Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:43, дипломная работа
Формирование малого предпринимательства как особого сектора народного хозяйства - одно из важнейших направлений преобразования казахстанской экономики на современном этапе.
Без малого и среднего бизнеса невозможно создание эффективной многоукладной экономики в Казахстане, формирование широкого и устойчивого среднего слоя собственников и предпринимателей, определяющих стабильность общества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
1 СУЩНОСТЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Предпосылки и условия развития малого и среднего бизнеса ……6
1.2 Формирование казахстанской модели предпринимательской среды и становления малого и среднего бизнеса……………………16
1.3 Мировой опыт развития и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса……………………………………21
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА BESAN BESIN)
2.1Анализ развития рынка оптовой торговли в посткризисный период (чем занимается ваше предприятие, на каком рынке?)..…..…………29
2.2Общая характеристика и экономическая деятельность филиала BESAN BESIN …………………40
2.3Оценка показателей конкурентоспособности филиала BESAN BESIN на казахстанском рынке ……..……48
3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РК
3.1 Совершенствование нормативных правовых актов в сфере малого предпринимательства……………………………………………………..
3.2 Повышение эффективности использования создаваемой инфраструктуры поддержки и защиты малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
В современной экономической
литературе также отсутствует четкое
определения сущности предпринимательства.
В большинстве случаев сущность
этого явления подменяется
В настоящее время
Таблица 1
Классификация
Признаки классификации |
Характеристика
предпринимательской | |||
По сфере Деятельности |
Производственная |
Коммерческая |
Финансовая |
Сфера Потребления |
По организационно-правовому статусу |
Без образования юридического лица |
Частное Предприятие |
Фермерское хозяйство |
Общество с ограниченной ответственностью |
Малое предприятие |
Смешанное товарищество |
Закрытое или открытое акционерное общество |
Совместное предприятие | |
По отношению к собственности |
Индивидуальная (без применения наемного труда) |
Частная |
Государственная | |
По количеству собственников |
Индивидуальная, частная |
Семейная |
Коллективная |
Смешанная, совместная |
По масштабам производства и численности работников |
Малое предприятие |
Среднее Предприятие |
Большое предприятие | |
По территориальному признаку |
Сельская, районная |
Городская, областная |
Региональная, национальная |
Зарубежная |
По отраслевой принадлежности |
Строительная, текстильная |
Металлообрабатывающая, горнодобывающая |
Пищевая, судостроительная |
Энергетика, транспорт, связь |
Примечание: составлено автором
На основе таблицы 1 делается попытка проанализировать различные точки зрения по этому вопросу и можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность – это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода. Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию, по-новому организует труд, иначе руководит, что приводит к снижению индивидуальных затрат производства, на базе которых устанавливается цена. Предприниматель максимально эффективно налаживает маркетинговую деятельность. Таким образом, наиболее распространенный тип деления предпринимательства на виды предполагает деление на малое и среднее.
Следовательно, развитие малого и среднего бизнеса – основа экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики. Именно благодаря этому, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране в 1990-е годы, число субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно росло.
Необходимо признать, что в условиях трансформации экономики Казахстана в период «перестройки» и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообразующую роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.
Малые предприятия и в целом малый бизнес заняли нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутри региональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%.
Казахстанский бизнес – это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997 год, когда был принят Указ Президента страны от 07.07.1997 г. № 3589 «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан». С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе [4].
Одним из приоритетных направлений
экономической реформы, производимой
в настоящее время в
Казахстан провозгласил курс на формирование социально ориентированного рыночного общества, который требует радикальных преобразований, направленных на преодоление монополизма и развития конкуренции. Предпринимательство, являясь одним из основных звеньев переходного периода к рыночной экономике, ускорило формирование навыков рыночного поведения отдельных людей в масштабе всего государства.
3а годы независимости
в Республике Казахстан
Развитие экономики республики
и вместе с ней развитие малого
предпринимательства можно
Первый этап - либерализация
цен (1991-1992 гг.). Первые субъекты рыночной
экономики - малые предприятия появились
в период либерализации в сфере
торговли и услуг, то есть там, где
был быстрый оборот денег. Крупные
предприятия сразу обзавелись многочисленными
малыми предприятиями по сбыту своей
продукции, ремонту, обслуживанию основных
и вспомогательных производств.
Для перехода от плановой экономики
советского типа к рыночной экономике
для Казахстана единственно возможной
и верной стратегией была трансформация
политических и экономических реформ.
В 1992 году была принята первая Государственная
программа поддержки и развития
предпринимательства, заложившая основу
становления малого бизнеса. В республике
за этот период было создано и действовало
34,5 тысяч субъектов малого предпринимательства.
В них было занято 6,0 % от общего числа
работающих в стране, а доля производимой
ими продукции, работ и услуг
составил 7,0% от валового внутреннего
продукта (ВВП). Из-за отсутствия элементарных
потребительских товаров в
Второй этап - жесткая
монетарная и рестрикционная фискальная
политика государства (1993-1995 гг.). На этом
этапе для достижения макроэкономической
стабилизации в стране упразднялись
налоговые льготы, стимулирующие
производственную деятельность. Упразднение
налоговых льгот, направленных на стимулирование
производственной деятельности и развитие
малого предпринимательства в 1994 году
имело негативные последствия. Резко
сократилась численность
Третий этап - бум малой приватизации (1996-1997гг.). В конце 1996 и в начале 1997 годов в стране произошла некоторая макроэкономическая стабилизация. Для поддержки малого бизнеса был принят Указ Президента Республики Казахстан от 06.03.1997г. «О мерах по государственной поддержке и активизации развития малого предпринимательства». Количество субъектов малого бизнеса за этот период (1996-1997гг.) увеличилась в 2,4 раза, а доля продукции возросла в 1,8 раза и составила 8,5% от ВВП страны. Численность работающих в этом секторе в 1997г. превысила 1995г. в 1,73 раза. Малый сектор экономики снова стал «поглощать» безработицу. Таким образом, малый бизнес стал вносить свой вклад в стабилизацию экономики республики.
Четвертый этап - период качественного
развития экономики республики (1998-2001гг.),
сопровождавшегося ростом промышленного
производства, объемов валового внутреннего
продукта, стабильным развитием финансово-кредитной
сферы республики. Предпринимательский
уклад все больше становится решающим
фактором развития экономики, но процесс
его развития не всегда однозначен
и требует к себе постоянного
внимания и государственной поддержки.
В связи с участившимися
Пятый этап – современный.
Развитие малого и среднего бизнеса
озвучивается Президентом в качестве
приоритетного направления
Необходимо отметить, что
существующий в Казахстане сектор малого
и среднего предпринимательства
представляет неоднородную массу и
в реальности выглядит следующим
образом. Если по организационно-правовой
структуре предприниматели
Первая группа - это “микро” предприниматели, осуществляющие свою деятельность в основном в форме физического лица, в своем большинстве это индивидуальные предприниматели и семейные или крестьянские хозяйства. Занимаются традиционными видами деятельности - мелкосерийное и индивидуальное производство товаров, ремесленничество, розничная торговля. Проведенное обследование индивидуальных предпринимателей показало, что 90% выпущенной ими продукции приходится на производство продуктов питания, 3,5% - на производство текстильной и швейной продукции и 3,1% - на производство древесины и деревянных изделий. Отличительными особенностями индивидуальных предпринимателей является то, что они не склонны к перемещению капитала в другие виды деятельности или регионы, заинтересованы в стабильности и неохотно идут на изменения, у них свой определенный круг потребителей. Гарантией существования такого типа предпринимателей выступают местные природные ресурсы, покупательная способность местного населения, предпочтения потребителей, традиционная специализация. Данный вид предпринимательства будет существовать всегда: крупные производители не смогут его вытеснить, так как ресурсы и спрос носят локальный и часто специфический характер.
В то же время следует
признать, что, несмотря на постоянное
наращивание этой категорией предпринимателей
производства сельскохозяйственной продукции,
данная категория не способна обеспечить
стране продовольственное
Информация о работе Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан