Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:04, курсовая работа
Цель и задачи исследования Цель исследования – изучить особенности гендерного подхода при разработке стратегии управления персоналом.
В связи с этим по ходу работы предстоит решить следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты стилей управления
2.Изучить сущность гендерного подхода в менеджменте
3.Проанализировать стратегию управления персоналом конкретного предприятия
4.Дать рекомендации по совершенствованию управления персоналом в соответствии с гендерным аспектом
Введение 2
1.Стили управления руководителя 6
1.1. Основные теории стилей управления руководителя 6
1.2. Теоретические обоснования и специфика понятия "гендерные различия" 14
1.3. Межличностные отношения в коллективе 29
2.Анализ стратегии управления персоналом в соответствии с гендерным подходом 40
2.1.Характеристика предприятия 40
2.2.Особенности стратегии управления персоналом на предприятии 43
2.3.Распределение полномочий в соответствии с гендерными признаками 55
2.4. Выявление гендерных аспектов менеджмента - фактор повышения эффективности управления 67
3.Совершенствование психологической работы в коллективе 71
Заключение 81
Список литературы 87
Зачастую
стандартные тренинговые
Учет
неоднородности сложной социальной,
социально-демографической
В целом, проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Субъекты управления персоналом современных предприятий и организаций фактически не знакомы или мало знакомы с установками гендерной политики, как и самим гендерным подходом в управлении человеческими ресурсами в целом. Так, только 3% предприятий и организаций нацелены на проведение гендерной политики (66 % вообще не задумывались над этим, 11 % уклонились от ответа вообще, а 20 % ответили достаточно прямо <нет>). Доля предприятий, на которых видят необходимость проведения гендерной политики значительно мала - 9%, особенно против 16 % тех, кто в принципе не согласен с необходимостью ее проведения, 64 % также не задумывались над этим вопросом, а 11% уклонились от ответа.
2. Гендерная политика в современных организациях и предприятиях не проводится или проводится чрезвычайно мало, фрагментарно, отрывочно, на интуитивном уровне. Нигде речи не ведется о разработке и формализованном закреплении гендерной политики в общей кадровой политике предприятий и организаций.
3. Реализация гендерной политики и осознание необходимости ее проведения детерминируется рядом объективных и субъективных факторов. Так, осознают необходимость проведения каких-либо мероприятий по регулированию гендерных диспропорций в основном департаменты по управлению персоналом (16,7%) крупных промышленных предприятий, созданных до 1992 г., на основе имеющихся фондов, по форме собственности - в основном ОАО и ООО. Новые же организации, как это не парадоксально, не проявляют к регулированию гендерных отношений никакого интереса. На стадии создания и роста предприятия, а также зрелости, мало кто задумывается над проведением гендерной политики, аналогично и ее необходимости.
Между тем, зарубежные предприниматели поняли эффективность участия женщин в труде и управлении, они смелее и чаще берут женщин на высокие посты, четко осознав, какую выгоду это принесет. Наблюдается зависимость проведения гендерной политики и признания ее необходимости от сферы деятельности предприятий, организаций. Проводят ее в большей степени в промышленности (72,2 %), в меньшей - в других отраслях. Как ни печально, государственные и муниципальные предприятия из обследованных нами вообще не проводят гендерной политики, хотя, казалось бы, они первые призваны ее осуществлять. В зависимости от размера предприятия, средне-списочной численности персонала общая тенденция такова: чем крупнее предприятие, тем чаще оно проводит гендерную политику и в большей степени сориентировано на нее. Здесь тенденция четкая, зависимость выражена явно, разница в процентах значимая (от 28,0% на предприятиях со среднесписочной численностью более 1000 чел. и до 7,3%, 5,9% - на малых и средних предприятиях соответственно.).
4.
Значимым фактором в
При ответе на вопрос кого бы вы предпочли при приеме на работу достаточно большой сегмент работодателей (41,0 %) выбрали бы мужчину при прочих равных условиях, треть (36,9%) уклонились от прямого ответа, остальные навали женщину (22,0 %). Характерно, что сами эксперты наблюдают факты дискриминации женщин, в т.ч. при приеме на работу, в ситуации профессиональной карьеры, в оплате труда, при формировании кадрового резерва и т.п.. При этом интересно, что сами работники, по их ответам, наблюдают данные факты гораздо чаще, чем специалисты кадровых служб, что еще раз подтверждает тот факт, что многие дискриминационные ситуации отрицаются, потому, что не осознаются субъектами как таковые.
Полученные в ходе мониторинга данные позволяют наметить основные направления в сфере социального управления, а также актуализируют необходимость обратить внимание на разработку и реализацию гендерной политики в русле гуманистического, демократического подходов к управлению человеческими ресурсами на уровне организации, региона, общества в целом.
Гендерный аудит в организации - это инструмент и процесс, который определяет узкие места и проблемы равенства полов (гендерного равенства), рекомендует методы решения этих проблем, фиксирует положительный опыт в достижении гендерного равенства.
Гендерный аудит подразделения всегда начинается с анализа документации, который проводит группа организаторов аудита. Анализ документации может осуществляться на различных уровнях, например на уровне департамента, программы, подразделения и др. структурных единиц организации (учреждения, группы предприятий и т.д.), и преследовать три основные задачи:
1. Обеспечить поддающуюся проверке количественную информацию, которая станет отправной точкой и дополнит результаты совместных семинаров и индивидуальных собеседований в ходе аудита.
2. Информация, полученная в ходе анализа, используется в ходе совместного аудита в качестве материала для обсуждения и оценки.
3.
Анализ документации создает
основу для продвижения
Гендерная чувствительность документа определяется не только содержащейся в нем информацией, но и его концепцией, стилем и тоном. Вот почему важно анализировать как гендерные материалы, так и документы, не затрагивающие эту проблему.
Для того, чтобы определить гендерную чувствительность документов, необходимо ответить на приведенные ниже вопросы и вопросы, подобные им:
- Каким образом данный предмет или вопрос по-разному сказывается на мужчинах и женщинах?
- Почему он сказывается на них по-разному?
- Что предпринимается в связи с этим?
Все
анализируемые документы
Организация и проведение анализа документации
в ходе гендерного аудита
Для проведения гендерного аудита необходимо организовать работу в подразделениях по отбору и оценке документов (этап 1), провести анализ документации (этап 2), подготовить заключение и рекомендации по результатам анализа документов (этап 3):
Этап 1. До начала работы группы организаторов подразделение собирает материалы для пакета документов гендерного аудита. Для этого:
-
каждое подразделение
-
назначается координатор
-
руководитель группы
-
один и тот же документ не
должен направляться двум
-
все члены группы должны
-
члены группы должны получить
документы для анализа по
Словарь кадрового делопроизводства. Интранет - распределенная корпоративная вычислительная сеть, предназначенная для обеспечения теледоступа сотрудников к корпоративным информационным ресурсам и использующая программные продукты и технологии Интернета. Интранет позволяет контролировать доступ к корпоративной информации.
Цель
таблицы анализа документации - выявить
в исследуемых документах общие
признаки гендерного аспекта или
гендерного анализа. Данная таблица
используется для анализа административной,
технической и продуктовой
Этап 2. Члены группы организаторов аудита заполняют:
- таблицы анализа документации (приложение 2);
-
аналитическую сводку по
- итоговую аналитическую сводку по документации подразделения (прил 4).
Таблицы
анализа документов и итоговые аналитические
сводки могут быть административными;
техническими и содержательными; информационно-
При заполнении таблицы в ней сначала необходимо указать вид документации (например, "подбор кадров и человеческие ресурсы") и вписать в нужную графу ч. 1 название анализируемого документа. Затем оценить приведенные в таблице утверждения с точки зрения того, насколько точно они описывают документ, и обвести кружком соответствующую цифру.
Для оценки того, в какой мере документ соответствует этим утверждениям, целесообразно использовать следующую шкалу:
-
документ совсем не
-
документ соответствует
-
документ соответствует
-
документ соответствует
-
документ соответствует
-
документ соответствует
Информация о работе Совершенствование психологической работы в коллективе