Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Формирование малого предпринимательства как особого сектора народного хозяйства - одно из важнейших направлений преобразования казахстанской экономики на современном этапе.
Без малого и среднего бизнеса невозможно создание эффективной многоукладной экономики в Казахстане, формирование широкого и устойчивого среднего слоя собственников и предпринимателей, определяющих стабильность общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
1 СУЩНОСТЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Предпосылки и условия развития малого и среднего бизнеса ……6
1.2 Формирование казахстанской модели предпринимательской среды и становления малого и среднего бизнеса……………………16
1.3 Мировой опыт развития и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса……………………………………21
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА BESAN BESIN)
2.1Анализ развития рынка оптовой торговли в посткризисный период (чем занимается ваше предприятие, на каком рынке?)..…..…………29
2.2Общая характеристика и экономическая деятельность филиала BESAN BESIN …………………40
2.3Оценка показателей конкурентоспособности филиала BESAN BESIN на казахстанском рынке ……..……48
3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РК
3.1 Совершенствование нормативных правовых актов в сфере малого предпринимательства……………………………………………………..
3.2 Повышение эффективности использования создаваемой инфраструктуры поддержки и защиты малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 3.51 Мб (Скачать)

- по первому и второму направлениям: увеличение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП до 12,5 %;

- по третьему направлению:  увеличение доли несырьевого  экспорта до 40 % в общем объеме  экспорта и увеличение объема  несырьевого экспорта до 43 % от  объема совокупного производства  обрабатывающей промышленности.

Реализация Программы  будет осуществляться в два этапа:

1 этап – с 2010 года  по 2014 годы, при этом 2010 год – является  пилотным;

В 2010 году Программа решение  задач будет реализовано по трем направлениям: поддержка новых бизнес-инициатив (за исключением подготовки кадров, молодежной практики и организации  социальных рабочих мест); оздоровление предпринимательского сектора; поддержка  экспортоориентированных производств.

В 2011 – 2014 годах решение  задач будет реализовано по двум направлениям: поддержка новых бизнес-инициатив  и поддержка экспортоориентированных  производств.

2 этап – с 2015 года  по 2020 годы.

В 2015 – 2020 годах решение  задач также будет реализовано  по двум направлениям: поддержка новых  бизнес-инициатив и поддержка  экспортоориентированных производств.

На реализацию Программы  из республиканского бюджета в 2010 году предусматривается 30,0 млрд. тенге, в  том числе на:

1) поддержку новых бизнес-инициатив  12 млрд. тенге;

2) оздоровление предпринимательского  сектора 16 млрд. тенге;

3) поддержку экспортоориентированных  производств 2 млрд. тенге.

Дальнейшее финансирование Программы будет осуществляться в рамках средств, предусмотренных  в республиканском бюджете на соответствующие финансовые годы.

Из выше сказанного можно  сделать вывод, что государство  предпринимает различные меры для  улучшения среды малого и среднего бизнеса. Программа «Дорожная карта  бизнеса-2020» очень важный документ, который отражает конкретные пути дальнейшего  стимулирования деловой активности населения в нашей стране. 

Дальнейшая реализация «Дорожной  карты бизнеса-2020» позволит обеспечить надежный и сбалансированный  рост регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики Казахстана.  

 

 

3.2 Повышение эффективности  использования создаваемой инфраструктуры  поддержки и защиты малого  предпринимательства

 

Государственная политика в  Республике Казахстан в отношении  частного предпринимательства нацелена на формирование среднего класса, путем  развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых  высокотехнологичных производств  с наибольшей добавленной стоимостью.

Для достижения поставленной цели, как одним из этапов реализации стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан предусматривается  решение задачи развития инфраструктуры предпринимательства.

Инфраструктура поддержки  предпринимательства представляет собой комплекс организаций, обеспечивающих благоприятные условия  создания, функционирования и развития частной  предпринимательской деятельности.

В Республике Казахстан к  подобным организациям можно отнести:

- государственные и созданные  по инициативе государства организации;

- неправительственные организации;

- международные и иностранные  организации;

- коммерческие организации.

В зависимости от функциональной направленности структура институтов инфраструктуры определяется следующим  образом:

- государственная поддержка  и содействие на этапах становления,  функционирования и развития  бизнеса;

- финансовая поддержка;

- информационно-аналитическая  поддержка;

- поддержка в области  образования и повышения квалификации  кадров;

- материально-техническая  поддержка.

Сопоставление организационной  и функциональной структур позволяет  составить матрицу участия институтов инфраструктуры в процессе развития предпринимательства в Казахстане [27].

Как видно, из таблицы 12 органам  государственного управления делегированы права и полномочия по формированию и реализации политики содействия предпринимательству  по всем выше указанным направлениям. Государство ответственно за их качественную проработку и полученный результат.

 

 

 

 

 

 

Таблица 12

Матрица участия институтов инфраструктуры в процессе развития предпринимательства в Казахстане

 

Функции

 

 

 

 

 

Организации

Инфраструктуры

Государственная поддержка  и содействие

Финансовая поддержка

Информационно-аналитическая  поддержка

Поддержка в области образования

Материально-техническая  поддержка

Органы государственного управления

О

О

О

О

О

Международные и иностранные  организации

 

У

У

У

 

Неправительственные организации

   

У

У

 

Коммерческие организации

 

У

У

У

 

Примечание: О – ответственный, отвечает за проведение и конечный результат процесса; У – участвует  в проведении процесса

Источник Методическое пособие  Инфраструктура поддержки предпринимательства

 

Все без исключения организации  содействия развитию предпринимательства  имеют свои, достоинства и недостатки, обусловленные влиянием различных  факторов. При принятии решений по отношению к предпринимателям в  одних мотивацией выступают коммерческие цели, у руководства других могут  находиться люди, заинтересованные в  удовлетворении собственных интересов.

Правительство Республики Казахстан, центральные и местные исполнительные органы обеспечивают поддержку и  развитие инфраструктуры малого предпринимательства  путем финансирования этой деятельности в рамках государственной, отраслевых и региональных программ по поддержке  малого предпринимательства, а также  путем льготного предоставления субъектам малого предпринимательства  зданий, сооружений, производственных помещений и иного имущества, находящегося в государственной  собственности.

Правительство Республики Казахстан, центральные и местные исполнительные органы через систему государственной  поддержки содействуют в получении  субъектами малого предпринимательства  современного оборудования и технологий, разрабатывают и осуществляют мероприятия по созданию сети технопарков, лизинговых центров, центров малой инновационной деятельности, венчурных фирм и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.

Объединения субъектов малого предпринимательства

1. Субъекты малого предпринимательства  вправе создавать объединения  с целью представления и защиты  общих интересов в порядке,  установленном действующим законодательством  Республики Казахстан.

2. Юридические лица - субъекты  малого предпринимательства могут  создавать объединения в форме  ассоциации (союза) в порядке,  установленном действующим законодательством Республики Казахстан.

3. Физические лица - частные  предприниматели могут создавать  объединения в форме общественного  объединения в порядке, предусмотренном  действующим законодательством Республики Казахстан.

4. Правительство Республики  Казахстан, органы исполнительной  власти областей и городов  Акмолы, Алматы осуществляют государственную  поддержку объединений субъектов  малого предпринимательства в  целях обеспечения наиболее благоприятных  условий для развития малого  предпринимательства, коллективной  защиты интересов субъектов малого  предпринимательства

Меры необходимые для  поддержки малого и среднего бизнеса:

- возможность снятия ограничений  на государственную поддержку  субъектов малого предпринимательства,  занимающихся торгово- посреднической  деятельностью, для чего необходимо  внести изменения в закон о  частном предпринимательстве;

- также необходимо разрешить  рефинансирование ранее выданных  займов хотя бы в обрабатывающей  и сельскохозяйственной отраслях;

- необходимо разрешить  использовать выделяемые государством  средства для кредитования не  только малого, но и среднего  бизнеса, что пока не предусмотрено  соответствующим постановлением  правительства;

- в среднесрочной перспективе  необходимо рассмотреть возможность  предоставления гарантии для  получения кредитов в банках  второго уровня для тех предпринимателей, у кого нет залога для обеспечения,  но есть хороший бизнес- план  и квалифицированный штат сотрудников;

- также существует возможность  привлечения имущества социально-  предпринимательских корпораций  в качестве залога под кредиты  банков второго уровня для  финансирования совместных с  малым бизнесом проектов.

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров для субъектов малого  предпринимательства;

- создание льготных условий  использования субъектами малого  предпринимательства государственных  финансовых, статистических, материально-технических  и информационных ресурсов, а  также научно-технических разработок  и технологий;

- установление упрощенного  порядка государственной регистрации  субъектов малого предпринимательства,  лицензирования их деятельности, сертификации их продукции;

- установление правового  режима благоприятствования для  субъектов малого предпринимательства,  включающего в себя льготный  режим налогообложения, уплаты  таможенных пошлин (налоговые каникулы, имущественные гранты, налоговые  кредиты, снижение ставок налогов,  льгот по таможенным пошлинам  согласно спецификации);

- создание системы привлечения  и использования инвестиций, включая  иностранные, для поддержки и  развития субъектов малого предпринимательства;

- поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства, включая развитие  их торговых, научно-технических,  производственных и иных связей  с зарубежными партнерами;

- принятие специальных  программ кредитования субъектов  малого предпринимательства с  определением финансовых источников;

- предоставление преференций  субъектам малого предпринимательства  при размещении государственных  закупок на производство продукции,  выполнение работ, услуг. 

Государственная программа  поддержки и развития малого предпринимательства:

1. Государственная поддержка  малого предпринимательства осуществляется  на основе государственных и  региональных программ поддержки  и развития малого предпринимательства.

2. Организации и граждане  вправе самостоятельно вносить  предложения в государственный  орган, осуществляющий поддержку  малого предпринимательства, о  включении отдельных проектов  в государственные и региональные  программы.

Меры государственной  поддержки субъектов малого предпринимательства:

1. Субъектам малого предпринимательства  предоставляются статистические  и информационные услуги (средства), а также научно-технические разработки  и технологии на льготных условиях  в пределах средств, предназначенных  в государственном бюджете на  соответствующий год в рамках  государственной финансовой поддержки  малого предпринимательства.

2. Подготовка, переподготовка  и повышение квалификации кадров  для малого предпринимательства  проводятся путем развития существующих  и создания новых учебных и  исследовательских центров, специализированных  консалтинговых организаций и  информационных систем поддержки  и развития малого предпринимательства  за счет средств, предусмотренных  государственной и региональной  программами поддержки малого  предпринимательства, в размере  не менее 2 процентов всего  объема средств, направляемых на развитие малого предпринимательства в соответствии со статьей 12 настоящего Закона.

3. Субъекты малого предпринимательства,  занимающиеся производством, освобождаются  от платы за регистрацию прав  на недвижимое имущество в  течение трех лет с момента  государственной регистрации. Государственная  регистрация субъектов малого  предпринимательства производится  в упрощенном порядке в соответствии  с действующим законодательством  (сокращение сроков и платы  за регистрацию, перечня требуемых  документов, уменьшение размера  уставного фонда и т. д.).

Информация о работе Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан