Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Формирование малого предпринимательства как особого сектора народного хозяйства - одно из важнейших направлений преобразования казахстанской экономики на современном этапе.
Без малого и среднего бизнеса невозможно создание эффективной многоукладной экономики в Казахстане, формирование широкого и устойчивого среднего слоя собственников и предпринимателей, определяющих стабильность общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
1 СУЩНОСТЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Предпосылки и условия развития малого и среднего бизнеса ……6
1.2 Формирование казахстанской модели предпринимательской среды и становления малого и среднего бизнеса……………………16
1.3 Мировой опыт развития и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса……………………………………21
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА BESAN BESIN)
2.1Анализ развития рынка оптовой торговли в посткризисный период (чем занимается ваше предприятие, на каком рынке?)..…..…………29
2.2Общая характеристика и экономическая деятельность филиала BESAN BESIN …………………40
2.3Оценка показателей конкурентоспособности филиала BESAN BESIN на казахстанском рынке ……..……48
3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РК
3.1 Совершенствование нормативных правовых актов в сфере малого предпринимательства……………………………………………………..
3.2 Повышение эффективности использования создаваемой инфраструктуры поддержки и защиты малого предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 3.51 Мб (Скачать)

Учитывая сохраняющиеся  проблемы в законодательной базе, в целях ее совершенствования  предусматриваются следующие меры:

- законодательно закрепить  меру ответственности должностных  лиц государственных органов  за неправомерно принятые акты, повлекшие ущемление прав субъектов  малого и среднего предпринимательства,  предусмотрев при этом возмещение  причиненного ущерба за счет  личных средств виновного лица;

- разработать единый документ, регламентирующий порядок осуществления  проверок субъектов малого и  среднего предпринимательства;

- принять меры для исключения  из практики контролирующих органов  рейдовых проверок;

- запретить регистрацию  предписания на проведение проверок  без указания в нем наименования  конкретного хозяйствующего субъекта;

- обеспечить обязательное  согласование проектов законодательных  и нормативных актов, затрагивающих  вопросы малого предпринимательства  с уполномоченным государственным  органом по поддержке малого  и среднего предпринимательства  и его территориальными подразделениями.

Защита предпринимательства  в современных условиях развития рыночной экономики приобретает  все большую актуальность. Об этом свидетельствуют и результаты акции "Чиновник и предприниматель", инициированной агентством совместно  с Генеральной прокуратурой и  Министерством юстиции Республики Казахстан. Предпринимательская практика свидетельствует о том, что требуются  создание условий и стимулирование законодательными мерами формирования организаций, основными направлениями деятельности которых является оказание квалифицированной юридической помощи малому и среднему предпринимательству.

Для преодоления административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства, будет подготовлен  план мероприятий, включающий:

- составление исчерпывающего  перечня организаций, уполномоченных  осуществлять контрольные и надзорные  функции в отношении субъектов  малого предпринимательства;

- разработку соответствующих  нормативных актов, устанавливающих  порядок и периодичность проведения  проверок (обязательность вручения  предписания, ордера или иного  документа, удостоверяющего право  на осуществление контрольных  функций, ознакомление с результатами  проверки, обеспечение права предпринимателя  обжаловать результаты проверки  и другое);

- установление четких  полномочий должностных лиц, осуществляющих  контрольные и надзорные функции  в отношении субъектов малого  предпринимательства.

Специфика казахстанской  модели заключается в следующем.

1. Учитывая разные условия,  мотивации и цели предпринимателей, необходимо создание параллельно-последовательных  уровней распределения государственной  поддержки, через сегментацию  сектора малого и среднего  предпринимательства, при этом  законодательно установив деление  на микро-малые и средние предприятия,  и определив соответственно систему  мер по борьбе с “псевдомалым”  и “теневым” бизнесом.

2. Создается система мер  (прямых и косвенных) по увеличению  производительности труда и диверсификации  производства индивидуального предпринимательства  и переходу его в статус  юридического лица.

3. Расширена практика  применения принципов корпоративного  управления с целью интегрирования  малых и средних предприятий  в хозяйственно-кооперационные системы  при лидерстве крупных предприятий  высокотехнологического уровня.

4. Государственная политика  развития и поддержки малого  и среднего предпринимательства  направлена на осуществление  отдельных мер поддержки для  разных групп предпринимателей, определяя перспективы каждой  из них в развитии различных  отраслей экономики. Основное  значение при этом уделяются  активизации производственной и  инновационной деятельности малых  и средних предприятий.

5. Изменение действующего  механизма экономического регулирования,  который заключаться в обязательном  представлении всеми центральными  и местными исполнительными органами  заключения о последствиях принимаемых  ими решений для малого и  среднего предпринимательства. Главным  условием для всех государственных  органов при осуществлении отраслевой, региональной и международной политики является учет конкретных потребностей малого и среднего предпринимательства.

6. Предприниматели и их  общественные организации активно  вовлекаться в процесс принятия  государственных решений в области  экономического регулирования. В  связи с этим усилена роль  Совета предпринимателей при  Президенте Республики Казахстан  и Комиссии по развитию малого  и среднего бизнеса при Правительстве  Республики Казахстан. При каждом  государственном органе созданы  Экспертные советы по взаимодействию  с общественными организациями  предпринимателей.

В конечном итоге, создан такой  правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему предпринимательству расширить  возможности занятости и повысить свою производительность, а в долговременной перспективе обеспечить увеличение доли малого предпринимательства в  ВВП страны до уровня развитых стран [25].

Для поддержки малого и  среднего бизнеса правительством была создана программа «Дорожная  карта бизнеса 2020». Программа разработана  для реализации послания Президента Республики Казахстана народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический  подъем – Новые возможности Казахстана»  и Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года [26].

Программа является одним  из механизмов реализации Государственной программы.

Программа является логическим продолжением реализации дорожных карт 2009 и 2010 годовпри этомакцент смещается на посткризисное развитие, сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

В рамках реализации Программы:

- отбор и решение по  финансированию (рефинансированию) проектов  принимается банками второго  уровня (далее – Банки) самостоятельно  в соответствии с условиями,  установленными в Программе;

- государство, через уполномоченный  государственный орган и специально  определенные комиссию и советы, принимает решение по возможности  субсидирования, гарантирования и  (или) предоставления других мер  государственной поддержки;

- все согласования в  рамках реализации Программы  со стороны государства будут  выполняться координатами Программы на местном уровне по принципу «одного окна».

В рамках программы "Дорожная карта бизнеса-2020" планируется  увеличить охват получателей  кредитов среди представителей малого и среднего бизнеса.

Целью данной программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного  роста регионального предпринимательства  в несырьевых секторах экономики, а  также сохранение действующих и  создание новых постоянных рабочих  мест.

Решение задач в рамках реализации Программы осуществляется по трем направлениям:

1) поддержка новых бизнес-инициатив;

2) оздоровление предпринимательского сектора;

3) поддержка экспортоориентированных  производств;

В целях решения поставленных задач уполномоченным органом будут приняты меры по совершенствованию нормативной правовой базы.

Первое направление реализации Программы предусматривает оказание государственной поддержки при  реализации проектов в несырьевых секторах экономики в соответствии с приоритетами Государственной программы.

Государственная поддержка  в рамках первого направления  реализации Программы заключается  в:

- субсидировании процентной  ставки по кредитам банков  для реализации проектов;

- частичном гарантировании  по кредитам банков, направленным  на реализацию проектов;

- развитии производственной (индустриальной) инфраструктуры;

- сервисной поддержке  ведения бизнеса;

- подготовке кадров, молодежной  практике и организации социальных  рабочих мест (компонент вводится  с 2011 года).

Участниками первого направленияПрограммы могут быть предприниматели, реализующие  и (или) планирующие реализовать  инвестиционные проекты в приоритетных секторах экономики (в соответствии с общим классификатором видов  экономической деятельности (далее  – ОКЭД), утвержденным приказом председателя Комитета по техническому регулированию  и методологии Министерства индустрии  и торговли Республики Казахстан  от 14 декабря 2007 года № 683-од) согласно приложению 1 к Программе.

Участниками первого направленияПрограммы не могут быть предприятия металлургической промышленности, осуществляющие переработку  минерального сырья и включенные в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу в соответствии с постановлением Правительства  Республики Казахстан от 31 декабря  
2008 года № 1344.

Второе направление реализации Программы направлено на оздоровление предприятий несырьевого сектора  экономики.

В рамках оздоровления может  оказываться следующая поддержка:

- субсидирование должнику  процентной ставки по уже имеющимся  кредитам банков (на момент одобрения) и на новую задолженность в рамках одной кредитной линии, которая возникает после одобрения проекта;

- рассмотрение вопроса предоставления должнику отсрочки по погашению налоговой задолженности в бюджет (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты) без начисления пени которая будет предусмотрена в установленном порядке в Налоговом кодексе.

- другие мероприятия по  оздоровлению предприятий в рамках  Плана финансово-экономического  оздоровления, в том числе по  задолженности перед внутренними  кредиторами по облигациям, размещенным  на Казахстанской фондовой бирже.

Участниками второго направления  Программы могут быть предприниматели, работающие в приоритетных секторах экономики (в соответствии с общим  классификатором видов экономической  деятельности (далее – ОКЭД), утвержденным приказом Председателя Комитета по техническому регулированию и методологии  Министерства индустрии и торговли РК от 14 декабря 2007 года № 683-од) согласно Приложению 1 к Программе.

Участниками проекта не могут  быть:

- предприятия металлургического  промышленности, осуществляющие переработку  минерального сырья и включенные  в Перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу в соответствии  с Постановлением Правительства  Республики Казахстан от 31 декабря  2008 года № 1344;

- предприятия, не согласившиеся  раскрыть полную информацию по  финансово-экономическому состоянию,  кредитам и иной задолженности;

- предприниматели, не  согласовавшие план финансово-экономического  оздоровления (далее – План) с  кредитором (ами).

Третье направление реализации Программы направлено на поддержку  предпринимателей, экспортирующих продукцию  на внешние рынки.

Государственная поддержка  будет оказываться через субсидирование процентной ставки по уже имеющимся  кредитам банков.

Участниками третьего направления  Программы могут быть предприниматели, экспортирующие более 10 % производимой продукции во всех секторах экономики, за исключением:

- горнодобывающей промышленности;

- предприятий металлургического  промышленности, осуществляющих переработку  минерального сырья и включенных  в Перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу в соответствии  с Постановлением Правительства  Республики Казахстан от 31 декабря  
2008 года № 1344.

В результате реализации Программы  предусматривается:

- повышение доступности  финансовых ресурсов для предприятий  частного сектора при реализации  новых инвестиционных проектов, направленных на индустриально-инновационное  развитие;

- привлечение средств  частного сектора, в первую  очередь, банков для реализации  инвестиционных проектов в несырьевых  секторах экономики;

- повышение финансово-экономической  устойчивости предприятий частного  сектора, в первую очередь,  малого и среднего бизнеса.

Основными количественными  и качественными результатами Программы  станут:

Информация о работе Современное состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан