Совершенствование психологической работы в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования Цель исследования – изучить особенности гендерного подхода при разработке стратегии управления персоналом.
В связи с этим по ходу работы предстоит решить следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты стилей управления
2.Изучить сущность гендерного подхода в менеджменте
3.Проанализировать стратегию управления персоналом конкретного предприятия
4.Дать рекомендации по совершенствованию управления персоналом в соответствии с гендерным аспектом

Содержание

Введение 2
1.Стили управления руководителя 6
1.1. Основные теории стилей управления руководителя 6
1.2. Теоретические обоснования и специфика понятия "гендерные различия" 14
1.3. Межличностные отношения в коллективе 29
2.Анализ стратегии управления персоналом в соответствии с гендерным подходом 40
2.1.Характеристика предприятия 40
2.2.Особенности стратегии управления персоналом на предприятии 43
2.3.Распределение полномочий в соответствии с гендерными признаками 55
2.4. Выявление гендерных аспектов менеджмента - фактор повышения эффективности управления 67
3.Совершенствование психологической работы в коллективе 71
Заключение 81
Список литературы 87

Работа содержит 1 файл

АВТОР ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕСОНАЛОМ.doc

— 650.50 Кб (Скачать)

     Правая  колонка в таблице оставлена  для примечаний и комментариев. С  помощью нее можно дополнить  свой анализ. Затем все баллы суммируются и полученная общая сумма записывается в графу напротив названия документа в ч. 1 прил 2.

     Ниже  представлены формы для заполнения - таблицы анализа документации (на примере анализа административной документации).

     Заполнив  таблицу 1, члены группы анализа документации заполняют аналитическую сводку по всем категориям документации. Рассмотрим ее форму на примере аналитической сводки по административной документации (прил.3).

     И далее выполняется итоговая аналитическая  сводка по документации подразделения (прил.4).

     Словарь кадрового делопроизводства. Таблицы  анализа документов и итоговые аналитические  сводки документации подразделения - это  инструменты для количественного  исчисления полученных данных как основы для будущих действий.

     Для более глубокого анализа четырех категорий документации подразделения, которые могли бы послужить основанием для дополнительного обсуждения вопросов гендерного равенства в исследуемой организации, целесообразно использовать ряд дополнительных вопросов. Так, например, для выявления гендерно ориентированной документации могут быть заданы такие вопросы:

     - Имеются ли в вашем подразделении  гендерно ориентированные документы?

     - Если да, то являются ли они  эффективным инструментом, помогающим  подразделению продвигать гендерное равенство среди ваших партнерских организаций?

     А для оценки наличия и степени  использования документации такие:

     - Какие материалы по гендерным  вопросам имеются в подразделении?

     - Широко ли они используются?

     - Если да, то кто их использует  и для каких целей?

     Данные  вопросы могут относиться ко всем имеющимся в подразделении источникам по гендерной проблематике, а не только к тем, которые разработаны  самой организацией.

     - Насколько доступными являются  документы, которые разрабатываются  и используются подразделением, и для кого?

     - Является ли документы общедоступными, внутренними, конфиденциальными?

     - Можно ли с ними ознакомиться  за пределами разработавшего  их подразделения (сектора)?

     - Документы по гендерным аспектам  определенной проблемы разрабатываются подразделением, работающим над этой проблемой, или только теми подразделениями, которые специализируются на гендерных вопросах?

     Важно фиксировать название каждого документа  и использовать максимальное число  форм для анализа, следуя инструкции:

     1) для каждой категории документов оформляется соответствующая аналитическая сводка. В результате группа организаторов получает краткую характеристику гендерной чувствительности материалов по четырем категориям;

     2) итоговая аналитическая сводка  документации подразделения позволяет организаторам аудита зафиксировать данные по всем четырем категориям документов в виде таблицы, а также сделать качественные выводы по двум параметрам:

     - документы подразделения, посвященные  гендерным вопросам;

     - доступность и использование документов;

     3) количественный рейтинг документов  следует дополнить комментариями.  Комментарии весьма важны в  аудите, они помогают сформулировать  значимые вопросы, особенно когда  речь идет о планировании индивидуальных  собеседований и семинаров в  ходе аудита.

     Этап 3. Получив порученные им документы, члены группы организаторов аудита должны:

     - используя таблицы анализа документов, определить, насколько эти документы  гендерно чувствительны;

     - решить, каким образом будет использована  полученная информация: один член группы соберет все формы и заполнит соответствующие разделы в "костяке" отчета; каждый член группы напишет заключение по порученным ему/ей документам, чтобы затем уполномоченный член группы обобщил их или внес в "костяк" отчета; или будет применен другой способ;

     - заполнить формы "Аналитическая  сводка по различным категориям  документации" для каждой категории  документов и "Итоговая аналитическая  сводка по документации подразделения", которая охватывает весь объем  документации. Обе формы следует  приложить к итоговому отчету.

     Подбор  материалов для анализа пакета документов гендерного аудита

     Для того чтобы предлагаемые формы (прил.2,3,4) были заполнены наиболее полно, необходимо определить материалы, которые являются основными источниками информации. Пакет документов для гендерного аудита - один из основных источников информации в оценке программной деятельности подразделения. Он обеспечивает материал для анализа документации подразделения. Пакет документов дает группе организаторов информацию о деятельности подразделения, которая затем используется при составлении итогового отчета.

     Пакет документов для гендерного аудита (табл. 4) используется для перепроверки выводов  качественного и самостоятельного анализа.

     Таблица 7 Пакет документов для гендерного аудита

Наименование  
материалов
Перечень документов, образующих материал
Материалы по  
административным  
вопросам:
- списки сотрудников,  включая технических  
специалистов, сотрудников программ и проектов,  
технический персонал и др., с указанием их  
специальности и основных обязанностей;  
- списки консультантов с указанием их обязанностей  
(технического задания);  
- отчеты о командировках сотрудников за последние  
два месяца перед аудитом;  
- правила и процедуры, действующие в подразделении,  
включая кадровую политику и процедуры;  
- документы по программе и бюджету;  
- планы помещений
Материалы  
по техническим  
и содержательным  
вопросам:
- основные документы,  исследования и публикации  
подразделения;  
- рабочие планы подразделения;  
- отчеты о крупных встречах, совещаниях, учебных  
мероприятиях с указанием списка участников;  
- обучающие материалы, используемые в настоящее время; 
- другие важные документы, отражающие работу  
подразделения
Материалы  
по информационно -  
разъяснительной  
работе:
- справка о  работе подразделения (если имеется);  
- информационно-разъяснительные материалы, брошюры,  
плакаты, буклеты, видеоматериалы, компакт-диски;  
- обложки публикаций с фотографиями, рисунками и т.д.; 
- ссылки на интернет - и интранет-сайты;  
- информационные бюллетени (печатные и электронные)
Материалы  
по техническому  
сотрудничеству:
- проектные  документы, одобренные донорами;  
- описания проектов и формулировка докладов (отчетов); 
- отчеты об оценке проектов (текущих или недавно  
завершенных)
Материалы  
по гендерным  
вопросам:
- вся значимая  тендерная документация

     Критерии  отбора документов для анализа

     По  согласованию с подразделением группы организаторов аудита отбирают документы, наиболее полно отражающие его работу. Документы должны датироваться двумя-тремя годами до аудита, исключение составляют более ранние ключевые документы, действующие по сей день.

     В крупных подразделениях и представительствах на местах с большим объемом работы организаторы аудита могут не использовать либо не успеть изучить все предложенные образцы документов, однако следует предпринять усилия к тому, чтобы охватить максимальное их число.

     Важно, чтобы анализу подверглись все  документы - как имеющие, так и  не имеющие прямого отношения  к гендерным вопросам:

     - анализ с точки зрения комплексного гендерного подхода. Наиболее важную информацию о внедрении гендерного аспекта в деятельность подразделения в целом можно получить именно из документов общего характера, не посвященных специально гендерным проблемам;

     - документы, которые посвящены  гендерным вопросам, либо уделяют им существенное внимание, - это примеры положительного опыта. Однако значительно большую информацию об "узких местах" можно почерпнуть из материалов, которые уделяют ключевому гендерному аспекту меньше внимания, затрагивают его нечетко, "по касательной", либо вообще не затрагивают;

     - не следует рассматривать анализ  документации как способ провести  гендерную экспертизу уже существующих, завершенных документов. Цель анализа  - основываясь на имеющихся документах, сформулировать принципы и критерии гендерного подхода при написании документов в будущем.

     Структура отчета по результатам гендерного аудита

     В отчет группы организаторов аудита гендерного равенства в исследуемой  организации (программе, подразделении, департаменте и т.п.) рекомендуется включить разделы, приведенные в табл. 5.

     Таблица 5

     Структура отчета о проведении гендерного аудита

Наименование  
раздела отчета
Краткое содержание раздела отчета
Основные  выводы  
и положения
краткое ознакомление с основными разделами отчета,  
в том числе с исходной информацией, методикой  
и порядком проведения аудита, основными выводами  
и рекомендациями
От  авторов выражение признательности  сотрудникам подразделения  
или представительства, сыгравшим важную роль  
в подготовке и организации аудита, а также помогавшим  
его проведению
Перечень  
аббревиатур  
и сокращений
перечень использованных в тексте отчета аббревиатур  
и сокращений
Введение цель аудита и отчета о его проведении, общая  
информация об аудите подразделения или  
представительства, в том числе сроки и порядок  
проведения, члены группы организаторов
Методология суть и содержание методов, применяемых для проведения  
исследования, обоснование выбранных для исследования  
и анализа методов
Выводы  
и рекомендации  
по основным  
критериям
- гендерные  проблемы в условиях конкретного  
подразделения, наличие гендерных экспертных ресурсов,  
знаний и потенциала;  
- гендерный аспект в целях подразделения, в разработке 
и реализации его программ и в выборе партнерских  
организаций;  
- использование информации и знаний в подразделении,  
а также отражение политики продвижения гендерного  
равенства в производимых продуктах и общественном  
мнении о подразделении;  
- кадровая политика и людские ресурсы, принятие  
решений и организационная культура;  
- видение подразделением достижений в области  
гендерного равенства
Отчет о встрече  
с сотрудниками  
подразделения  
для получения  
обратной связи
информация (в  произвольной форме) об участниках  
встречи, о ходе и результатах беседы, об обсуждаемых  
вопросах, о выявленных проблемах и путях их решения
Примеры  
положительного  
опыта
краткое изложение  практики исследований гендерных  
аспектов в других организациях, положительные примеры  
достижения баланса гендерных интересов
Приложения - программа  проведения аудита в подразделении;  
- перечни семинаров, встреч с сотрудниками, списки  
участников, программа работы группы организаторов  
аудита;  
- перечень проанализированной документации;  
- если имеется, временная шкала мероприятий, связанных 
с гендерной проблематикой
 

 

      Заключение

     Таким образом, использование гендерного похода к управлению персоналом высшей школы актуально, целесообразно  и имеет существенную практическую значимость. На наш взгляд, гендерный  подход необходимо применять в нескольких направлениях. Во-первых, как исследовательский в области управления персоналом для выявления основных проблем. Во-вторых, для выработки оптимальной половозрастной структуры персонала вузов, обеспечивающей максимальную эффективность процесса обучения, воспитания и приобщения молодежи к научной работе и воспроизводство высококвалифицированных научно-педагогических кадров, необходимых в современных условиях реформирования системы высшей школы. В-третьих, в направлениях совершенствования системы мотивации, установления наиболее благоприятного климата в первичных трудовых коллективах для повышения эффективности труда.

     Исследование  проводилось на базе предприятия  гостиничного бизнеса. В этих условиях особую актуальность приобретает создание системы корпоративного мотивационного управления. Согласно функциональной стратегии развития кадрового потенциала ООО «Алроса» мотивация является одной из важнейших функций развития персонала отрасли. Проведенный анализ нормативно –правовых документов показал, что наибольшее внимание уделяется вопросам совершенствования системы оплаты труда и повышения ее конкурентоспособности, материальному стимулированию работников.

     Кроме того, характерной особенностью проблемной сферы мотивации к труду на сегодняшний день является сочетание  повышенного интереса к ней с отсутствием значительных научных данных в этой области, а известные нам классические модели мотивации, созданные на основе анализа и обобщения западного опыта чаще всего не применимы к российским условиям.

     Наиболее  неразработанной является проблема трудовой мотивации с позиции гендерного подхода (С. Бэм, М. Хорнер).

     В данной работе и мы попытались выявить, существует ли взаимосвязь между  мотивацией трудовой деятельности и  гендерными особенностями на примере  предприятий железнодорожного транспорта. Важность проведения исследования объясняется существующими противоречиями :

     – между потребностью в эффективной  системе стимулирования, учитывающей  гендерный аспект, и недостаточным  осмыслением этой проблемы в научной  литературе;

Информация о работе Совершенствование психологической работы в коллективе