Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:43, дипломная работа
Формирование малого предпринимательства как особого сектора народного хозяйства - одно из важнейших направлений преобразования казахстанской экономики на современном этапе.
Без малого и среднего бизнеса невозможно создание эффективной многоукладной экономики в Казахстане, формирование широкого и устойчивого среднего слоя собственников и предпринимателей, определяющих стабильность общества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
1 СУЩНОСТЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Предпосылки и условия развития малого и среднего бизнеса ……6
1.2 Формирование казахстанской модели предпринимательской среды и становления малого и среднего бизнеса……………………16
1.3 Мировой опыт развития и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса……………………………………21
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА BESAN BESIN)
2.1Анализ развития рынка оптовой торговли в посткризисный период (чем занимается ваше предприятие, на каком рынке?)..…..…………29
2.2Общая характеристика и экономическая деятельность филиала BESAN BESIN …………………40
2.3Оценка показателей конкурентоспособности филиала BESAN BESIN на казахстанском рынке ……..……48
3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РК
3.1 Совершенствование нормативных правовых актов в сфере малого предпринимательства……………………………………………………..
3.2 Повышение эффективности использования создаваемой инфраструктуры поддержки и защиты малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Вторая группа - это “малые”
предприниматели, осуществляющие свою
деятельность в основном в форме
юридического лица, их основная масса
- это уже малые предприятия, занимающиеся
одновременно разными видами деятельности
(торговлей, производством различной
продукции и др.). В условиях возрастающей
конкуренции они вынуждены
Третья группа - это “средние” предприниматели, осуществляющие свою деятельность в форме юридического лица, в большинстве своем это уже средние предприятия, у руководителей которых, как правило, высокие профессиональные навыки в сфере бизнеса. Это предприниматели новаторы, находящиеся в постоянном поиске инноваций и готовые рисковать. Они стремятся увеличить свои доходы за счет улучшения применяемых технологий и создания новых высокотехнологических производств.
Кроме того, существует категория
предпринимателей “псевдомалого” бизнеса,
имеющих место во всех вышеперечисленных
группах. Мотивация деятельности предпринимателей
“псевдомалого” бизнеса заключается
в переводе активов на счета подставных
“фирм однодневок” или
Также следует отметить,
что все группы предпринимателей
в большой степени подвержены
переходу в “теневой бизнес”, что
объясняется в основном несовершенством
налоговой системы. Например, на предприятиях
малого бизнеса распространено ведение
двойной бухгалтерии, занижение
численности работающих, что вызвано
стремлением руководителей
Можно отметить, что развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане в целом отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес - это скелет, ось современной экономики, то все многообразие среднего и мелкого предпринимательства - мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.
Следовательно, развитие малого и среднего бизнеса несет в себе множество важных преимуществ:
- увеличение числа
- рост доли экономически
активного населения, что
- селекция наиболее энергичных,
дееспособных
- создание новых рабочих
мест с относительно низкими
капитальными затратами,
- трудоустройство работников,
высвобождаемых в госсекторе, а
также представителей
- подготовка кадров за
счет использования работников
с ограниченным формальным
- разработка и внедрение
технологических, технических
- косвенная стимуляция
эффективности производства
- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
- мобилизация материальных,
финансовых и природных
- снижение фондовооруженности
и капиталоемкости при выпуске
более трудоемкой продукции,
- улучшение взаимосвязи
между различными секторами
Однако, роль мелкого бизнеса
велика не только количественно, но и
функционально, иными словами, по тем
задачам, которые он решает в экономике.
Небольшие фирмы образуют своего
рода фундамент, на котором вырастают
более высокие «этажи»
Дело в том, что в принципе в рыночной экономике наличие платежеспособного спроса на определенный товар должно автоматически рождать его предложение. Но характерной чертой современного эффективного производства является его избирательность: оно экономически оправдано далеко не в любых условиях.
Для экономики в целом деятельность мелких компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития мелкого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь - для беднейших слоев, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу. Следовательно, роль малого предпринимательства в рыночной экономике значительна. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Отсюда следует, что его становление и развитие, разумеется, наряду со средним и крупным предпринимательством, является стратегической проблемой экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к социально ориентированному рыночному хозяйству. Соответственно, недооценка роли малого предпринимательства, игнорирование его значительных технико-производственных и социально-экономических потенций приобретают в данных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета.
1.2 Формирование
казахстанской модели
Формирование малого предпринимательства как особого сектора народного хозяйства - одно из важнейших направлений преобразования казахстанской экономики на современном этапе.
Без малого и среднего бизнеса
невозможно создание эффективной многоукладной
экономики в Казахстане, формирование
широкого и устойчивого среднего
слоя собственников и
Создание широкой сети малых предприятий является необходимым условием формирования новой экономической среды, благоприятствующей возникновению конкуренции, оперативному реагированию на изменение потребительского спроса, применению прогрессивных наукоемких технологий. В настоящее время все страны СНГ, ранее имевшие плановую экономику на основе государственной собственности, находятся в процессе поиска путей развития рыночных отношений, перехода к рынку. Переход экономики Казахстана к рыночным отношениям и появление в ее экономике разнообразных форм малого бизнеса поставили перед обществом множество экономических, правовых и социальных проблем. Малый бизнес является одной из основных движущих сил социально- экономического развития современного общества.
За счет присущей малому
бизнесу гибкости, мобильности и
адаптивности к изменчивым рыночным
условиям могут быть решены проблемы
социальной стабильности, обеспечения
занятости и насыщения
В современных условиях малый
и средний бизнес в Казахстане
столкнулся на пути своего развития с
множеством проблем, вызванных общей
экономической нестабильностью, несовершенством
законодательной базы и налоговой
системы. В целях создания механизма
защиты этой достаточно рискованной
сферы рыночного хозяйства, соединения
интересов предпринимателей и государства,
разработана система
Курс на модернизацию экономики
Казахстана предполагает активизацию
развития предпринимательства, повышение
его роли в национальной экономике.
Предпринимательство как особый
способ хозяйственной деятельности
призвано стимулировать развитие конкуренции,
расширить занятость населения
и реализовать сравнительные
преимущества Казахстана в международном
разделении труда. В настоящее время
предпринимательский сектор уже
занял заметное место в обществе
и представляет собой мощную экономическую
силу. Возможность заниматься предпринимательской
деятельностью стала реальной и
закреплена рядом законодательных
и нормативных актов. Вместе с
тем, для выхода Казахстана на международные
рынки необходима «широкомасштабная
государственная поддержка
В Казахстане малый и средний
бизнес сформирован практически
за считанные годы. Достигнута главная
стратегическая цель – возможность
заниматься предпринимательством стала
реальной и неотъемлемой частью конституционных
прав граждан Республики Казахстан.
По состоянию на 01.01.2012 года в Казахстане
было зарегистрировано 740 тысяч субъектов
малого предпринимательства, а число
занятых в этой сфере составило
1,9 миллиона человек или более 10%
населения страны. За последние
годы количество зарегистрированных предприятий
малого бизнеса выросло в 4 раза,
о чем свидетельствует
История
эволюции развитых стран
Анализ развития СМСБ в
разрезе организационно-
Этот факт вызывает настороженность, когда Правительство страны проводит активную экономическую политику по отходу от сырьевой направленности, обеспечению диверсификации экономики и устойчивых темпов экономического роста за счет увеличения роли обрабатывающего сектора, малого и среднего бизнеса.
В развитых странах данный показатель достигает от 43% (Канада) до 57%(Япония).
По доле занятого населения в секторе СМСБ в общей занятости показатели нашей страны также гораздо ниже по сравнению с развитыми государствами. Если в развитых странах она доходит от 47% (Канада) до 75% (Япония), то в Казахстане она составила в 2007 году всего 22%.
Что касается отраслевой принадлежности СМСБ, наиболее характерными видами экономической деятельности по числу действующих СМСБ являются:
1.Для ПМСБ: Торговля, ремонт
автомобилей и изделий
Информация о работе Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан