Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Формирование малого предпринимательства как особого сектора народного хозяйства - одно из важнейших направлений преобразования казахстанской экономики на современном этапе.
Без малого и среднего бизнеса невозможно создание эффективной многоукладной экономики в Казахстане, формирование широкого и устойчивого среднего слоя собственников и предпринимателей, определяющих стабильность общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
1 СУЩНОСТЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Предпосылки и условия развития малого и среднего бизнеса ……6
1.2 Формирование казахстанской модели предпринимательской среды и становления малого и среднего бизнеса……………………16
1.3 Мировой опыт развития и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса……………………………………21
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА BESAN BESIN)
2.1Анализ развития рынка оптовой торговли в посткризисный период (чем занимается ваше предприятие, на каком рынке?)..…..…………29
2.2Общая характеристика и экономическая деятельность филиала BESAN BESIN …………………40
2.3Оценка показателей конкурентоспособности филиала BESAN BESIN на казахстанском рынке ……..……48
3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РК
3.1 Совершенствование нормативных правовых актов в сфере малого предпринимательства……………………………………………………..
3.2 Повышение эффективности использования создаваемой инфраструктуры поддержки и защиты малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 3.51 Мб (Скачать)

В современной экономической  литературе также отсутствует четкое определения сущности предпринимательства. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью  предпринимательской деятельности. Так, например, в "Большом экономическом  словаре" под общей редакцией  А.Н. Азрилияна дается следующее  определение: "Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение  прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную  ответственность или от имени  и под юридическую ответственность  юридического лица" [3].

В настоящее время предпринимательство  рассматривается с разных точек  зрения, но и наиболее значение имеет  подразделение бизнеса на малый  и средний.

 

 

 

 

 

 

         Таблица 1

         Классификация предпринимательской  деятельности

Признаки классификации

Характеристика  предпринимательской деятельности

По сфере 

Деятельности

Производственная

Коммерческая

Финансовая

Сфера

Потребления

По организационно-правовому  статусу

Без образования юридического лица

Частное

Предприятие

Фермерское хозяйство

Общество с ограниченной ответственностью

Малое предприятие

Смешанное товарищество

Закрытое или открытое акционерное общество

Совместное предприятие

По отношению к собственности

Индивидуальная (без применения наемного труда)

Частная

Государственная

По количеству собственников

Индивидуальная, частная

Семейная

Коллективная

Смешанная, совместная

По масштабам  производства и численности работников

Малое

предприятие

Среднее

Предприятие

Большое предприятие

По территориальному признаку

Сельская,

районная

Городская, областная

Региональная, национальная

Зарубежная

По отраслевой принадлежности

Строительная, текстильная

Металлообрабатывающая, горнодобывающая

Пищевая, судостроительная

Энергетика, транспорт, связь


Примечание: составлено автором

 

На основе таблицы 1 делается попытка проанализировать различные  точки зрения по этому вопросу  и можно сделать вывод, что  предпринимательская деятельность – это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода. Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию, по-новому организует труд, иначе руководит, что приводит к снижению индивидуальных затрат производства, на базе которых устанавливается цена. Предприниматель максимально эффективно налаживает маркетинговую деятельность. Таким образом, наиболее распространенный тип деления предпринимательства на виды предполагает деление на малое и среднее.

Следовательно, развитие малого и среднего бизнеса – основа экономики  любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства  сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. Вследствие этого, еще на заре независимости малый  и средний бизнес был определен  в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка  малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной  политики. Именно благодаря этому, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране в 1990-е годы, число субъектов  малого и среднего предпринимательства  постоянно росло.

Необходимо признать, что  в условиях трансформации экономики  Казахстана в период «перестройки»  и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообразующую  роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.

Малые предприятия и в  целом малый бизнес заняли нишу экономической  деятельности максимально ориентированную  на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют  в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем  на 80% ориентирован на внутри региональные рынки (а в торговле и строительстве  более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и  даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%.

Казахстанский бизнес –  это тот сектор экономики, который  в буквальном смысле порожден реформами. Периодом зарождения в стране цивилизованного  бизнеса можно смело назвать 1997 год, когда был принят Указ Президента страны от 07.07.1997 г. № 3589 «О приоритетных и региональных программах поддержки  и развития малого предпринимательства  в Республике Казахстан». С тех  пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной  политики и с ним же связано  большинство кардинальных изменений  в обществе [4].

Одним из приоритетных направлений  экономической реформы, производимой в настоящее время в Казахстане, является становление и развитие малого бизнеса. Общество всё больше осознаёт, что малый бизнес представляет собой одно из ключевых условий формирования рыночных механизмов и является составляющей частью современной рыночной системы. Развитие малого бизнеса в единстве сдиверсификацией (разбиением) промышленного  сектора составляют одну из основ  стратегии «Казахстан - 2030». Малый  бизнес в Казахстане является не только необходимым звеном в создании рыночной системы хозяйствования, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества.

Казахстан провозгласил курс на формирование социально ориентированного рыночного общества, который требует  радикальных преобразований, направленных на преодоление монополизма и  развития конкуренции. Предпринимательство, являясь одним из основных звеньев  переходного периода к рыночной экономике, ускорило формирование навыков  рыночного поведения отдельных  людей в масштабе всего государства.

3а годы независимости  в Республике Казахстан успешно  реализованы главные приоритеты  в экономике: осуществлена макроэкономическая  стабильность, разгосударствление  и приватизация собственности;  насыщен потребительский рынок; сформировалась социальная рыночная экономика; создана нормативно-правовая база для развития предпринимательства всех форм собственности. В казахстанском обществе изменился экономический уклад с переходом от социалистического способа производства к рыночным методам хозяйствования, произошла глубокая трансформация мировоззрения граждан.

Развитие экономики республики и вместе с ней развитие малого предпринимательства можно условно  разделить на 5 этапов, каждый из которых  имеет свои отличительные особенности.

Первый этап - либерализация  цен (1991-1992 гг.). Первые субъекты рыночной экономики - малые предприятия появились  в период либерализации в сфере  торговли и услуг, то есть там, где  был быстрый оборот денег. Крупные  предприятия сразу обзавелись многочисленными  малыми предприятиями по сбыту своей  продукции, ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных производств. Для перехода от плановой экономики  советского типа к рыночной экономике  для Казахстана единственно возможной  и верной стратегией была трансформация  политических и экономических реформ. В 1992 году была принята первая Государственная  программа поддержки и развития предпринимательства, заложившая основу становления малого бизнеса. В республике за этот период было создано и действовало 34,5 тысяч субъектов малого предпринимательства. В них было занято 6,0 % от общего числа  работающих в стране, а доля производимой ими продукции, работ и услуг  составил 7,0% от валового внутреннего  продукта (ВВП). Из-за отсутствия элементарных потребительских товаров в республике, наши граждане были вынуждены, помимо своей воли, вкладывать огромные инвестиции в дальнее зарубежье на развитие тамошних отраслей по производству одежды, пищевых продуктов, автомобилей, гостиниц, аэропортов и торговой сети.

Второй этап - жесткая  монетарная и рестрикционная фискальная политика государства (1993-1995 гг.). На этом этапе для достижения макроэкономической стабилизации в стране упразднялись налоговые льготы, стимулирующие  производственную деятельность. Упразднение  налоговых льгот, направленных на стимулирование производственной деятельности и развитие малого предпринимательства в 1994 году имело негативные последствия. Резко  сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. Из-за нехватки собственных и малодоступности  кредитных средств, произошел отток  основной части субъектов предпринимательства  из производственной сферы в сферу  торгово-посреднической и коммерческой деятельности. В 1995 году против 1992 года удельный вес продукции субъектов  малого предпринимательства в валовом  внутреннем продукте страны снизилось  на одну треть, с 7,0% до 4,7%., а численность  работающих в этом секторе экономики  сократилась в 2 раза .

Третий этап - бум малой  приватизации (1996-1997гг.). В конце 1996 и  в начале 1997 годов в стране произошла  некоторая макроэкономическая стабилизация. Для поддержки малого бизнеса  был принят Указ Президента Республики Казахстан от 06.03.1997г. «О мерах по государственной поддержке и  активизации развития малого предпринимательства». Количество субъектов малого бизнеса  за этот период (1996-1997гг.) увеличилась  в 2,4 раза, а доля продукции возросла в 1,8 раза и составила 8,5% от ВВП страны. Численность работающих в этом секторе  в 1997г. превысила 1995г. в 1,73 раза. Малый  сектор экономики снова стал «поглощать»  безработицу. Таким образом, малый  бизнес стал вносить свой вклад в  стабилизацию экономики республики.

Четвертый этап - период качественного  развития экономики республики (1998-2001гг.), сопровождавшегося ростом промышленного  производства, объемов валового внутреннего  продукта, стабильным развитием финансово-кредитной  сферы республики. Предпринимательский  уклад все больше становится решающим фактором развития экономики, но процесс  его развития не всегда однозначен и требует к себе постоянного  внимания и государственной поддержки. В связи с участившимися случаями нарушений прав и свободы предпринимательской  деятельности был принят Указ Президента Республики Казахстан «О защите прав граждан и юридических лиц  на свободу предпринимательской  деятельности». В республике впервые  принята и утверждена Государственная  Программа развития и поддержки  малого предпринимательства на 1999-2000 годы. Основными источниками финансирования проектов малого предпринимательства  являются Государственный фонд содействия занятости, банки второго уровня, средства местных бюджетов, а также  средства кредитных линий Азиатского Банка Развития и Европейского Банка  Реконструкции и Развития.

Пятый этап – современный. Развитие малого и среднего бизнеса  озвучивается Президентом в качестве приоритетного направления развития страны. Принимаются Программы поддержки  и развития малого предпринимательства. В 2006 году принимается новый Закон  «О частном предпринимательстве».

Необходимо отметить, что  существующий в Казахстане сектор малого и среднего предпринимательства  представляет неоднородную массу и  в реальности выглядит следующим  образом. Если по организационно-правовой структуре предприниматели разделяются  на юридические лица (малые и средние  предприятия) и физические лица (индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства), то с точки зрения условий, мотивации и целей их можно  разделить на следующие группы.

Первая группа - это “микро”  предприниматели, осуществляющие свою деятельность в основном в форме  физического лица, в своем большинстве  это индивидуальные предприниматели  и семейные или крестьянские хозяйства. Занимаются традиционными видами деятельности - мелкосерийное и индивидуальное производство товаров, ремесленничество, розничная торговля. Проведенное обследование индивидуальных предпринимателей показало, что 90% выпущенной ими продукции приходится на производство продуктов питания, 3,5% - на производство текстильной и швейной продукции и 3,1% - на производство древесины и деревянных изделий. Отличительными особенностями индивидуальных предпринимателей является то, что они не склонны к перемещению капитала в другие виды деятельности или регионы, заинтересованы в стабильности и неохотно идут на изменения, у них свой определенный круг потребителей. Гарантией существования такого типа предпринимателей выступают местные природные ресурсы, покупательная способность местного населения, предпочтения потребителей, традиционная специализация. Данный вид предпринимательства будет существовать всегда: крупные производители не смогут его вытеснить, так как ресурсы и спрос носят локальный и часто специфический характер.

В то же время следует  признать, что, несмотря на постоянное наращивание этой категорией предпринимателей производства сельскохозяйственной продукции, данная категория не способна обеспечить стране продовольственное благополучие, так как производство ведется  здесь практически вручную и  по самым примитивным технологиям. Специфика производства личных подсобных  хозяйств состоит в том, что их поведение не определяется только рыночными  условиями. У значительного числа  личных подсобных хозяйств затраты  труда и средств на ведение  подсобного хозяйства больше, чем  рыночная стоимость производимых продуктов.

Информация о работе Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан