Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:46, шпаргалка
Стратегия, стратегическое управление, стратегия предприятия.
Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.
Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель».
1. Индивидуальные
потребители, то есть такие,
которые приобретают товары
2. Семьи или
домохозяйства - основной тип
потребителя продуктов питания
и непродовольственных
3. Посредники
осуществляют закупки не для
потребления, а для
4. Снабженцы
или представители фирм
5. Чиновники
или ответственные лица
Составная часть плана маркетинга, заключающаяся в изучении конкретных потребителей товара с целью выявления сегмента рынка, на котором может присутствовать фирма. Анализ потребителя включает выявление мотивов предпочтения покупателя, оценку потребностей в продукции и прогнозирование динамики спроса на товар. В анализ потребителя службой реализации продукции включается вопрос платежеспособности оптовых покупателей.
К факторам внешнего влияния на поведение потребителей относятся:
- культура (знание, вероисповедание, искусство, право, мораль, обычаи и любые другие способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества)
- ценности (благонадёжность, богатство, вера, власть, гигиена, добросовестность, духовность и т.п.)
- демография (возраст, пол, доход, образование, семейное положение и занятия)
- социальный статус (стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения)
- референтные группы (группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека),
- домохозяйства (домашние приборы, мебель, продукты питания)
Управленческий анализ – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему предприятия.
В основе управленческого анализа деятельности предприятия должны лежать следующие общеметодологические принципы:
* системный подход, в соответствии с которым предприятие рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая в свою очередь из ряда подсистем;
* принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов предприятия;
* динамический принцип и принцип сравнительного анализа: анализ всех показателей в динамике, а также в сравнении с аналогичными показателями конкурирующих фирм;
* принцип учёта специфики предприятия (отраслевой и региональной).
Выделяют следующие методы управленческого анализа:
* ситуационный анализ;
* портфельный анализ;
* кабинетные
исследования: работа с бухгалтерскими
документами, статистической и
другой внутрифирменной
* наблюдения
и опросы работников
* «мозговой штурм», конференции и другие методы коллективной работы;
* экспертные оценки;
* математические
методы: факторный анализ, расчёт
средних показателей,
Управленческий анализ всегда сконцентрирован на прибыльности, несмотря на специфику его проведения на конкретном предприятии, в его структуре можно выделить ряд типовых блоков:
1. цели деятельности предприятия.
2. портфель заказов, новые продукты
3. ресурсный потенциал предприятия
4. факторный анализ издержек (себестоимость предприятия)
5. доступность финансовых ресурсов, возможные источники средств.
6. система
управления: структура, квалификация
менеджеров, мотивация персонала,
управленческая культура и
В основе управленческого анализа лежит анализ текущей деятельности, а главная проблема – оценка этой деятельности с точки зрения обеспечения будущей долгосрочной прибыли (показателей: прибыльность, уровень риска, доля рынка, стоимость активов, доля новых товаров).
Успешность
управленческого анализа
1. прошлая и текущая стратегия
2. стратегические проблемы
3. организационные возможности и ограничения
4. финансовые возможности и ограничения
5. организационная гибкость, сильные и слабые стороны
Стратегическая проблема предполагает осознание, выявление и четкую конструктивную формулировку проблемы, предполагающую определенные методы ее решения. При этом проблема может быть направлена как на преодоление выявления слабых сторон, так и на развитие возможностей предприятия.
Организация
возможностей предприятия, такие как:
структура, система управления, сложившаяся
корпоративная культура и обычаи,
система мотивации труда, управленческая
команда, в любой ситуации могут
быть источником сильных и слабых
сторон предприятия. Важнейшей частью
управленческого анализа
Гибкость управления может быть достигнута несколькими путями:
1. стратегией диверсификации, как средство адаптации к изменениям внешн6ей среды.
2. вложение
средств в обучение персонала,
формирование и оценка
Определение сильных и слабых сторон предприятия основываются на его ресурсах и стратегически важных сферах деятельности. Эти стороны всегда являются относительными (относительно основных конкурентов или заданных нормативов).
Подходы к определению сильных и слабых сторон могут быть следующими:
1. внутренний (мнение специалистов предприятия)
2. внешний (сравнение с конкурентами)
3. нормативный (как должно быть)
Это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные для данного предприятия сферы бизнеса, которые позволяют побежать в конкурентной борьбе.
Конкурентное
преимущество можно определить как
высокую компетентность предприятия
в какой-либо области, которая дает
наилучшие возможности
Осязаемые (материальные) ресурсы – физические и финансовые активы предприятия, которые отражены в бухгалтерском балансе (основные фонды, запасы, денежные средства)
Повысить эффективность деятельность предприятия (улучшить использование данные ресурсов) можно следующим образом: уменьшение материальных запасов, незавершенное производство, улучшение использование основных фондов, экономия ресурсов.
Неосязаемые (нематериальные) ресурсы – это качественные характеристики предприятия:
1. не связанные с людьми неосязаемые активы – торговая марка, ноу-хау, престиж, имидж предприятия,
2. неосязаемые
человеческие ресурсы (
Другими важными
источниками конкурентного
Слабой стороной практические всех российских предприятий является сбыт и управление финансами, сильными же сторонами могут быть: монопольное положение (энергетики, ж/д транспорт), высоко эффективное производство, доступность источников сырья (добыча газа).
Для потребителя большое значение имеют известность торговой марки, выгодное месторасположение, часы работы, высоко квалифицированные кадры.
Система McKincey - обеспечивает комплексный охват при анализе всех сторон производственной деятельности предприятия - от проектирования до сбыта продукции.
Технология (источники финансирования, патенты);
Проектирование (функции товаров, физические характеристики товаров, качество товаров)
Производство (сырье, заготовка сырья);
Маркетинг (цены, реклама, сбыт, упаковка товаров);
Сбыт (каналы сбыта, хранение запасов);
Обслуживание (гарантии обслуживания, скорость обслуживания).
Портер предложил
воспользоваться для
В "цепочке ценностей" деятельность делится на 2 части: основная деятельность (снабжение, производство, маркетинг, сбыт и т.д.) и вспомогательная деятельность (развитие технологий и управление персоналом). Каждый из видов деятельности способствует снижению затрат.
Японский консультант Р. Омаэ предложил использовать в процессе управленческого анализа диаграмму. Диаграмма ориентирована на рыночные возможности предприятия.
Последовательность управленческих шагов в процессе проведения анализа и принятия решений следующая (рис. 4.7).
1. Определить
уровень проведения
2. Определить характеристики (профиль) важнейших ресурсов и сфер деятельности предприятия. Выделить те из них, которые обусловливают наличие сильных сторон предприятия.
3. Сравнить
этот профиль с требованиями
рынка. Например, требование рынка
— организация сервисного
4. Сравнить
сильные и слабые стороны
5. Использовать
сильные стороны предприятия
и укреплять слабые. Если сильной
стороной является качество
По тем позициям, где наблюдаются преимущества конкурентов, необходимо выработать меры противодействия, препятствующие конкурентам использовать эти преимущества.
В процессе анализа полезно дополнительно получить ответы на следующие вопросы:
• Перспективна ли стратегия предприятия с точки зрения ключевых факторов успеха и движущих сил развития отрасли?