Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Формирование малого предпринимательства как особого сектора народного хозяйства - одно из важнейших направлений преобразования казахстанской экономики на современном этапе.
Без малого и среднего бизнеса невозможно создание эффективной многоукладной экономики в Казахстане, формирование широкого и устойчивого среднего слоя собственников и предпринимателей, определяющих стабильность общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
1 СУЩНОСТЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Предпосылки и условия развития малого и среднего бизнеса ……6
1.2 Формирование казахстанской модели предпринимательской среды и становления малого и среднего бизнеса……………………16
1.3 Мировой опыт развития и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса……………………………………21
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА BESAN BESIN)
2.1Анализ развития рынка оптовой торговли в посткризисный период (чем занимается ваше предприятие, на каком рынке?)..…..…………29
2.2Общая характеристика и экономическая деятельность филиала BESAN BESIN …………………40
2.3Оценка показателей конкурентоспособности филиала BESAN BESIN на казахстанском рынке ……..……48
3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РК
3.1 Совершенствование нормативных правовых актов в сфере малого предпринимательства……………………………………………………..
3.2 Повышение эффективности использования создаваемой инфраструктуры поддержки и защиты малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 3.51 Мб (Скачать)

От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность  функционирования всего народнохозяйственного  комплекса, сбалансированность внутреннего  рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет  значительно расширена.

Усиление роли товарно-денежных отношений связано не только с  развитием оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов  к оптовой торговле средствами производства. Эти две формы становятся важнейшими каналами планомерного движения материально-технических  и товарных ресурсов.

Основной показатель хозяйственной  деятельности предприятий и организаций  оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров  народного потребления и производственного  назначения для последующей реализации населению, а также поставку для  внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход  товаров из сферы производства в  сферу обращения и их движение внутри сферы обращения [13].

Его объём, структура, виды и  формы товародвижения предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной  деятельности.

Основная цель анализа  торговой деятельности оптовых предприятий  – выявление, изучение и мобилизация  резервов развития товарооборота, улучшения  обслуживания покупателей, совершенствования  товародвижения. В процессе анализа  необходимо дать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике; выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; изучить причины  недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и  разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию  и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия. Анализ должен показать, как оптовое предприятие в  своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое  развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий  и других поставщиков, наличие у  них товарных ресурсов, объём и  структуру предполагаемого поступления  товаров из других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья [14].

Оптовая торговля может и  должна активно влиять на объём и  ассортимент производимой продукции, требовать замены выпуска товаров, не пользующихся спросом, на товары, потребности  в которых удовлетворяются не полностью, добиваться улучшения качества и расширения ассортимента изделий.

Оптовая торговля имеет право  прекращать приёмку и возвращать промышленности товары низкого качества, что заставляет промышленные предприятия  улучшать их потребительские свойства.

Чтобы целенаправленно воздействовать на изменение торговой конъюнктуры, оптовая торговля должна обладать данными  о состоянии и перспективных  изменениях ситуаций на отраслевых и  региональных рынках, исследовать и  прогнозировать спрос населения, иметь  представление о возможностях поставщиков.

Роль оптовой торговли предусматривает её активное участие  в обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия  оптовой торговли контролируют полноту  ассортимента в магазинах обслуживаемой  зоны, добиваясь постоянного наличия  в продаже товаров, имеющихся  на складах, участвуют совместно  с промышленностью в рекламных  мероприятиях, организуют перепродажу  излишне закупленных магазинами товаров в другие районы, где на них имеется спрос [15].

На макроуровне оптовая  торговля выполняет различные рыночные функции:

- интегрирующую – по  обеспечению взаимосвязи между  партнёрами- производителями, продавцами  и покупателями – по нахождению  оптимальных каналов сбыта продукции;

- оценочную – по определению  уровня общественно необходимых  затрат труда через ценообразование;

- организующую и регулирующую  – по обеспечению рационального  построения и гармоничного функционирования  экономической системы с помощью  импульсов, стимулирующих структурные  изменения.

Макроэкономические функции  оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные  подфункции или функции оптовых  торговых предприятий, среди них  можно назвать следующие:

- функция экономической  интеграции территорий и преодоление  пространственного разрыва;

- функция преобразования  производственного ассортимента  в торговый ассортимент товаров;

- функция формирования  запасов для страхования от  изменений спроса на товары;

- функция сглаживания  цен;

- функция хранения;

- функция доработки, доведения  товаров до требуемого качества, фасовки и упаковки;

- функция кредитования  своих клиентов, особенно мелких  розничных предприятий;

- функция маркетинговых  исследований рынка и рекламы.

Развитие рыночных отношений  способствует возникновению новых  элементов в деятельности оптовых  предприятий, напр., предоставление разнообразных  услуг по управлению и консалтингу  своим клиентам.

Функции оптовой торговли можно подразделить также на два  вида:

1) традиционные – главным  образом организационно-технические  (организация оптовой купли-продажи,  складирование и хранение запасов,  преобразование ассортимента товаров,  их транспортировка);

2) новые, возникающие под  влиянием развития рынка.

Организация оптовой купли-продажи  является одной из важнейших функций  оптовой торговли с тех пор, как  в процессе общественного разделения труда она обособилась в самостоятельную  подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции  оптовые посредники выступают в  роли представителей спроса, а предлагая  товар покупателям, они действуют  от лица производителей [16].

Согласно данным Агентства  РК по статистике в 2009 году по сравнению  с 2005 годом оптовый товарооборот (в текущих ценах) увеличился на 127,5%, составив 6 872,3 млрд. тенге. В 2009 году в оптовом товарообороте доля продовольственных товаров составляла 16,9%, непродовольственных – 83,1%.

 

Рисунок 1 - Динамика объемов  оптового товарооборота по регионам РК с 2005 по 2009 гг.

Примечание  Агентство РК по статистике

 

Последние пять лет значительную долю в оптовом товарообороте  страны занимает Алматы – 3 075,3 млрд. тенге или 45% от общего объема оптовой торговли. Второй показатель по г. Астана в размере 1 002,5 млрд. тенге (или 15%), на третьем месте – Карагандинская область (495,1 млрд. тенге или 7%).

Наибольший процент ежегодного роста объемов оптовой торговли за последние пять лет  наблюдается  в Астане (64%), наименьший – в Северо-Казахстанской  области (19%).

Наибольшую долю в структуре  оптовой торговли республики за 2008 год занимали продукты нефтепереработки – дизельное топливо  и автомобильный  бензин, а также черные металлы  и пшеница, т.е. не товары народного  потребления и непродовольственные  товары.

Высокие показатели рыночной доли и прироста оптовой торговли по Алматы объясняется особой ролью  этого города. Алматы является городом  с крупнейшим автопарком (значительное потребление ГСМ и большие  продажи автомобилей), а также  местом размещения значительной части  пищевой промышленности (производство пива, вина, столовой воды, соков, молочной  и кондитерской продукции).

Одной из причин столь неравномерного распределения объемов является разрушение взаимосвязей и отсутствие у предприятий оптовой торговли достаточного объема собственных оборотных  средств, что чаще приводит к концентрации больших объемов товаров вблизи крупных рынков сбыта, т.е. в регионах с наибольшим уровнем потребления  продукции.

Согласно данным Агентства  Республики Казахстан по статистике в 2010 году по сравнению с 2008 годом  прослеживается увеличение оптового товарооборота с 6 963,2 млрд.тенге до 8 152,4 млрд.тенге, т.е. на 1 189,2 млрд. тенге или 17,1%.

В 2010 году по сравнению с 2009 годом так же отмечен рост на 18,6% или на 1 280,1 млрд. тенге.

Следует отметить, что за 2008-2009 гг. объем оптового товарооборота  напротив сократился на 1,3% (т.е. на 90,9 млрд. тенге).

 

Рисунок 2 – Объем оптового товарооборота

Источник Агентство РК по статистике

 

 В региональном разрезе  в 2011 году по объемам реализации  товаров в оптовой торговле  на первом месте находится  г. Алматы, доля которого составила  40,1%. На втором месте г.Астана  – 13,6%. Тройку лидеров по данному  показателю замыкает Карагандинская  область, доля которой в общем  объеме торговли по республике  составляет 6,7%.

В целом, в 2011 году доли остальных  областей республики в общем объеме оптовой торговли страны составляют чуть меньше 5%.

Согласно данным Агентства  РК по статистике объем товарооборота  оптовой торговли за вознаграждения или на договорной основе в 2011 году по сравнению с 2010 годом сократился на 295,2 млн. тенге или 2,1%, составив 8 152,4 млрд. тенге.

 Объем оптового товарооборота  в 2009 году по сравнению с  2008 годом сократился на 25,1% (т.е.  на 4 684,6 млн. тенге).

Целесообразно отметить, что  с 2008 года по 2010 год прослеживается спад в объеме реализации товаров  в оптовой торговле за вознаграждение. Так, в 2010 году по сравнению с 2008 годом  товарооборот сократился на 4 979,8 млн.тенге  или на 26,7%.

С 2008 года по 2010 год в разрезе  регионов товарооборот оптовой торговли за вознаграждение подвергался значительным изменениям.

 

 

Таблица 4

Объем оптовой торговли

млн. тенге

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Республика Казахстан

3 021 220,5

4 129 252,8

5 814 910,2

6 963 186,1

6 872 312,2

8 152 382,4

Акмолинская

54 961,0

75 307,8

92 676,0

142 898,6

162 430,1

180 168,5

Актюбинская

86 294,3

135 033,6

168 263,0

211 436,9

160 939,1

296 941,8

Алматинская

96 750,9

168 711,9

209 508,4

245 559,4

212 440,0

306 432,7

Атырауская

74 645,3

99 328,2

112 569,5

146 436,7

140 335,1

200 890,5

Западно-Казахстанская

74 741,9

87 776,4

106 986,1

170 797,9

161 975,2

207 483,8

Жамбылская

34 833,2

37 299,6

53 281,0

95 593,2

113 819,6

142 252,8

Карагандинская

194 144,6

244 081,5

331 554,7

434 353,2

495 053,0

544 550,0

Костанайская

137 024,1

223 906,9

363 142,2

376 846,7

250 876,5

293 235,6

Кызылординская

27 799,6

36 886,7

48 214,1

56 603,0

60 435,6

74 644,7

Мангистауская

32 274,4

43 100,2

55 791,2

68 015,0

65 961,7

107 235,2

Южно-Казахстанская

102 438,0

145 143,4

165 333,5

267 372,3

214 460,5

377 158,2

Павлодарская

96 895,0

134 044,6

147 597,2

188 066,8

287 432,1

380 713,5

Северо-Казахстанская

114 157,9

141 782,0

164 519,2

286 659,6

109 318,9

164 529,0

Восточно-Казахстанская

134 942,0

184 054,8

269 980,9

389 825,2

359 041,2

495 423,9

г.Астана

315 047,5

431 272,2

965 029,4

1 101 640,8

1 002 535,8

1 108 787,8

г.Алматы

1 444 270,8

1 941 523,0

2 560 463,8

2 781 080,8

3 075 257,8

3 271 934,4




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 3 - Объем оптовой торговли по регионам

Примечание: данные взяты  с сайта Агентства Республики Казахстан по статистике 

 

Рисунок 4 - Объем оптового товарооборота за вознаграждение

Примечание: данные Агентства  РК по статистике

 

Так, в 2010 году лидером данной категории является Жамбылская область, доля которой составляет 61,2%. Объемы оптовой торговли за вознаграждение в 2010 году в Жамбылской области выросли  на 6 799,1 млн. тенге, т.е. в 5 раз по сравнению  с 2009 годом. В результате сокращения общего объема торговли на 63,3% Западно-Казахстанская  область по сравнению с 2009 годом  снизилась с первого места  на второе место с показателем 14,7%. На третьем месте оказалась Павлодарская область с долей 10,1%, увеличив объем  торговли в 2 раза по отношению к  объемам торговли за 2009 год.

В 2010 году по сравнению с 2009 годом в Акмолинской области  и г.Астана наблюдаются существенные снижения в общих объемах оптовой  торговли за вознаграждения на 88,1% и 99,6% соответственно. Доля данных областей по всей республике не превышают 1,5%.

На региональном уровне лидером  по объемам реализованных товаров  в оптовой торговле за вознаграждение в 2009 году была Западно-Казахстанская  область, доля которой в общем  объеме по республике составила 39,2%. Затем  следуют г.Астана (20,1%) и Акмолинская  область (14,1%).

В 2008 году на первом месте  по данному показателю был г.Астана, доля оптового товарооборота за вознаграждение которого в общем объеме страны составляла 88,6%. За ним следуют Западно-Казахстанская  область (3,5%) и Павлодарская область (2,3%).

 

 

Рисунок  5 – Динамика товарооборота за вознаграждение в  разрезе областей в 2008-2010 гг.

 

Согласно статистическим данным в период с января по сентябрь 2011 года наблюдается рост объемов  оптового товарооборота (в текущих  ценах) по сравнению с аналогичным  периодом 2010 года с 5 217,4 млрд. тенге  до 6 993,6 млрд. тенге, т.е. на 32,9%.

В динамике объемов товарооборота  оптовой торговли за вознаграждения или на договорной основе за период с января по сентябрь 2010-2011гг. наблюдается  снижение объемов товарооборота. Так, если в январе-сентябре 2010 года общий  объем составлял 7 109,1 млн. тенге, то в соответствующем периоде 2011 года объем составил 5 340,6 млн. тенге, т.е. сократился на 24,9%.

 

Информация о работе Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан