Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:16, дипломная работа
Современные экономические отношения характеризуются демонополизацией, наличием различных форм собственности, либерализацией цен, высокой экономической самостоятельностью предприятий, острой конкурентной борьбой. В этих условиях, а также с учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции предприятие не может полагаться только на существующие ныне товары и методы сбыта готовой продукции. Следовательно, каждое предприятие должно заботиться о выгодности ассортимента продукции, качестве выпускаемой продукции и, что не маловажно, о совершенствовании сбытовой деятельности предприятия.
Наряду с рассмотренным выше коэффициентом, к показателям, характеризующим эффективность внешнеэкономических связей, в том числе экспортной деятельности, можно отнести коэффициент сбалансированности, который равен отношению сальдо внешней торговли к товарообороту [42, с.7].
Рассчитаем коэффициент сбалансированности внешнеэкономических связей рассматриваемого предприятия с основным торговым партнером – Российской Федерацией (см. таблицу 2.15).
Таблица 2.15 – Значения коэффициента сбалансированности внешнеэкономических связей с Российской Федерацией
Годы |
Значение показателя |
2006 |
0,78 |
2007 |
0,95 |
2008 |
0,96 |
Примечание ― Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
В 2006 году внешнеторговая связь с Российской Федерацией была несбалансированная с превышением экспорта, а в 2007 и 2008гг. данная связь практически односторонняя при значительном превышении экспорта, т.к. показатель сбалансированности близок к единице.
Коэффициент сбалансированности внешнеторговых связей с Украиной в 2008 году равен 1, что говорит о предельной односторонности экспортной связи КУП «ГМЗ №1» с данным государством за рассматриваемый год.
К показателям, характеризующим экспортную деятельность предприятия, относится также показатель структуры экспорта (таблица 2.16).
Таблица 2.16 ― Значения показателя структуры экспорта предприятия
с основными торговыми партнерами
Годы |
Российская Федерация |
Украина |
2006 |
1 |
– |
2007 |
1 |
– |
2008 |
0,97 |
0,03 |
Примечание ― Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Данные значения показателя говорят о том, что в 2006 и 2007 годах 100% экспорта продукции собственного производства КУП «ГМЗ №1» приходилось на Российскую Федерацию, а в 2008 году – 97%. Остальные 3% экспорта пришлись на Украину.
3 Совершенствование сбытовой деятельности на КУП «ГМЗ №1»
3.1 Активизация инвестиционной деятельности
Под инвестиционной деятельностью в соответствии
с белорусским законодательством понимаются
действия юридического или физического
лица либо государства (административно-
Активизации инвестиционной деятельности на КУП «ГМЗ №1» является одним из направлений совершенствования системы стимулирования сбыта продукции на внешних рынках, так как внедрение нового оборудования и современных технологий позволит снизить себестоимость продукции и повысить конкурентоспособность продукции.
В 2008 году белорусской исследовательской компанией «АМИКО» были проведены маркетинговые исследование и анализ рынка молочной продукции.
Данные исследования по затратной оценке стоят 2 млн.руб. Предприятие ОАО «Гормолзавод № 2» приобрело данные исследования.
В исследованиях приведены следующие результаты.
С начала 2008 г. в сельхозпредприятиях отмечается рост производства молока. В январе произведено 1016,4 тыс. т молока (рост 47,6 тыс. т). Надой молока на корову составил 269 кг (больше показателя 2006 года на 25 кг).
По официальной статистике, белорус потребляет в среднем около 20 литров молока в год, что в двадцать раз меньше, чем в Швеции.
Около 20% продукции на молочном рынке сделано из некачественного или фальсифицированного сырья.
Рынок молока и рынок упаковки зеркально отражают друг друга, поэтому имеют одинаковые перспективы и развиваются по одному сценарию.
По данным экспертов на конец 2007 года, развитие сегмента упаковочного рынка для молочной отрасли в ближайшие 5 лет вырастет на 40%.
Рост рынка молочной продукции произошел за счет увеличения продаж обогащенного кефира и творога - соответственно на 27% и 25%.
Рост сегмента масла будет происходить в основном за счет увеличения числа сетевых клиентов.
Более половины всего объема импорта, как в натуральном (52,5%), так и в денежном выражении (67,4%), составляет импорт сыров.
В сегменте «Молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ» наибольший объем импорта приходится на Россию (69,3% объема в натуральном и 65,6% в денежном выражении).
В сегменте «Молочная сыворотка, и пр.» лидирует компания ЗАО «БелБакалея» (20,5% объема в натуральном и 20,5% в денежном выражении).
За период с января по сентябрь 2007 года объем производства цельномолочной продукции составил 7,6 млн. тонн.
Около третей доли всего объема экспорта, как в натуральном (33,3%), так и в денежном выражении (33,3%), составляет экспорт сегмента «Пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и пр.».
Потребительский спрос все больше индивидуализируется, многие предпочитают выбирать продукты, соответствующие их образу жизни, где немаловажную роль играет система питания, акцентируется внимание на калорийности и полезности пищи.
В ближайшие десять лет потребление традиционных кисломолочных продуктов, таких как кефир, сметана, творог, может снизиться.
Исследования носили независимый характер, поэтому носят объективный характер.
ОАО «Гормолзавод № 1» проанализировал данные результаты и решило в лице руководителей предприятия реструктурировать производство в следующих направлениях:
Для реструктуризации производства необходима закупка новых линий по производству обогащённого кефира и творога и маложирного и безпроцентного молока и кефира немецкой компании Агромаш (Россия).
Смета затрат на покупку и монтаж оборудования приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 Смета затрат на покупку и монтаж оборудования в 2009 году
Оборудование |
Цена, млн. руб. |
Количество, шт. |
Стоимость, млн.руб. |
Вакуумный реактор |
3,7 |
2 |
7,4 |
Варочный реактор |
3,9 |
2 |
7,8 |
Жиротопка |
5,4 |
2 |
10,8 |
Плавитель |
4,4 |
2 |
8,8 |
Ванны длительной пастеризации |
5,1 |
2 |
10,2 |
Миксер-гомогенизатор |
3,2 |
4 |
12,8 |
Заквасочник |
3,4 |
4 |
13,6 |
Упаковочная линия Tauras-Fenix |
16,3 |
2 |
32,6 |
Упаковочно-фасовочная линия САЯНАЛ |
15,5 |
2 |
31 |
Итого: |
135 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
По предварительным подсчётам отдела маркетинга данные мероприятия позволят увеличить общий объём продаж на 3% ежегодно.
В 2009 году во втором полугодии будет проведен следующий план маркетинговых исследований на предприятии, которые позволят расширить рынки сбыта и изучить спрос на продукцию КУП «Гормолзавод №1».
План мероприятий по исследованию новых рынков составлялся отделом маркетинга предприятия.
Таблица 3.2 План маркетингового исследования на предприятии на 2009г
Дата |
Должность сотрудника отдела маркетинга |
Поставленная задача |
Метод |
Июль 2007 |
Специалист по маркетингу 1 категории |
Рынок г. Гомеля Определить характер потребителя,
рассмотреть потенциальных |
Опрос Наблюдение |
Август |
Специалист по маркетингу 1 категории |
Рынок г. Могилева Исследовать обеспеченность качественными товарами потребителя Определить взаимосвязь цены и спроса на рынке. |
Опрос
Эксперимент |
Сентябрь |
Специалист по маркетингу 2 категории |
Рынок г. Минска Исследовать поведение и реакцию покупателей относительно цен на товары предприятия |
Наблюдение Опрос |
Октябрь |
Специалист по маркетингу 2 категории |
Рынок РБ Исследовать действия конкурентов на рынке РБ, определить их сильные и слабые стороны |
Контент-анализ рекламных материалов, публикаций в периодической печати |
Ноябрь |
Специалист по маркетингу 1 категории |
Установить, какой вид рекламы в наибольшей степени будет способствовать увеличению объема продаж продукции предприятия |
Эксперимент |
Декабрь |
Специалист по маркетингу 1 категории |
Рынок Московской области Исследовать действия конкурентов на рынке, определить их сильные и слабые стороны. |
Контент-анализ рекламных материалов, публикаций в периодической печати |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Бюджет маркетинговых исследований по предварительным подсчётам составит:
Таблица 3.3 Бюджет маркетинговых исследований
№ задачи |
Поставленная задача |
Бюджетная стоимость, млн. руб. |
1 |
Рынок г. Гомеля Определить характер потребителя, рассмотреть потенциальных конкурентов и посредников на этом рынке. |
8,2 |
2 |
Рынок г. Могилева Исследовать обеспеченность качественными товарами потребителя Определить взаимосвязь цены и спроса на рынке. |
6,7 |
3 |
Рынок г. Минска Исследовать поведение и реакцию покупателей относительно цен на товары предприятия |
3,9 |
4 |
Рынок РБ Исследовать действия конкурентов на рынке РБ, определить их сильные и слабые стороны |
8,9 |
5 |
Установить, какой вид рекламы в наибольшей степени будет способствовать увеличению объема продаж продукции предприятия |
4,2 |
6 |
Рынок Московской области Исследовать действия конкурентов на рынке, определить их сильные и слабые стороны. |
27,2 |
Итого |
59,1 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Бюджет маркетинговых исследований составит 59,1млн. руб.
Составим смету затрат (табл. 3.4).
Таблица 3.4 Смета затрат на маркетинговые исследования
Статья затрат |
Сумма, млн.руб. |
Покупка исследования |
2 |
Модернизация производства |
135 |
Проведение собственных исследований |
59,1 |
Общая сумма |
196,1 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Ожидается, что
проведённые маркетинговые
Общий прирост объёма продаж составит 5%.
Выручка в 2008 году составила 49498 млн. руб. Рентабельность продукции – 3,97%.
Посчитаем эффективность от проведения маркетинговых исследований и результатов исследований независимой компанией.
Увеличение выручки составит:
Ув=49498*0,05=2474,9 млн. руб.
Прибыль от реализации от дополнительной выручки составит:
П=2474,9*0,0397=98,25 млн. руб.
Эффект составит:
Э=98,25+98,25*(1/(1,2))+98,25*
Срок окупаемости:
Оп=2+(-(98,25+98,25*(1/(1,2))-
Проект можно считать эффективным, так как чистая текучая стоимость больше 0 и равна 52,25 млн. руб. За счёт новых идей в маркетинге организаторам проекта удастся за 2,2 года вернуть деньги, вложенные в проект.
Для выполнения маркетинговых исследований в полном объёме необходима эффективная организация работы отдела маркетинга на предприятии.
Для повышения
эффективности маркетинговых
Информация о работе Совершенствование сбытовой деятельности предприятия на примере ГП «ГМЗ №1»