Стратегия управления персоналом на предприятии: теория и практический опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:17, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования заключается в проведении комплексного научного анализа аспектов стратегического управления персоналом и разработка научно-практических рекомендаций по формированию системы стратегического управления персоналом на примере Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления №21 города Кировска».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы стратегического управления персоналом на предприятии……………………………………………………………………...........6
1.1. Концепция и сущность стратегии управления персоналом, классификация стратегий ………………………………………………………………………….6
1.2. Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития предприятия. ……………………………………………………………………..16
1.3. Особенности развития системы управления персоналом в муниципальных дошкольных учреждениях в современных условиях ………………………….22
2. Практическое исследование системы управления в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад присмотра и оздоровления № 21 города Кировска»…………………………27
2.1. Структура управления, определение потребности в персонале и кадровое планирование в МБДОУ«Детский сад присмотра и оздоровления № 21 города Кировска»…………………………………………..…………………27
2.2. Оценка оптимальности квалификационной структуры персонала и анализ соответствия структурных изменений кадрового состава перспективам развития МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 21 города Кировска»…………………………………………………………………………..44
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии кадрового менеджмента МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 21 города Кировска»……………………………………………………………………………58
Заключение………………………………………………………………………..62
Глоссарий………………………………………………………………………….64
Список использованной литературы…………………………………………….72

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

     Еще один вариант стратегического подхода  фирмы, предпринимательства и динамичного роста, — это создание “сервисных предприятий”, ориентирующихся на понятие “полезности” для своих потребителей —клиентов.

     Использование такого подхода демонстрирует фирма  ВОЛЬВО, которая работает над изменением своих стратегических ориентиров с середины 90-х годов. В 1993г. ВОЛЬВО изменила основные положения управления фирмой и стала уделять первостепенное внимание следующим вопросам:

  • максимальное удовлетворение запросов клиентов;
  • основное богатство фирмы —ее персонал;
  • на все внутренние операции фирмы — международные стандарты качества;
  • у всех сотрудников — чувство гордости за свое предприятие.

     Это достаточно общие положения, но они  получили прямое отражение в построении системы управления персоналом фирмы, в модификации подбора и обучения кадров, в прогнозировании будущих потребностей в работниках.

     Таким образом, практика функционирования многих фирм свидетельствует о четкой взаимосвязи  стратегических решений по управлению организацией и системой управления персоналом. 
 
 

         1.3. Особенности развития системы управления персоналом в муниципальных дошкольных учреждениях в современных условиях

     На  современном этапе, как представляется, существует ряд проблем в развитии ДОУ, в частности, такие, как:

  • совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
  • раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;
  • несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;
  • потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
  • потребность в новых педагогических кадрах;
  • проблема изменения, оптимизации, замены новшеств.

     На  основе анализа существующих концепций  развития дошкольного образования  к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка.

     Основные  задачи системы управления персоналом в детском дошкольном учреждении нам видятся в обеспечении четко налаженной учебно-воспитательной работы детского сада, внедрении научно-обоснованных форм организации управления, материальной заинтересованности работников.

     Руководство детского сада, как нам видится, должно создать такую систему управления персоналом, которая бы наиболее эффективно способствовала достижению поставленной цели.

     Для этого, по нашему мнению, руководство  должно реализовать в отношении  имеющегося трудового коллектива такие  мероприятия как:

  • принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Иркутской области, коллективным договором, учитывая мнение профсоюзного комитета (по согласованию с профкомом) (ст. 8 ТК);
  • своевременно вносить изменения в Правила внутреннего трудового распорядка. Устав детского сала, должностные обязанности при изменении условий труда и требований законодательства;
  • обеспечивать занятость работников; создавать условия, необходимые для обеспечения образовательной деятельности работников;
  • гарантировать работникам определенный уровень заработной платы и льгот, обеспечивающих удовлетворительный уровень жизни;
  • обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
  • создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении учреждением;
  • обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
  • проводить взаимные консультации по социально-трудовым вопросам и связанным с ними экономическими вопросами работников детского сада по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

     Система управления персоналом в муниципальных  дошкольных учреждениях характеризуется  наличием строгой регламентации  взаимоотношений руководства и работников, четкой иерархией подчинения. Однако она должна выполнять следующие основные функции:

  • способствовать широкому доступу работников к информации о ходе дел в образовательном учреждении, к участию в управлении и контроле;
  • информировав работников о возможных планах развития и перспективах организации;
  • проводить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
  • проводить работу с трудовым коллективом, направленную на укрепление трудовой дисциплины, формирование чувства ответственности, развитие творческой инициативы и других форм активного участия работников в жизни МОУ детского сада.

     Исследовав  теоретические аспекты системы  управления персоналом в дошкольных образовательных учреждениях, можно  сделать следующие выводы:

     Управление  определением потребности в рабочей  силе осуществляется с помощью разных средств, в том числе путем  планирования, дифференциации потребности  в разные периоды времени и  корректировки состояния рабочей  силы с учетом рыночной конъюнктуры. 

     Итак, на основании теоретического анализа  стратегического управления персоналом предприятия можно сформулировать следующие выводы:

     Стратегическое  управление персоналом - это управление, обеспечивающее согласование целей  и возможностей компании, интересов персонала, собственников, клиентов и окружающей природной среды. Целесообразность стратегического управления проявляется в том, что оно предопределяет возможность выживаемости организации в долгосрочной перспективе при одновременном достижении ею своих целей. Основой стратегического управления персоналом является формирование стратегии. Стратегия управления персоналом – это долговременное качественно определенное направление в работе с персоналом, которое предполагает разработку состава последовательности принимаемых решений для достижения системой управления персоналом поставленных целей.

     В настоящее время выделяют три  концепции стратегического управления персоналом.

     Первая  концепция предполагает, что стратегия управления персоналом определяется стратегией организации. Управление персоналом выполняет обслуживающую функцию, которая заключается в предоставлении и поддержании работоспособности необходимого для организации персонала.

     Вторая  концепция основывается на том, что стратегия управления персоналом является центральной, самостоятельной и не зависит от стратегии организации. Занятые в организации работники рассматриваются как самостоятельные ресурсы, при помощи которых в зависимости от их качества и способностей можно решать различные задачи, возникающие в условиях рыночной экономики. В данном случае стратегия кадровой политики зависит от имеющихся или потенциальных кадровых ресурсов.

     Третья  концепция является синтезом двух предыдущих. Сопоставлением стратегии организации с имеющимися и потенциальными кадровыми ресурсами определяется ее соответствие направлениям стратегии кадровой политики. В результате такого сопоставления может быть изменена стратегия деятельности всей организации и ее кадровой политики.

     Существует  большое количество подходов к классификации стратегий. В число значимых оснований входят:

  • динамика целевых установок организации;
  • уровень принятия решений;
  • характеристика ресурсов стратегии;
  • временной период стратегии.

     Формирование  стратегии управления персоналом предполагает следующие этапы:

  • миссия организации;
  • анализ внешней и внутренней среды;
  • формирование и выбор стратегии;
  • реализация стратегии;
  • оценка и контроль за ходом реализуемой стратегии.

     Формируя  стратегия управления персоналом ДОУ  необходимо учитывать, что основные задачи системы управления персоналом в детском дошкольном учреждении - обеспечение четко налаженной учебно-воспитательной работы детского сада, внедрения научно-обоснованных форм организации управления, оперативного и действенного внутри-садового инспектирования, коррекционного педагогического воздействия на обучающихся с особыми образовательными потребностями, материальная заинтересованность работников. 
 
