Совершенствование социально-психологических методов управления персоналом на предприятии торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка путей совершенствования социально-психологических методов управления персоналом в современных условиях на примере ООО «Компаньон Сити». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

– изучение теоретических основ и современных тенденций социально-психологических методов управления и их роли в повышении эффективности деятельности предприятия.

– проведение комплексного анализа состояния социально – психологического климата в коллективе ООО «Компаньон Сити» и определение основных причин его ухудшения

– разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию социально – психологических методов управления коллективом предприятия, в соответствии с выявленными недостатками в системе управления организацией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………........ 3

Глава 1 Теоретические аспекты использования социологических и психологических методов в управлении персоналом

1.1 Социологические и психологические методы управления

и их характеристика …………………………………………………………………..... 5

1.2 Рекомендации по использованию социально-психологических методов в управлении персоналом ……………………………………………………………….. 15

Глава 2 Анализ применения социально-психологических методов управления персоналом в ООО «Компаньон Сити»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Компаньон Сити» ….. 20

2.2 Анализ социально-психологических методов, применяемых в ООО «Компаньон Сити» …………………………………………………………………………………… 36

Глава 3 Мероприятия по совершенствованию социально-психологических методов управления в ООО «Компаньон Сити» ……………………………………………… 43

Заключение ……………………………………………………………………………... 58

Библиография ………………………..…………………………………………………. 62

Приложения ……………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.doc

— 577.50 Кб (Скачать)
 

     Из  данных табл. 2.5 можно сделать вывод, что среднегодовая численность работников в 2009 году увеличилась по сравнению с 2008 годом на 6,25 %. В то же время среднегодовая стоимость оборотных средств и авансированного капитала уменьшилась на 11,38 % и 11 %  соответственно, при этом среднегодовая стоимость  основных фондов и собственного капитала, наоборот, увеличилась на 77,59 % и 55,72 % соответственно в 2009 году по сравнению с 2008 годом. При этом площадь складского помещения не изменилась.

     Таблица 2.6 Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности ООО «Компаньон Сити».

Наименование  показателей 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к  2008 г.
1 2 3 5
1. Оптовый товарооборот, тыс. руб. 38116,95 46119,36 120,99
2. Валовой доход      
2.1. в сумме, тыс. руб. 7927,66 9731,18 122,75
2.2. в процентах к товарообороту, % 20,80 21,10 -
3. Издержки обращения      
3.1. в сумме, тыс. руб. 5895,61 6296,42 106,80
3.2. в процентах к товарообороту, % 15,47 13,65 -
4. Прибыль (убыток) от реализации  товаров      
4.1. в сумме, тыс. руб. 2032,05 3434,76 169,03
4.2. в процентах к товарообороту, % 5,33 7,44 -
5. Прочие доходы, тыс. руб. 66,64 79,78 119,71
6. Прочие расходы, тыс. руб. 65,67 91,97 140,04
7. Валовая прибыль (убыток), тыс.  руб. 2033,02 3422,57 168,35
8. Текущий налог на прибыль, тыс.  руб. 487,92 684,51 140,29
9. Чистая прибыль (убыток)      
9.1 в сумме, тыс. руб. 1545,10 2738,06 177,21
9.2 в процентах к товарообороту, % 4,05 5,94 -
9.3 в процентах к собственному  капиталу, % 98,85 112,45 -
 

     Анализ  показателей, приведенных в табл. 2.6, подтверждает, что не все они, практически, имеют тенденцию к увеличению. При этом темп прироста товарооборота (20,99 %) был ниже, чем темп прироста прибыли от реализации товаров (22,75 %), что обеспечило рост уровня рентабельности с 5,33 % в 2008 до 7,44 % в 2009 году.  Опережающие темпы прироста прибыли (69,03 %) по сравнению с приростом издержек обращения (6,80 %) позволяют сделать вывод о том, что это опережение было обеспечено за счет более высокого темпа прироста валового дохода по сравнению с издержками обращения. Действительно, в 2009 году валовой доход возрос на 22,75 %, в то время как издержки обращения увеличились на 6,80 %.

2.2 Анализ социально-психологических методов, применяемых в ООО «Компаньон Сити»

     На  предприятии ООО «Компаньон Сити»  был произведен анализ социально-психологических методов управления персоналом, в результате чего можно выделить следующие методы:

     1. Введение системы социального  регулирования, предполагающей тщательный  учет реального взаимодействие  социальных интересов. Социальное  регулирование включает использование договоров, обязательств, установление порядка распределении каких-либо благ, очередности их получения.

     В ООО «Компаньон Сити» предусмотрена  система социальных льгот, которая определена Положением «О льготах трудящихся ООО «Компаньон Сити» на 2009 г. Цель его разработки – повышение социальной защиты трудящихся предприятия в условиях экономического кризиса.

     Система нематериального стимулирования предусматривает  финансирование льгот работникам только в случае наличия собственных  средств предприятия (прибыли) и отсутствия у работников нарушений трудовой и производственной дисциплины.

     Положением  предусматриваются следующие льготы:

     - материальная помощь трудящимся с тяжелым материальным положением;

     - оплата детских садов;

     - предоставление транспорта;

     - помощь при организации похорон (выделяются недостаточные суммы на погребение работника, близкого родственника или неработающего пенсионера);

     - поощрения в связи с исполнением  юбилейной даты;

     - каждое лето дети работников  предприятия отдыхают в различных детских пансионатах.

     На  каждую статью по льготам в начале года выделяется определенная сумма  средств, распределяемая затем в  течение данного периода.

     2. Создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата - атмосферы целеустремленности, активности, требовательности, нетерпимости к нарушениям дисциплины.

     В июле 2009 г. было проведено анкетирование работников магазина «Компаньон Сити» по поводу взаимоотношений руководителя и подчиненных. Так, на вопрос “Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями с непосредственными руководителями?” ответило “да” только 14 % опрошенных, “почти всегда” - 60 %, “очень редко” - 25 % и “затрудняюсь ответить” - 1 %. Результаты опроса показали, что у 25 % опрошенных нет достаточно хорошего контакта с руководителем. Эти данные подтверждают и ответы на вопрос “Есть ли у Вас взаимопонимание и желание советоваться с руководителями на личные темы?”: да, всегда - 5 %; не всегда - 50 %; очень редко - 30 %; не знаю - 15 %.

     Также было изучено направление: социально – психологические методы управления коллективом, т.е. способы утверждения авторитета руководителя на предприятии или стиль руководства (с помощью анкетного опроса коллектива предприятия).

     Были  проведены исследования утверждения  авторитета руководителей на предприятии методом опроса (14 человек) - определена оценка (по пяти бальной системе) качеств директора предприятия и главного бухгалтера.

     Результаты отражены в таблице 2.7

     Таблица 2.7 Оценка руководителей подчиненными

Показатели Директор Главный бухгалтер
Профессионализм 5 5
Организационные качества 5 5
Справедливость 5 5
Самокритичность 4,7 4,8
Умение работать с людьми 4,8 4,8
Вежливость  4,2 4,6
Гибкость  4,0 4,7
Внимание к людям 4,2 4,6
 

 

     Следовательно, для главного бухгалтера «человеческий фактор» имеет наибольшее значение.

     Важно определить соответствие уровня потенциала группы тому стилю управления, который  использует руководство предприятия.

     Данные  табл. 2.8 показывают ярко выраженные недостатки руководства (в лице директора) в плане построения взаимоотношений с коллективом. Одновременно имеются потенциальные возможности формирования благоприятных взаимоотношений между руководством и подчиненными (высокая степень взаимности интересов между директором и главным бухгалтером, а также большой опыт совместной работы,  знание сильных и    слабых сторон организации дает основания для таких выводов). 

     Таблица 2.8 Определение соответствия уровня потенциала группы стилю руководства 

Показатели Группа Директор Гл. бухгалтер
1. Уровень образования Высокий Высокий Высокий
2. Стаж совместной работы Менее 4-х лет Более 4 –х лет Более 4 –х лет
3. Групповая сплоченность 26,43% 72,4%      -
4. Стиль поведения Преимущественно функциональные взаимоотношения Директивный по отношению к группе Демократический по отношению к группе
5. Желание совершенствоваться Есть - Есть
6. Желание внести свой вклад в развитие организации Есть Есть Есть
7. Есть желание совместной работы У 57,4% опрошенных Есть Есть
 

 

     Необходимо  наладить связи с коллективом  путем изменения стиля поведения в зависимости от конкретной ситуации (в данной ситуации авторитарный стиль управления на партисипативный или соучаствующий), учета соответствия требований подчиненных к уровню управления и реальных методов руководства. 

     В результате исследования было выявлено, что руководство предприятия не владеет способами определения соответствия стиля руководства уровню потенциала группы; не знает расстановку сил в неформальных организациях, не оценивает ситуацию на основе изучения и использования методик социально-психологической оценки климата в группе.

     Результаты  подтверждают, что директор действует на основе собственного представления об эффективности управления организацией, не соизмеряя свои намерения с потребностями коллектива, и использует патерналистический подход – «работник должен быть сыт, обеспечен работой, остальное дело хозяина», что не совпадает с ожиданиями персонала.

     Таким образом, имеет место проблема использования  социально-психологических методов  управления персоналом. Руководство успешно реализует регуляторы мотивации и недостаточно использует мотиваторы.

     Причина - незнание социально – психологических  процессов, протекающих внутри коллектива.

     В результате обследования установлена интересная тенденция: там, где господствует авторитарный стиль руководства, чаще всего отсутствует взаимопонимание, и подчиненные не удовлетворены взаимоотношениями с руководством. Так, анализ причин конфликтов в коллективах показал, что на первом месте находятся условия труда и общая моральная обстановка в коллективе, плохая организация труда. Если две первые причины являются следствием профессиональной неподготовленности руководителя в области управления, то третья следствие его упущений в плане социально-психологической подготовки. Недостаточная общая моральная подготовка в коллективе зависит, в первую очередь, от умения руководителя вести воспитательную работу.

     Таблица 2.9 Результаты анкетирования персонала ООО «Компаньон Сити» по категории «конфликты в коллективе», %

Категория вопросов да нет Затрудняюсь ответить и прочие ответы
1 2 3 4
Конфликты в коллективе между сотрудниками      
1. Есть ли у Вас друзья в Вашем коллективе? 60 30 10
2. Возникают ли конфликты в Вашем коллективе 45 45 10
3. Хотели бы Вы сменить трудовой  коллектив? 40 50 10

Информация о работе Совершенствование социально-психологических методов управления персоналом на предприятии торговли