Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:46, шпаргалка
Стратегия, стратегическое управление, стратегия предприятия.
Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.
Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель».
Для реализации этой концепции:
- служба маркетинга должна принимать участие в разработке или согласовывать все упомянутые документы,
- оказывать методическую помощь всем службам в применении концепции маркетинга
- выходить к руководству с предложениями о стимулировании применения концепции маркетинга по ориентации любой деятельности на потребителя.
Функции и задачи службы маркетинга
Функции | Задачи |
1. Формирование рыночной стратегии фирмы | 1.1. Анализ и прогнозирование
потребностей и спроса
1.2. Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка 1.3. Анализ и прогнозирование
факторов конкурентного 1.4. Анализ связей фирмы с внешней средой 1.5. Анализ и прогнозирование качества и ресурсоемкости аналогичных товаров конкурентов 1.6. Прогнозирование
воспроизводственных циклов 1.7. Анализ и прогнозирование
организационно- технического уровня
производства конкурентов и 1.8. Анализ и прогнозирование
качества и ресурсоемкости 1.9. Анализ действия законов рыночных отношений в условиях фирмы 1.10. Прогнозирование объемов рынков по сегментам 1.11. Прогнозирование лимитных цен на будущие товары 1.12. Прогнозирование конкурентоспособности будущих товаров на конкретных рынках 1.13. Разработка и
экономическое обоснование 1.14. Окончательный выбор целевых рынков на ... год 1.15. Разработка нормативов конкурентоспособности будущих товаров 1.16. Оформление документа "Рыночная стратегия фирмы на ... год" |
2. Реализация концепции маркетинга | 2.1. Согласование структуры
и содержания системы 2.2. Участие в проектировании
организационной и 2.3. Участие в разработке положений и должностных инструкций фирмы 2.4. Входной маркетинговый контроль (на предмет соблюдения концепции маркетинга) всей нормативно-методической и технической документации, разрабатываемой фирмой 2.5. Разработка, согласование
и утверждение руководством 2.6. Участие в анализе
внешнеэкономической 2.7. Согласование цен на выпускаемые товары 2.8. Согласование контрактов и договоров 2.9. Участие в организации сбыта товаров 2.10. Установление схемы обратной связи по стадиям жизненного цикла товаров |
3. Реклама товара и стимулирование сбыта | 3.1. Определение целей
рекламы
3.2. Определение методов, правил и средств рекламы 3.3. Организация работы рекламных агентств и служб 3.4. Организация стимулирования сбыта товаров и роста прибыли |
4. Обеспечение маркетинговых исследований | 4.1. Разработка и
совершенствование структуры 4.2. Информационное
обеспечение и создание 4.3. Кадровое обеспечение исследований 4.4. Обеспечение техническими средствами 4.5. Обеспечение внутренних
и внешних связей службы |
Стратегическая
сегментация рынка -
Сегментация может быть международной и внутренней.
Реализацию стратегии сегментации рынка следует начать с определения миссии фирмы, которая описывает ее роль и главную функцию в перспективе, ориентированной на потребителя.
Одним из концептуальных вопросов стратегической сегментации рынка является выбор стратегии охвата рынка, которая может быть следующей:
1. Стратегия концентрации или фокусирования, когда фирма дает узкое определение своей области деятельности в отношении рынка товара, функции или группы потребителей. Это стратегия специалиста, стремящегося к высокой доле рынка в четко определенной нише.
2. Стратегия функционального специалиста, когда фирма предпочитает специализироваться на одной функции, но обслуживать все группы потребителей, заинтересованных в этой функции.
3. Стратегия специализации по клиенту, когда фирма специализируется на определенной категории клиентов, предлагая им широкую гамму товаров или комплектные системы оборудования, выполняющие дополнительные или взаимосвязанные функции.
4. Стратегия селективной специализации: выпуск многих товаров для различных рынков, не связанных между собой.
5. Стратегия полного охвата, когда предлагается полный ассортимент товаров для удовлетворения всех групп потребителей.
Как правило, стратегия выбирается исходя из возможностей и потенциала фирмы по двум основным параметрам рынка -функции (потребности) и группы потребителей и трем дополнительным - объемы, сроки, технологии.
Этапы микросегментации:
1. Анализ
сегментации: разбить рынки
2. Выбор целевых сегментов: выбрать один или несколько целевых сегментов, исходя из задач фирмы и ее специфичных возможностей.
3. Выбор позицирования: выбрать определенную позицию в каждом целевом сегменте в отношении ожиданий потенциальных потребителей и с учетом позиций, занятых конкурентами.
4. Целевая
маркетинговая программа:
Для рынков потребительских товаров первый этап - разбиение рынков товара на однородные сегменты - может выполняться различными способами:
Стратегическая
сегментация отличается сложностью
прогнозирования и
Отрасль, как и товар, имеет свой жизненный цикл, в котором выделяются стадии зарождения отрасли, ее роста, зрелости и спада. В первые годы изменения в отрасли (инновации) осуществляются динамично, жизненный цикл товаров короток. По мере развития отрасли скорость инноваций уменьшается, а рост поддерживается увеличением доли рынка.
Отраслевые
продажи
Рост
Зарождение
Предприятия в этих отраслях имеют схожие стратегии. При разработке стратегии перед предприятием любой отрасли встают такие проблемы:
определить на какой стадии жизненного цикла находится отрасль в данный момент;
установить можно ли что-то предпринять, чтобы замедлить спад или ускорить подъем;
Жизненный цикл отрасли может меняться под воздействием спроса, развития конкуренции, появления новых технологий производства и т.д.
Растущими отраслями
в мире в настоящее время являются
микроэлектроника, коммуникации и связь,
генная инженерия и биотехнологии,
информатика и, безусловно, сфера
услуг. Успех в растущих отраслях
достигается благодаря
Растущие, инновационные предприятия сталкиваются с двумя главными проблемами:
• как сделать новшество рентабельным и быстро окупить затраты на него;
• как уберечься от последователей, которые, не тратя таких больших средств на разработку новинок, просто копируют товары после их появления на рынке.
Предприятие — лидер на определенном товарном рынке занимает там доминирующую позицию, которую признают и его конкуренты. Часто лидер представляет собой «точку отсчета» для конкурентов, которые могут использовать несколько стратегий: атаковать лидера, имитировать его продукцию или избегать с ним столкновений.
Фирмы-лидеры
имеют общую главную цель —
сохранить лидирующее положение, причем
стараются добиться этого двумя
возможными путями: защищаясь от нападающих
или пытаясь усилить свои преимущества.
В целом для инновационных
предприятий эффективна
Оборонительная стратегия, направленная на защиту своего рынка и противодействие наиболее опасным конкурентам, часто применяется фирмой-новатором для защиты от конкурентов-имитаторов. При этом используются разные пути и средства контроля и защиты рынка, которые позволяют избежать имитации товаров (появление товаров-подделок) и утраты конкурентных преимуществ:
• патенты, ноу-хау, монопольное положение в производстве каких-либо компонентов изделия;
• инновации и технологическое развитие с целью ослабить позиции конкурентов;
• использование преимуществ опытной кривой, дополнительные ресурсы;
• консолидация рынка посредством проведения интенсивной политики сбыта в сочетании с товарной политикой, направленной на охват различных сегментов рынка;
• конфронтация с конкурентами в неценовой и ценовой конкурентной борьбе и т. д. Следует отметить, что фирма-лидер может воспользоваться и другими видами стратегий: стратегией сокращения своей доли рынка, стратегией диверсификации на новые рынки и т. д.
Распределение
дохода от новшества между компаниями-
• защищенности позиций лидера;
• правильно выбранной ценовой стратегии. Чаще всего предприятия-лидеры используют ценовую стратегию «снятия сливок», при которой первоначально на новинку устанавливают высокие цены, постепенно снижая их по мере насыщения рынка. Такая стратегия позволяет окупить затраты на НИОКР, охватить разные сегменты рынка или категории покупателей, добиться высокого престижа качества товара, поскольку психологически высокие цены у покупателей часто ассоциируются с товаром высокого качества. Противоположной стратегией ценообразования, которую также могут использовать инновационные предприятия, является стратегия низких цен для завоевания рынка, или «цен прорыва». Чаще всего, таким образом, устанавливаются цены на технически несложные изделия, которые легко можно скопировать.
Характеристики зрелых отраслей
М. Портер отмечает следующие особенности зрелых отраслей.
1. Замедление роста отрасли означает обострение конкуренции предприятий за долю рынка.
2. Фирмы в отрасли повторно продают товар опытным, уже приобретавшим товар покупателям.