 
 
 

     2 Практическое исследование  системы управления  в Муниципальном  бюджетном дошкольном  образовательном учреждении «Детский сад присмотра и оздоровления №21 города Кировска

 

      2.1 Структура управления,  определение потребности в персонале и кадровое планирование в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад присмотра и оздоровления № 21 города Кировска» 

      Общие сведения о  МБДОУ «Детский сад присмотра  и оздоровления № 21 города Кировска».

     15 ноября 1989 г. в городе Кировске  открылся детский сад № 21 «Дашенька». Дошкольному учреждению был дан  статус – оздоровительного. В  1990 году детский сад переведён в разряд санаторных, для ослабленных и часто болеющих детей. С 1993 года  в связи со значительным ростом аллергических заболеваний у детей, в целях укрепления здоровья организованы группы детей, страдающих аллергическими заболеваниями. В связи с выходом Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении 12 сентября 2008 г. и Постановления и.о. главы администрации города Кировска изменен вид муниципального дошкольного образовательного учреждения – МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 21 города Кировска» для часто и длительно болеющих детей. Группы для детей, страдающих аллергическими заболеваниями – закрыты.

     Деятельность  детского сада направлена на реализацию основных задач дошкольного образования: на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей и материальной поддержки, гарантированной государством.

      Структура управления МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 21 города Кировска».

Рис. 1. Структура  внешнего управления МБДОУ

«Детский сад присмотра и оздоровления № 21 города Кировска».

     Управление  МБДОУ строится на основе документов, регламентирующих и регулирующих его деятельность (см. таб. 1).

Таб. 1. Анализ нормативно-правового обеспечения МБДОУ

«Детский сад присмотра и оздоровления № 21 города Кировска».

Устав МБДОУ «Детский сад № 21» является не коммерческой организацией. Порядок приема, права  и обязанности воспитанников определены в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в РФ. Комплектование персонала осуществляется в соответствии со штатным расписанием, согласованным с учредителем.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности Разрешает осуществление  воспитательной и образовательной  деятельности с детьми дошкольного  возраста. Сроки действия лицензии соблюдены.
Лицензия  на осуществление медицинской деятельности Разрешает осуществление  доврачебной медицинской помощи по: медицинскому массажу, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: педиатрии.
Свидетельство об аккредитации Имеется. Учреждение аккредитовано и аттестовано  на первую квалификационную категорию.
Учебно-воспитательный план Регламентирует  распределение учебной нагрузки по группам.
Штатное расписание Количество  сотрудников согласовано и утверждено Управлением образования
Тарификация Соответствует штатному расписанию
Должностные инструкции Определяют  функциональные обязанности работников, права по должности, ответственность
Правила внутреннего трудового распорядка Способствуют  воспитанию работников в духе добросовестного труда, укреплению трудовой дисциплины, организации труда на высокой педагогической основе, рациональному использованию рабочего времени, высокому качеству учебно-воспитательной работы. Утверждены заведующим и согласованы с полномочным представителем трудового коллектива.
Коллективный  договор Принят, как  средство согласования интересов коллектива и администрации МБДОУ, регулирования  трудовых отношений в учреждении
Договоры  между родителями (законными представителями) и администрацией МБДОУ Имеются, определяют взаимоотношения родителей и  администрации МБДОУ в соответствии с действующим законодательством.
Положение о порядке установления доплат и  надбавок работникам Используется  в целях стимулирования, развития и совершенствования деятельности работников
Расписание  занятий Соответствует СанПин.
Протоколы заседаний педагогических и методических советов Имеются
Образовательная программа Документ, в  котором фиксируется и логически  аргументируется цель учебно-воспитательного  процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов.
Номенклатура  дел Систематизированный перечень наименований дел, заводимых  в установленном порядке.
Планы работы Имеются по административно-хозяйственной, учебной, воспитательной работе, внутреннему контролю, работе с родителями.
Информационно-статистические и аналитические материалы Имеются.
Технический паспорт учреждения Содержит техническую  документацию по зданиям учреждения

Информация о работе Стратегия управления персоналом на предприятии: теория и практический опыт