Стратегическое управление персоналом в XXI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является формулирование и обоснование эффективных теорий стратегического управления персоналом в современных условиях, а также выявление наиболее перспективных для России подходов к управлению персоналом.
Исходя из данной цели исследования, задачами работы являются:
Рассмотрение основных теорий стратегического управления персоналом и их оценка;
Анализ практики стратегического управления персоналом в различных организационных культурах;
Выявление основных тенденций развития управления персоналом в России и предпосылок становления стратегического менеджмента персонала в условиях эффективной организационной культуры, адекватной условиям и традициям нашей страны.

Содержание

Введение. Переход к новому технологическому способу производства и изменение подхода к управлению персоналом. Эволюция подхода: кадровая работа - управление персоналом - управление человеческими ресурсами - стратегическое управление персоналом.
Глава 1. Сущность стратегического управления персоналом ...... 11
Глава 2. Составляющие стратегии управления персоналом .......... 78
Глава 3. Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации ......................................................................... 123
Глава 4. Практика стратегического управления персоналом.
4.1. Комбинация различных вариантов стратегии ......................................... 143
4.2. Развитие компетенции персонала в условиях стратегического управления ......................................................................................................................... 148
4.3. Формирование эффективной организационной культуры в рамках
стратегического управления персоналом
Глава 5. Перспективы развития стратегического управления персоналом.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Стратег.управление персоналом.doc

— 371.00 Кб (Скачать)

      Урок 4. Все быстрорастущие компании придерживаются стратегии увеличения своей доли рынка, они постоянно нацелены на завоевание новых позиций на рынке сбыта своей продукции.

      Урок 5. Каждая из преуспевающих компаний убеждена, что качество ее продукции  или услуг является наивысшим.

      Урок 6. Все преуспевающие и быстрорастущие компании самое пристальное внимание уделяют обслуживанию  потребителей.

      Урок 7. Быстрорастущие компании, как никто, умеют сосредоточиваться на ключевых аспектах своей деятельности.

      Урок 8. Многие из быстрорастующих компаний держат под замком, в большом секрете свои патенты, программное обеспечение или научно-технические достижения. Не спешат расстаться со своими открытиями, лицензировать их.

      Урок 9. Быстрорастущие компании обладают способностью привлекать и удерживать у себя талантливых людей.

      Урок 10. Большинство быстрорастущих компаний  демонстрируют все возрастающую гибкость в управлении и организации  производства.

      Урок 11. Большинство быстрорастущих компаний США демонстрируют сильное желание  разделить со своими работниками все выгоды, прежде всего прирост прибыли.

      Урок 12. Быстрорастущие компании предлагают своим работникам привлекательные  условия для труда.

      Урок 13. Быстрорастущие компании учились, как  услышать то, что происходит внутри и вовне фирмы.

      В отношении предприятий переходного  периода России, как и других стран  СНГ,  более  справедлива так  называемая “теория выживания”56. Согласно этой теории, в известном смысле являющейся “антиэволюционной”, предприятие в переходный период не в силах приспособиться к постоянным изменениям внешней среды, прежде  всего, - к колебаниям в номенклатуре и объемах производства, а также к резким переменам в финансовом состоянии поставщиков и потребителей.  В этих условиях основной задачей предприятий является выживание. Поэтому плавная и согласованная с внешней средой эволюция невозможна, а правила принятия решений на предприятии, едва сформировавшись, рушатся под напором стрессовых ситуаций, в которых слишком часто оказывается коллектив предприятия и его руководство. В этих условиях руководители предприятия принимают решения, основываясь только на краткосрочной личной  выгоде и стремлении к укреплению своего бесконтрольного положения.

      По  мнению ряда отечественных авторов57, данная фаза в жизни предприятия носит кратковременный характер. Социально-экономическая и нормативно-правовая нестабильность, накопление “криминальной составляющей” деятельности руководителей предприятий и смыкание их  со структурами организованной преступности делают положение руководителей, “ориентированных на выживание”, неустойчивым. Чувствуя себя временщиками, такие руководители не заинтересованы в стратегическом управлении персоналом. 
 
 
 

Практикум

на  основе анализа 12 уроков фирм США.

Уроки для процветания  фирм России сегодня  и завтра.

      На  основе анализа 13 уроков преуспевающих и быстрорастущих компаний США четырем группам менеджеров из различных предприятий Москвы в октябре 2002 г. было предложено ответить на три вопроса:

  1. Какие из данных уроков соответствуют практике современных преуспевающих и быстрорастущих компаний России? - (отметить знаком +);
  2. Какие из уроков фирм США необходимо будет учесть фирмам в будущем (после завершения этапа переходной экономики и становления в России социально ориентированной рыночной экономики)? - (отметить знаком !);
  3. Какие уроки американских фирм неприемлемы в России ни сегодня, ни в будущем в силу особенностей национальной экономики страны? - (отметить знаком -).
 
Уроки фирм США Ответы  гр.1   Ответы гр.2 Ответы  гр.3 Ответы  гр. 4
1.  Видение - ! - -
2. Оптимизм ! ! + -
3. Семья ! - ! -
4. Новые рынки + + + -
5. Наивысшее качество ! ! ! -
6. Потребители ! ! + -
7. Ключевые  аспекты ! ! + -
8. Патенты - под замок - ! - -
9. Привлечение талантливых людей + ! ! -
10. Гибкость  в управлении ! - + -
11. Участие в прибылях +/- ! - -
12. Привлекательные

условия труда

+ ! ! -
13. Изучение  ситуации внутри и

вне фирмы

+ ! ! -

 

   Как следует из ответов менеджеров, в  настоящее время быстрорастущие и преуспевающие фирмы России, по мнению трех групп респондентов из четырех, должны придерживаться стратегии увеличения своей доли рынка, они постоянно должны быть нацелены на завоевание новых позиций на рынке сбыта своей продукции (урок 4 фирм США).

   В будущей экономике  России для процветания фирмы ей необходимо будет учесть большинство сегодняшних уроков американских фирм (уроки 2, 3, 5, 6, 7, 9, 12, 13).

   Неприемлемы для России, по мнению респондентов, следующие уроки: 1-й: (“Все лица, так или иначе участвующие в создании процветающего, быстрорастущего предприятия, отчетливо представляют себе, где бы они хотели очутиться в отдаленной перспективе”); урок 8 (“Многие из быстрорастущих компаний держат под замком, в большом секрете свои патенты, программное обеспечение или научно-технические достижения. Не спешат расстаться со своими открытиями, лицензировать их”) и урок 11 (“Большинство быстрорастущих компаний США демонстрируют сильное желание разделить со своими работниками все выгоды, прежде всего прирост прибыли”).

   Урок 10 (“Большинство быстрорастущих компаний демонстрируют все возрастающую гибкость в управлении и организации производства”) вызвал наибольший разброс мнений.

   Обосновывая свое мнение о том, что урок 1 и в будущем неприемлем для России, респонденты ссылались на растущую непредсказуемость перемен в жизни. О “невозможности предвидеть будещее”, о том, что многое из того, что сегодня кажется превосходной перспективой, завтра может безнадежно устареть, пишут и зарубежные авторы, в частности, У. Йеманс. О его концепции я уже писал в начале работы и отмечал необходимость не отказа от долгосрочных планов (в том числе и о собственном будущем), а об изменении методов планирования. Учет вероятных изменений предполагает сценарный подход, в том числе и для каждого человека. Реально речь, вероятно, должна идти о необходимости постоянного развития личностных качеств человека, чтобы вовремя получать и анализировать информацию о намечающихся переменах в мире, раньше других вносить необходимые коррективы в свои планы. Тогда в будущем можно добиться реализации той цели, которая весьма близка к поставленной многие годы назад.

   Быстрые, непредсказуемые изменения как  в технологиях, так и в повседневной жизни  связаны с развитием  третьей промышленной революции  в современном мире. Ее основой одни авторы считают информацию (отечественные исследователи А.Д. Урсул, Н.Н. Моисеев, американские теоретики Й. Финкельштейн, Д. Ньюмен), другие ученые - микропроцессоры (К.-Х. Бекуртс, В. Штайнмюллер, А. Шафф). Впрочем, два последних автора пишут о второй промышленной революции, говоря о компьютерах и автоматизации, коммуникации и микроэлектронике).

   Представляется, что информация - более значимая основа третьей промышленной революции. Правда, само понятие информации до сих пор не имеет общепринятого определения. Н.Н. Моисеев справедливо полагал, что смысл термина информация вообще не может быть объяснен (по крайней мере сегодня - В. М.) достаточно четко. “Я думаю, - писал автор, - что его следует относить к числу “первопонятий”, подобных материи, духу, о которых можно писать книги, но дать их однозначное определение невозможно!”58. Под информацией в широком смысле можно понимать такое свойство всей материи, как отражение. Особенность этой части отражения заключается в том, что она может объективироваться, опредмечиваться, передаваться и вообще участвовать в других формах движения, которые реализуются как в природе и обществе, так и в информационно-кибернетической  технике, в частности, в компьютерах. Другие свойства информации интересно рассматриваются, в частности, А.Д. Урсулом59

   Третья  промышленная революция ведет к  становлению информационного общества, которое точнее было бы назвать “обществом знаний”, поскольку важнейшими “производственными факторами” становятся новые виды “товаров” - интеллект и фантазия60.  Основой общества знаний становятся интеллект, информация и интерес (комплексный “фактор И”).  Интеллектуальное и информированное общество может быть сформировано только при ведущей роли информационной экономики, в том числе - качественно новом положении в обществе науки, а также школьного, высшего и профессионального образования. Образование призвано не только обучать, но и формировать Личность, заинтересованную и способную получать и анализировать информацию для достижения определенных личных и общественных целей61.

   Неприемлемость  урока 8  (“Патенты - под замок!”) респонденты обосновывали тем, что русский человек - коллективист, “в баньке обязательно поделится новейшими разработками на фирме”. Возможно, в будущей экономике и не понадобится держать в секрете свои научно-технические достижения, поскольку ускорение научно-технического прогресса в мире, глобализация многих явлений жизни сделает необходимым немедленное применение новинок, поскольку завтра они могут уже устареть. Лет через 20 можно будет точно сказать, приемлем или нет урок 8 предприятиям России.

      Мне представляется необоснованным мнение большинства респондентов о том, что и в будущем быстрорастущие компании России не будут стремиться разделять со своими работниками  все выгоды, прежде всего прирост прибыли (урок 11 фирм США). Если сохранится рыночная экономика, то она будет эффективной только при условии сближения интересов работников предприятия и хозяев. Это уже сегодня предлагает, в частности, В.И. Бовыкин.

   Без участия работников в прибылях, без их чувства сопричастности к успеху фирмы будет ощущаться то отчуждение работника, которое уже сегодня является тормозом повышения эффективности их труда. Труд эффективный в новой экономике - это труд заинтересованных в успехе фирмы сотрудников, которые относятся к своему делу творчески. Разумеется, такие требования к персоналу несовместимы с низведением работников до положения простых исполнителей, которые именно за “послушание” получают заработную плату и иногда премии. Характерно, что практически все группы отметили, что наивысшее качество товаров и услуг в будущем будет и в России обязательной предпосылкой процветания корпорации. Для этого, безусловно, потребуется учесть урок 11 сегодняшних лучших фирм США.

   Что касается сегодняшнего дня, то респонденты фактически подтвердили выводы отечественных и западных авторов о том, что в условиях нестабильности основной задачей предприятий является выживание. Стратегия, рассчитанная на многие годы вперед, доступна лишь очень небольшому количеству крупных отечественных предприятий. 

  Новое в стратегическом  управлении персоналом.

      Западные  эксперты считают, что стратегический менеджмент 90-х годов и начала XXI века - это менеджмент в быстро меняющихся условиях. Перед предприятиями выдвигаются новые цели и задачи и, естественно, требуются адекватные ответные изменения в действиях самой компании. В числе главных обстоятельств, на которые необходимо реагировать организации в начале XXI века, можно назвать следующие:

  • усиливающаяся глобализация;
  • более интенсивная конкуренция;
  • высокие цены на рабочую силу;
  • сокращение жизненного цикла изделий;
  • высокие цены на сырье и материалы;
  • трудности в получении средств на исследования и разработки;
  • необходимость постоянно увеличивать внутрифирменную гибкость и адаптивность организации, внедрять новые формы кооперации, в том числе международной.

      Швейцарский ученый Норберт Том отмечает ряд  изменений внешней среды, которым  должно противостоять предприятие. Важнейшие из них: 62

  • экономические (например, глобализация рынка или его региональная дифференциация);
  • технологические (быстрое распространение новых технологий);
  • политико-правовые (изменения в законодательстве);
  • социально-культурные (демографические сдвиги, изменения в системе ценностей);
  • физико-экологические (климатические условия, нагрузка на экосистему).

Информация о работе Стратегическое управление персоналом в XXI веке