Стратегическое управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 00:50, контрольная работа

Описание работы

Стратегическое управление - это органическая система, состоящая из определенных элементов и процессов, и, одновременно, комплекс различных видов управленческой деятельности. Поэтому изучение стратегического управления должно одновременно охватывать теоретические, творческие и методические аспекты, постоянно иллюстрируемые примерами из удачного опыта реальной управленческой практики. Исходя из этого, перед содержанием курса лекций по стратегическому управлению были поставлены следующие учебные задачи:

Работа содержит 1 файл

Готовая.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

1.3.                 Первичная концепция стратегического             управления

Один из основателей стратегического менеджмента Игорь Ансофф связывает первичную концепцию стратегического управления прежде всего с двумя противоположными типичными стилями поведения организации: приростным и предпринимательским (1, 21, 11).

Приростный тип – это развитие организации с минимальными изменениями относительно традиционного поведения.

Предпринимательский тип – это целенаправленное стремление к изменениям, обеспечивающем победу в конкурентной борьбе и максимум прибыли.

Основные сравнительные характеристики двух указанных типов организации представлены в табл. 1.2.

Таблица 1.2.

Сравнение характеристик организации

Характеристики организации

Поведение

Приростное

Предпринимательское

1

2

3

Цели

Оптимизация прибыльности

Оптимизация потенциала прибыльности

Пути достижения целей

Экстраполяция прошлых подходов

Определяется взаимодействием возможностей получения прибыли и качеств управления

Ограничения

1. По окружающей среде    организации                                   2. По внутренним возможностям

1. Способность изменять окружающую среду организации      2. Способность создать требуемые специальности                               3 . Способность воспринимать различные способы поведения

Система поощрений и взысканий

1. Поощрения за стабильность, эффективность                             2. Поощрения за прошлую деятельность

1. Поощрения за творчество, инициативу                                   2. Взыскания за отсутствие инициативы

Информация

1. Внутренняя: деятельность              2. Внешняя: долгосрочный объем возможностей

1.  Внутренняя: возможности           2. Внешняя: глобальный объем возможностей

Проблема

Повторяющаяся, знакомая

Неповторяющаяся, новая

Стиль руководства

1. Популярность                           2. Установление единства подходов

1.  Допускающий рискованные действия                                       2. Вдохновляющий людей на восприятие изменений

Организационная структура

1. Стабильная или расширяющаяся                          2. Деятельность организована в соответствии с процессом переработки ресурсов                  3. Стремление к экономии в масштабах производства                   4. Виды деятельности увязаны слабо

1. Гибкая, структурно меняющаяся  2. Деятельность организована в соответствии с проблемами  3. Виды деятельности жестко увязаны

Решение управленческих проблем  

а) признание необходимости действий

1. Реакция в ответ на возникшую проблему                                     2. С запаздыванием по отношению к появлению проблемы

1. Активный поиск возможностей   2. Привидение проблемы

б) поиск альтернативы

1. Ориентация на прошлый опыт  2. Незначительные отклонения от статус-кво                                    3. Рассматривается единственная альтернатива

1. Творческий поиск                      2. Большие отклонения от статус-кво                                                3. Рассматриваются многочисленные альтернативы

в) оценка альтернатив

принимается первая, удовлетворяющая потребности

Выбирается лучшая из набора альтернатив

г) отношение к риску

1. Минимизация риска                        2. Соответствии прошлому опыту

1. Сознательный риск                          2. Балансировка совокупности рискованных вариантов

Кроме двух типов организационного поведения, И. Ансофф различает два вида менеджмента (управления): стратегический и оперативный менеджмент (оперативный менеджмент, по Ансоффу, соответствует тактическому менеджменту, или управлению).

По мнению И. Ансоффа, деятельность по стратегическому менеджменту связана с постановкой целей и задач организации. И, кроме того, с поддержанием системы взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним вызовам.

Первый конечный результат стратегического управления – это системный потенциал для достижения целей организации в будущем.

Второй конечный результат – структура организации и ее внутренние изменения, обеспечивающие чувствительность организации к изменениям внешней среды и соответствующую адаптацию (1, 21).

В отличие от стратегического управления организации, которое предназначенное для обеспечения стратегической позиции, оперативный менеджмент использует уже существующую стратегическую позицию организации для достижения ею конкретных тактических целей.

Менеджеры, занимающиеся стратегическим управлением, в первую очередь обеспечивают постоянный потенциал прибыльности организации, а оперативный менеджмент – превращение потенциала в реальную прибыль.

Конечный результат оперативного управления – это реализация продуктов-товаров организации ее конкретным клиентам-потребителям за конкретные цены.

Стратегическое и оперативное управление требуют создания и поддержания адекватной, так называемой организационной архитектоники, а также соответствующих подсистем персонала, включающих определенную квалификацию, мотивацию и т.д. При этом, по И. Ансоффу, во всех этих аспектах два указанных вида менеджмента совершенно различны, что и подтверждает табл. 1.3.

Таблица 1.3.

Сопоставление архитектоники организаций

Аспекты

Оперативная

Стратегическая

1. Культура

Ориентирована на производство/маркетинг: успех = агрессивная конкуренция + эффективное производство

Ориентирована на стратегию/гибкость: успех = изобретательность + предвидение/создание потребностей

2. Менеджер

Должен уметь получить прибыль достичь поставленных целей и контролировать

Предприниматель “проводник” новшеств и благожелательный лидер

3. Система управления

1. Долгосрочное планирование

2. Контроль сложившейся деятельности

 

Стратегическое планирование/стратегическое проблемное управление

2. Стратегическое управление

3.  Стратегический контроль

4. Информация

Тенденции спроса и прибыли

Новые проблемы и возможности

5. Структура

1. Функциональная/дивизионная

2. Стабильная

1. По проектам/матричная

2. Динамичная

6. Власть

1. Децентрализована

2. Сосредоточена в производстве и маркетинге

Сосредоточена в общем руководстве НИОКР, новых предприятиях и стратегическом планировании

Из нее видно что стратегическая культура является открытой, гибкой и изобретательной; а для оперативной культуры характерно консервативное отношение к изменениям и нацеленность на традиционный рост эффективности производства.

По Ансоффу, из сопоставления табл. 1.2. и 1.3. следует, что существует определенная связь между типами организационного поведения и видами управления, а именно: стратегическое управление требует предпринимательского поведения, а оперативное управление – приростного.

Один из основных выводов, который делает И. Ансофф, сводится к следующему:

1)                      в 1-й половине XX в. стратегическое и оперативное поведение, а также соответствующий менеджмент выступали для организации как альтернативные;

2)                      во 2-й половине XX столетия компании все больше нуждаются в одновременном использовании обоих типов поведения и эффективном сочетании двух видов управления;

3)                      Организационные архитектоники, которые соответствуют разным типам поведения, имеют свой характер, отличаются друг от друга и находятся в определенном противоречии.

Отличие стратегического менеджмента от стратегического планирования и по существу, и по форме определяется указанными различиями и противоречиями между двумя типами организационного поведения.

Для достижения гармоничного развития и обеспечения своей стратегической и тактической эффективности компаниям необходимо уметь создавать гибкие организационно-структурные формы, т.е. системы, которые соответствуют и двум указанным типам поведения, и двум видам управления одновременно.

 

1.4. Переход от стратегического планирования

к стратегическому менеджменту.

История развития менеджмента – это история успеха нововведений, включая инновационные подсистемы или даже различные модели систем управления. Одни управленческие системы выдерживали испытание практикой, а другие – нет. Успешные модели управления довольно быстро распространялись от компаний-иноваторов на другие организации.

Предшественником стратегического планирования была система долгосрочного планирования. Эта система, получившая максимальное развитие на Западе в 50-е годы, в основном соответствовала приростному типу организационного поведения компаний. Как правило, долгосрочное планирование применялось в крупных, а иногда и в средних компаниях. Тогда типичной была ситуация быстрого корпоративного роста, которая сопровождалась резким увеличением размеров организаций и повышением сложности системы ее менеджмента.

Основным методом долгосрочного планирования стала экстраполяция ключевых тенденций и факторов, определяющих специфику развития организаций в прошлом, с некоторой их коррекцией на будущее.

В 60 – 70 годы долгосрочное планирование в США и Западной Европе переросло в систему стратегического планирования. В определенной мере эта система стала ответной реакцией ряда компаний на существенное изменение их внешней среды, которое проявилось в насыщении соответствующих рынков (1, 21, 4, 17).

Считалось общепризнанным, что главное отличие стратегического планирования от всех других видов планирования – это его принципиальная направленность не внутрь организации, а вовне. В эволюции корпоративного управления этап перехода от модели «закрытой организации» к модели «открытой организации» связывают со стратегическим планированием.

Характерная черта открытой организации – это профессиональный стратегический анализ изменений своей внешней среды и выработка адекватных адаптивных реакций.

Наряду с учетом тенденций внешней среды, стратегическое планирование интегрирует все последние достижения в области методов планирования и, по сравнению с долгосрочным планированием, является значительно более сложным и многогранным. В арсенал новых методов, используемых стратегическим планированием, входят: модели анализа инвестиционных портфелей компаний, разработка ситуационных планов развития, применение сценарного планирования, использование систем экспертных оценок, применение различных аналитических матриц для исследования альтернатив возможного стратегического развития и т. д.

С середины 70-х годов в большинстве крупных и во многих средних компаниях Запада стали функционировать централизованные подразделения общекорпоративного планирования. Некоторые аналитики и журналисты называют 60 – 70-е годы «бумом стратегического планирования».

Но с начала 70-х годов одновременно с ростом числа организаций, применяющих стратегическое планирование, все более четко стали проявляться не только субъективные трудности его применения (заданность сверху, «дорогие» специалисты, большая длительность разработок и т. д.); а главное – проявились объективные границы эффективности стратегического планирования как системы адаптации к изменениям рыночной среды и обеспечения перспективной конкурентоспособности организации.

Основной недостаток стратегического планирования как определенного подхода к проблеме будущего развития организации – заключается в том, что в будущее по-прежнему переносились существенные параметры организации, которые уже были заданным ее прошлым. Оставался неизменным ключевой принцип управленческой ментальности, который реально доминировал в ее практике идти в будущее от прошлого.

В результате сложного сочетания ряда определяющих факторов к началу 70-х годов на Западе сложилась ситуация, которая ознаменовалась переходом от стратегического планирования к стратегическому менеджменту (1, 4, 11).

Среди таких факторов обычно выделяют следующие:

1)                      объективный существенный рост изменчивости и сложности внешней рыночной среды организации;

2)                      достаточно широкое субъективное сознание реальной недостаточности эффективности стратегического планирования;

3)                      новое понимание стратегии, представленное в трудах А. Чандлера, Г. Саймона, И. Ансоффа, Г. Минцберга и других крупных исследователей;

4)                      новые методы решения стратегических проблем развития организаций, которые были предложены и внедрены в бизнес практике McKinsey & Co, BCG b и другими ведущими консалтинговыми фирмами.

Начиная с 1972 г. Стратегический менеджмент стали практиковать General Electric, IBM, Coca – Cola, Texas Instruments Inc. и ряд других ведущих американских компаний. В 1973 г. в г. Нэшвилл, США, была приведена Первая международная конференция по стратегическому менеджменту. Поэтому данный год можно считать официальным годом рождения стратегического менеджмента и годом перехода от стратегического планирования к стратегическому управлению.

Стратегическое планирование как логический, аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности было разработано фирмами, морального устаревания техники и технологии.

В отличие от предшествующего ему долгосрочного планирования стратегическое планирование является более сложным процессом, влияющим на организацию. Во многих случаях в начальный период применения стратегическое планирование вызывало на фирме сопротивление и давало желаемого улучшения деятельности.

Был поставлен вопрос: полезно ли стратегическое планирование и не является ли органическая адаптация, базирующаяся на управленческой интуиции и опыте, более эффективным методом реагирования фирмы на проблемы, имеющие стратегический характер?

Проведенные исследования показали, что стратегическое планирование, если оно правильно используется в управлении, приводит к значительному улучшению деятельности фирмы.

Но также было выявлено, что, когда фирма проводит периодические изменения своей стратегии, возникает сопротивление и это сопротивление вызывает несбалансированность новой стратегии и сложившихся возможностей управления (1).

Стратегическое управление обеспечивает наиболее комплексный подход к проблеме, и этот подход в настоящее время получает наибольшее распространение.

Информация о работе Стратегическое управление