Совершенствование социально-психологических методов управления персоналом на предприятии торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка путей совершенствования социально-психологических методов управления персоналом в современных условиях на примере ООО «Компаньон Сити». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

– изучение теоретических основ и современных тенденций социально-психологических методов управления и их роли в повышении эффективности деятельности предприятия.

– проведение комплексного анализа состояния социально – психологического климата в коллективе ООО «Компаньон Сити» и определение основных причин его ухудшения

– разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию социально – психологических методов управления коллективом предприятия, в соответствии с выявленными недостатками в системе управления организацией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………........ 3

Глава 1 Теоретические аспекты использования социологических и психологических методов в управлении персоналом

1.1 Социологические и психологические методы управления

и их характеристика …………………………………………………………………..... 5

1.2 Рекомендации по использованию социально-психологических методов в управлении персоналом ……………………………………………………………….. 15

Глава 2 Анализ применения социально-психологических методов управления персоналом в ООО «Компаньон Сити»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Компаньон Сити» ….. 20

2.2 Анализ социально-психологических методов, применяемых в ООО «Компаньон Сити» …………………………………………………………………………………… 36

Глава 3 Мероприятия по совершенствованию социально-психологических методов управления в ООО «Компаньон Сити» ……………………………………………… 43

Заключение ……………………………………………………………………………... 58

Библиография ………………………..…………………………………………………. 62

Приложения ……………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.doc

— 577.50 Кб (Скачать)

      - совместно с директором предприятия участвует в определении задач социального развития;

      - осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих;

      -разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего; дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей;

      - участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих;

      - подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в производственную практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль над их выполнением;

      - анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников;

      - принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований;

      - консультирует руководителей предприятия по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами;

      - выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

     Коллектив предприятий обычно не слишком заинтересован  в беседах с психологом, поэтому одним из лучших способов снять напряжение в этом плане является организация нескольких методических семинаров по знакомству с новыми методами работы психолога на предприятии. При  проведении таких семинаров (особенно первого) важно не столько что-то разъяснить работникам предприятия, сколько суметь произвести на них впечатление (понравиться им). При любых разговорах с работниками необходимо иногда обращаться к ним за советом и помощью,  всячески подчеркивать их большой опыт и знание (в большинстве случаев это не лесть, а признание действительного положения вещей).

     Первым  шагом в работе психолога должно быть наблюдение и исследование работы отдельных отделов и их руководителей, специалистов и рабочих. Для анализа психологического состояния коллектива отдела хорошо использовать методику «Оценка психологического климата в коллективе»

     Можно оценить уровень социально-психологического климата в коллективе. Методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития. (Приложение А)

     Среди руководящего персонала психолог может  провести исследование по методике «Оценка способов реагирования в конфликтах» (Приложение Б)

     С помощью адаптированной Н. В. Гришиной методики К. Н. Томоса (1973), американского социального психолога, определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, насколько стремится к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

     По  каждому из пяти разделов опросника (соперничества, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление) подсчитывается количество ответов.  Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта,  тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

     Исследование  состояния человека в труде и  исследование стресса, а именно:

     - состояние утомления (перегрузки или недогрузки);

     - состояние монотонности;

     - эмоциональное напряжение (несправедливость оплаты, неопределенность профессионального будущего и т.д.).

     Исследование  состояния человека можно определить с помощью двух методик «Самочувствие – Активность – Настроение». Предназначается для комплексной оценки преобладающего настроения человека. (Приложение В)

     В этой методике испытуемому предлагается много пар оценочных суждений с противоположными по смыслу прилагательными. С помощью суждений он должен оценить  свое доминирующее самочувствие, активность и настроение.

     «Уровень  субъективного контроля (УСК)».

     Субъективным  контролем называется склонность человека брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что  происходит. В отличие от субъективного может существовать так называемый объективный контроль событий, при котором они происходят по воле обстоятельств, случая, независимо от желания человека.

     Данная  методика оценивает, в какой степени  человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него.

     Кроме того психологу надо провести исследование многих моментов, которые влияют на эффективность работы всего предприятия  в целом. Использовать при этом можно  беседы с коллективами, с отдельными людьми, собственные наблюдения, анализ работы отдельных подразделений. Исследуются:

     Психологическая структура специалиста

     - направленность и компетентность (профессиональной пригодности);

     - профессионально значимых свойств;

     - профессиональная стагнация и деформация.

     Ошибки  на производстве

     - причины ошибок;

     - анализ надежности и стратегия работы над ошибками.

     Профессиональный  рост и обучение

     - навыки и умения;

     - этапы формирования навыков;

     - психологические предпосылки переучивания.

     На  оперативных совещаниях руководящего персонала необходимо провести анализ работы структурных подразделений, при котором рассматривались бы вопросы:

     - постановки цели

     - планирования работы

     - выбора рациональных приемов

     - контроля

     - самоконтроля

     - взаимоконтроля

     - формы и способов подведения итогов работы подразделения

     По  результатам проведения методики «Оценка психологического климата в коллективе» и «Оценка способов реагирования в конфликтах» можно будет определить, в каком отдельном коллективе наихудший психологический климат, эти данные будут соотноситься с результатом опроса руководителя такого коллектива, Для такого руководителя будут преобладать позиции: соперничество или избежания.

     Методика  САН даст  комплексную оценку преобладающего настроения человека и, следовательно, даст представление об эмоциональном состоянии сотрудников. Можно предположить, что определится круг людей с пониженным эмоциональным фоном, особенно в отделах с плохим психологическим климатом, с авторитарным руководителем.

     Методика  УКС поможет определить потенциально новых лидеров, которые могут войти в круг руководящего персонала.

     Также психолог будет проводить индивидуальные беседы с работниками. Обратиться за помощью к психологу на предприятии сможет любой сотрудник,  который в ней нуждается, независимо от  должности. Как правило, это сотрудники, находящиеся в состоянии стресса, чувствующие себя морально и психически истощенными. Человеку не всегда удается справиться с проблемой самостоятельно потому, что он сам не всегда осознает проблему и порой не в состоянии оценить степень ее серьезности. Проблемы,  с которыми обращаются сотрудники могут быть разнообразны. Среди них вопросы урегулирования семейных и профессиональных конфликтов, определение и коррекция своих характерологических черт, снятие стресса и др.  Безусловно, оказание психологической помощи гарантирует сотрудникам, обратившимся за помощью, полную анонимность. С каждым сотрудником  индивидуально  проводится работа по психоэмоциональной коррекции состояния с помощью различных методов.

     Результатом работы с психологом для персонала станет: психоэмоциональное состояние сотрудников  должно улучшиться, повыситсятся работоспособность,  нормализуется   сон, улучшится настроение, появится бодрость. Так же  психолог сможет обучить  сотрудников приёмам и методам  психической  саморегуляции  для применения их  в стрессовых ситуациях.

     Также на психолога можно будет возложить  обязанность по созданию комнаты  психологической поддержки и разгрузки членов коллектива.

     Комната психологической поддержки должна работать круглосуточно, вход в неёдолженбытьсвободениоткрытдлявсехжелающих. 
           Одновременно в комнате могут находиться   от одного до пяти  человек, при необходимостиибольше. 
           При  создании комнаты психологической поддержки должны учитываться четыре основных компонента;

  1. Комната должна быть оформлена так, чтобы своим интерьером радикально отличалась от служебных помещений. Это обеспечивает необходимое отвлечение работников  от  повседневной работы.
  2. Комната психологической поддержки не должна быть перенасыщена мелкими деталями и предметами.
  3. Комната должна быть изолирована от шума, вибрации и других отвлекающих и неблагоприятных факторов.
  4. Комната должна быть многофункциональной.

     Для эстетического восприятия и улучшения  звукоизоляции вся площадь комнаты будет застелена мягким ковровым покрытием нейтрального цвета (зеленого, цвета морской волны) (мягкий пол глушит звук, ощущение ногами мягкого покрытия успокаивает  сотрудников). В интерьере будут преобладать цвета, успокаивающие нервную систему – синий и голубой. Психофизиологические эффекты этих цветов следующие: снижают давление, успокаивают пульс, уменьшаютнапряжениемускулатуры,расслабляют. 
            Комнату психологической поддержки оборудуют удобными креслами приятного цвета, будет оснащена видеосистемой и приборами для снятия психоэмоционального напряжения, массажерами для ног, ступней, позвоночника. 
Оборудуя комнату психологической поддержки, должен учитываться тот факт, что по характеру восприятия информации все люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетов.  Для создания благоприятной обстановки в комнате психологической поддержки надо постараться сделать так, чтобы обстановка в ней была приятна взгляду визуала, воспроизводимая музыка отличалась чистотой для слуха аудиала, кинестеты могли себя уютно чувствовать в удобных креслах.

     Для поддержания эффективности  деятельности сотрудников предприятия в комнате  психологической поддержки необходимо предложить всё, начиная от простого отдыха и заканчивая применением комплекса разнообразных методов воздействия: 
          - музыка оказывает значительное воздействие на нервную систему человека, а через неё и на  организм в целом.

     Прослушивание специально подобранных музыкальных программ (классические музыкальные произведения),   способствует нормализации психического состояния, скорейшему восстановлению сил во время отдыха, после тяжёлой работы; предупреждает развитие состояний утомления, монотонии.  Музыка помогает  быстро мобилизоваться собраться с силами, или же, напротив, при чрезмерном волнении – отвлечь, успокоить, поднять настроение; 
        -просмотррелаксационныхвидеофильмов.

     Просмотр  релаксационных видео фильмов с  пейзажами природы улучшает самочувствие и настроение, гармонизирует психоэмоциональное состояние (Зимой лучшее воздействие на психоэмоциональное состояние оказывает просмотр  летних пейзажей;летом–зимних);

     - релаксация  при помощи специальных приборов (обязательно при контроле психологакомпании) 
           Программы прибора сочетают комбинацию ритмов, тонов определенной высоты и музыкальных звуковых эффектов с калейдоскопическими эффектами световой стимуляции. Прибор содержит 100 программ с различными направлениями  в зависимости от состояния человека;

Информация о работе Совершенствование социально-психологических методов управления персоналом на предприятии торговли