Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Формирование малого предпринимательства как особого сектора народного хозяйства - одно из важнейших направлений преобразования казахстанской экономики на современном этапе.
Без малого и среднего бизнеса невозможно создание эффективной многоукладной экономики в Казахстане, формирование широкого и устойчивого среднего слоя собственников и предпринимателей, определяющих стабильность общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
1 СУЩНОСТЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Предпосылки и условия развития малого и среднего бизнеса ……6
1.2 Формирование казахстанской модели предпринимательской среды и становления малого и среднего бизнеса……………………16
1.3 Мировой опыт развития и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса……………………………………21
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА BESAN BESIN)
2.1Анализ развития рынка оптовой торговли в посткризисный период (чем занимается ваше предприятие, на каком рынке?)..…..…………29
2.2Общая характеристика и экономическая деятельность филиала BESAN BESIN …………………40
2.3Оценка показателей конкурентоспособности филиала BESAN BESIN на казахстанском рынке ……..……48
3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РК
3.1 Совершенствование нормативных правовых актов в сфере малого предпринимательства……………………………………………………..
3.2 Повышение эффективности использования создаваемой инфраструктуры поддержки и защиты малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 3.51 Мб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

 

4

1 СУЩНОСТЬ И МЕСТО МАЛОГО  И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

1.1 Предпосылки и условия  развития малого и среднего  бизнеса ……

6

1.2 Формирование казахстанской  модели предпринимательской среды  и становления малого и среднего  бизнеса………………………

 

16

1.3 Мировой опыт развития  и поддержки субъектов малого  и среднего бизнеса…………………………………………………………..

 

21

1

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО  БИЗНЕСА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА BESAN BESIN)

 

2.1Анализ развития рынка  оптовой торговли в посткризисный период  (чем занимается ваше предприятие, на каком рынке?)..…..…………….

 

29

2.2Общая характеристика  и экономическая деятельность  филиала BESAN BESIN ……………………………………………………….….....

 

40

2.3Оценка показателей  конкурентоспособности филиала  BESAN BESIN на казахстанском рынке   ……..…………………………..……….

 

48

 

3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ  МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА  В РК

3.1 Совершенствование нормативных  правовых актов в сфере малого  предпринимательства……………………………………………………..

3.2 Повышение эффективности  использования создаваемой инфраструктуры  поддержки и защиты малого  предпринимательства…

 

 

 

 

59

 

67

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

74

   

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли.

       На сегодняшний  день малое и среднее предпринимательство  является неотъемлемой частью  динамично развивающейся экономики  Республики Казахстан, одной из  ее составляющих, так как именно  малый и средний бизнес оказывают  серьезное влияние на развитие  народного хозяйства, решение  социальных проблем, увеличение  численности занятых работников.

Малый и средний бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, поскольку  во всех развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится 60 - 70% ВНП. Следовательно, развитие предпринимательства  в современной экономике  является  необходимым процессом, поскольку  предпринимательство, включающее в  себя как средний, так и малый  бизнес, в сочетании с крупномасштабным производством составляют основу рыночной экономики. Создание широкой сети малых  предприятий является необходимым  условием формирования новой экономической  среды, благоприятствующей возникновению  конкуренции, оперативному реагированию на изменение потребительского спроса, применению прогрессивных наукоемких технологий [1].

Сегодня многие стали понимать, что именно предпринимательство  двигает развитие производства, рынка, а значит, и общества в целом. Страна процветает благодаря предпринимателям, а предприниматели - благодаря поддержке  своих государств.

Таким образом, переход экономики  Казахстана к рыночным отношениям и  появление в ее экономике разнообразных  форм малого и среднего бизнеса поставили  перед обществом множество экономических, правовых и социальных проблем. От общественного  признания и государственной  поддержки зависит становление  этой формы хозяйствования и эффективность  ее включения в народно-хозяйственный  механизм регионов и государства  в целом. За счет присущей малому бизнесу  гибкости, мобильности и адаптивности к изменчивым рыночным условиям могут  быть решены проблемы социальной стабильности, обеспечения занятости и насыщения  потребительского рынка.

Необходимо отметить, что  в современных условиях малый  бизнес в Казахстане столкнулся на пути своего развития с множеством проблем, вызванных общей экономической  нестабильностью, несовершенством  законодательной базы и налоговой  системы. В целях создания механизма  защиты этой достаточно рискованной  сферы рыночного хозяйства, соединения интересов предпринимателей и государства, разработана система государственной поддержки малого бизнеса. На наш взгляд, она еще недостаточно эффективна и не обеспечивает в полной мере экономических, правовых, организационных и информационных условий для формирования развитой инфраструктуры малого бизнеса, обеспечивающей его максимально эффективный рост. Следовательно, потребность предприятий малого бизнеса и органов государственного регулирования экономикой в эффективном механизме его создания и функционирования в условиях перехода к рыночной экономике, стремлении экономической науки теоретически осмыслить место, методы и формы хозяйствования, интересы его субъектов в условиях рыночной конкуренции, а также проблемы управления малым и средним бизнесом и определяют актуальность данного исследования.

Значимость проблем управления развития малого и среднего бизнеса  в Казахстане, возрастающая роль предпринимательства  в развитии рыночных отношений способствовали определению цели и задач данной работы.

Цель данной работы состоит  в комплексном анализе и исследовании процесса управления развития малых  форм производства в условиях рыночных отношений.

В соответствии с основной целью и логикой исследования сформулированы следующие задачи:

- исследовать теоретические  аспекты сущности и места малого  и среднего бизнеса в развитии  национальной экономики

- рассмотреть формирование  казахстанской модели предпринимательской  среды и становления малого  и среднего бизнеса

- дать анализ современному  состоянию малого и среднего  бизнеса на основе рассмотрения  деятельности филиала Besan Besin

- дать оценку развития  рынка оптовой торговли в посткризисный  период 

- определить основные  перспективы совершенствования  форм и методов управления  малым и средним бизнесом на  основе  государственной поддержки предпринимательства.

Структура работы составлена в соответствии с поставленными  задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

    1. Предпосылки и условия развития малого и среднего  бизнеса

 

Мировая история свидетельствует, что эффективное развитие рыночных отношений невозможно без предпринимательства, которое является неотъемлемой, необходимой  составляющей развитой системы хозяйствования. Предприниматель — это центральная  фигура функционирования и развития рыночного хозяйства.

Предпринимательство обладает рядом специфических свойств. Ускоряя  хозяйственные изменения, оно выступает  в роли своеобразного «возмутителя спокойствия» и переводит экономику  в новое состояние. Именно в предпринимательской  деятельности создается и находится  в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой экономического роста.

Как свойство хозяйственной  деятельности, основанной на полном или  частичном использовании наемного труда, предпринимательство внешне проявляется в стремлении извлечь  дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем сам по себе обмен  еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого  хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Обмен же стимулирует поиск новых  возможностей, т.е. производственную инициативу.

Таким образом, содержание предпринимательства, в значительной мере, сводится к  завоеванию и удержанию конкурентных преимуществ как условия достижения его целей. При этом и то и другое обеспечивается за счет  наемного труда. В этом состоит фундаментальная основа функции среднего и крупного предпринимательства. Когда уровень регламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициативность предпринимателей снижается. Напротив либерализация в сфере хозяйственных операций способствует ее активизации. В этом смысле ключевой задачей развития предпринимательства является создание условий для активизации инициативной деятельности субъектов хозяйствования.

Анализ экономической  природы предпринимательской деятельности показывает, что ее смысл состоит  в способности хозяйствующего субъекта реагировать на потенциальный источник выгоды, то есть увидеть и реализовать  открывшиеся возможности. Речь идет о способности, обусловленной не личностным чертами предпринимателя, а теми особыми отношениями, в  которые он вступает в процессе движения к своей цели. Отношения эти  охватывают как сферу взаимодействия с другими предпринимателями, так  и взаимоотношения внутри собственной  организационной структуры, которые  по мере усложнения предпринимательской функции играют все возрастающую роль в обеспечении успеха предпринимательских начинаний.

В условиях конкурентного  взаимодействия субъектов рыночного  хозяйства деятельность предпринимателя  реализуется в стремлении к созданию для себя лучших условий хозяйствования путем обретения конкурентных преимуществ, что и отражает специфичность  предпринимательства как особого  типа хозяйственного поведения.

Отличительной чертой предпринимательства  от других видов деятельности является установленная в законодательном  пакете документов самостоятельность  лиц, решивших им заниматься. Самостоятельность  здесь возникает как естественное проявление экономической свободы  физических и юридических лиц  в осуществлении предпринимательства  на принципах законности.

Самостоятельность и экономическая  свобода неразрывно связаны, но экономическая  свобода обусловлена правами, обязанностью и ответственностью предпринимателя  за результаты своей деятельности перед  государством, партнерами, потребителями. Предпринимательство одновременно выступает и как экономическое  явление, и сложный экономический  процесс. В качестве объективного явления  предпринимательство выступает  как форма производственных отношений  по поводу производства и реализации потребителю конкретных товаров  и услуг. В этом качестве предпринимательство  выражает целую систему отношений  между конкретными субъектами предпринимательской  деятельности и потребителями [2].

Как процесс предпринимательство  представляет собой сложную цепочку  последовательных действий, начиная  от зарождения идеи, затем воплощения и, наконец, предоставления результатов  потребителю. Этот процесс заканчивается  получением прибыли.

Следовательно, предпринимательство  как процесс — есть целеустремленная деятельность, направленная на удовлетворение запросов субъектов рынка с целью  получения прибыли, которую А. Маршалл  назвал предпринимательским доходом.

Эволюция предпринимательства, неразрывно связана с развитием  товарного хозяйства. Это развитие способствовало изменению масштабов  и сфер приложения предпринимательства, а также форм его проявления. Исторически  исходным пунктом приложения предпринимательской  инициативы была торговая деятельность, связанная с арбитражированием, то есть перемещением товаров с рынка  на рынок, а источником дохода служила  разница в ценах.

В данный период предпринимательство  играло подчиненную, вспомогательную  роль, а его функциональное содержание ограничивалось поиском сфер приложения капитала. Доминирующими признаками предпринимательства были высокая  степень риска и, соответственно, стремление к максимизации прибыли. Предпринимательская функция являлась монополией собственника, определяющего все стороны своей деятельности и возлагающего на себя полную ответственность за ее результаты. С переходом к индустриальной стадии производства приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства.

Теперь уже не игра на разнице рыночных цен, а поиск  наиболее рациональной комбинации применяемых  факторов становится решающим условием предпринимательского успеха.

Современную рыночную экономику  обычно называют экономикой свободного предпринимательства. В массовом сознании это воспринимается так будто  все или почти все субъекты рыночных отношений, за исключением, возможно, наемных рабочих да государственных  служащих, являются предпринимателями. Отождествляя предпринимательскую  деятельность с рыночным ведением хозяйства  вообще, к ним относят собственников  капитала, президентов акционерных  компаний и директоров фирм, менеджеров различного уровня, бизнесменов всех категорий и представителей всех видов бизнеса (производство товаров  и услуг, торговля, финансы и т.д.).

Анализ истории экономической  мысли показывает, что цельной  теории современного предпринимательства  пока не создано, несмотря на значительные теоретические разработки в этой области. До сего дня отсутствует  даже общепринятое определение предпринимательства. Как отмечал известный американский экономист П.Ф. Друкер, «прошло уже  много лет с тех пор, когда  Сей ввел в оборот этот термин, а  мы еще все продолжаем путаться в  определениях «предприниматель» и  «предпринимательство».

Информация о работе Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан