Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 16:23, курсовая работа
Цель работы – разработка путей совершенствования социально-психологических методов управления персоналом в современных условиях на примере ООО «Компаньон Сити». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
– изучение теоретических основ и современных тенденций социально-психологических методов управления и их роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
– проведение комплексного анализа состояния социально – психологического климата в коллективе ООО «Компаньон Сити» и определение основных причин его ухудшения
– разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию социально – психологических методов управления коллективом предприятия, в соответствии с выявленными недостатками в системе управления организацией.
Введение……………………………………………………………………………........ 3
Глава 1 Теоретические аспекты использования социологических и психологических методов в управлении персоналом
1.1 Социологические и психологические методы управления
и их характеристика …………………………………………………………………..... 5
1.2 Рекомендации по использованию социально-психологических методов в управлении персоналом ……………………………………………………………….. 15
Глава 2 Анализ применения социально-психологических методов управления персоналом в ООО «Компаньон Сити»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Компаньон Сити» ….. 20
2.2 Анализ социально-психологических методов, применяемых в ООО «Компаньон Сити» …………………………………………………………………………………… 36
Глава 3 Мероприятия по совершенствованию социально-психологических методов управления в ООО «Компаньон Сити» ……………………………………………… 43
Заключение ……………………………………………………………………………... 58
Библиография ………………………..…………………………………………………. 62
Приложения ……………………………………………………………………………..
- массажеры для ног, ступней, позвоночника.
Массажеры приятно массируют и согревают, точечно воздействуют на рефлексогенные зоны массажными элементами разной длины. Ритм массажа и инфракрасные лучи, снимающие воспаление, могут комбинироваться и использоваться по отдельности. Массажеры оказывают расслабляющее воздействие, стимулируют кровообращение, помогают при воспалительных процессах и легких болях. Быстро снимают усталость в течение рабочего дня. Эффективная стимуляция рефлексогенных зон оказывает воздействие на весь организм человека.
До и после создания комнаты психологической поддержки и разгрузки для работников ООО «Компаньон Сити» необходимо будет провести социологическое исследование, которое покажет, как ее создание повлияло на улучшение социально-психологического климата предприятия.
Создание такой комнаты является очень затратным мероприятием, но чаще всего создание такой комнаты, как показывает практика, имеет значительный эффект: повышается работоспособность сотрудников, уменьшается конфликтность в коллективе, сокращаются потери рабочего времени из-за болезней, повышается лояльность сотрудников к предприятию, прекращается текучесть кадров.
3) Создание «ящика предложений и пожеланий».
В отличие от предыдущего мероприятия, это мероприятие является наименее затратным, но его создание также имеет важное значение.
«Ящик предложений и пожеланий» станет связующим звеном между пожеланиями, идеями персонала предприятия и рассмотрением с последующей реализацией этих идей директором ООО «Компаньон Сити».
Персонал предприятия сможет высказывать свои пожелания в области:
- организации совместных мероприятий, банкетов по торжественным случаям;
- стратегии развития предприятия (как работники видят развитие данного предприятия);
- изменений предприятия (что работник хотел бы изменить на предприятии).
Создание «Ящика предложений и пожеланий» является крепким связующим звеном в общении и играет роль психологического сопровождения.
На наш взгляд, работа «Ящика идей и предложений» является хорошим помощником как в деле развития некоторых направлений деятельности самоуправления, так и в воспитании и развитии сознательности, активности, самореализации персонала предприятия и строится на доверии сторон.
4)
Проведение конкурсов в
Проведение этого мероприятия лучше всего тогда, когда в рабочем коллективе сложится благоприятный психологический климат.
В качестве внутренних конкурсов на предприятии можно предложить следующие:
«Конкурс на звание лучшего
торгового представителя», который
будет стимулировать
Разработаны следующие условия конкурса:
- установлена верхняя планка показателей - максимальный объем продаж на одного человека;
- зафиксирована периодичность оценки показателей продуктивности каждого работника - их необходимо анализировать ежеквартально и по итогам года;
- определены номинации - «Лидер продаж», «Оптовый продавец года»;
- установлены критерии и процедура выбора победителей;
- прописаны условия награждения (ценный подарок и похвальная грамота).
В конце года определяют финалистов - тех, кто наибольшее количество раз стал победителем ежеквартального соревнования.
Конкурс на звание «Сотрудника месяца» проводят следующим образом: для каждого работника ежемесячно рассчитываются индивидуальные показатели, на основании которых выбирают «Сотрудника месяца». Существующая система прозрачна: ежедневные результаты каждого человека отображаются на графике, который вывешивается на стенде. Все могут наблюдать за изменением своих рейтингов, сравнить свои показатели с результатами коллег. В конце месяца руководитель подразделения в торжественной обстановке поздравляет победителя; на стенде появляется соответствующее объявление. В конце года человек, наибольшее число раз получивший звание «Сотрудник месяца», автоматически становится «Лучшим торговым представителем года» и награждается грамотой и ценными призами.
В качестве тематического конкурса можно предложить конкурс «Лучший ангел-хранитель», приуроченный ко дню св. Валентина. Накануне праздника ответственный за проведение конкурса сотрудник записывает на листочках бумаги имена и фамилии всех сотрудников предприятия и раскладывает эти листочки в разные коробки (отдельно с мужскими и женскими именами). Каждый сотрудник вытягивает «фант» с именем коллеги противоположного пола, для которого в праздничный день он становится «ангелом-хранителем»: его задача — в течение всего дня тайно делать своему подопечному подарки, оказывать знаки внимания, преподносить сюрпризы. (Может получиться так, что у одного человека окажется сразу несколько «ангелов», если «половой баланс» на предприятии не удается соблюсти).
Вечером за праздничным столом «ангелы» должны снять «маски» — то есть открыть свои имена. Путем голосования определяется самое оригинальное поздравление или подарок/сюрприз. Общим голосованием также выбирают двух «ангелов-хранителей года» — молодого человека и девушку, которым поручается ответственная миссия: до следующего праздника поддерживать дружелюбную атмосферу в коллективе. После такого конкурса, позволяющего сотрудникам проявить свои таланты и заботу о коллегах, отличное настроение и заряд бодрости должны ощущаться в организации на протяжении многих недель.
Также можно проводить шуточные конкурсы, где будут определяться победители в различных номинациях, они гармонично дополнят сценарий корпоративного празднования Нового года. Их организовывают именно для того, чтобы вызвать всплеск положительных эмоций, поэтому при выборе номинаций следует проявить такт: титулы победителей должны быть безобидными.
Награды за победу в шуточных конкурсах могут быть недорогими, но обязательно оригинальными (невзрачная вещь «без души» вряд ли украсит праздник).
Можно проводить командные конкурсы, которые предполагают групповое соревнование они могут быть приурочены к какому-либо событию в жизни компании или проводиться «по случаю» (лучшая команда по игре в боулинг или на бильярде, турнире по стрельбе, футбольном/волейбольном матче и т. п.). Особое своеобразие таким конкурсам придает участие в одной команде сотрудников разных возрастов и рангов.
5)
Постоянное информирование
Возможны различные методы информирования и получения информации от персонала. Они выбираются в зависимости от содержания передаваемой информации, а также зависят от размеров компании. В таблице 3.1 перечислены наиболее подходящие методы доведения и получения информации от сотрудников в небольших предприятиях как наше ООО «Компаньон Сити».
Таблица 3.1 Методы информирования и получения информации от персонала предприятия.
Группы информации | Методы информирования на небольших предприятиях |
1.
Стратегия и перспективы |
Совещания в начале года и по мере внесения корректив в стратегию, цели; ознакомление каждого сотрудника с документом стратегии, целями под роспись либо личная копия |
2. Корпоративные ценности, имидж предприятия | Письменно оформленные корпоративные ценности; ознакомление под роспись со стандартами работы; личная копия каждому сотруднику; лозунги и фирменная символика в офисе: стендах, календарях; личное информирование руководителем |
3. Все значимые события в жизни предприятия | Личное информирование руководителем; совещания |
4. Достижения предприятия | Личное информирование руководителем; устный отчет на оперативном или специально организованном совещании; письменные годовые отчеты |
5. Информация о персонале | Совещания; стенды и другая наглядная информация; личное информирование руководителем, менеджером по персоналу |
6.
Внутренняя распорядительная |
Совещания; ознакомление с приказом, распоряжением под роспись; стенды и другая наглядная информация |
7.
Нововведения и их |
Совещание и другие формы обсуждения |
8. Регламентирующие документы | Сборники-брошюры; регламентирующих документов, правил, стандартов, форм; личное информирование ответственным |
Группы информации | Методы сбора информации на небольших предприятиях |
1. О текущем состоянии дел | Письменные отчеты за определенный период или отчеты о выполнении оргзаданий; устный отчет на оперативных совещаниях |
2.
Мнения и предложения, |
Опрос на совещании; семинар |
3. Экспертное мнение | Персональные задания; личная беседа с сотрудником; письменное заключение сотрудника |
Таким образом, необходимо создать стенд, на котором будет вывешиваться информация о наиболее важных сторонах жизни предприятия; проводить совещания директора с сотрудниками предприятия.
6) Введение на предприятии единого форменного стиля одежды.
Можно предложить введение форменной одежды с логотипом компании. Несмотря на то, что униформа стирает индивидуальность, и люди в ней воспринимаются как представители фирмы, это оправданно в сфере торговли. Форма одежды продавцов позволяет покупателю быстро найти их и при необходимости обратиться за помощью.
Для того чтобы данное мероприятие не было очень затратным, можно предложить в качестве униформы использовать белые рубашки и зеленые жилеты (для продавцов) и классический «белый верх и черный низ» для начальников отделов и главного бухгалтера.
Стиль директора предприятия должен быть официально-деловым. Желательно, чтобы на своем рабочем месте он появлялся в костюме и при галстуке. В этом случае повышается авторитет руководителя в глазах персонала, клиенты и поставщики также понимают, что имеют дело с деловым человеком.
Планируемые затраты на мероприятия по совершенствованию социально-психологических методов управления на предприятии представлены в таблице в 3.2.
Таблица 3.2 Затраты на мероприятия по совершенствованию социально-психологических методов управления в ООО «Компаньон Сити»
Мероприятие | Затраты, руб. в год | Период |
1. Проведение тренинга «Результативное управление персоналом», | 6975 | 2011 г |
2. Введение в штат психолога | 240000 | 2011 г |
3.
Создание комнаты в том числе: |
200000 | 2011 г |
- мебель | 30000 | |
-
приобретение необходимого |
80000 | |
- ремонт помещения | 90000 | |
4. Создание «ящика предложений и пожеланий» | 2500 | 2011 г. |
5. Проведение конкурсов в процессе работы | 20000 | 2011 г |
6. Проведение анкетирования, опросов | 10000 | 2011 г |
7. Информирование персонала о деятельности организации за определённые периоды, об открывшихся вакансиях (создание стенда) | 2500 | 2011 г |
8. Введение униформы | 15000 | 2011 г. |
ИТОГО | 496975 | 2011 г. |
Для повышения эффективности работы сотрудников и предприятия в целом следует выделить порядка 500 тыс. руб. в год на мероприятия по совершенствованию социально-психологических методов управления персоналом, при этом затраты на создание комнаты психологической разгрузки и поддержки планируется осуществить единовременно. С учетом того, что чистая прибыль ресторана составляет 2738,06 тыс. руб. данные затраты можно считать вполне приемлемыми.
Эффективность вводимых мероприятий будет также выражаться и в удовлетворенности коллективом своей работой, снижении социальной напряженности. Все это позволит многократно увеличить прибыль предприятия.
Социальный эффект проявляется непосредственно в изменении содержания, условий, форм организации труда, повышении уровня его качества и сложности, а опосредованно – в изменении квалификационного и образовательного уровня работников, их социальной и творческой активности, индивидуального и группового поведения, в быстрой адаптации к нововведениям, в высокой степени их удовлетворенности своим трудом.
Внедрение
предложенных мероприятий позволит
значительно снизить количество
конфликтных ситуаций и повысить
эффективность работы трудового
коллектива ООО «Компаньон Сити»
Заключение
В первой части курсовой
работы изучается природа социально-
Социологические методы позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе
Психологические методы направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.
Руководитель
может существенно повлиять на характер
межличностных отношений в