Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Формирование малого предпринимательства как особого сектора народного хозяйства - одно из важнейших направлений преобразования казахстанской экономики на современном этапе.
Без малого и среднего бизнеса невозможно создание эффективной многоукладной экономики в Казахстане, формирование широкого и устойчивого среднего слоя собственников и предпринимателей, определяющих стабильность общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
1 СУЩНОСТЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Предпосылки и условия развития малого и среднего бизнеса ……6
1.2 Формирование казахстанской модели предпринимательской среды и становления малого и среднего бизнеса……………………16
1.3 Мировой опыт развития и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса……………………………………21
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА BESAN BESIN)
2.1Анализ развития рынка оптовой торговли в посткризисный период (чем занимается ваше предприятие, на каком рынке?)..…..…………29
2.2Общая характеристика и экономическая деятельность филиала BESAN BESIN …………………40
2.3Оценка показателей конкурентоспособности филиала BESAN BESIN на казахстанском рынке ……..……48
3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РК
3.1 Совершенствование нормативных правовых актов в сфере малого предпринимательства……………………………………………………..
3.2 Повышение эффективности использования создаваемой инфраструктуры поддержки и защиты малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 3.51 Мб (Скачать)

2.Для ИП и КФХ: Торговля, ремонт автомобилей и изделий  домашнего пользования – 61,16%, Предоставление прочих видов  услуг –10,1 %, транспорт и складирование  – 8%.

Меньше всего СМСБ регистрируются и осуществляют свою деятельность в  следующих отраслях экономики:

- Искусство, развлечение  и отдых - 0,45% ( 287 ед. действующих  СМСБ);

- Образование -    1,62%    (1 044    ед. действующих  СМСБ);

- Предоставление прочих  видов услуг- 1,41 (908 ед. действующих  СМСБ) [7].

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Количество активно занятых  в малом предпринимательстве  на 1 января 2012 года по видам экономической  деятельности

 

 

Всего

в том числе

на предприятиях

индивидуальных

предпринимателей

в крестьянских (фермерских) хозяйствах

Республика Казахстан

739 812

64 457

500 629

174 726

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

178 869

3 761

382

174 726

Промышленность

18 790

5 973

12 817

 

Строительство

18 460

11 417

7 043

 

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

327 860

21 651

306 209

 

Транспорт и складирование

42 584

2 891

39 693

 

Информация и связь

6 002

1 855

4 147

 

Услуги по проживанию и питанию

16 344

950

15 394

 

Финансовая и страховая деятельность

253

-

253

 

Операции с недвижимым имуществом

34 482

3 118

31 364

 

Профессиональная, научная и техническая  деятельность

16 697

5 738

10 959

 

Деятельность в области административного  и вспомогательного обслуживания

18 092

3 653

14 439

 

Образование

2 495

1 044

1 451

 

Здравоохранение и социальные услуги

3 780

1 211

2 569

 

Искусство, развлечения и отдых

3 751

287

3 464

 

Предоставление прочих видов услуг

51 293

908

50 385

 

Деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления

59

-

59

 

Примечание данные Агентства  РК по статистике

 

Как показывает таблица 2 в  промышленном секторе экономики  заняты     5 973  действующих  субъектов малого предпринимательства, что составляет всего лишь 9,3 % от общего количества действующих СМСБ.

Этот факт в очередной  раз подтверждает, что такая тенденция  развития СМСБ не способствует диверсификации экономики. Ведь для обеспечения  диверсификации важнейшую роль играют предприятия, занятые в промышленном секторе.

Наибольшее  значение  показателя  численности  занятых  в   СМСБ приходиться на такие  отрасли как: Торговля – 44,32 %, Сельское хозяйство -24,18%.

 

Таблица 3

Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства  на 1 января 2012 года

 

 

Всего

в том числе

юридических фирм

Индивидуальных

предпринимателей

в крестьянских (фермерских) хозяйствах

Республика Казахстан

1 331 386

216 486

924 373

190 527

Акмолинская

53 169

6 394

42 457

4 318

Актюбинская

49 651

8 493

36 694

4 464

Алматинская

151 502

10 289

90 058

51 155

Атырауская

48 772

6 726

40 149

1 897

Западно-Казахстанская

37 724

4 442

29 294

3 988

Жамбылская

60 386

5 276

38 758

16 352

Карагандинская

83 557

14 756

62 121

6 680

Костанайская

68 759

7 361

55 498

5 900

Кызылординская

36 191

4 357

29 360

2 474

Мангистауская

41 574

7 460

32 692

1 422

Южно-Казахстанская

230 197

19 644

140 363

70 190

Павлодарская

50 573

8 455

38 594

3 524

Северо-Казахстанская

35 422

4 754

27 400

3 268

Восточно-Казахстанская

112 580

12 285

85 469

14 826

г.Астана

86 114

27 351

58 749

14

г.Алматы

185 215

68 443

116 717

55


Примечание данные Агентства  РК по статистике

 

Обзор развития СМСБ в региональном разрезе показывает, что по состоянию  на конец первого полугодия 2012 года наибольшее количество СМСБ функционируют  в Южно-Казахстанской области  – 230,1 тыс. ед., в г. Алматы – 185,2 тыс. ед. Наименьшие показатели имеют Северо-Казахстанская (35,4 тыс. ед.), Кызылординская (36,1 тыс. ед.), Западно-Казахстанская (37,7 тыс. ед.) области.

Наибольшая доля действующих  ПМСБ приходится на следующие области: г. Алматы - 32%, г. Астана - 13%, ЮКО - 9%, Карагандинская область - 7%. Наименьшая доля действующих  ПМБ приходится на таки области как: Западно-Казахстанская область, Кызылординская, Северо-Казахстанская область - по 2%.

Наибольшая доля действующих  ИП приходится на Южно-Казахстанскую  область – 15%, г. Алматы – 13%, Актюбинская  область, ВКО - 8%, Карагандинская, г. Астана - по 7%. Наименьшая доля ИП приходится на Северо- Казахстанскую область - 3%.

Наибольшая доля действующих  КФХ приходится на Южно-Казахстанскую  область - 37% Алматинскую   область  -  27%.   Наименьшая  доля  действующих  КФ приходиться   на   г. Астана   -   0,01%, г.Алматы – 0,03%, Мангистаускую  и Атыраускую области по 1%.

Таким образом, на основе рассмотрения предпринимательской среды и  проблем становления малого и  среднего бизнеса необходимо отметить, что  в Казахстане созданы благоприятные  условия для развития  данной структуры экономики, однако важным направлением, на наш взгляд,  остается дальнейшее государственное  регулирование  малого бизнеса в целях корректировки  и улучшения негативных тенденции  развития малого бизнеса как с  помощью финансовых, так и нефинансовых инструментов.

 

1.3 Мировой опыт  развития и поддержки субъектов  малого и среднего бизнеса

 

Малые и средние предприятия  в развитых странах составляют важнейший  сектор национальных  экономик. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного  потенциала страны, то МСП, являясь  наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую  стабильность  развития.

Опыт многих стран, показывает, что наиболее эффективно государственную  политику поддержки и  развития МСП  можно осуществлять через специализированный правительственный орган, имеющий  достаточные ресурсные возможности  и полномочия [8].

Малый и средний бизнес в США начал свое развитие в  эпоху Великой Депрессии, поэтому  его доля является довольно высокой. В настоящее время в США  насчитывается около 7 млн. предприятий  с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек в каждом. Кроме того, в США действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.

Малое и среднее предпринимательство  в США представлено в различных  сферах (в производстве, торговле, финансовом секторе, области социальных услуг, а также в сфере инноваций). На сегодняшний день в США две  трети рабочих мест созданы структурами  и компаниями, принадлежащими к категориям малого и среднего бизнеса.

Согласно американскому  законодательству, к категории малого и среднего бизнеса относятся  хозяйственные субъекты с численностью персонала не более 500 человек. Все  малые и средние предприятия  в США подразделяются на 3 категории:

Микропредприятия — фирмы  с количеством работников до 20 человек;

Малые предприятия — от 20 до 100 человек;

Средние предприятия —  от 100 до 500 человек.

Кроме того, отдельно выделяют предприятия, на которых используется труд наемных работников и те, где  владелец фирмы обходится без  привлечения наемного персонала [9].

Принципы и философия  поддержки малого и среднего бизнеса  в США сформировалась в 1953г., когда  была создана Администрация по делам  малого бизнеса в США (АМБ, US SmallBusinessAdministration ), защищающая интересы малого и среднего бизнеса на правительственном уровне. На АМБ возложена обязанность  оказывать предпринимателям финансовую и консультационную поддержку, содействовать  в получении правительственных  заказов и в заключение контрактов с крупными предприятиями. Представительства  данной организации находятся во всех крупнейших городах, что позволяет  распространять политику поддержки  малого бизнеса на все штаты, а  не только на основные экономические  центры США.

Отдел АМБ по стандартизации, в соответствии с промышленной классификационной  системой, определяет критерии отнесения  бизнеса к малому, которые варьируются  по отраслям. В качестве примера, для  оптовой торговли и промышленного  производства это будет количество наемных работников (соответственно не более 100 и 500 человек, в промышленности в отдельных случаях - до 1,5 тыс.).

Обладая возможностью предоставления и гарантирования займов и инструментами  венчурного капитала на сумму более 45 млрд. долларов США в дополнение к кредитам на случай чрезвычайных бедствий на сумму 5 млрд. долларов США, АМБ является крупнейшей финансовой опорой малого и среднего бизнеса.

Основными задачами АМБ являются:

- помощь в получении  кредита и предоставление гарантий  по кредитам для бизнеса;

- непосредственное субсидирование  и кредитование малого и среднего  бизнеса за счет средств собственного  бюджета;

- техническая и информационная  поддержка бизнеса;

- сохранение и развитие  конкурентной среды.

На данный момент, в рамках программы гарантирования кредитов, АМБ может гарантировать погашение  за счет государства 90% кредитных обязательств. Это обеспечивает продление сроков кредитования при выдаче банковских кредитов на срок до 5 лет, а при предоставлении прямых ссуд - до 15 лет.

Особое место занимает программа финансового содействия малому и среднему бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных  бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программа государственного гарантирования аренды и страхования  строительных подрядов, осуществляемых малыми предприятиями.

Существуют две наиболее крупные программы АМБ - «7а» (кредитование традиционных и проверенных временем программ развития малого бизнеса) и  «504» (на дальнейшее развитие и модернизацию действующих малых предприятий).

Цель программы «7а» - предоставление гарантий малому предпринимателю, по каким-либо причинам не имеющему возможности получить ее обычным путем при обращении  к заимодателю (банку). В зависимости  от цели, срока и суммы займа, гарантия предоставляется на 75% займа для  суммы не более 750 тыс. долларов  США, на 80% для суммы не более 100 тыс. долларов; до 10 лет на оборотный капитал  и до 25 лет на основной капитал; процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.

Цель программы «504» - помощь в расширении и модернизации уже  действующих малых предприятий. Получив соответствующую информацию о деятельности компании, программа  «504» предоставляет долгосрочный кредит с фиксированной ставкой  финансирования для покупки недвижимого  имущества, оборудования, технологий. АМБ предоставляет гарантию под 40% займа, при этом максимальная сумма  гарантии не должна превышать 1 млн. долл. США.

Деятельность субъектов  малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», в котором  указаны критерии отнесения предприятия  к малому бизнесу [10].

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные  в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

Информация о работе Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан