Стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:46, шпаргалка

Описание работы

Стратегия, стратегическое управление, стратегия предприятия.

Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель».

Работа содержит 1 файл

Стратегия.docx

— 1.24 Мб (Скачать)

Основные  пути определения конкурентных преимуществ  показаны на рисунке.

Существует три стратегии создания конкурентных преимуществ.

Первая стратегия - это лидерство в цене. При данной стратегии центром внимания фирмы при разработке и производстве продукта являются издержки.

Дифференциация является второй стратегией создания конкурентных преимуществ. При данной стратегии фирма старается придать продукту что-то отличительное, необычное, что может нравиться покупателю и за что покупатель готов платить. Стратегия дифференциации направлена на то, чтобы сделать продукт не таким, каким его делают конкуренты. Чтобы добиться этого, фирме приходится выходить за пределы функциональных свойств продукта

Третьей стратегией, которую фирма может использовать для создания в своем продукте конкурентных преимуществ, является концентрация внимания на интересы конкретных потребителей.

В этом случае фирма создает свой продукт специально для конкретных покупателей. Концентрированное  создание продукта связано с тем что либо удовлетворяется какая-то необычная потребность определенной группы людей (в этом случае продукт фирмы очень специализирован), либо же создается специфическая система доступа к продукту (система продажи и доставки продукта). Проводя стратегию концентрированного создания конкурентных преимуществ, фирма может пользоваться одновременно как ценовым привлечением покупателей, так и дифференциацией.

Как видно, все  три стратегии создания конкурентных преимуществ имеют существенные отличительные особенности, позволяющие  сделать вывод о том, что фирма  должна для себя достаточно четко  определять то, какую стратегию она  собирается реализовывать, и ни в  коем случае не смешивать эти стратегии. В то же время следует отметить, что есть определенная связь между  этими стратегиями, и это также  должны учитывать фирмы при создании конкурентных преимуществ.

  1. Основные направления достижения конкурентных преимуществ.

Конкурентное  преимущество - это положение фирмы  на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей. 

Наиболее  часто встречающиеся направления (стратегии) достижения конкурентных преимуществ  и их суть следующие.

1. Лидерство в издержках (себестоимости) дает преимущество, которое основывается на использовании опыта и установлении эффективной структуры затрат.

Предприятие производит товары в большом количестве, что способствует снижению издержек и дает возможность продавать товар по более низким ценам, что позволяет привлекать дополнительные сегменты потребителей, ориентирующихся на уровень цен.

2. Дифференциация производства означает, что предприятие стремится к уникальности, исключительности, эксклюзивности в аспектax, важных для потребителей и клиентуры (надежность, доступность, удобство пользования, дизайн и др.). Параметры дифференциации специфичны для каждой отрасли и могут касаться самих продукций, работ, услуг (ПРУ), способов продажи транспортировки, сервиса, маркетинга и др.

3. Диверсификация производства — одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых ПРУ в одном предприятии. Диверсификация производства характеризует расширение рыночной активности предприятия.

Диверсификация  производства может реализовываться как в пределах прежней отраслевой номенклатуры ПРУ, так и вне ее за счет проникновения в другие отрасли производства.

4. Стратегия первопроходца. Преимущество - какое-то предприятие и предприниматель являются первыми в данном бизнесе, на данной территории, на новом рынке.

Особенностями является то, что конкурентное преимущество первопроходца:

  • Новые технологии.
  • Новые или изменившиеся запросы потребителей.
  • Появление нового сегмента.
  • Изменение стоимости или наличия компонентов производства (топливно-энергетических ресурсов, рабочей силы, средств информации, транспорта, связи, производства).
  • Изменение правительственного регулирования (например, ставки НДС, таможенные пошлины и др.).

5. Стратегия фокусирования состоит в сосредоточении усилий на каком-либо аспекте деятельности, например на определенном виде ПРУ или отдельном регионе, чтобы выбрать перспективный, привлекательный сегмент отраслевого рынка и с помощью этой стратегии обслуживать этот сегмент лучше и эффективнее, чем конкуренты.

Существует  два варианта реализации стратегии  фокусирования:

Выбор объекта  фокусирования зависит от характера  реализуемых ПРУ и типа рынка.

6. Стратегия синергизма характеризует ситуацию в деловой практике, когда совокупный результат превосходит сумму отдельных эффектов, другими словами, когда 2 + 2 < 4.

Эффект синергизма необходимо учитывать при выборе направлений хозяйственной деятельности, при планировании организации производства в условиях рынка.

Если конкурентное преимущество синергизма срабатывает, то им необходимо пользоваться в конкурентной борьбе.

  1. Конкурентные преимущества на основе низких издержек.

Стратегия лидерства  в издержках направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы товара или услуги и соответственно более низкой себестоимости по сравнению  с конкурентами. Стремление быть производителем с наименьшими в отрасли издержками представляет собой эффективный  способ конкуренции на рынках, где  большинство покупателей чувствительны  к ценам. Цель заключается в том, чтобы поддерживать преимущества перед  конкурентами по затратам и получать больше прибыли. При этом продукция  может продаваться по более низким ценам, чтобы «отбить» покупателей  у конкурентов, либо по текущим рыночным ценам, но в этом случае фирма имеет  возможность направлять больше средств  на маркетинг и сбыт.

Ценовое лидерство  достигается, если предприятие осуществляет контроль над значительной долей  рынка или использует другие преимущества, такие, как доступ к источникам сырья, уникальное оборудование, наличие в  отрасли опытной кривой и т. д. При этом качество продукции, сервис, другие параметры не столь значимы. Лидерство в издержках - это агрессивная  стратегия, направленная на достижение эффективности производства и обеспечения  жесткого контроля всех видов расходов, т. е. это внутренняя

Считается, что  компания, осуществляющая лидерство  в издержках, получает следующие  выгоды, которые защищают ее от пяти сил конкуренции:

компания-лидер  может вести наступательную ценовую  конкуренцию, обеспечить защиту от ценовой  войны, использовать низкие издержки в  борьбе за долю рынка;

она лучше  защищена от диктата крупных поставщиков, доминирующих на рынке, если главным  источником преимуществ в уровне издержек является внутренняя эффективность;

крупные покупатели редко бывают способны сбивать цены ниже уровня, обеспечивающего выживание первых двух (по размеру издержек) производителей в отрасли;

способность компании-лидера диктовать цены действует  как дополнительный барьер входа  в данную отрасль;

точно так  же компания-лидер с помощью цен  может оградить рынок от товаров-заменителей.

Следовательно, способность компании-лидера устанавливать  нижний предел отраслевых цен и при  этом зарабатывать прибыль ограждает  его рыночную позицию. В ценовой  конкуренции проигрывают менее  эффективные компании.

  1. Дифференциация продукции.

Дифференциация  продукции - незначительные различия у  товаров-субститутов, которые, как правило, являются неценовыми.

Дифференциация  продукции может проявиться в  следующих направлениях:

1.  Различия в качестве.

2.  Предоставление сопутствующих услуг (доставка, гарантийное обслуживание и т.д.).

3.  Оформление (обложка, обертка и т.д.).

4.  Представление продукта на рынок (реклама).

5.  Близость места сбыта продукции к месту проживания потребителя.

6.  Система скидок и т.п.

Таким образом, пример монополистической конкуренции  можно найти в отраслях легкой и пищевой промышленности, сфере  услуг: производство одежды, шоколада, кафе, эстрада и т.д.

В условиях дифференциации практически невозможно найти две  фирмы, производящие совершенно  одинаковые экономические блага (товары или услуги).

При совершенной  конкуренции барьеров входа в  отрасль нет: фирмы свободно входят на рынок и уходят с него.

При монополистической  конкуренции невысокие барьеры  входа в отрасль (для получения  разрешения продавать на рынке, фирме  необходимо патентовать свою продукцию, получить лицензии, иметь на реализуемых  товарах фабричные клейма, торговые марки или знаки качества. Так как фирма обязана выполнить некоторые условия при вступлении в отрасль (выходе на рынок), барьеры входа существуют. Но так как эти условия достаточно легко выполнимы, эти барьеры невысоки и преодолимы для большого количества фирм).

  1. Стратегия фокусирования.

основана на выборе узкой сферы конкуренции в рамках той или иной отрасли. Компания, избравшая стратегию фокусирования, выбирает определенный сегмент или группу сегментов отрасли и направляет свою деятельность на обслуживание исключительно данного сегмента или сегментов. Оптимизируя свою стратегию в соответствии с целевыми сегментами, компания пытается получить определенные конкурентные преимущества именно в этих сегментах, хотя общих конкурентных преимуществ в рамках всей отрасли у нее может не быть.

Стратегия фокусирования  существует в двух разновидностях. Фокусирование на издержках -- это стратегия, при которой компания, работая в своем целевом сегменте, пытается получить преимущество за счет низких затрат. При фокусировании на дифференциации компания осуществляет дифференциацию в своем целевом сегменте. Оба варианта стратегии основаны на тех признаках, которые отличают избранный целевой сегмент от прочих сегментов данной отрасли.

основана на выборе узкой сферы конкуренции в рамках той или иной отрасли. Компания, избравшая стратегию фокусирования, выбирает определенный сегмент или группу сегментов отрасли и направляет свою деятельность на обслуживание исключительно данного сегмента или сегментов. Оптимизируя свою стратегию в соответствии с целевыми сегментами, компания пытается получить определенные конкурентные преимущества именно в этих сегментах, хотя общих конкурентных преимуществ в рамках всей отрасли у нее может не быть.

Стратегия фокусирования  существует в двух разновидностях. Фокусирование на издержках -- это стратегия, при которой компания, работая в своем целевом сегменте, пытается получить преимущество за счет низких затрат. При фокусировании на дифференциации компания осуществляет дифференциацию в своем целевом сегменте. Оба варианта стратегии основаны на тех признаках, которые отличают избранный целевой сегмент от прочих сегментов данной отрасли.

Показатели  эффективности работы компании, избравшей  стратегию фокусирования, будут  выше средних по отрасли в том случае, если

а) компания сможет добиться в своем сегменте устойчивого лидерства в минимизации  издержек (фокусирование на издержках) или максимально дифференцировать в этом сегменте свой продукт (фокусирование  на дифференциации);

б) при этом сегмент окажется привлекательным  с точки зрения его структуры.

  1. Стратегия первопроходца.

Стратегия первопроходца означает, что фирма первая предлагает на рынок оригинальный товар или услугу. Его преимущество основано на том, что кто-то является первым в данном бизнесе, на данной территории или на новом рынке.

Первоначальная  стратегическая задача первопроходца – быстрый рост, когда стратегические усилия направляются на расширение рынка с помощью стимулирования покупок потребителями, ранее не пользовавшимися данным товаром, но положительно относящимся к новинкам, способным оценить реальную пользу товара и обладающими средствами для его приобретения. Конкурентная стратегия состоит в получении преимуществ перд фирмами последователями за счёт максимально быстрого освоения новых сегментов и создания новых каналов распределения

Информация о работе Стратегический менеджмент