Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 00:50, контрольная работа
Стратегическое управление - это органическая система, состоящая из определенных элементов и процессов, и, одновременно, комплекс различных видов управленческой деятельности. Поэтому изучение стратегического управления должно одновременно охватывать теоретические, творческие и методические аспекты, постоянно иллюстрируемые примерами из удачного опыта реальной управленческой практики. Исходя из этого, перед содержанием курса лекций по стратегическому управлению были поставлены следующие учебные задачи:
1.3. Первичная концепция стратегического управления
Один из основателей стратегического менеджмента Игорь Ансофф связывает первичную концепцию стратегического управления прежде всего с двумя противоположными типичными стилями поведения организации: приростным и предпринимательским (1, 21, 11).
Приростный тип – это развитие организации с минимальными изменениями относительно традиционного поведения.
Предпринимательский тип – это целенаправленное стремление к изменениям, обеспечивающем победу в конкурентной борьбе и максимум прибыли.
Основные сравнительные характеристики двух указанных типов организации представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2.
Сравнение характеристик организации
Характеристики организации | Поведение | |
Приростное | Предпринимательское | |
1 | 2 | 3 |
Цели | Оптимизация прибыльности | Оптимизация потенциала прибыльности |
Пути достижения целей | Экстраполяция прошлых подходов | Определяется взаимодействием возможностей получения прибыли и качеств управления |
Ограничения | 1. По окружающей среде организации | 1. Способность изменять окружающую среду организации 2. Способность создать требуемые специальности |
Система поощрений и взысканий | 1. Поощрения за стабильность, эффективность | 1. Поощрения за творчество, инициативу |
Информация | 1. Внутренняя: деятельность 2. Внешняя: долгосрочный объем возможностей | 1. Внутренняя: возможности 2. Внешняя: глобальный объем возможностей |
Проблема | Повторяющаяся, знакомая | Неповторяющаяся, новая |
Стиль руководства | 1. Популярность | 1. Допускающий рискованные действия |
Организационная структура | 1. Стабильная или расширяющаяся | 1. Гибкая, структурно меняющаяся 2. Деятельность организована в соответствии с проблемами 3. Виды деятельности жестко увязаны |
Решение управленческих проблем а) признание необходимости действий | 1. Реакция в ответ на возникшую проблему | 1. Активный поиск возможностей 2. Привидение проблемы |
б) поиск альтернативы | 1. Ориентация на прошлый опыт 2. Незначительные отклонения от статус-кво | 1. Творческий поиск 2. Большие отклонения от статус-кво |
в) оценка альтернатив | принимается первая, удовлетворяющая потребности | Выбирается лучшая из набора альтернатив |
г) отношение к риску | 1. Минимизация риска 2. Соответствии прошлому опыту | 1. Сознательный риск 2. Балансировка совокупности рискованных вариантов |
Кроме двух типов организационного поведения, И. Ансофф различает два вида менеджмента (управления): стратегический и оперативный менеджмент (оперативный менеджмент, по Ансоффу, соответствует тактическому менеджменту, или управлению).
По мнению И. Ансоффа, деятельность по стратегическому менеджменту связана с постановкой целей и задач организации. И, кроме того, с поддержанием системы взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним вызовам.
Первый конечный результат стратегического управления – это системный потенциал для достижения целей организации в будущем.
Второй конечный результат – структура организации и ее внутренние изменения, обеспечивающие чувствительность организации к изменениям внешней среды и соответствующую адаптацию (1, 21).
В отличие от стратегического управления организации, которое предназначенное для обеспечения стратегической позиции, оперативный менеджмент использует уже существующую стратегическую позицию организации для достижения ею конкретных тактических целей.
Менеджеры, занимающиеся стратегическим управлением, в первую очередь обеспечивают постоянный потенциал прибыльности организации, а оперативный менеджмент – превращение потенциала в реальную прибыль.
Конечный результат оперативного управления – это реализация продуктов-товаров организации ее конкретным клиентам-потребителям за конкретные цены.
Стратегическое и оперативное управление требуют создания и поддержания адекватной, так называемой организационной архитектоники, а также соответствующих подсистем персонала, включающих определенную квалификацию, мотивацию и т.д. При этом, по И. Ансоффу, во всех этих аспектах два указанных вида менеджмента совершенно различны, что и подтверждает табл. 1.3.
Таблица 1.3.
Сопоставление архитектоники организаций
Аспекты | Оперативная | Стратегическая |
1. Культура | Ориентирована на производство/маркетинг: успех = агрессивная конкуренция + эффективное производство | Ориентирована на стратегию/гибкость: успех = изобретательность + предвидение/создание потребностей |
2. Менеджер | Должен уметь получить прибыль достичь поставленных целей и контролировать | Предприниматель “проводник” новшеств и благожелательный лидер |
3. Система управления | 1. Долгосрочное планирование 2. Контроль сложившейся деятельности
| Стратегическое планирование/стратегическое проблемное управление 2. Стратегическое управление 3. Стратегический контроль |
4. Информация | Тенденции спроса и прибыли | Новые проблемы и возможности |
5. Структура | 1. Функциональная/дивизионная 2. Стабильная | 1. По проектам/матричная 2. Динамичная |
6. Власть | 1. Децентрализована 2. Сосредоточена в производстве и маркетинге | Сосредоточена в общем руководстве НИОКР, новых предприятиях и стратегическом планировании |
Из нее видно что стратегическая культура является открытой, гибкой и изобретательной; а для оперативной культуры характерно консервативное отношение к изменениям и нацеленность на традиционный рост эффективности производства.
По Ансоффу, из сопоставления табл. 1.2. и 1.3. следует, что существует определенная связь между типами организационного поведения и видами управления, а именно: стратегическое управление требует предпринимательского поведения, а оперативное управление – приростного.
Один из основных выводов, который делает И. Ансофф, сводится к следующему:
1) в 1-й половине XX в. стратегическое и оперативное поведение, а также соответствующий менеджмент выступали для организации как альтернативные;
2) во 2-й половине XX столетия компании все больше нуждаются в одновременном использовании обоих типов поведения и эффективном сочетании двух видов управления;
3) Организационные архитектоники, которые соответствуют разным типам поведения, имеют свой характер, отличаются друг от друга и находятся в определенном противоречии.
Отличие стратегического менеджмента от стратегического планирования и по существу, и по форме определяется указанными различиями и противоречиями между двумя типами организационного поведения.
Для достижения гармоничного развития и обеспечения своей стратегической и тактической эффективности компаниям необходимо уметь создавать гибкие организационно-структурные формы, т.е. системы, которые соответствуют и двум указанным типам поведения, и двум видам управления одновременно.
1.4. Переход от стратегического планирования
к стратегическому менеджменту.
История развития менеджмента – это история успеха нововведений, включая инновационные подсистемы или даже различные модели систем управления. Одни управленческие системы выдерживали испытание практикой, а другие – нет. Успешные модели управления довольно быстро распространялись от компаний-иноваторов на другие организации.
Предшественником стратегического планирования была система долгосрочного планирования. Эта система, получившая максимальное развитие на Западе в 50-е годы, в основном соответствовала приростному типу организационного поведения компаний. Как правило, долгосрочное планирование применялось в крупных, а иногда и в средних компаниях. Тогда типичной была ситуация быстрого корпоративного роста, которая сопровождалась резким увеличением размеров организаций и повышением сложности системы ее менеджмента.
Основным методом долгосрочного планирования стала экстраполяция ключевых тенденций и факторов, определяющих специфику развития организаций в прошлом, с некоторой их коррекцией на будущее.
В 60 – 70 годы долгосрочное планирование в США и Западной Европе переросло в систему стратегического планирования. В определенной мере эта система стала ответной реакцией ряда компаний на существенное изменение их внешней среды, которое проявилось в насыщении соответствующих рынков (1, 21, 4, 17).
Считалось общепризнанным, что главное отличие стратегического планирования от всех других видов планирования – это его принципиальная направленность не внутрь организации, а вовне. В эволюции корпоративного управления этап перехода от модели «закрытой организации» к модели «открытой организации» связывают со стратегическим планированием.
Характерная черта открытой организации – это профессиональный стратегический анализ изменений своей внешней среды и выработка адекватных адаптивных реакций.
Наряду с учетом тенденций внешней среды, стратегическое планирование интегрирует все последние достижения в области методов планирования и, по сравнению с долгосрочным планированием, является значительно более сложным и многогранным. В арсенал новых методов, используемых стратегическим планированием, входят: модели анализа инвестиционных портфелей компаний, разработка ситуационных планов развития, применение сценарного планирования, использование систем экспертных оценок, применение различных аналитических матриц для исследования альтернатив возможного стратегического развития и т. д.
С середины 70-х годов в большинстве крупных и во многих средних компаниях Запада стали функционировать централизованные подразделения общекорпоративного планирования. Некоторые аналитики и журналисты называют 60 – 70-е годы «бумом стратегического планирования».
Но с начала 70-х годов одновременно с ростом числа организаций, применяющих стратегическое планирование, все более четко стали проявляться не только субъективные трудности его применения (заданность сверху, «дорогие» специалисты, большая длительность разработок и т. д.); а главное – проявились объективные границы эффективности стратегического планирования как системы адаптации к изменениям рыночной среды и обеспечения перспективной конкурентоспособности организации.
Основной недостаток стратегического планирования как определенного подхода к проблеме будущего развития организации – заключается в том, что в будущее по-прежнему переносились существенные параметры организации, которые уже были заданным ее прошлым. Оставался неизменным ключевой принцип управленческой ментальности, который реально доминировал в ее практике идти в будущее от прошлого.
В результате сложного сочетания ряда определяющих факторов к началу 70-х годов на Западе сложилась ситуация, которая ознаменовалась переходом от стратегического планирования к стратегическому менеджменту (1, 4, 11).
Среди таких факторов обычно выделяют следующие:
1) объективный существенный рост изменчивости и сложности внешней рыночной среды организации;
2) достаточно широкое субъективное сознание реальной недостаточности эффективности стратегического планирования;
3) новое понимание стратегии, представленное в трудах А. Чандлера, Г. Саймона, И. Ансоффа, Г. Минцберга и других крупных исследователей;
4) новые методы решения стратегических проблем развития организаций, которые были предложены и внедрены в бизнес практике McKinsey & Co, BCG b и другими ведущими консалтинговыми фирмами.
Начиная с 1972 г. Стратегический менеджмент стали практиковать General Electric, IBM, Coca – Cola, Texas Instruments Inc. и ряд других ведущих американских компаний. В 1973 г. в г. Нэшвилл, США, была приведена Первая международная конференция по стратегическому менеджменту. Поэтому данный год можно считать официальным годом рождения стратегического менеджмента и годом перехода от стратегического планирования к стратегическому управлению.
Стратегическое планирование как логический, аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности было разработано фирмами, морального устаревания техники и технологии.
В отличие от предшествующего ему долгосрочного планирования стратегическое планирование является более сложным процессом, влияющим на организацию. Во многих случаях в начальный период применения стратегическое планирование вызывало на фирме сопротивление и давало желаемого улучшения деятельности.
Был поставлен вопрос: полезно ли стратегическое планирование и не является ли органическая адаптация, базирующаяся на управленческой интуиции и опыте, более эффективным методом реагирования фирмы на проблемы, имеющие стратегический характер?
Проведенные исследования показали, что стратегическое планирование, если оно правильно используется в управлении, приводит к значительному улучшению деятельности фирмы.
Но также было выявлено, что, когда фирма проводит периодические изменения своей стратегии, возникает сопротивление и это сопротивление вызывает несбалансированность новой стратегии и сложившихся возможностей управления (1).
Стратегическое управление обеспечивает наиболее комплексный подход к проблеме, и этот подход в настоящее время получает наибольшее распространение.