стратегические  решения – это управленческие решения, которые:

      1. ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;
      2. сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
      3. связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.

      Основные  признаки стратегических решений:

      1. инновационность;
      2. направленность на перспективные цели предприятия, на будущее, а не на настоящее;
      3. неопределенность;
      4. множество альтернатив;
      5. нет жестких временных рамок реализации;
      6. долгосрочные последствия.
      7. субъективность.
 

     Необходимость становления стратегического  менеджмента в  России

     В настоящее время  в хозяйственной  практике России механизм стратегического  менеджмента переживает период становления [25, 49]. При этом,  отечественные  и международные аналитики считают, что российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям устойчиво работать  и развиваться. Сиюминутные стратегические решения, которые принесли некоторым компаниям успех сразу после 1991 г., теперь не работают. Поэтому руководители компаний постепенно приходят к пониманию необходимости разработки стратегии развития. Этому способствует идентификация предприятия как целостной обособленной системы, формирование новых целевых установок и интересов предприятия и его работников.

Информация о работе Сущность концепции стратегического менеджмента