Сущность, цели и задачи мотивации труда работников в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

В «Словаре иностранных слов» менеджмент переводится на русский язык как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности.
В Оксфордском словаре английского языка «менеджмент» определяется как власть и искусство управления, способ, манера общения с людьми; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица.

Содержание

Введение 5
1 Основные элементы среды деятельности организации 6
1.1 Внутренняя среда, ее характеристика 6
1.2 Внешняя среда, ее характеристика 9
1.3 Зарубежный опыт оценки деятельности организации в управлении 12
2 Анализ среды деятельности предприятия 14
2.1 Описание предприятия 14
2.2 Организационно – управленческая характеристика предприятия 15
2.3 Организационно - экономическая характеристика предприятия 16
2.3.1 Цели 16
2.3.2 Задачи 17
2.3.3 Структура 17
2.3.4 Функции 18
2.3.5 Основные направления деятельности РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ»на 2011г.: 19
2.3.6 Кадры 19
2.3.7 Материально-техническая база организации 20
2.3.8 Технология продаж 25
2.3.9 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности 26
2.4 Оценка влияния внешней среды на деятельность 27
2.4.1 Покупатели товаров 27
2.4.2 Поставщики лекарственных средств 29
2.4.3 Посреднические звенья 30
2.4.4 Постановление Министерства здравоохранения 31
2.4.5 Конкуренты 32
2.4.6 Лекарственная политика 33
2.4.7 Экономика государства 36
2.4.8 Социально – рекламная среда 39
3 Оценка эффективности деятельности организации и основные направления совершенствования управления в современных условиях 41
3.1 Оценка эффективности использования среды деятельности организации в управлении. 41
3.2 Основные направления совершенствования управления организацией и повышение эффективности использования ресурсов 42
4 Разработка управленческого решения 45
Заключение 62
Список использованной литературы 63

Работа содержит 1 файл

Курсач_Менеджмент_Михайловский.doc

— 847.00 Кб (Скачать)

Белорусский национальный технический  университет 

Кафедра «Экономика и организация   
машиностроительного производства»
 
 
 
 
 
 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовому проекту  
 

по  дисциплине «Менеджмент» 

Тема: «Мотивация труда работников в организации(предприятии) и пути её совершенствования в современных условиях»  
 
 
 
 

Исполнитель: __________________________ Михайловский Н.В.

                                           (подпись) 

студент ___4__ курса _______103218_____ группы 
 
 

Руководитель: _________________________ Костюкевич Е.Н.

                                           (подпись) 
 
 
 
 

Минск 2011

 

Белорусский национальный технический университет 
 
 

Машиностроительный  факультет 

Кафедра «Экономика и организация   
машиностроительного производства»
 
 
 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ 

по дисциплине «Менеджмент»

Тема: «Мотивация труда работников в организации(предприятии) и пути её совершенствования в современных условиях» 
 
 

Исполнитель: студент  МСФ, 4 курса, группы 103218 

Михайловский  Николай Васильевич 
 

Руководитель  проекта: старший преподаватель 

Костюкевич Елена Николаевна 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011

 

Содержание

 

Введение

     В «Словаре иностранных слов» менеджмент переводится на русский язык как  совокупность принципов, методов, средств  и форм управления производством  с целью повышения его эффективности.

     В Оксфордском словаре английского  языка «менеджмент» определяется как  власть и искусство управления, способ, манера общения с людьми; особого  рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица.

     В «Словаре-справочнике менеджера» менеджмент определяется как тип управления в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики. Уровень развития объекта управления, будь то производство, транспорт, торговля или здравоохранение, имеют различные системы управления, обладающие своей спецификой.

     Менеджмент  возник и оформился в своеобразную концепцию, как тип управления, родившийся в условиях свободного предпринимательства, конкуренции и мотивации.

     Эффективный менеджмент- обязательное условие выживания и долгосрочного успеха организации в рыночной среде.

     Ресурсы эффективного менеджмента:

  • материальные;
  • человеческие;
  • информация;
  • время;
  • пространство.

     Основными признаками менеджмента как типа управления считается:

  1. исходным моментом организации управления и его осуществления является человек, его запросы, интересы и ценности;
  2. в принципах и методах управления отдается предпочтение стимулирующим методам;
  3. менеджменту присущ профессионализм;
  4. для менеджмента характерна четкая система управления, способная быстро адаптироваться в соответствии с возникающими ситуациями;
  5. менеджмент предъявляет особые  требования к личным качествам менеджера, таким как предприимчивость, коммуникабельность, уверенность.

     Существует  большое количество определений  понятия «менеджмент», поэтому в данном курсовом проекте раскрываются как общие, так и частные понятия данного термина по отношению к предприятию и его деятельности.

     Цель  данной работы состоит в проведении анализа среды деятельности РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» , а также расчет и формирование продуктовой стратегии фирмы.

 

      1 Сущность, цели и задачи мотивации труда работников в организации

     1.1 Сущность мотивации труда и его значение в управлении организацией

     Мотивация – это  процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.

     Основная  деятельность человека – это труд, который занимает, как минимум, треть  взрослой самостоятельной жизни (выбор  профессии, трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта в семье, использование профессиональной помощи других людей и т.п.). Становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним связанные имеют большое значение для любого человека и всегда находятся в поле внимания.

     Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний, навыков  и способностей этих людей. Эффективная  деятельность возможна лишь при наличии  у работников соответствующей мотивации, то есть желания работать. Позитивная мотивация активирует способности человека, освобождает его потенциал, негативная тормозит проявление способностей, препятствует достижению целей деятельности.

     Мотивация включает в себя внутреннее состояние  человека, называемое потребностью, и  нечто вне его, определяемое как стимул или задача. Поведение человека определяется потребностью, которая доминирует в данный момент времени. Удовлетворение своих потребностей, являющихся важнейшим мотивирующим фактором человеческой деятельности, человек осуществляет, предъявляя свои возможности  на рынке труда.

     Исследования  показывают, что активный созидательный  труд в настоящее время в той  или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего  населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно-управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50% занятых в народном хозяйстве.

     Мотивационная модель

Претворение в жизнь потребностей своей личности Реализация  своего потенциала
Уважение  к себе признание со стороны других Компетентность  в своей профессии. Право самостоятельно принимать решения.
Социальные  контакты Быть признанным в родственной по духу группе. Контакты с людьми. Быть приятным
Уверенность в завтрашнем дне Долгосрочное  обеспечение денежным доходом, с  целью удовлетворения физиологических  потребностей. Гарантия рабочего места  на длительный срок.
Физиологические потребности Питание. Квартира. Одежда.
 

     Рынок труда как экономическая категория  долгое время рассматривался как  явление, присущее лишь капиталистическим  странам, а безработица как следствие  господствующих отношений на рынке  труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг, является составной частью рыночной экономики.

     На  рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой  сделке купли – продажи. Продавцы – это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели – это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

     На  рынке труда предприниматели  и трудящиеся ведут переговоры (коллективные и индивидуальные) по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

     Продажа труда может иметь место лишь при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями  к труду. С другой стороны, юридическая свобода не вынуждает его продавать свой труд; эта необходимость появляется лишь тогда, когда он не имеет всего необходимого для удовлетворения своих потребностей.

     Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует продажи его товара,  для этого нужен покупатель. Таким покупателем становится предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства, кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство: предприниматель, покупая рабочую силу, предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте, вместе с этим и работник, продавая свой труд, предъявляет спрос на определенное рабочее место.

     После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы те, кто считает, что рынок труда существует лишь за пределами предприятия, а те работники, которые заняты на фирмы, уже не стоят в отношениях купли-продажи своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель адресует его не только тем, кто ищет работу, но и занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные условия найма. В то же время и среди занятых работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более выгодными условиями найма.

     Особенность товара «труд» заключается также  в том, что его невозможно хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь дохода, а, следовательно, и средств для удовлетворения своих потребностей. А количество этих жизненных средств и их цена на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом.

     Существенная  особенность товара «труд» заключается  также в его полезности после  начала использования. Он не уничтожается при использовании, а напротив, создает  или участвует в создании благ.

     Основным  стимулирующим фактором работников на рынке труда является заработная плата. На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

  зарплата/цена (руб.)

                  20000      Т2э 
 
 
 

                   6000                                  Т1э

                                5                        25              труд (ед.)

Рис. 1.1.1 Кривая спроса

 

     Обычно  под заработной платой понимают ставку заработной платы, то есть цену, выплачиваемую  за использование единицы труда  в течение определенного времени. Различают номинальную и реальную заработную плату.

     Номинальной заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в течение определенного периода времени. Реальная заработная плата – это те товары и услуги, которые можно приобрести на полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной от уровня цен.

     Цены  на факторы производства, в том  числе на труд, определяются на основе закона спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда в условиях совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения – работники с их навыками и умениями. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Эту зависимость отражает кривая спроса на труд (Рис. 1.1.1). Точки на оси абсцисс (Т) – величины требующего труда, а на оси ординат (ЗП/Ц). Точка с координатами (Т; ЗП/Ц) является примером того, что низкой заработной плате ЗП/Ц соответствует большой спрос на труд Т1э и наоборот (точка с координатами Т2; ЗП/Ц)).

Информация о работе Сущность, цели и задачи мотивации труда работников в организации