Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 16:23, курсовая работа
Цель работы – разработка путей совершенствования социально-психологических методов управления персоналом в современных условиях на примере ООО «Компаньон Сити». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
– изучение теоретических основ и современных тенденций социально-психологических методов управления и их роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
– проведение комплексного анализа состояния социально – психологического климата в коллективе ООО «Компаньон Сити» и определение основных причин его ухудшения
– разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию социально – психологических методов управления коллективом предприятия, в соответствии с выявленными недостатками в системе управления организацией.
Введение……………………………………………………………………………........ 3
Глава 1 Теоретические аспекты использования социологических и психологических методов в управлении персоналом
1.1 Социологические и психологические методы управления
и их характеристика …………………………………………………………………..... 5
1.2 Рекомендации по использованию социально-психологических методов в управлении персоналом ……………………………………………………………….. 15
Глава 2 Анализ применения социально-психологических методов управления персоналом в ООО «Компаньон Сити»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Компаньон Сити» ….. 20
2.2 Анализ социально-психологических методов, применяемых в ООО «Компаньон Сити» …………………………………………………………………………………… 36
Глава 3 Мероприятия по совершенствованию социально-психологических методов управления в ООО «Компаньон Сити» ……………………………………………… 43
Заключение ……………………………………………………………………………... 58
Библиография ………………………..…………………………………………………. 62
Приложения ……………………………………………………………………………..
- совместно с директором предприятия участвует в определении задач социального развития;
- осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих;
-разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего; дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей;
- участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих;
- подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в производственную практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль над их выполнением;
- анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников;
- принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований;
- консультирует руководителей предприятия по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами;
- выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.
Коллектив предприятий обычно не слишком заинтересован в беседах с психологом, поэтому одним из лучших способов снять напряжение в этом плане является организация нескольких методических семинаров по знакомству с новыми методами работы психолога на предприятии. При проведении таких семинаров (особенно первого) важно не столько что-то разъяснить работникам предприятия, сколько суметь произвести на них впечатление (понравиться им). При любых разговорах с работниками необходимо иногда обращаться к ним за советом и помощью, всячески подчеркивать их большой опыт и знание (в большинстве случаев это не лесть, а признание действительного положения вещей).
Первым шагом в работе психолога должно быть наблюдение и исследование работы отдельных отделов и их руководителей, специалистов и рабочих. Для анализа психологического состояния коллектива отдела хорошо использовать методику «Оценка психологического климата в коллективе»
Можно
оценить уровень социально-
Среди руководящего персонала психолог может провести исследование по методике «Оценка способов реагирования в конфликтах» (Приложение Б)
С помощью адаптированной Н. В. Гришиной методики К. Н. Томоса (1973), американского социального психолога, определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, насколько стремится к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.
По каждому из пяти разделов опросника (соперничества, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление) подсчитывается количество ответов. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.
Исследование состояния человека в труде и исследование стресса, а именно:
- состояние утомления (перегрузки или недогрузки);
- состояние монотонности;
- эмоциональное напряжение (несправедливость оплаты, неопределенность профессионального будущего и т.д.).
Исследование состояния человека можно определить с помощью двух методик «Самочувствие – Активность – Настроение». Предназначается для комплексной оценки преобладающего настроения человека. (Приложение В)
В этой методике испытуемому предлагается много пар оценочных суждений с противоположными по смыслу прилагательными. С помощью суждений он должен оценить свое доминирующее самочувствие, активность и настроение.
«Уровень субъективного контроля (УСК)».
Субъективным контролем называется склонность человека брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что происходит. В отличие от субъективного может существовать так называемый объективный контроль событий, при котором они происходят по воле обстоятельств, случая, независимо от желания человека.
Данная методика оценивает, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него.
Кроме того психологу надо провести исследование многих моментов, которые влияют на эффективность работы всего предприятия в целом. Использовать при этом можно беседы с коллективами, с отдельными людьми, собственные наблюдения, анализ работы отдельных подразделений. Исследуются:
Психологическая структура специалиста
- направленность и компетентность (профессиональной пригодности);
- профессионально значимых свойств;
- профессиональная стагнация и деформация.
Ошибки на производстве
- причины ошибок;
- анализ надежности и стратегия работы над ошибками.
Профессиональный рост и обучение
- навыки и умения;
- этапы формирования навыков;
- психологические предпосылки переучивания.
На оперативных совещаниях руководящего персонала необходимо провести анализ работы структурных подразделений, при котором рассматривались бы вопросы:
- постановки цели
- планирования работы
- выбора рациональных приемов
- контроля
- самоконтроля
- взаимоконтроля
- формы и способов подведения итогов работы подразделения
По результатам проведения методики «Оценка психологического климата в коллективе» и «Оценка способов реагирования в конфликтах» можно будет определить, в каком отдельном коллективе наихудший психологический климат, эти данные будут соотноситься с результатом опроса руководителя такого коллектива, Для такого руководителя будут преобладать позиции: соперничество или избежания.
Методика САН даст комплексную оценку преобладающего настроения человека и, следовательно, даст представление об эмоциональном состоянии сотрудников. Можно предположить, что определится круг людей с пониженным эмоциональным фоном, особенно в отделах с плохим психологическим климатом, с авторитарным руководителем.
Методика УКС поможет определить потенциально новых лидеров, которые могут войти в круг руководящего персонала.
Также психолог будет проводить индивидуальные беседы с работниками. Обратиться за помощью к психологу на предприятии сможет любой сотрудник, который в ней нуждается, независимо от должности. Как правило, это сотрудники, находящиеся в состоянии стресса, чувствующие себя морально и психически истощенными. Человеку не всегда удается справиться с проблемой самостоятельно потому, что он сам не всегда осознает проблему и порой не в состоянии оценить степень ее серьезности. Проблемы, с которыми обращаются сотрудники могут быть разнообразны. Среди них вопросы урегулирования семейных и профессиональных конфликтов, определение и коррекция своих характерологических черт, снятие стресса и др. Безусловно, оказание психологической помощи гарантирует сотрудникам, обратившимся за помощью, полную анонимность. С каждым сотрудником индивидуально проводится работа по психоэмоциональной коррекции состояния с помощью различных методов.
Результатом работы с психологом для персонала станет: психоэмоциональное состояние сотрудников должно улучшиться, повыситсятся работоспособность, нормализуется сон, улучшится настроение, появится бодрость. Так же психолог сможет обучить сотрудников приёмам и методам психической саморегуляции для применения их в стрессовых ситуациях.
Также
на психолога можно будет
Комната
психологической поддержки должна работать
круглосуточно, вход в неёдолженбытьсвободениоткрытдл
Одновременно
в комнате могут находиться от одного
до пяти человек, при необходимостиибольше.
При
создании комнаты психологической поддержки
должны учитываться четыре основных компонента;
Для
эстетического восприятия и улучшения
звукоизоляции вся площадь
Комнату
психологической поддержки оборудуют
удобными креслами приятного цвета, будет
оснащена видеосистемой и приборами для
снятия психоэмоционального напряжения,
массажерами для ног, ступней, позвоночника.
Оборудуя комнату психологической поддержки, должен
учитываться тот факт, что по характеру
восприятия информации все люди делятся
на визуалов, аудиалов и кинестетов. Для
создания благоприятной обстановки в
комнате психологической поддержки надо
постараться сделать так, чтобы обстановка
в ней была приятна взгляду визуала, воспроизводимая
музыка отличалась чистотой для слуха
аудиала, кинестеты могли себя уютно чувствовать
в удобных креслах.
Для
поддержания эффективности деятельности
сотрудников предприятия в комнате психологической
поддержки необходимо предложить всё,
начиная от простого отдыха и заканчивая
применением комплекса разнообразных
методов воздействия:
- музыка
оказывает значительное воздействие на
нервную систему человека, а через неё
и на организм в целом.
Прослушивание
специально подобранных музыкальных программ
(классические музыкальные произведения),
способствует нормализации психического
состояния, скорейшему восстановлению
сил во время отдыха, после тяжёлой работы;
предупреждает развитие состояний утомления,
монотонии. Музыка помогает быстро мобилизоваться
собраться с силами, или же, напротив, при
чрезмерном волнении – отвлечь, успокоить,
поднять настроение;
-
Просмотр
релаксационных видео фильмов с
пейзажами природы улучшает самочувствие
и настроение, гармонизирует
-
релаксация при помощи специальных приборов
(обязательно при контроле психологакомпании)
Программы
прибора сочетают комбинацию ритмов, тонов
определенной высоты и музыкальных звуковых
эффектов с калейдоскопическими эффектами
световой стимуляции. Прибор содержит
100 программ с различными направлениями
в зависимости от состояния человека;