Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Формирование малого предпринимательства как особого сектора народного хозяйства - одно из важнейших направлений преобразования казахстанской экономики на современном этапе.
Без малого и среднего бизнеса невозможно создание эффективной многоукладной экономики в Казахстане, формирование широкого и устойчивого среднего слоя собственников и предпринимателей, определяющих стабильность общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
1 СУЩНОСТЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Предпосылки и условия развития малого и среднего бизнеса ……6
1.2 Формирование казахстанской модели предпринимательской среды и становления малого и среднего бизнеса……………………16
1.3 Мировой опыт развития и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса……………………………………21
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА BESAN BESIN)
2.1Анализ развития рынка оптовой торговли в посткризисный период (чем занимается ваше предприятие, на каком рынке?)..…..…………29
2.2Общая характеристика и экономическая деятельность филиала BESAN BESIN …………………40
2.3Оценка показателей конкурентоспособности филиала BESAN BESIN на казахстанском рынке ……..……48
3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РК
3.1 Совершенствование нормативных правовых актов в сфере малого предпринимательства……………………………………………………..
3.2 Повышение эффективности использования создаваемой инфраструктуры поддержки и защиты малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 3.51 Мб (Скачать)

Вторая группа - это “малые”  предприниматели, осуществляющие свою деятельность в основном в форме  юридического лица, их основная масса - это уже малые предприятия, занимающиеся одновременно разными видами деятельности (торговлей, производством различной  продукции и др.). В условиях возрастающей конкуренции они вынуждены акцентировать  свое внимание на диверсификации производства, заинтересованы в новшествах, использовании  новых инструментов ведения бизнеса, совершенствовании маркетинговых  технологий, но при этом они вкладывают капитал только в апробированный бизнес.

Третья группа - это “средние”  предприниматели, осуществляющие свою деятельность в форме юридического лица, в большинстве своем это  уже средние предприятия, у руководителей  которых, как правило, высокие профессиональные навыки в сфере бизнеса. Это предприниматели  новаторы, находящиеся в постоянном поиске инноваций и готовые рисковать. Они стремятся увеличить свои доходы за счет улучшения применяемых  технологий и создания новых высокотехнологических  производств.

Кроме того, существует категория  предпринимателей “псевдомалого” бизнеса, имеющих место во всех вышеперечисленных  группах. Мотивация деятельности предпринимателей “псевдомалого” бизнеса заключается  в переводе активов на счета подставных “фирм однодневок” или существовании исключительно из соображенья минимизации налогов замаскированной материнской компании.

Также следует отметить, что все группы предпринимателей в большой степени подвержены переходу в “теневой бизнес”, что  объясняется в основном несовершенством  налоговой системы. Например, на предприятиях малого бизнеса распространено ведение  двойной бухгалтерии, занижение  численности работающих, что вызвано  стремлением руководителей предприятий  к уменьшению налогооблагаемой базы, для чего работники “выводятся за штат” и не попадают в данные официальной отчетности, а оплата труда производится за счет средств  теневой экономики. Переходу предпринимателей в “теневой” бизнес также способствует наличие многочисленных административных барьеров, создаваемых со стороны  государственных органов, обладающих контрольно-надзорными функциями. В  сфере “теневой” экономики находится  собственность большого количества индивидуальных предпринимателей, которая  в основном нелегальна или полулегальна, надлежащим образом не оформлена. Основной причиной этого является то, что  в случае образования долгов у  индивидуального предпринимателя, под угрозой окажется его личная собственность. В настоящее время  сложилась ситуация, когда она  не может быть капитализирована, продана  или отдана в залог. Она выпадает из системы легального учета, и новых  экономических отношений [5].

Можно отметить, что развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане в целом  отвечает общемировым  тенденциям к формированию гибкой смешанной  экономики, сочетанию разных форм собственности  и адекватной им модели хозяйства, в  которой реализуется сложный  синтез конкурентного рыночного  механизма и государственного регулирования  крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес - это скелет, ось современной экономики, то все  многообразие среднего и мелкого  предпринимательства - мышцы, живая  ткань хозяйственного организма. Это  один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального  продукта.

Следовательно, развитие малого и среднего бизнеса несет в  себе множество важных преимуществ:

- увеличение числа собственников,  а значит, формирование среднего  класса - главного гаранта политической  стабильности в демократическом  обществе;

- рост доли экономически  активного населения, что увеличивает  доходы граждан и сглаживает  диспропорции в благосостоянии  различных социальных групп;

- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей,  для которых малый бизнес становится  первичной школой самореализации;

- создание новых рабочих  мест с относительно низкими  капитальными затратами, особенно  в сфере обслуживания;

- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а  также представителей социально  уязвимых групп населения (беженцев  из «горячих точек», инвалидов,  молодежи, женщин);

- подготовка кадров за  счет использования работников  с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию  на месте работы;

- разработка и внедрение  технологических, технических и  организационных новшеств (стремясь  выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти  на риск и осуществлять новые  проекты);

- косвенная стимуляция  эффективности производства крупных  компаний путем освоения новых  рынков, которые солидные фирмы  считают недостаточно емкими (из  недр малого бизнеса нередко  вырастают не только крупные  компании, но и наиболее современные  наукоемкие отрасли и производства);

- ликвидация монополии  производителей, создание конкурентной  среды;

- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы  невостребованными, а также более  эффективное их использование  (например, малый бизнес мобилизует  небольшие сбережения граждан,  не склонных прибегать к услугам  банковской системы, но готовых  вкладывать деньги в собственное  предприятие; при этом владельцы  стремятся экономить и пускать  капитал в оборот, даже если  их доход невелик);

- снижение фондовооруженности  и капиталоемкости при выпуске  более трудоемкой продукции, быстрая  окупаемость вложений (например, в  США у компаний с числом  занятых менее 100 чел. продажи  на доллар активов больше, чем  у крупных компаний, не только  в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая  торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности);

- улучшение взаимосвязи  между различными секторами экономики.

Однако, роль мелкого бизнеса  велика не только количественно, но и  функционально, иными словами, по тем  задачам, которые он решает в экономике. Небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают  более высокие «этажи» хозяйства  и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний (отсюда, кстати, происходит латинизированное обозначение этого типа фирм - коммутанты, т. е. соединители).

Дело в том, что в  принципе в рыночной экономике наличие  платежеспособного спроса на определенный товар должно автоматически рождать  его предложение. Но характерной  чертой современного эффективного производства является его избирательность: оно  экономически оправдано далеко не в  любых условиях.

Для экономики в целом  деятельность мелких компаний оказывается  важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития мелкого бизнеса  специалисты даже судят о способности  страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Таким образом, трудно переоценить  значимость развития малого бизнеса  для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить  производство многих потребительских  товаров и услуг (в первую очередь - для беднейших слоев, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический  прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу. Следовательно, роль малого предпринимательства в рыночной экономике значительна. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Отсюда следует, что его становление и развитие, разумеется, наряду со средним и крупным предпринимательством, является стратегической проблемой экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к социально ориентированному рыночному хозяйству. Соответственно, недооценка роли малого предпринимательства, игнорирование его значительных технико-производственных и социально-экономических потенций приобретают в данных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета.

 

1.2   Формирование  казахстанской модели предпринимательской  среды и становления малого  и среднего бизнеса

 

Формирование малого предпринимательства  как особого сектора народного  хозяйства - одно из важнейших направлений  преобразования казахстанской экономики  на современном этапе.

Без малого и среднего бизнеса  невозможно создание эффективной многоукладной  экономики в Казахстане, формирование широкого и устойчивого среднего слоя собственников и предпринимателей, определяющих стабильность общества. Возрастание роли малого бизнеса  в экономике имеет объективный  характер. Без крупномасштабного  развития малого бизнеса невозможно построение рыночных отношений и  конкуренции, весьма затруднен процесс  создания инновационного направления  в экономике, венчурного предпринимательства.

Создание широкой сети малых предприятий является необходимым  условием формирования новой экономической  среды, благоприятствующей возникновению  конкуренции, оперативному реагированию на изменение потребительского спроса, применению прогрессивных наукоемких технологий. В настоящее время  все страны СНГ, ранее имевшие  плановую экономику на основе государственной  собственности, находятся в процессе поиска путей развития рыночных отношений, перехода к рынку. Переход экономики Казахстана к рыночным отношениям и появление в ее экономике разнообразных форм малого бизнеса поставили перед обществом множество экономических, правовых и социальных проблем. Малый бизнес является одной из основных движущих сил социально- экономического развития современного общества.

За счет присущей малому бизнесу гибкости, мобильности и  адаптивности к изменчивым рыночным условиям могут быть решены проблемы социальной стабильности, обеспечения  занятости и насыщения потребительского рынка.

В современных условиях малый  и средний бизнес в Казахстане столкнулся на пути своего развития с  множеством проблем, вызванных общей  экономической нестабильностью, несовершенством  законодательной базы и налоговой  системы. В целях создания механизма  защиты этой достаточно рискованной  сферы рыночного хозяйства, соединения интересов предпринимателей и государства, разработана система государственной  поддержки малого бизнеса.

Курс на модернизацию экономики  Казахстана предполагает активизацию  развития предпринимательства, повышение  его роли в национальной экономике. Предпринимательство как особый способ хозяйственной деятельности призвано стимулировать развитие конкуренции, расширить занятость населения  и реализовать сравнительные  преимущества Казахстана в международном  разделении труда. В настоящее время  предпринимательский сектор уже  занял заметное место в обществе и представляет собой мощную экономическую  силу. Возможность заниматься предпринимательской  деятельностью стала реальной и  закреплена рядом законодательных  и нормативных актов. Вместе с  тем,  для выхода Казахстана на международные  рынки необходима «широкомасштабная  государственная поддержка предпринимательства». Государственная политика в области  поддержки предпринимательства  должна быть направлена на создание «административных  и нормативных предпосылок для  сотрудничества малого и среднего бизнеса» с крупными предприятиями, которые  будут выступать в роли «заказчика и «локомотива» для малого бизнеса» [6].

В Казахстане малый и средний  бизнес сформирован практически  за считанные годы. Достигнута главная  стратегическая цель – возможность  заниматься предпринимательством стала  реальной и неотъемлемой частью конституционных  прав граждан Республики Казахстан. По состоянию на 01.01.2012 года в Казахстане было зарегистрировано 740 тысяч субъектов  малого предпринимательства, а число  занятых в этой сфере составило 1,9 миллиона человек или более 10% населения страны. За последние  годы количество зарегистрированных предприятий  малого бизнеса выросло в 4 раза, о чем свидетельствует увеличение  субъектов малого и среднего предпринимательства  по сравнению с 2005 – 509 тысяч субъектов.

        История  эволюции развитых стран подтверждает, что малый бизнес является  основополагающим звеном, от состояния  и уровня развития которого зависит обеспечение устойчивого экономического роста страны. Именно этот сектор экономики имеет огромные потенциальные возможности для решения многих проблем, сдерживающих экономический рост государства, таких как неразвитая конкуренция, неэффективное использование материальных и нематериальных ресурсов, зависимость внутреннего совокупного спроса от импорта, безработица, бедность и т.д.

Анализ развития СМСБ в  разрезе организационно-правовых форм показывает, что за 2005-2012 годы наибольшими  темпами росла численность индивидуальных предпринимателей (далее - ИП), затем  следуют крестьянские и фермерские хозяйства (далее - КФХ). Наименьшими  темпами росли предприятия малого и среднего бизнеса (далее - ПМСБ), а  за 2007 год по сравнению с 2006 годом  вовсе не произошло увеличения их числа.

Этот факт вызывает настороженность, когда Правительство страны проводит активную экономическую политику по отходу от сырьевой направленности, обеспечению  диверсификации экономики и устойчивых темпов экономического роста за счет увеличения роли обрабатывающего сектора, малого и среднего бизнеса.

В развитых странах данный показатель достигает от 43% (Канада) до 57%(Япония).

По доле занятого населения  в секторе СМСБ в общей занятости  показатели нашей страны также гораздо  ниже по сравнению с развитыми  государствами. Если в развитых странах  она доходит от 47% (Канада) до 75% (Япония), то в Казахстане она составила  в 2007 году всего 22%.

Что касается отраслевой принадлежности СМСБ, наиболее характерными видами экономической  деятельности по числу действующих  СМСБ являются:

1.Для ПМСБ: Торговля, ремонт  автомобилей и изделий домашнего  пользования – 34 %, Строительство  – 18%, Промышленность – 9,3%.

Информация о работе Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан