Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Формирование малого предпринимательства как особого сектора народного хозяйства - одно из важнейших направлений преобразования казахстанской экономики на современном этапе.
Без малого и среднего бизнеса невозможно создание эффективной многоукладной экономики в Казахстане, формирование широкого и устойчивого среднего слоя собственников и предпринимателей, определяющих стабильность общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
1 СУЩНОСТЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Предпосылки и условия развития малого и среднего бизнеса ……6
1.2 Формирование казахстанской модели предпринимательской среды и становления малого и среднего бизнеса……………………16
1.3 Мировой опыт развития и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса……………………………………21
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА BESAN BESIN)
2.1Анализ развития рынка оптовой торговли в посткризисный период (чем занимается ваше предприятие, на каком рынке?)..…..…………29
2.2Общая характеристика и экономическая деятельность филиала BESAN BESIN …………………40
2.3Оценка показателей конкурентоспособности филиала BESAN BESIN на казахстанском рынке ……..……48
3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РК
3.1 Совершенствование нормативных правовых актов в сфере малого предпринимательства……………………………………………………..
3.2 Повышение эффективности использования создаваемой инфраструктуры поддержки и защиты малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 3.51 Мб (Скачать)

В зависимости от средней  численности работников за календарный  год предприятия подразделяются на:

- микропредприятия — до 15 работников;

- малые предприятия — до 100 работников;

- средние предприятия — до 250 работников.

В России существуют различные  организационные формы государственной  поддержки и защиты интересов  предприятий этой сферы. Созданы  ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки  малого предпринимательства, различные  фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса.

Одним из значимых законов  является Федеральный закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14.06.1995 г . № 88-ФЗ.

 Государственная поддержка  малого предпринимательства осуществляется  по следующим направлениям:

- формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого  предпринимательства;

- создание льготных условий  использования субъектами малого  предпринимательства государственных  финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а  также научно-технических разработок  и технологий;

- установление упрощенного  порядка регистрации субъектов  малого предпринимательства, лицензирования  их деятельности, сертификации их  продукции, представления государственной  статистической и бухгалтерской  отчетности;

- поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства, включая содействие  развитию их торговых, научно-технических,  производственных, информационных  связей с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров для малых предприятий.

 Федеральные органы  исполнительной власти в пределах  своих полномочий при проведении  политики, направленной на государственную  поддержку малого предпринимательства:

- разрабатывают предложения  по совершенствованию законодательства  Российской Федерации в области  государственной поддержки малого  предпринимательства;

- проводят анализ состояния  малого предпринимательства и  эффективности применения мер  по его государственной поддержке,  подготавливают прогнозы развития  малого предпринимательства и  предложения по приоритетным  направлениям и формам его  государственной поддержки, представляют указанные предложения в Правительство Российской Федерации;

- организуют разработку  и реализацию Федеральной программы  государственной поддержки малого  предпринимательства, обеспечивают  участие субъектов малого предпринимательства  в реализации государственных  программ и проектов, а также  в поставках продукции и выполнении  работ (услуг) для федеральных  нужд;

- подготавливают предложения  об установлении для субъектов  малого предпринимательства льгот  по налогообложению и иных  льгот, а также об использовании  средств федерального бюджета  и специализированных внебюджетных  фондов Российской Федерации  для поддержки малого предпринимательства;

- оказывают содействие  органам исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  при разработке и реализации  мер по поддержке малого предпринимательства;

- координируют деятельность  федеральных специализированных  организаций с государственным  участием, осуществляющих поддержку  малого предпринимательства.

Государственная поддержка  малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной  программой государственной поддержки  малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации  ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном бюджете  ежегодно предусматривается выделение  ассигнований на ее реализацию.

 Государственные и  муниципальные программы поддержки  малого предпринимательства включают  в себя следующие основные  положения:

- меры по формированию  инфраструктуры развития и поддержки  малого предпринимательства на  федеральном, региональном и местном  уровнях;

- перспективные направления  развития малого предпринимательства  и приоритетные виды деятельности  субъектов малого предпринимательства;

- меры, принимаемые для  реализации основных направлений  и развития форм поддержки  малого предпринимательства;

- меры по вовлечению  в предпринимательскую деятельность  социально не защищенных слоев  населения, в том числе инвалидов,  женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

- предложения по установлению  налоговых льгот и ежегодному  выделению средств из соответствующих  бюджетов на поддержку малого  предпринимательства;

- меры по обеспечению  передачи субъектам малого предпринимательства  результатов научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и технологических  работ, а также инновационных  программ;

- меры по обеспечению  передачи субъектам малого предпринимательства  не завершенных строительством  и пустующих объектов, а равно  нерентабельных и убыточных предприятий  на льготных условиях;

- меры по обеспечению  субъектам малого предпринимательства  возможности для первоочередного  выкупа арендуемых ими объектов  недвижимости с учетом вложенных  в указанные объекты средств.

Государственные программы  поддержки малого предпринимательства  разрабатываются в порядке, установленном  действующим законодательством, и  должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости  населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем  и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Малый бизнес в Швейцарии является основой экономики. На сегодняшний день 99 % доли внутреннего рынка принадлежит малому и среднему бизнесу. Более того, малый бизнес в Швейцарии предоставляет более 60 % рабочих мест.

Развитие бизнеса в  Швейцарии обусловлено рядом факторов. В первую очередь это географическое положение. Центр Европы дает исключительную возможность прямого выхода на внешние рынки. Кроме того экономика страны стабильна, а государственная политика направлена на то чтобы поддерживать и развивать бизнес в Швейцарии. Государство старается воздерживаться от необоснованного вмешательства в экономические процессы. Налоговое законодательство страны вполне либерально, а налоговое бремя ниже, чем в большинстве европейских стран. Общая сумма платежей в бюджет в Швейцарии составляет около четверти чистой прибыли. Для сравнения в Соединенных штатах и странах Евросоюза этот показатель варьируется в диапазоне от 30 % до 55 %.

Налоги в Швейцарии  взимаются по трехуровневой системе. На федеральном уровне уплачивается налог на прибыль, который составляет 8,5 %. Существует в Швейцарии и  аналог налога на добавленную стоимость. Здесь он именуется налогом с  оборота и составляет максимум 7,6 %. Есть группы товаров, по которым налог  с оборота ниже более чем в 2 раза. Кантотальный уровень предполагает уплату налога от 6 % до 25 %. Существует целых 26 ставок кантотального налога. Ставка зависит от месторасположения предприятия. Естественно в Цюрихе он наиболее высок. Есть и муниципальные налоги. Но муниципальный налог на прибыль совсем мал.

В настоящее время правительство  Швейцарии выделяет три основные задачи политики по поддержке МСП:

- поддержка финансирования  МСП;

- устранение административных  барьеров;

- информационная поддержка  МСП и людей планирующих создание  такого предприятия.

Поддержка финансирования малых  и средних предприятий. Позиция  правительства Швейцарии по данному  вопросу заключается в том, что  финансирование является важным элементом  для успеха фирмы и относится  к важнейшим задачам самого предпринимателя. Конфедерация и кантоны концентрируют  свои усилия на создании благоприятных  общих условий для предприятий  и вмешиваются только субсидиарно  при их финансировании. Непосредственная финансовая помощь предприятиям оказывается  в редких случаях.

Устранение административных барьеров:

1. Сокращение количества  разрешений. В феврале 2005 г. правительство  Швейцарии опубликовало программу  по снижению административного  давления на предприятия, целью  которой является снижение административных  издержек предприятий на 20%. В  рамках данной программы проанализировано 345 федеральных актов, 160 кантональных  актов. В общей сложности было  отменено или был упрощен процесс  получения 75 обязательных разрешений, что соответствует отмене или  упрощению получения 100 тыс. административных  распоряжений в год.

2. Электронное правительство  (E-Government). Данная программа начала  реализовываться в 1997 г. Обновленная  стратегия развития электронного  правительства Швейцарии была  принята правительством страны 24 января 2007 г. В рамках ее реализации SECO (Государственный Секретариат  Швейцарии по экономике) создало  Интернет-портал посвященный поддержке  малых и средних предприятий.  На данном портале швейцарские  МСП уже сейчас могут в режиме on-line зарегистрировать новое предприятие,  а также решить вопросы занесения  записей в торговый регистр,  уплаты НДС и пенсионных отчислений.

Информационная поддержка  МСП и людей планирующих создание такого предприятия. На базе МСП-портала  SECO создана полноценная база знаний для малых и средних предприятий, включающая информацию по всем вопросам начиная с организации своего нового предприятия и заканчивая вопросами его повседневного функционирования.

Особое внимание швейцарское  правительство уделяет поддержке  внешнеэкономической активности МСП. За реализацию политики в данной области  отвечает ОСЕК Бизнес-сети Швейцария» г. Цюрих (прежнее название – Швейцарский  центр содействия развитию торговли ОСЕК). В задачи ОСЕК входит, в частности, содействие участию швейцарских фирм в проводимых за рубежом выставках и ярмарках, организация выезда делегаций швейцарских экспортеров за рубеж, предоставление информационных услуг по рынкам отдельных стран и товаров, оказание помощи малому и среднему бизнесу, включая подготовку кадров. Взаимодействует с SECO на основе договора на оказание услуг по стимулированию экспорта, в соответствии с которым получает из федерального бюджета возмещение своих затрат по реализации мер в рамках государственной поддержки экспорта.

С 2008 г. в задачи ОСЕК также  входит стимулирование импорта швейцарских  предприятий, инвестиционной деятельности и продвижение Швейцарии на международной  арене, как благоприятного места  для ведения бизнеса. Таким образом, на базе ОСЕК реализуется принцип  «одного окна» для малых и  средних швейцарских предприятий, работающих на внешнем рынке или  планирующих такое расширение своей  деятельности.

С целью предотвращения волны  возможных увольнений на швейцарских  предприятий правительство Швейцарии  планирует увеличить максимальный срок господдержки при неполной занятости  с 12 до 18 месяцев [11].

Таким образом,  во многих зарубежных странах малому бизнесу  оказывается серьезная поддержка  со стороны государства через  специальные структуры и фонды. Важнейшей задачей правительства  является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более  эффективных технологий. Если создавать  соответствующие условия, обеспечивающие комплексную поддержку малого и  среднего бизнеса на общегосударственном  и региональном уровнях, и возможности  для его относительного без рискового  финансирования (кредитования), извлечение нормальной нормы прибыли, то денежные  средства инвесторов неизбежно устремятся в малый и средний бизнес, содействуя тем самым не только становлению  и развитию последнего, но и повышению  на этой основе эффективности экономики  в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА BESAN BESIN)

 

2.1 Анализ развития  рынка оптовой торговли в посткризисный период

 

Оптовая торговля оказывает  услуги производителям товаров и  розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.

Важнейшая задача оптовой  торговли – планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность  успешно решить эту задачу обусловлена  промежуточным положением оптовой  торговли: в ней концентрируется  значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а  активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через неё  – на сферу потребления [12].

Оптовая торговля как никакое  другое звено, связанное с реализацией  товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки  за счёт накопления и перемещения  товаров. Это направление работы и должно занять определяющее место  во всей её деятельности. Оптовые предприятия  призваны совершенствовать звенность  товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с  положительным в деятельности оптовых  предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются  сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров.

Информация о работе Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан