Совершенствование сбытовой деятельности предприятия на примере ГП «ГМЗ №1»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:16, дипломная работа

Описание работы

Современные экономические отношения характеризуются демонополизацией, наличием различных форм собственности, либерализацией цен, высокой экономической самостоятельностью предприятий, острой конкурентной борьбой. В этих условиях, а также с учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции предприятие не может полагаться только на существующие ныне товары и методы сбыта готовой продукции. Следовательно, каждое предприятие должно заботиться о выгодности ассортимента продукции, качестве выпускаемой продукции и, что не маловажно, о совершенствовании сбытовой деятельности предприятия.

Работа содержит 1 файл

Совершенствование сбытовой деятельности предприятия на примере ОАО.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

Наряду с рассмотренным  выше коэффициентом, к показателям, характеризующим эффективность внешнеэкономических связей, в том числе  экспортной деятельности, можно отнести коэффициент сбалансированности, который равен отношению сальдо внешней торговли к товарообороту [42, с.7].

Рассчитаем коэффициент  сбалансированности внешнеэкономических связей рассматриваемого предприятия с основным торговым партнером – Российской Федерацией (см. таблицу 2.15).

 

Таблица 2.15 – Значения коэффициента сбалансированности внешнеэкономических связей с Российской Федерацией

Годы

Значение показателя

2006

0,78

2007

0,95

2008

0,96


Примечание  ― Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

В 2006 году внешнеторговая связь с Российской Федерацией была несбалансированная с превышением экспорта, а в 2007 и 2008гг. данная связь практически односторонняя при значительном превышении экспорта, т.к. показатель сбалансированности близок к единице.

Коэффициент сбалансированности внешнеторговых связей с Украиной в 2008 году равен 1, что говорит о  предельной односторонности экспортной связи КУП «ГМЗ №1» с данным государством за рассматриваемый год.

К показателям, характеризующим  экспортную деятельность предприятия, относится также показатель структуры  экспорта (таблица 2.16).

 

Таблица 2.16 ― Значения показателя структуры экспорта предприятия

с основными  торговыми партнерами

Годы

Российская Федерация

Украина

2006

1

2007

1

2008

0,97

0,03


Примечание  ― Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Данные значения показателя говорят о том, что в 2006 и 2007 годах 100% экспорта продукции собственного производства КУП «ГМЗ №1» приходилось на Российскую Федерацию, а в 2008 году – 97%. Остальные 3% экспорта пришлись на Украину.

 

 

 

3 Совершенствование сбытовой  деятельности на КУП «ГМЗ №1»

 

 

 

3.1 Активизация  инвестиционной деятельности

 

 

Под инвестиционной деятельностью в соответствии с белорусским законодательством понимаются действия юридического или физического лица либо государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) или достижения иного значимого результата (ст. 2 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь).

Активизации инвестиционной деятельности на КУП «ГМЗ №1» является одним из направлений совершенствования системы стимулирования сбыта продукции на внешних рынках, так как внедрение нового оборудования и современных технологий позволит снизить себестоимость продукции и повысить конкурентоспособность продукции.

В 2008 году белорусской исследовательской компанией «АМИКО» были проведены маркетинговые исследование и анализ рынка молочной продукции.

Данные исследования по затратной оценке стоят 2 млн.руб. Предприятие ОАО «Гормолзавод № 2» приобрело данные исследования.

В исследованиях приведены  следующие результаты.

С начала 2008 г. в сельхозпредприятиях отмечается рост производства молока. В январе произведено 1016,4 тыс. т молока (рост 47,6 тыс. т). Надой молока на корову составил 269 кг (больше показателя 2006 года на 25 кг).

По официальной статистике, белорус потребляет в среднем около 20 литров молока в год, что в двадцать раз меньше, чем в Швеции.

Около 20% продукции на молочном рынке сделано из некачественного  или фальсифицированного сырья.

Рынок молока и рынок  упаковки зеркально отражают друг друга, поэтому имеют одинаковые перспективы и развиваются по одному сценарию.

По данным экспертов на конец 2007 года, развитие сегмента упаковочного рынка для молочной отрасли в ближайшие 5 лет вырастет на 40%.

Рост рынка молочной продукции произошел за счет увеличения продаж обогащенного кефира и творога - соответственно на 27% и 25%.

Рост сегмента масла  будет происходить в основном за счет увеличения числа сетевых  клиентов.

Более половины всего  объема импорта, как в натуральном (52,5%), так и в денежном выражении (67,4%), составляет импорт сыров.

В сегменте «Молоко и  сливки, сгущенные или с добавлением  сахара или других подслащивающих веществ» наибольший объем импорта приходится на Россию (69,3% объема в натуральном и 65,6% в денежном выражении).

В сегменте «Молочная сыворотка, и пр.» лидирует компания ЗАО «БелБакалея» (20,5% объема в натуральном и 20,5% в денежном выражении).

За период с января по сентябрь 2007 года объем производства цельномолочной продукции составил 7,6 млн. тонн.

Около третей доли всего  объема экспорта, как в натуральном (33,3%), так и в денежном выражении (33,3%), составляет экспорт сегмента «Пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и пр.».

Потребительский спрос  все больше индивидуализируется, многие предпочитают выбирать продукты, соответствующие их образу жизни, где немаловажную роль играет система питания, акцентируется внимание на калорийности и полезности пищи.

В ближайшие десять лет  потребление традиционных кисломолочных  продуктов, таких как кефир, сметана, творог, может снизиться.

Исследования носили независимый характер, поэтому носят  объективный характер.

ОАО «Гормолзавод № 1» проанализировал данные результаты и решило в лице руководителей предприятия реструктурировать производство в следующих направлениях:

  1. Увеличить производство сыров на экспорт на 5%;
  2. Увеличить производство обогащённого кефира и творога на 10%,
  3. Увеличить долю маложирного и безпроцентного молока и кефира в общем объёме производства.

Для реструктуризации производства необходима закупка новых линий  по производству обогащённого кефира и творога и маложирного и безпроцентного молока и кефира немецкой компании Агромаш (Россия).

Смета затрат   на   покупку  и монтаж оборудования приведены  в таблице 3.1.

 

 

Таблица 3.1 Смета затрат   на   покупку  и монтаж оборудования в 2009 году

Оборудование

Цена, млн. руб.

Количество, шт.

Стоимость, млн.руб.

Вакуумный реактор

3,7

2

7,4

Варочный реактор

3,9

2

7,8

Жиротопка

5,4

2

10,8

Плавитель

4,4

2

8,8

Ванны длительной пастеризации

5,1

2

10,2

Миксер-гомогенизатор

3,2

4

12,8

Заквасочник

3,4

4

13,6

Упаковочная линия Tauras-Fenix

16,3

2

32,6

Упаковочно-фасовочная линия  САЯНАЛ

15,5

2

31

Итого:

   

135


Примечание. Источник: собственная разработка.

 

По предварительным  подсчётам отдела маркетинга данные мероприятия позволят увеличить  общий объём продаж на 3% ежегодно.

В 2009 году  во втором полугодии будет проведен следующий план маркетинговых исследований на предприятии, которые позволят расширить рынки сбыта и изучить спрос на продукцию КУП «Гормолзавод №1».

План мероприятий по исследованию новых рынков составлялся  отделом маркетинга предприятия.

 

 

 

 

Таблица 3.2 План маркетингового исследования на предприятии на 2009г

Дата

Должность сотрудника отдела маркетинга

Поставленная задача

Метод

Июль 2007

Специалист по маркетингу 1 категории

Рынок г. Гомеля

Определить характер потребителя, рассмотреть потенциальных конкурентов  и посредников на этом рынке.

Опрос

Наблюдение

Август

Специалист по маркетингу 1 категории

Рынок г. Могилева

Исследовать обеспеченность качественными  товарами потребителя

Определить взаимосвязь цены и  спроса на рынке.

Опрос

 

 

Эксперимент

Сентябрь

Специалист по маркетингу 2 категории

Рынок г. Минска

Исследовать поведение и реакцию  покупателей относительно цен на товары предприятия

Наблюдение

Опрос

Октябрь

Специалист по маркетингу 2 категории

Рынок РБ

Исследовать действия конкурентов  на рынке РБ, определить их  сильные  и слабые стороны

Контент-анализ рекламных материалов, публикаций в периодической печати

Ноябрь

Специалист по маркетингу 1 категории

Установить, какой вид рекламы  в наибольшей степени будет способствовать увеличению объема продаж продукции  предприятия

Эксперимент

Декабрь

Специалист по маркетингу 1 категории

Рынок Московской области

Исследовать действия конкурентов  на рынке, определить их  сильные  и слабые стороны.

Контент-анализ рекламных материалов, публикаций в периодической печати


Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Бюджет маркетинговых  исследований  по предварительным  подсчётам составит:

 

Таблица 3.3 Бюджет маркетинговых  исследований

задачи

Поставленная задача

Бюджетная стоимость, млн. руб.

1

Рынок г. Гомеля

Определить характер потребителя, рассмотреть потенциальных конкурентов и посредников на этом рынке.

8,2

2

Рынок г. Могилева

Исследовать обеспеченность качественными  товарами потребителя

Определить взаимосвязь цены и  спроса на рынке.

6,7

3

Рынок г. Минска

Исследовать поведение и реакцию  покупателей относительно цен на товары предприятия

3,9

4

Рынок РБ

Исследовать действия конкурентов  на рынке РБ, определить их  сильные  и слабые стороны

8,9

5

Установить, какой вид рекламы  в наибольшей степени будет способствовать увеличению объема продаж продукции предприятия

4,2

6

Рынок Московской области

Исследовать действия конкурентов  на рынке, определить их  сильные  и слабые стороны.

27,2

Итого

 

59,1


Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Бюджет маркетинговых  исследований составит 59,1млн. руб.

 

Составим смету затрат (табл. 3.4).

 

Таблица 3.4 Смета затрат на маркетинговые исследования

Статья затрат

Сумма, млн.руб.

Покупка исследования

2

Модернизация производства

135

Проведение собственных  исследований

59,1

Общая сумма

196,1


Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Ожидается, что  проведённые маркетинговые исследования и инвестиционные вложения на основании  исследований увеличат  объём продаж на 2% от аналогичного периода прошлого года.

Общий прирост  объёма продаж составит 5%.

Выручка в 2008 году составила 49498 млн. руб. Рентабельность продукции – 3,97%.

Посчитаем эффективность  от проведения маркетинговых исследований и результатов исследований независимой  компанией.

Увеличение выручки  составит:

Ув=49498*0,05=2474,9 млн. руб.

Прибыль от реализации от дополнительной выручки составит:

П=2474,9*0,0397=98,25 млн. руб.

Эффект составит:

Э=98,25+98,25*(1/(1,2))+98,25*(1/(1,2)^2)-196,1=52,25 млн.руб.

Срок окупаемости:

Оп=2+(-(98,25+98,25*(1/(1,2))-196,1))/(98,25*(1/(1,2)^2))=2,2 года

Проект можно считать эффективным, так как чистая текучая стоимость больше 0  и равна 52,25 млн. руб. За счёт новых идей в маркетинге организаторам проекта удастся за 2,2 года вернуть деньги, вложенные в проект.

Для выполнения маркетинговых исследований в полном объёме необходима эффективная организация работы отдела маркетинга на предприятии.

Для повышения  эффективности маркетинговых исследований маркетинговому отделу предприятия  следует расширить спектр маркетинговых  исследований. Полученные данные позволят принимать более взвешенные решения о выпуске новых видов продукции, об изменении дизайнов упаковок, корректировке цен, проведении рекламных мероприятий, о методах продвижения продукции, что в конечном итоге будет способствовать достижению предприятием определенных высот на отечественном и  российском рынках. Кроме того, необходимо использовать весь спектр методов маркетинговых исследований, что позволит получать более объективную информацию.

Информация о работе Совершенствование сбытовой деятельности предприятия на примере ГП «ГМЗ №1»