Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 00:50, контрольная работа
Стратегическое управление - это органическая система, состоящая из определенных элементов и процессов, и, одновременно, комплекс различных видов управленческой деятельности. Поэтому изучение стратегического управления должно одновременно охватывать теоретические, творческие и методические аспекты, постоянно иллюстрируемые примерами из удачного опыта реальной управленческой практики. Исходя из этого, перед содержанием курса лекций по стратегическому управлению были поставлены следующие учебные задачи:
4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Стратегическое управление - это органическая система, состоящая из определенных элементов и процессов, и, одновременно, комплекс различных видов управленческой деятельности. Поэтому изучение стратегического управления должно одновременно охватывать теоретические, творческие и методические аспекты, постоянно иллюстрируемые примерами из удачного опыта реальной управленческой практики. Исходя из этого, перед содержанием курса лекций по стратегическому управлению были поставлены следующие учебные задачи:
1. Сформировать целостное представление о следующих категориях и понятиях:
- стратегическом управлении в рамках различных парадигм, характеризующих эволюционное развитие менеджмента, и стратегическом аспекте управления современной организацией;
- многофакторном системном стратегическом анализе внешней и внутренней среды организации;
- процессе разработки стратегии в организации, продуктовом профиле организации и жизненном цикле продукта;
- основных этапах реализации стратегии организации;
- эффективности стратегического менеджмента и путях развития знаний в области стратегического управления.
2. Изучить такие важнейшие аспекты формирования и развития современных теории и практики стратегического управления, как:
- объективные и субъективные причины, обусловившие необходимость перехода от стратегического планирования к стратегическому управлению;
- стратегическая система сценарного планирования для современной организации;
- различные концептуальные подходы к управлению процессом реализации стратегических изменений;
- переход от общей стратегии организации к программе ее развития.
3. Научить изучающих курс лекции:
- как проводить первичный стратегический анализ для организации;
- как разрабатывать общую и функциональную стратегии в организации;
- методам проведения SWOT-анализа, SNW-анализа и выбора базовых конкурентных стратегий для конкретных продуктов организации;
- способам выделения из системы стратегических изменений ключевых и определении приоритетности их проведения.
4. Познакомить с начальными навыками практического осуществления функций стратегического контролинга в организации.
Тема 1. Стратегическое управление в системе
менеджмента
1.1. Основы стратегического управления
В качестве одной из понятийных основ в системе менеджмента, состоящей из двух подсистем – стратегической и оперативной, предлагается модель стратегического управления (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Модель стратегического управления
Эволюция теории и практики стратегического управления состоит в прохождении следующих уровней и этапов:
Базовый уровень (отсутствие элементов стратегического управления);
I уровень – стратегическое планирование («управление по инструкциям»);
II уровень – стратегический менеджмент (I этап – «правление по целям»)
III уровень – стратегический менеджмент (II этап – «менеджмент – обучение»)
Исходное представление (первичный формат) о стратегическом управлении дано на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Основы стратегического управления
На рис. 1.3. приводится общая модель организации. Данная схема организации как своеобразной «стратегической пирамиды», конечно, является очень упрощенной. Но при этом она довольно удачно показывает системность и целостное единство стратегического и организационного аспектов менеджмента (3).
Миссия
Цели
Стратегическая концепция
В какой области мы хотим работать?
Стратегии ключевых подсистем организации
Каким образом организация добивается успеха?
Возможности Опасности Сильные стороны Слабые стороны | Удержание конкурентных преимуществ Создание конкурентных преимуществ | |||
Организационная модель | Модель оперативного менеджмента | |||
Организационная концепция | Концепция оперативного менеджмента | |||
Оргструктура организации Специализация Оргструктура системы менеджмента Распределение управленческих функций Распределение компетенции | Система конкретных бизнес-планов Механизм реализации бизнес-планов Механизм контроля
| |||
Виды и структуры деятельности |
Рис. 1.3. Упрощенная модель организации («Стратегическая пирамида»)
Основу стратегического управления составляет понимание следующих базовых определений:
- система менеджмента;
- миссия;
- стратегия;
- стратегическое управление;
- конкурентное преимущество.
Система менеджмента – главное средство разработки и практического осуществления общей программы развития организации и реализации ее стратегии. Конечная цель системы менеджмента – выполнение миссии организации.
Миссия – это наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в наиболее общей форме и четко выражающая основную причину существования организации.
Стратегия – это деловая концепция организации на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспе6чить организации конкурентные преимущества в достижении целей.
Решающий элемент стратегии – целевая ориентация в использовании ресурсов организации.
В конечном счете, корпоративная стратегия данной конкретной организации к системе ее конкретных конкурентных преимуществ.
При этом ключевая связь-компетенция, как стратегии, так и соответствующей программы развития организации заключается в знаниях и практических навыках организации по созданию и реализации своих конкурентных преимуществ.
Стратегическое управление – это подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролингу стратегии организации.
Конкурентное преимущество – это те характеристики, которые создают для производящей и/или реализующей данный продукт организации определенное превосходство над ее конкурентами.
Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому продукту-товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, т.е. к формам производства, сбыта, продаж и т.д., специфичным для организации и/или ее продукта (12).
Такое превосходство является относительным, т.е. определяется сравнением с конкурентом.
Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация.
Низкие издержки отражают способность организации разрабатывать, выпускать и продавать сопоставимый продукт-товар с меньшими затратами, чем у конкурентов.
Дифференциация это способность обеспечить покупателя уникальной и/или большей ценностью в виде нового качества продукта, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Любая потенциально эффективная стратегия и соответствующее стратегическое управление должны уделять достаточное внимание обоим типам конкурентного преимущества (12).
Реальное конкурентное преимущество достигается благодаря тому, как данная организация на практике осуществляет отдельные виды своей деятельности и всю их совокупность в целом.
1.2. Стратегический аспект в управлении
Содержание данных определений дополняется пониманием стратегического аспекта в управлении организацией, для чего необходимо конкретизировать определенные термины и моменты.
Первым таким термином является «организация».
В настоящей теме слово «организация» прежде всего, используется в значении такого юридического лица, как коммерческая организация. И, следовательно, термины «организация» и «коммерческая организация» выступают как синонимы.
Второй базовый термин – это «управление» и, термин «менеджмент» в качестве его тождественного синонима.
Жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:
получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;
изготовление продукта;
передача продукта во внешнюю среду,
Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Именно для решения этих задач существует управление в организации.
Третий термин связан с развитием организации. Все многообразие факторов, определяющих се развитие, можно разделить на внешние и внутренние. Внешние — это те факторы развития, которые своими корнями «сидят» во внешней среде организации. А внутренние факторы – это те, истоки которых находятся в самой организации.
В данном контексте, если учесть ранее представленную информацию по поводу стратегического аспекта можно отметить следующее: во-первых, стратегический аспект – и прежде всего, и в основном — связан с внешними факторами развития организации; во-вторых, стратегичность — в отличие от тактических или оперативных моментов — касается относительно долгосрочных перспектив развития организации.
Относительность означает, что стратегический период имеет существенно большую продолжительность, чем тактический период развития организации, и то, что для каждой конкретной организации такое соотношение является конкретно-индивидуальным.
Следовательно, для конкретной организации соотношение стратегического и тактического является относительным и в аспекте сравнения с другими организациями, и с точки зрения отношения к разным конкретным ситуациям, а также в ряде других отношений.
Суть стратегической реакции системы управления организации – это обеспечение эффективной адаптации к изменениям внешнего окружения.
В увязке с адаптивностью и эффективностью становиться почти очевидным, что стратегический аспект – это еще и особый анализ внешней среды организации. А за анализом по самой логике управления следуют: сначала подготовка проектов стратегических решений, затем принятие стратегических решений, а потом их реализация. Кроме того, как это положено при хорошем управлении, добавляется контроль процесса и его результатов.
Таким образом, к дополнительным моментам стратегического аспекта в управлении развитием организации мы можем теперь отнести: объективную необходимость в особом стратегическом анализе как специализированном анализе решений внешней среды организации; а также вытекающий из такого анализа особый механизм принятия и реализации адекватных управленческих решений.
Сравнение дополнительных характеристик стратегического аспекта управления организацией с оперативным управлением приведено в табл. 1.1.
Таблица1.1.Сравнение стратегического и оперативного управления
Характеристика | Оперативное управление | Стратегическое управление |
Миссия, предназначение | Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации | Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса и окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц |
Объект концентрации внимания менеджмента | Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов | Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении |
Учет факторов времени | Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу | Ориентация на долгосрочную перспективу |
Основа построения системы управления | Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология | Люди, системы информационного обеспечения, рынок |
Подход к управлению персоналом | Работники - это ресурс организации, это исполнители отдельных работ и функций | Работники - это основа организации, ее главная ценность и источник благополучия |
Критерий эффективности управления | Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала | Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения окружения |