Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:43, дипломная работа
Формирование малого предпринимательства как особого сектора народного хозяйства - одно из важнейших направлений преобразования казахстанской экономики на современном этапе.
Без малого и среднего бизнеса невозможно создание эффективной многоукладной экономики в Казахстане, формирование широкого и устойчивого среднего слоя собственников и предпринимателей, определяющих стабильность общества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
1 СУЩНОСТЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Предпосылки и условия развития малого и среднего бизнеса ……6
1.2 Формирование казахстанской модели предпринимательской среды и становления малого и среднего бизнеса……………………16
1.3 Мировой опыт развития и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса……………………………………21
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА BESAN BESIN)
2.1Анализ развития рынка оптовой торговли в посткризисный период (чем занимается ваше предприятие, на каком рынке?)..…..…………29
2.2Общая характеристика и экономическая деятельность филиала BESAN BESIN …………………40
2.3Оценка показателей конкурентоспособности филиала BESAN BESIN на казахстанском рынке ……..……48
3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РК
3.1 Совершенствование нормативных правовых актов в сфере малого предпринимательства……………………………………………………..
3.2 Повышение эффективности использования создаваемой инфраструктуры поддержки и защиты малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность функционирования всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно расширена.
Усиление роли товарно-денежных отношений связано не только с развитием оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов к оптовой торговле средствами производства. Эти две формы становятся важнейшими каналами планомерного движения материально-технических и товарных ресурсов.
Основной показатель хозяйственной
деятельности предприятий и организаций
оптовой торговли – оптовый товарооборот.
Он представляет собой продажу товаров
народного потребления и
Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.
Основная цель анализа
торговой деятельности оптовых предприятий
– выявление, изучение и мобилизация
резервов развития товарооборота, улучшения
обслуживания покупателей, совершенствования
товародвижения. В процессе анализа
необходимо дать оценку выполнения планов
оптового товарооборота и поставки
товаров покупателям; изучить их
в динамике; выявить и измерить
влияние факторов на развитие оптового
товарооборота; изучить причины
недостатков в торгово-
Оптовая торговля может и должна активно влиять на объём и ассортимент производимой продукции, требовать замены выпуска товаров, не пользующихся спросом, на товары, потребности в которых удовлетворяются не полностью, добиваться улучшения качества и расширения ассортимента изделий.
Оптовая торговля имеет право прекращать приёмку и возвращать промышленности товары низкого качества, что заставляет промышленные предприятия улучшать их потребительские свойства.
Чтобы целенаправленно воздействовать на изменение торговой конъюнктуры, оптовая торговля должна обладать данными о состоянии и перспективных изменениях ситуаций на отраслевых и региональных рынках, исследовать и прогнозировать спрос населения, иметь представление о возможностях поставщиков.
Роль оптовой торговли предусматривает её активное участие в обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия оптовой торговли контролируют полноту ассортимента в магазинах обслуживаемой зоны, добиваясь постоянного наличия в продаже товаров, имеющихся на складах, участвуют совместно с промышленностью в рекламных мероприятиях, организуют перепродажу излишне закупленных магазинами товаров в другие районы, где на них имеется спрос [15].
На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции:
- интегрирующую – по
обеспечению взаимосвязи между
партнёрами- производителями, продавцами
и покупателями – по
- оценочную – по определению
уровня общественно
- организующую и регулирующую
– по обеспечению
Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых предприятий, среди них можно назвать следующие:
- функция экономической
интеграции территорий и
- функция преобразования
производственного
- функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;
- функция сглаживания цен;
- функция хранения;
- функция доработки, доведения
товаров до требуемого
- функция кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий;
- функция маркетинговых исследований рынка и рекламы.
Развитие рыночных отношений способствует возникновению новых элементов в деятельности оптовых предприятий, напр., предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам.
Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида:
1) традиционные – главным
образом организационно-
2) новые, возникающие под влиянием развития рынка.
Организация оптовой купли-продажи
является одной из важнейших функций
оптовой торговли с тех пор, как
в процессе общественного разделения
труда она обособилась в
Согласно данным Агентства РК по статистике в 2009 году по сравнению с 2005 годом оптовый товарооборот (в текущих ценах) увеличился на 127,5%, составив 6 872,3 млрд. тенге. В 2009 году в оптовом товарообороте доля продовольственных товаров составляла 16,9%, непродовольственных – 83,1%.
Рисунок 1 - Динамика объемов оптового товарооборота по регионам РК с 2005 по 2009 гг.
Примечание Агентство РК по статистике
Последние пять лет значительную долю в оптовом товарообороте страны занимает Алматы – 3 075,3 млрд. тенге или 45% от общего объема оптовой торговли. Второй показатель по г. Астана в размере 1 002,5 млрд. тенге (или 15%), на третьем месте – Карагандинская область (495,1 млрд. тенге или 7%).
Наибольший процент ежегодного роста объемов оптовой торговли за последние пять лет наблюдается в Астане (64%), наименьший – в Северо-Казахстанской области (19%).
Наибольшую долю в структуре
оптовой торговли республики за 2008
год занимали продукты нефтепереработки
– дизельное топливо и автомобильный
бензин, а также черные металлы
и пшеница, т.е. не товары народного
потребления и
Высокие показатели рыночной доли и прироста оптовой торговли по Алматы объясняется особой ролью этого города. Алматы является городом с крупнейшим автопарком (значительное потребление ГСМ и большие продажи автомобилей), а также местом размещения значительной части пищевой промышленности (производство пива, вина, столовой воды, соков, молочной и кондитерской продукции).
Одной из причин столь неравномерного распределения объемов является разрушение взаимосвязей и отсутствие у предприятий оптовой торговли достаточного объема собственных оборотных средств, что чаще приводит к концентрации больших объемов товаров вблизи крупных рынков сбыта, т.е. в регионах с наибольшим уровнем потребления продукции.
Согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 2010 году по сравнению с 2008 годом прослеживается увеличение оптового товарооборота с 6 963,2 млрд.тенге до 8 152,4 млрд.тенге, т.е. на 1 189,2 млрд. тенге или 17,1%.
В 2010 году по сравнению с 2009 годом так же отмечен рост на 18,6% или на 1 280,1 млрд. тенге.
Следует отметить, что за 2008-2009 гг. объем оптового товарооборота напротив сократился на 1,3% (т.е. на 90,9 млрд. тенге).
Рисунок 2 – Объем оптового товарооборота
Источник Агентство РК по статистике
В региональном разрезе
в 2011 году по объемам реализации
товаров в оптовой торговле
на первом месте находится
г. Алматы, доля которого составила
40,1%. На втором месте г.Астана
– 13,6%. Тройку лидеров по данному
показателю замыкает
В целом, в 2011 году доли остальных областей республики в общем объеме оптовой торговли страны составляют чуть меньше 5%.
Согласно данным Агентства РК по статистике объем товарооборота оптовой торговли за вознаграждения или на договорной основе в 2011 году по сравнению с 2010 годом сократился на 295,2 млн. тенге или 2,1%, составив 8 152,4 млрд. тенге.
Объем оптового товарооборота в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократился на 25,1% (т.е. на 4 684,6 млн. тенге).
Целесообразно отметить, что с 2008 года по 2010 год прослеживается спад в объеме реализации товаров в оптовой торговле за вознаграждение. Так, в 2010 году по сравнению с 2008 годом товарооборот сократился на 4 979,8 млн.тенге или на 26,7%.
С 2008 года по 2010 год в разрезе регионов товарооборот оптовой торговли за вознаграждение подвергался значительным изменениям.
Таблица 4 Объем оптовой торговли | ||||||
млн. тенге | ||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Республика Казахстан |
3 021 220,5 |
4 129 252,8 |
5 814 910,2 |
6 963 186,1 |
6 872 312,2 |
8 152 382,4 |
Акмолинская |
54 961,0 |
75 307,8 |
92 676,0 |
142 898,6 |
162 430,1 |
180 168,5 |
Актюбинская |
86 294,3 |
135 033,6 |
168 263,0 |
211 436,9 |
160 939,1 |
296 941,8 |
Алматинская |
96 750,9 |
168 711,9 |
209 508,4 |
245 559,4 |
212 440,0 |
306 432,7 |
Атырауская |
74 645,3 |
99 328,2 |
112 569,5 |
146 436,7 |
140 335,1 |
200 890,5 |
Западно-Казахстанская |
74 741,9 |
87 776,4 |
106 986,1 |
170 797,9 |
161 975,2 |
207 483,8 |
Жамбылская |
34 833,2 |
37 299,6 |
53 281,0 |
95 593,2 |
113 819,6 |
142 252,8 |
Карагандинская |
194 144,6 |
244 081,5 |
331 554,7 |
434 353,2 |
495 053,0 |
544 550,0 |
Костанайская |
137 024,1 |
223 906,9 |
363 142,2 |
376 846,7 |
250 876,5 |
293 235,6 |
Кызылординская |
27 799,6 |
36 886,7 |
48 214,1 |
56 603,0 |
60 435,6 |
74 644,7 |
Мангистауская |
32 274,4 |
43 100,2 |
55 791,2 |
68 015,0 |
65 961,7 |
107 235,2 |
Южно-Казахстанская |
102 438,0 |
145 143,4 |
165 333,5 |
267 372,3 |
214 460,5 |
377 158,2 |
Павлодарская |
96 895,0 |
134 044,6 |
147 597,2 |
188 066,8 |
287 432,1 |
380 713,5 |
Северо-Казахстанская |
114 157,9 |
141 782,0 |
164 519,2 |
286 659,6 |
109 318,9 |
164 529,0 |
Восточно-Казахстанская |
134 942,0 |
184 054,8 |
269 980,9 |
389 825,2 |
359 041,2 |
495 423,9 |
г.Астана |
315 047,5 |
431 272,2 |
965 029,4 |
1 101 640,8 |
1 002 535,8 |
1 108 787,8 |
г.Алматы |
1 444 270,8 |
1 941 523,0 |
2 560 463,8 |
2 781 080,8 |
3 075 257,8 |
3 271 934,4 |
Рисунок 3 - Объем оптовой торговли по регионам
Примечание: данные взяты
с сайта Агентства Республики
Казахстан по статистике
Рисунок 4 - Объем оптового товарооборота за вознаграждение
Примечание: данные Агентства РК по статистике
Так, в 2010 году лидером данной
категории является Жамбылская область,
доля которой составляет 61,2%. Объемы
оптовой торговли за вознаграждение
в 2010 году в Жамбылской области выросли
на 6 799,1 млн. тенге, т.е. в 5 раз по сравнению
с 2009 годом. В результате сокращения
общего объема торговли на 63,3% Западно-Казахстанская
область по сравнению с 2009 годом
снизилась с первого места
на второе место с показателем 14,7%.
На третьем месте оказалась
В 2010 году по сравнению с 2009 годом в Акмолинской области и г.Астана наблюдаются существенные снижения в общих объемах оптовой торговли за вознаграждения на 88,1% и 99,6% соответственно. Доля данных областей по всей республике не превышают 1,5%.
На региональном уровне лидером по объемам реализованных товаров в оптовой торговле за вознаграждение в 2009 году была Западно-Казахстанская область, доля которой в общем объеме по республике составила 39,2%. Затем следуют г.Астана (20,1%) и Акмолинская область (14,1%).
В 2008 году на первом месте
по данному показателю был г.Астана,
доля оптового товарооборота за вознаграждение
которого в общем объеме страны составляла
88,6%. За ним следуют Западно-
Рисунок 5 – Динамика товарооборота за вознаграждение в разрезе областей в 2008-2010 гг.
Согласно статистическим данным в период с января по сентябрь 2011 года наблюдается рост объемов оптового товарооборота (в текущих ценах) по сравнению с аналогичным периодом 2010 года с 5 217,4 млрд. тенге до 6 993,6 млрд. тенге, т.е. на 32,9%.
В динамике объемов товарооборота оптовой торговли за вознаграждения или на договорной основе за период с января по сентябрь 2010-2011гг. наблюдается снижение объемов товарооборота. Так, если в январе-сентябре 2010 года общий объем составлял 7 109,1 млн. тенге, то в соответствующем периоде 2011 года объем составил 5 340,6 млн. тенге, т.е. сократился на 24,9%.
Информация о работе Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан