Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:46, шпаргалка
Стратегия, стратегическое управление, стратегия предприятия.
Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.
Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель».
Функциональные стратегии – стратегии, которые разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегии. Это стратегия маркетинга, финансовая, производственная стратегия и т.д. Целью функциональной стратегии является поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. Так, типичная стратегия отдела маркетинга может концентрироваться на разработке путей увеличения объема продаж продукции предприятия по сравнению с предыдущим годом.
1 этап - выбор цели с учетом финансового положения фирмы. Типы целей:
а) восстановление
платежеспособности. Такая цель очень
актуальна для нашей экономики,
когда рабочие сидят без
б) увеличение массы и нормы прибыли;
в) диверсификация, то есть освоение новых сфер деятельности.
г) конверсия - полная смена профиля для оборонных заводов.
2 этап - уточнение, дифференциация цели.
а) проникновение
на новый рынок - наступательная стратегия
фирмы на основе вытеснения конкурентов
с этого рынка или
б) сохранение и развитие рыночных позиций - оборонительная стратегия.
в) отступление, уход с неперспективных рынков.
3 этап - выбор
типа маркетинговой,
a) Неценовая конкуренция при широком ассортименте - фирма конкурирует уникальным качеством, а не низкой ценой продукции.
б) Неценовая
конкуренция при узком
в) Ценовая
конкуренция при широком
г) Ценовая
конкуренция при узком
4 этап - дифференциация целей в зависимости от этапов жизненного цикла изделия.
5 этап - сегментация рынка и выбор цели для каждого сегмента.
Цели фирмы
дифференцируются по различным сферам
управленческой деятельности. К числу
контролируемых показателей можно
отнести: сбыт (объем реализации); доходы;
уровень конкуренции; динамику цены.
Специфика выпускаемого товара и
стратегическая цель, которая ставится
в итоге, определяют объект особого
внимания для стратегического
6 этап - разработка целевых программ, обеспечивающих достижение целей.
Базовая цель предприятия дифференцируется для отдельных областей (сегментов) его деятельности - стратегических зон хозяйствования.
Стратегические цели предприятия: миссия; основные долговременные цели развития и финансовые задачи.
Миссия - основная главная цель организации, ради которой она и создана.
При определении миссии организации необходимо учитывать:
Общие фирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.
Формирование стратегии организации - дело всех управляющих, а не только управляющих высшего звена. С точки зрения организации в целом задача разработки стратегии - непрерывный процесс. Тогда как однажды выбранные миссия и долгосрочные цели организации могут в течение многих лет оставаться без изменений, способы реализации стратегии меняются, потому что, во-первых, внешняя среда находится в процессе постоянных изменений, во-вторых, благодаря усилиям управляющих открываются новые возможности и в-третьих, появляются новые идеи относительно того, как усовершенствовать выбранную стратегию. А, следовательно, даже самым тщательным образом проработанный план должен оставаться гибким, реагирующим на изменения внешних условий.
Внешняя среда — это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать.
Внешняя среда,
в которой приходится работать организации,
находится в непрерывном
Способность
организации реагировать и
Среда существования организации делится на две части. Первая часть — "ближнее" окружение — непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации.
Вторая часть — "дальнее" окружение — включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности.
Политическая
составляющая внешней среды оказывает
мощное воздействие на все стороны
жизнедеятельности организации
и проявляется не только в изменении
положения государства в
Экономические аспекты воздействия внешней среды на организацию проявляются в скорости изменения курса национальной валюты, темпов инфляции (дефляции), ставки рефинансирования Банка России и прочих параметров, влияющих на деловую активность организации.
Социальные
факторы внешней среды в
Воздействие
технологических изменений на организацию
проявляется в ее стремлении опередить
конкурентов за счет своевременного
использования результатов
Обычно выделяют такие показатели:
* реальный
и потенциальный размер
* перспективы роста отрасли и стадии ее жизненного цикла;
* структура и масштабы конкуренции;
* структура отраслевых издержек;
* система сбыта продукции;
* тенденции развития отрасли;
* ключевые факторы успеха.
Знание размера
отрасли важно для оценки инвестиций,
определений доли рынка конкурентов.
Анализ возможностей роста облегчает
определение рыночного
Но потенциал
роста может оказаться
Чем ближе
расположены различные
Идентификация
стратегий конкурентов
Для того чтобы оценить будущие позиции фирм в конкуренции, надо сконцентрировать внимание на их потенциальных возможностях улучшить свое положение на рынке. Агрессивные конкуренты являются источниками новых стратегических инициатив. Удовлетворенные соперники продолжают свою нынешнюю стратегию с небольшой точной подстройкой. Беспокойные и бедствующие соперники могут перейти к свежим стратегическим действиям нападающего или защитного плана. В этой связи полезно представить себя на месте менеджеров этих компаний и предположить их возможные действия.
Составляющие целей и стратегий конкурентов
Область конкуренции | Стратегические претензии | Цели по размерам рынка | Конкуренция позиция/ситуация | Стратегическое поведение | Конкурентная стратегия |
Локальная
Региональная Национальная Многонацио-нальная Глобальная |
Быть господствующим
лидером
Превзойти существующего лидера отрасли Войти в лидирующую пятерку Войти в первую десятку Подняться на одну или две ступени в рейтинге Превзойти конкретного соперника (не обязательно лидера) Сохранить позицию Только выживание |
Агрессивная экспансия
путем приобретений и внутреннего
роста
Экспансия путем внутреннего роста Экспансия путем приобретений Сохранение существующей доли Расширение рынка
с целью получения |
Хватающий здоровяк,
находящийся в движении
Хорошо защищающийся, способный удержать существующее Держится в середине своры Пытающийся усилить позицию Отбивающийся, теряющий почву Отступающий на защитную позицию |
В основном нападение
В основном защита Комбинации защиты и нападения Агрессивное, рисковое Консервативный последователь |
Стремление к ценовому
лидерству
Фокусирование на рыночных нишах Преследование, основанное на дифференциации: по качеству, сервису, технологии, диапазону, товаров, имиджу, другим качествам |
Потребители - отдельные граждане, семьи, фирмы, общественные организации и государственные учреждения, которые испытывают различные нужды и обладают определенными потребностями.
Можно выделить пять типов потребителей, существенно различающихся по своим поведенческим стратегиям на рынках.