Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:46, шпаргалка
Стратегия, стратегическое управление, стратегия предприятия.
Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.
Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель».
(конгломератная диверсификация). Выгода от конгломератных слияний возможна в результате оптимизации управления денежными потоками и инвестиционными ресурсами. В качестве наиболее важных мотивов такой диверсификации можно назвать стремление закрепиться в растущих отраслях и/или отраслях с высокой нормой прибыли, распределение риска, использование опыта управления, иногда играют роль налоговые льготы.
Имеются два возможных пути осуществления диверсификации:
* внутренний
рост — проведение
* внешний рост — диверсификация путем слияний и поглощений (M & А).
Разделяют:
1. Вертикальный
комплекс - это хозяйственное объединение,
2. Горизонтальный
комплекс - это форма объединения,
возникающая при несвязанной
диверсификации в рамках
Формы объединений:
Основные формы объединения предприятий:
Под финансово-промышленной
группой (ФПГ) понимается совокупность
юридических лиц, действующих как
основное и дочернее общество, либо
полностью или частично объединивших
свои материальные и нематериальные
активы (система участия) на основе
договора о создании ФПГ в целях
технологической или
Холдинговая компания - это организация, независимо от ее организационно-правовой формы, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций других организаций. Холдинговая компания - это компания или корпорация, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний (фирм) с целью контроля и управления их деятельностью.
Механизм владения контрольным пакетом акций дает холдинговой компании право решающего голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших конгломератов, входящих в ее состав. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, являются дочерними.
Конгломератом
считается объединение
Консорциум
- это объединение
Трест - форма
объединения, при которой предприятия,
входящие в него, полностью теряют
свою производственную, коммерческую
и юридическую
Картель - это соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.
Синдикат - объединение рынков сбыта предпринимателями одной отрасли для устранения излишней конкуренции между ними.
Основные
проблемы управления диверсифицированными
предприятиями связаны с
Основными функциями центрального органа управления на диверсифицированной фирме (но не в холдинге) являются следующие:
• управление корпоративным портфелем, приобретения, слияния и продажи подразделений, а также распределение ресурсов. Центр может более эффективно распределять ресурсы, чем рынок, который требует определенных затрат, связанных с осуществлением сделок (трансакционные издержки);
• формирование стратегий на уровне бизнес-единиц и их согласование с корпоративной стратегией;
• обеспечение координации между различными видами бизнеса с целью получения синергического эффекта;
• осуществление контроля над деятельностью бизнес-единиц.
В фирмах за рубежом выделяются три уровня управления:
1. Высший уровень (top management) включает совет директоров или наблюдательный совет и правление. Совет директоров определяет общую стратегию фирмы, а правление отвечает за ее реализацию. Конкретное распределение обязанностей между ними регулируется национальным законодательством, в России это Закон РФ «Об акционерных обществах».
В целом считается, что совет директоров должен:
Правление разрабатывает текущую хозяйственную политику в рамках общей стратегии и организует ее выполнение, осуществляя координацию деятельности на фирме. Обычно важнейшими задачами правления являются:
2. Средний уровень (middle management) представлен центральными службами управления (staffs). Эти службы осуществляют важнейшие функции управления, поэтому называются функциональными службами: это служба маркетинга, финансовая, планирования, НИОКР, координации, учета и контроля и т. д. Роль данных служб сводится к подготовке информации и выработке рекомендаций по всем вопросам, входящим в их компетенцию, для принятия решений менеджерами высшего уровня.
3. Низовой уровень (lower management) представлен производственными отделениями (divisions) и стратегическими единицами бизнеса. Менеджеры данного уровня управления имеют определенную самостоятельность, рамки которой существенно зависят от принятой на фирме системы управления. Именно на этом уровне в наибольшей степени проявляется специфика каждой фирмы.
Стратегические выгоды диверсификации обусловлены рядом факторов, важнейшими из которых являются следующие:
* потенциал
синергизма – сокращение
* улучшение информационного обеспечения бизнеса, интеграция маркетинговых исследований (во многих отраслях это является важным побудительным стимулом интеграции);
* постоянство
деловых связей, стабильность и
гарантированность поставок. Это,
в свою очередь, позволяет
* технологический
выигрыш за счёт обмена
* возможности
большей дифференциации
Вместе с
тем диверсификация должна носить разумный
характер, связанный с учётом возможных
рисков, т.к. даже интеграция может оказаться
рискованной. Поэтому диверсификацию
деятельности надо применять так, чтобы,
с одной стороны, полностью реализовать
возможный стратегический потенциал,
а с другой – достигнуть сбалансированных
экономических и
Реальной связи между различными видами бизнеса и потенциалом синергизма может просто не быть.
Потенциальный
синергизм существует, но с его
реализацией возникают
Исследователи отмечают, что провал многих программ диверсификации связан с рядом подводных камней, присущих данным программам, среди которых:
1. Экономические
– диверсификация неизбежно
2. Управленческие
– повышается сложность
3. Потребительские – эффект диверсификации может быть сведён на нет потребителями.
4. Конкурентные
– игнорируются важнейшие
Диверсификация может быть успешной только в том случае, когда она выгодна структурным подразделениям и повышает конкурентный статус предприятия в целом.
Маркетинг - это, во-первых, концепция ориентации любой деятельности на потребителя, во-вторых, согласно международным стандартам ИСО серии 9000 - первая стадия жизненного цикла объекта и, в-третьих, первая функция функциональной подсистемы системы менеджмента.
Ориентация деятельности на потребителя выражается в известном принципе: "Производите то, что нужно потребителю, а не пытайтесь продать ему то, что вам удалось произвести".
Ориентировать
на потребителя нужно любую
Упрощенная
схема (без обр. связи и связи с внеш.
средой) реализации концепции маркетинга
по ориентации на потребителя.
Обозначения:
1.1; 1.2; 1.3 - "выход" (ф-ии) отд. маркетинга;
2.1; 2.2; 2.3 - "вход" НИО;
3.1; 3.2; 3.3 - "выход" (ф-ии) НИО;
4.1; 4.2; 4.3 - "вход" КБ.
При построении цепочек исходя из необходимости выполнения цели системы менеджмента, проектировании организационной и производственной структур должны соблюдаться требования системного и комплексного подходов, принципы организованности системы менеджмента.
В настоящее же время вместо маркетингового подхода, в основном, применяется производственный подход, ориентированный сначала на совершенствование технологии и организации в самой системе и только потом на улучшение остальных компонентов системы.